СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самореализация младших школьников через проектную деятельность

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной системе образования особую актуальность приобретает формирование у обучающихся творческого мышления, сознательного выбора профессии, способности быстро ориентироваться в меняющемся мире, стремления к самообразованию, умения разрешать проблемы и работать в команде.  ФГОС в современной начальной школе ориентирован на формирование у младших школьников  универсальных учебных действий. В современной начальной школе реализуются разные технологии обучения, направленные на формирование указанных в стандарте результатов, в том числе и проектно-исследовательская деятельность. 

Просмотр содержимого документа
«Самореализация младших школьников через проектную деятельность»

Информационная карта инновационного педагогического опыта/практики

ФИО

Поддубная Татьяна Владимировна

Образовательная организация

МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда»

Должность

Учитель начальных классов

Стаж работы в должности

25 лет

1. Тема инновационного педагогического опыта

Самореализация младших школьников через проектную деятельность

2. Источник изменений

В современной системе образования особую актуальность приобретает формирование у обучающихся творческого мышления, сознательного выбора профессии, способности быстро ориентироваться в меняющемся мире, стремления к самообразованию, умения разрешать проблемы и работать в команде.

ФГОС в современной начальной школе ориентирован на формирование у младших школьников универсальных учебных действий.

В современной начальной школе реализуются разные технологии обучения, направленные на формирование указанных в стандарте результатов, в том числе и проектно-исследовательская деятельность.

3. Идея изменений

Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. В связи с этим уже в начальной школе необходимо использовать технологии, отвечающие требованиям настоящего времени. Одной из наиболее эффективных, гибких и универсальных является проектная технология (метод проектов), которая активизирует процесс обучения, делает его более продуктивным, формирует и развивает мотивацию обучения. Использование проектно-исследовательского метода на уроках способствует развитию личностных качеств и способностей обучающихся, создает условия для их творческой самореализации.

4. Концепция изменений:


Актуальность

Исследовательская и проектная работа включена в содержание учебников для 1-4-х классов по окружающему миру, математике, русскому языку, литературному чтению, технологии, окружающему миру. Выполняя проекты, обучающиеся активно овладевают основами проектирования и технологии, коммуникации и рефлексии, учатся самостоятельно приобретать новые знания и умения, интегрировать их и использовать в практической деятельности для разрешения реальных проблем.  

Новизна

Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления обучающиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. Проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

Ожидания

Результатом проектно-исследовательской являются личные продвижения детей, а также приобретение опыта проектно-исследовательской деятельности, главным в котором является способность создавать, представлять и защищать собственный результат и продукт.

Затруднения в реализации

1.Низкий уровень мотивации детей.

2. Нежелание детей расширять свой кругозор.

Риски

1.Формальный подход к проектно-исследовательской деятельности.

3. Условия реализации изменений (предлагаемого опыта работы)

Для формирования проектно-исследовательских умений необходимы следующие условия:

Систематичность. Работа по развитию проектно-исследовательских умений проводится в классе постоянно, в урочной и внеурочной деятельности.

Мотивированность. Учитель помогает видеть ребенку в проектно-исследовательской деятельности возможность реализации своих талантов и возможностей, способ саморазвития.

Психологический комфорт. Поощрять творческие проявления. Задача учителя: поддерживать и направлять творческие идеи обучающихся.

Учет возрастных особенностей.  Исследование должно быть посильным и интересным.

Материальная база для реализации проектно-исследовательской деятельности:

1. Лаборатория для начальной школы (натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители).

2. Дополнительная литература.

3. Сеть Интернет

4.Изобразительные наглядные пособия (рисунки, дидактический материал).

4. Результат изменений (использование предлагаемых способов обучения и воспитания)

В течение 2014/2015 учебного года обучающиеся моего класса выполнили проекты по разным предметам. Большинство проектов создается на уроках окружающего мира, технологии и внеурочной деятельности.

Результаты:

1.Всероссийский творческий дистанционный конкурс «Радуга талантов», Харючи Марина, диплом, 1 место, номинация: «Лучшая научно-исследовательская работа, статья» «Сотовый телефон: благо или вред», 2015

2. Международный творческий конкурс для детей и педагогов «Я – гений!», Королев Александр, диплом, 1 место, номинация «Великая победа», 2015

3. Всероссийский конкурс для дошкольников, школьников, педагогов «Медалингад», Королев Александр, диплом, 3 место, номинация: «Детские исследовательские научные работы, проекты» «Какая моя малая родина», 2015

4. Всероссийский дистанционный конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Наукоград-1», Салиндер Лилиана, Терентьева Людмила, диплом лауреата, «Вода…А какую воду мы пьем», 2015

5. Международный проект «Я помню! Я горжусь!», Королев Александр, автор статьи журнала «Учитель современной школы», публикация электронного журнала № 10/09.05.2015/http://www/argonika.su/node/1399? 2015

5. Описание инновационного опыта

Организуя проектную деятельность, ставлю следующую цель: создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика и для развития самостоятельной деятельности. Цель эта может быть достигнута:

- через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации

- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

1.Развитие инициативности и активности обучающихся.

2.Выявление наиболее одаренных обучающихся, склонных к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей

3.Развитие навыков проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

4.Развитие у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности

5.Поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане организации совместной деятельности и расширения кругозора обучюащихся в области научных достижений.

Используя метод проектно-исследовательской работы на уроках, убедилась в его целесообразности. Наблюдается повышение интереса детей к обучению. Обучающиеся с удовольствием включаются в проектно-исследовательскую деятельность, видят социальную и личную значимость предметно–преобразующей деятельности, которую осуществляют, что ведёт к повышению мотивации детского труда. Опыт показывает, что применение метода на уроках расширяет возможности творчества учителя и обучающихся, естественным образом соединяет теорию и практику, развивает активность, которая приводит их к большей самостоятельности, укрепляет чувство социальной ответственности, делает урок познавательным, разнообразным и современным.    

Уроки с элементами проектно-исследовательской деятельности обеспечивают интеллектуализацию технологического обучения, привлекают детей не только возможностью овладеть новыми для них трудовыми операциями, но и возможностью рассуждать, принимать решения, осуществлять интеллектуальный поиск. Метод дает простор для творческой инициативы обучающихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. 

















В современной системе образования особую актуальность приобретает формирование у обучающихся творческого мышления, сознательного выбора профессии, способности быстро ориентироваться в меняющемся мире, стремления к самообразованию, умения разрешать проблемы и работать в команде. ФГОС в современной начальной школе ориентирован на формирование у младших школьников универсальных учебных действий. В современной начальной школе реализуются разные технологии обучения, направленные на формирование указанных в стандарте результатов, в том числе и проектно-исследовательская деятельность.

Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности.

В связи с этим уже в начальной школе используются технологии, отвечающие требованиям настоящего времени. Одной из наиболее эффективных, гибких и универсальных, используемых в нашей школе-интернате является проектная технология (метод проектов), которая активизирует процесс обучения, делает его более продуктивным, формирует и развивает мотивацию обучения. Использование проектно-исследовательского метода на уроках способствует развитию личностных качеств и способностей обучающихся, создает условия для их творческой самореализации.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности

Исследовательская и проектная работа включена в содержание учебников для 1-4-х классов по окружающему миру, математике, русскому языку, литературному чтению, технологии, окружающему миру. Выполняя проекты, обучающиеся активно овладевают основами проектирования и технологии, коммуникации и рефлексии, учатся самостоятельно приобретать новые знания и умения, интегрировать их и использовать в практической деятельности для разрешения реальных проблем. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления обучающиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. Проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

Организуя проектную деятельность, ставлю следующую цель: создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика и для развития самостоятельной деятельности.

Цель эта может быть достигнута:

- через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации

- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

1.Развитие инициативности и активности обучающихся.

2.Выявление наиболее одаренных обучающихся, склонных к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей

3.Развитие навыков проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

4.Развитие у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности

5.Поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане организации совместной деятельности и расширения кругозора обучюащихся в области научных достижений.

Используя метод проектно-исследовательской работы на уроках, убедилась в его целесообразности. Наблюдается повышение интереса детей к обучению. Обучающиеся с удовольствием включаются в проектно-исследовательскую деятельность, видят социальную и личную значимость предметно–преобразующей деятельности, которую осуществляют, что ведёт к повышению мотивации детского труда. Опыт показывает, что применение метода на уроках расширяет возможности творчества учителя и обучающихся, естественным образом соединяет теорию и практику, развивает активность, которая приводит их к большей самостоятельности, укрепляет чувство социальной ответственности, делает урок познавательным, разнообразным и современным.

В течение 2014/2015 учебного года обучающиеся начальной школы выполнили проекты по разным предметам. Большинство проектов создается на уроках окружающего мира, технологии: в 1 классах выполнено 9 проектов, во 2 классах – 12, в 3-х классах – 14, в 4-х классах – 16. На занятиях внеурочной деятельности «Земля – наш общий дом», «Инфознайка», НОУ «Юный исследователь» создаются детьми индивидуальные и групповые проекты.

В течение года обучающиеся выполнили проекты и отмечены дипломами:

1.Всероссийский творческий дистанционный конкурс «Радуга талантов», Харючи Марина, диплом, 1 место, номинация: «Лучшая научно-исследовательская работа, статья» «Сотовый телефон: благо или вред», 2015

2. Международный творческий конкурс для детей и педагогов «Я – гений!», Королев Александр, диплом, 1 место, номинация «Великая победа», 2015

3. Всероссийский конкурс для дошкольников, школьников, педагогов «Медалингад», Королев Александр, диплом, 3 место, номинация: «Детские исследовательские научные работы, проекты» «Какая моя малая родина», 2015

4. Всероссийский дистанционный конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Наукоград-1», Салиндер Лилиана, Терентьева Людмила, диплом лауреата, «Вода…А какую воду мы пьем», 2015

5. Международный проект «Я помню! Я горжусь!», Королев Александр, автор статьи журнала «Учитель современной школы», публикация электронного журнала № 10/09.05.2015/http://www/argonika.su/node/1399? 2015

Уроки с элементами проектно-исследовательской деятельности обеспечивают интеллектуализацию технологического обучения, привлекают детей не только возможностью овладеть новыми для них трудовыми операциями, но и возможностью рассуждать, принимать решения, осуществлять интеллектуальный поиск. Метод дает простор для творческой инициативы обучающихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. 

Для формирования проектно-исследовательских умений необходимы следующие условия:

Систематичность. Работа по развитию проектно-исследовательских умений проводится в классе постоянно, в урочной и внеурочной деятельности.

Мотивированность. Учитель помогает видеть ребенку в проектно-исследовательской деятельности возможность реализации своих талантов и возможностей, способ саморазвития.

Психологический комфорт. Поощрять творческие проявления. Задача учителя: поддерживать и направлять творческие идеи обучающихся.

Учет возрастных особенностей.  Исследование должно быть посильным и интересным.

Материальная база для реализации проектно-исследовательской деятельности:

1. Лаборатория для начальной школы (натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители).

2. Дополнительная литература.

3. Сеть Интернет

4.Изобразительные наглядные пособия (рисунки, дидактический материал).

Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

-исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

-социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

-оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

-информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);

-презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

-рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

-менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – это педагогический эффект от включения обучающихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Второй результат – это сам выполненный проект. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой.

Выполняя проект, как показывают наблюдения, более 80% обучающихся обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности обучающегося в области решения проблем и коммуникации.


Модель организации обучения проектно-исследовательской деятельности младших школьников


Пропедевтический этап (1 класс)

Цель этапа: Погружение детей в проектно-исследовательскую деятельность через организацию разновозрастного сотрудничества с обучающимися 5-х классов.

Формы работы:

-презентационные занятия с обучающимися 5-х классов;

- коллективные творческие дела, классные часы;

- свободные уроки.

Содержание

Позиция учителя и обучающихся

Деятельность детей

УУД, формирующиеся в рамках данного этапа

- формирование первичных представлений детей о проектно-исследовательской деятельности через организацию разновозрастного сотрудничества с обучающимися 5-х классов.

- организация пробных исследовательских действий с участием родителей и 5-кл.

- оформление мобильных детских групп, реализующих мини-проекты;

- проведение свободных уроков с целью формирования и реализации собственных познавательных интересов;

-децентрализация пространства класса

Учитель: лидер в организации совместной учебно-познавательной деятельности детей.

Обучающиеся:

исполняют, выбирают



- знакомятся с книгой, со способами получения информации;

- овладевают первоначальными навыками сотрудничества (в паре, группе);

- учатся представлять результаты познавательной деятельности в виде рисунка, моделей, макетов;

- с помощью родителей и 5-ов выполняют мини-проекты;

- под руководством учителя проводят кратковременные исследования в рамках уроков;

- учатся оценивать свою деятельность (по совместно с учителем разработанным критериям).

Познавательные:

- умение наблюдать;

- находить доступную информацию в книге, из рассказа учителя, старших учеников;

- сохранять в памяти увиденное, услышанное, прочитанное;

-составлять небольшие сообщения по изучаемой теме;

- представлять результаты деятельности в виде сообщения, рисунка, модели.

Регулятивные:

-способность принимать учебную цель, участвовать в планировании её реализации;

- способность сосредоточиться на общем деле, определять свою роль;

- сотрудничать с другими детьми, учителем для реализации проекта;

- обсуждать результаты деятельности с учителем, пятиклассниками.

Коммуникативные:

- умение услышать другое мнение;

-отстаивать свою точку зрения без конфликтов;

- делиться информацией, в форме монолога (доклад) и диалога (обсуждение);


Результатом первого этапа обучения детей проектно-исследовательской деятельности можно считать:

-появившийся у детей интерес к исследовательским действиям преимущественно практического характера;

-приобретение первичных коммуникативных навыков в общении с одноклассниками, обучающимися 5-х классов, учителями;

-опыт пробных проектно-исследовательских действий, осуществляемых с помощью пятиклассников, учителя, родителей.


Организация коллективных исследований с элементами проектной деятельности (2класс)

Цель этапа: Научить детей поэтапной организации коллективного исследования с элементами проектной деятельности с целью формирования у них первоначальных проектно-исследовательских умений.

Формы работы:

-коллективные исследования, осуществлённые с учётом детской инициативы с постепенным развёртыванием всех этапов исследования;

-организация осуществления мини-проектов в рамках учебных предметов;

-специальные занятия по формированию отдельных исследовательских умений на всех уроках.

Содержание

Позиция учителя и обучающихся

Деятельность детей

УУД, формирующиеся в рамках данного этапа

- практическая реализация основных этапов исследования (рождение замысла, разворачивание замысла в деятельности, оформление и предъявление результатов;

- формирование первоначальных проектно-исследовательских умений;

- работа по реализации коллективных и индивидуальных мини-проектов;

- выход обучающихся за пределы класса школы с результатами работ

Учитель: помощник-консультант в организации совместной проектно-исследовательской деятельности детей.

Обучающиеся:

Выбирают, инициируют.

-осуществляют поиск информации из рассказа учителя, рисунка, наблюдения в природе, учебного текста, схемы;


- сотрудничают в группе по реализации коллективных проектов;


- самостоятельно осуществляют мини-проекты;


- совместно с учителем и обучающимися оценивают свою деятельность;


- участвуют в районных и областных конференциях с результатами своих работ.

Познавательные:

- с помощью учителя выстраивать гипотезы, определять цели и задачи работы;

- искать и анализировать доступную информацию;

-представлять результаты деятельности в виде иллюстраций, макетов, моделей;

-совместно выстраивать выводы по итогам реализации коллективного проекта.

Регулятивные:

-выбирать учебную цель, планировать её реализацию;

-участвовать в распределении задач между участниками проекта, сотрудничать друг с другом, учителем по их реализации;

-осуществлять взаимооценку действий и результатов коллективной работы, оценивать свой вклад в неё;

Коммуникативные:

-консультироваться у педагога, друг у друга по содержанию работы;

-вести учебный диалог с учителем, одноклассниками;

-строить монологические высказывания, отображая предметное содержание изучаемого материала;

-способность представлять результаты коллективных проектов перед широкой аудиторией детей за рамками класса, школы.

Результатами второго этапа можно считать: приобретение детьми опыта создания инициативных групп, реализующих коллективные исследовательские проекты; формирование универсальных учебных действий, связанных с реализацией проектов (осуществлять поиск информации разными способами; формулировать вопросы и выстраивать простейшие гипотезы исследования; разнообразно представлять результаты и продукты своей деятельности; оценивать свою деятельность и деятельность группы); на данном этапе происходит расширение коммуникативных каналов за счёт выхода детей с результатами работ за пределы не только класса, но и школы.

Расширение пространства проектно-исследовательской деятельности через овладение разными видами проектирования (3 и 4 классы)

Цель: Научить детей разным видам проектирования с осуществлением индивидуальных и групповых исследований по определённому плану.

Формы работы: учебный проект; образовательный проект; социальный проект;

овладение способами организации индивидуального исследования

Содержание

Позиция учителя

и обучающихся

Деятельность детей

УУД, формирующиеся в рамках данного этапа

- формирование более сложных проектно-исследовательских умений;

- овладение новыми видами проектов (учебный, образовательный, социальный проект);

-организация разновозрастного сотрудничества с учащимися среднего и старшего звена.


Учитель:

организатор и участник проектно-исследовательской деятельности детей.

Обучающиеся:

инициируют,

выбирают.

- осуществляют поиск информации в источниках разного типа;

- анкетируют других детей и взрослых;

-осуществляют индивидуальные и коллективные учебные проекты;

- с помощью учителя осуществляют образовательные проекты;

- овладевают навыками социального проектирования;

- оценивают свою деятельность по разработанным совместно с учителем критериям;

- участвуют в конференциях с результатами своих работ и выступают в качестве экспертов.

Познавательные:

-формулировать гипотезы, определять цели и задачи работы;

-выбирать методы исследования (наблюдение, эксперимент, анкетирование, измерение, сравнение, интервьюирование и др.);

-творчески преобразовывать результаты познавательной деятельности, представлять их в виде макетов, моделей, сказок, игр и пр.;

-формулировать выводы и заключения.

Регулятивные:

-инициировать учебную цель, планировать деятельность по её реализации;

-распределять задачи в группе и самостоятельно по реализации проекта;

-осуществлять взаимооценку и самооценку по реализации проекта.

Коммуникативные:

-аргументированно отстаивать свою точку зрения;

-сотрудничать с учениками среднего звена по реализации проектов в роли равноправных партнёров;

-инициировать и осуществлять сотрудничество с учителями по реализации индивидуальных проектов;

-представлять результаты индивидуальных проектов на уровне школы, района, округа.

Результатами третьего этапа можно считать: овладение детьми способами организации самостоятельной проектно-исследовательской деятельности (исследовательский, творческий, комбинированный проекты); умение самостоятельно осуществить все этапы этой деятельности, приобретение навыков равноправного делового сотрудничества с одноклассниками, учителями, родителями, учащимися среднего звена; анализ (экспертиза) результатов и продуктов своей и совместной работы; приобретение опыта разных видов проектирования.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!