СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная рабоота учащихся с ОВЗ на уроках маттематики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды самостоятельных работ

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная рабоота учащихся с ОВЗ на уроках маттематики»

Е. И. Шевкун

Формирование и развитие навыков самостоятельной работы

на уроках математики у детей с нарушением слуха.

Аннотация: статья посвящена формированию и развитию навыков самостоятельной работы у глухих учащихся. Обосновывается необходимость развития у детей навыка самостоятельной работы. Новизна статьи состоит в том, что здесь дан краткий анализ работы по развитию умений и навыков самостоятельной работы у глухих учащихся.

Ключевые слова: самостоятельная работа, уроки математики, виды работ, задания, цель, требования, учащиеся.


Развитие самостоятельности каждого человека является условием совершенствования культуры общества. Самостоятельность личности в обучении является одной из основных целей образования. Самостоятельная работа школьника, управляемая и контролируемая учителем, является медленным и терпеливым процессом. Самостоятельная работа проходит на всех этапах обучения. Она может вызвать серьезные проблемы у школьников, поскольку требует не только умственного, но и эмоционального напряжения, порождая множество неожиданных вопросов, чувств и сомнений. Это связано с тем, что большинство затруднений возникает уже на начальном этапе освоения умений и навыков, поэтому начинать эту работу нужно уже в начальных классах. Основной задачей обучения математике в школе для глухих детей является ее практическая направленность, получение знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни. Организация самостоятельной работы учащихся - один из самых сложных моментов урока. На уроках математики в школе для глухих можно выделить следующие виды самостоятельной работы:

1. Предварительная работа, подготовка к изучению новых знаний.

2. Работы, организованные с целью изучения нового материала.

3. Работы, направленные на повторение, закрепление новых знаний.

4. Работы, организуемые с целью применения знаний и формирования умений.

5. Обобщающие самостоятельные работы.

6. Проверочные самостоятельные работы.

Важно, что повышению эффективности обучения математике способствует не просто введение самостоятельных работ и увеличение их количества, а организация именно системы самостоятельных заданий, связанных со всем преподаванием в целом. При формировании навыков самостоятельной работы мы используем фронтальный, индивидуальный, групповой и другие виды. Проводим самостоятельную работу на наших уроках практически на всех этапах. Все зависит от цели, для которой это выполняется. Если для того, чтобы проверить, как дети справились со своей домашней работой, то она дается в начале урока, и выполняются задания, аналогичные тем, которые даются дома. По времени это занимает 5-10 минут. Если проводится самостоятельная работа, чтобы увидеть, как дети усвоили новый материал, то это дается на этапе закрепления. По времени это займет 5-10 минут. Такая самостоятельная работа дается детям, если новый материал был не очень сложным. Самостоятельная работа на этапе работ над пройденным материалом занимает 15-20 минут. Мы оцениваем эффективность работы прямо на уроке, обобщаем ее результаты, информируем детей, что было выполнено хорошо и на что следует обратить особое внимание. В дополнение к уроку полезно научить детей самостоятельно готовить сообщения (доклады, эссе) на различные математические темы. Сначала учащимся можно указать литературу, а затем предложить выбрать самим. Умение правильно выбрать литературу также является элементом самостоятельной деятельности школьников.

При организации самостоятельной работы необходимо руководствоваться следующими требованиями:

1. Постановка целей для учащихся: почему мы делаем самостоятельную работу, и какой результат должен быть получен в результате работы.

2. Работа должна быть дифференцирована по сложности и времени выполнения.

3. Учащимся с небольшими нарушением познавательной деятельности следует давать более сложные задания.

4. Создается благоприятный психологический микроклимат на уроке.

5. Сравниваются успехи учащегося с его прошлыми достижениями.

Правильно организованная самостоятельная деятельность способствует приобретению учащимися более глубоких и прочных знаний, развитию их познавательных и творческих способностей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся.- М.,1984.

  2. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. – М., «Просвящение», 1993.

  3. Коррекционная работа в специальных школах учреждениях. – Л., 1985


Сведения об авторах: Шевкун Елена Ивановна, учитель начальных классов, Сырых Н. В., учитель начальных классов КОУ ВО «Павловская школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Павловск Воронежской области


4