Самостоятельная работа № 1 по рассказу «Красное яблоко»
1. Как имя и фамилия автора данного рассказа?
2. Определите тему рассказа «Красное яблоко».
3. Определите основную мысль рассказа «Красное яблоко».
4. Прочитайте отрывок рассказа «Красное яблоко». Какая проблема поднимается автором?
Каково ваше отношение к данной проблеме?
И когда из сада донесся ее голос, чем-то удивленный и восхищенный, он вздрогнул и сел на землю спиной к ней, опустив голову.
— Папа, папа! Посмотри, что я нашла! Он не обернулся. Он слышал, как она подбегала, запыхавшаяся, разгоряченная. Анара с разбегу обняла его за шею и протянула ему большое красное яблоко.
— Яблоко нашла?
— Да, оно там спряталось в листьях, его совсем не было видно! Хитрое какое. А я нашла! Оно горело, как фонарик. Это самое последнее и самое вкусное яблоко. Во всем саду больше ни одного нет. Смотри, какое красивое, а пахнет как хорошо! Как солнце!
— Да, очень красивое, это зимний апорт.— И вдруг, неожиданно для себя, он добавил: — Ты знаешь, Анара, это к счастью. Это яблоко ждало тебя все лето, оно потому так спряталось, чтобы никто его не заметил. А ты нашла. И тот, кто съест это яблоко, будет очень счастливым. Исабеков обтер яблоко платком и протянул его дочери. — Знаешь, папа, как я здорово карабкаюсь на деревья. Яблони большие, высокие, а ветки такие толстые, удобные. А вот урюк — злое дерево, сучьев и колючек много.
— А ты лазай на добрые деревья,— засмеялся Исабеков.
— Папа, а ты хоть раз нашел такое яблоко? — вдруг неожиданно спросила Анара. Исабеков даже растерялся. Прежде чем ответить, он помолчал немного, а потом тихо проговорил:
— Да. Ты иди, поиграй еще, а я здесь посижу. Анара побежала в сад с красным яблоком в руке.
5. Восстановить этапы сюжеты рассказа Ч. Айтматова «Красное яблоко», используя цитаты из текста:
А. Анара побежала в сад с яблоком в руке, а он вспомнил о другом яблоке и поразился странному, невероятному совпадению.
Б. Анара с разбегу обняла его за шею и протянула ему большое красное яблоко.
В. И пока шел разговор, мелодия «Ave Maria» величественно плыла над осенними просторами, словно одухотворяя осень.
Г. Он хотел объяснить девочке, что мама в Москве не только из-за диссертации, а еще и потому, что им лучше жить врозь
Д. Да, дочка спала спокойно и не подозревала, что она натворила сегодня. Эх, Анарка, Анарка!
Е. Уже ночь, а Исабеков все сидит и думает. С чего начать письмо?
6. Ч. Айтматов в рассказе «Красное яблоко» использует метод «рассказ в рассказе».
Тема первого рассказа _________________________________________________
Тема второго рассказа __________________________________________________
7. Направление, к которому относятся произведения Ч. Айтматова «Первый учитель», «Красное яблоко»?
А) реализм Б) классицизм В) романтизм Г) сентиментализм *****Почему вы так считаете?
8. Одно из символических значений ЯБЛОКА в рассказе ученые видят в …
А) рассказе юного героя о жизненных уроках Б) рассказе старика об уроках нравственности и доброты
В) истории о непростых отношениях в семье Г) рассказе о необходимости изучения иностранных языков
9. Что символизирует красное яблоко, на ваш взгляд, в рассказе Айтматова?
10. Какое средство художественной выразительности использовал автор в отрывке (выделено):
- Девушка! — неуверенным голосом окликнул ее Исабеков.
- Да,— приостановилась она и обернулась.— Вы мне хотели что-то сказать? Наступила идиотская пауза.
- Я принес вам... яблоко,— выдавил из себя Исабеков.
- Яблоко? Какая невидаль! Неужели вы думаете, что я никогда не ела яблок?
- Нет, понимаете, я его нашел...И…
- Ну и что? Не понимаю, что вам от меня надо,- раздраженно проговорила она и быстро зашагала прочь.
Она уходила от своего красного яблока.