САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Салимова А. А., преподаватель
«Нужно, чтоб дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель
руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»
К.Д. Ушинский
Среди многих проблем, возникших при переходе на новые ФГОС, есть такие, которые требуют от преподавателя нового подхода к их решению. К ним относятся, прежде всего, проблемы, связанные с повышением эффективности обучения, с совершенствованием учебного процесса. Поиск эффективных приёмов и форм обучения в колледже являются в настоящее время актуальной задачей.
Одним из главных на сегодняшний день является вопрос о формировании мотивации, т.е. положительного отношения студентов к иностранному языку. Опыт показал, что наиболее интересной для студентов является самостоятельная работа.
Самостоятельная работа – один из видов учебных занятий студентов в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образовании. Её планирование осуществляется на основе определения научно-обоснованных нормативов времени на выполнение всех видов учебных заданий по каждой дисциплине. Объём планового времени на самостоятельную внеаудиторную работу определяется на основе учёта общего лимита времени, но не выходящего за рамки 54-часовой учебной недели, включающей аудиторные и внеаудиторные виды учебной работы. Объём времени на внеаудиторную самостоятельную работу находится в пределах 29-30% от объёма времени, отведённого на обязательную учебную нагрузку по данной дисциплине.
Инструктаж проводится преподавателем за счёт объёма времени, отведённого на изучении дисциплины. Контроль результатов самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, отведённые на обязательные учебные занятия по дисциплине или в специально отведённое время (зачёт, экзамен).
Известно, что процесс самостоятельной работы студента зависит о его готовности к этому виду деятельности. А готовность к самостоятельному учебному труду предполагает определённый уровень его лингвистической подготовленности, наличие у него сформированных навыков и умений, а также его желание учиться.
Необходимо отметить некоторые причины, снижающие интерес к предмету иностранного языка. При опросе студентов было выявлено, что 30% из всех опрошенных затрудняются в чтении и понимании текстов, так как при работе с текстами не умеют быстро пользоваться словарями, не сформированы навыки беспереводного понимания, языковой догадки. Искусство чтения является основой для информационно-академических умений. Именно эти умения позволяют студентам эффективно ориентироваться в растущих информационных потоках, а так же выстраивать свою самостоятельную работу с учётом своих индивидуальных потребностей. Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности.
Для начала необходимо сформировать обще учебные навыки. На первоначальном этапе студентам предлагается выписывать все незнакомые слова и по возможности их заучивать. Список этих слов бывает очень большим, но при регулярном чтении общее количество незнакомых слов уменьшается, формируется пассивный словарь. Эту работу можно разнообразить, предложив студентам выписать только глаголы (только неправильные глаголы), выписать слова которые чаще всего употребляются.
В целом можно сказать, что на этом этапе идёт тематическое расширение, культурно-страноведческая информация, работа со словарём, работа с текстом, справочным материалом, расширение пассивного и потенциального словаря.
Целенаправленная работа по формированию умения чтения, предварительное снятие предполагаемых трудностей позволяют не только успешно учить студентов рациональным приёмам самостоятельного учебного труда, но и поддерживать интерес к изучению иностранного языка.
Не целесообразно проверять чтение переводом, можно предложить следующие приёмы: составление текстов для контроля понимания в процессе чтения, не исключены так же и вопросы к тексту. Однако они должны быть направлены на выявления понимания, а не на запоминание отдельных деталей.
Необходимо отметить, что потребность выполнения самостоятельной работы, может возникнуть только при условии такой организации учебной деятельности студентов, которая способна вызвать высокую мотивацию. Студенты с интересом осваивают учебный материал, видя возможность его практического применения; использование актуального материала. В этом случае ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. При решении этой задачи важную роль играет интеграция со специальными дисциплинами.
Здесь следует отметить и проблемный подход. Проблемная ситуация – это поставленная перед студентами задача, для решения которой им не хватает имеющихся знаний. Возникает потребность в пополнении знаний. Прежде всего, это подготовка проекта или защита доклада на заданную тему. Одной из успешных форм работы является подготовка и защита электронной презентации с использованием программы Power Point. Так по профессии: 43.01.04. Повар судовой студенты готовят различные презентации, например, по теме « Новая Зеландия», которую можно разбить на отдельные подтемы: «Географическое положение Новой Зеландии», «История страны», «Достопримечательности страны» и т.д.
В ходе подготовки презентации студенты проделывают большую работу. Первый этап – поиск информации: студенты изучают журналы, дисковые носители, работа в Интернете.
Второй этап – перевод найденного материала на английский язык используя все имеющиеся знания лексики и грамматики.
Третий этап – подбор наглядного материала, картинок, фотографий.
Четвёртый этап – защита своей презентации.
Студенты, работающие над презентацией, приобретают интеллектуальные, организационные, коммуникативные навыки, проявляют изобретательность, становятся профессионально мобильными.
Перед защитой презентации необходимо поставить общую задачу для всей группы, которая связала бы в единый акт коммуникации говорящего и слушающих. Это задача должна соответствовать ситуации, например, скажите, что нового извлёк для себя, какие моменты показались наиболее интересными.
Проведённая работа показала, что по мере приобретения необходимого опыта самостоятельной работы, формирования интереса к обучению английского языка активизируется речемыслительная деятельность студентов, повышению качества обучения и воспитания средствами иностранного языка. Приёмы и формы работы, используемые мною на уроках, способствуют тому, что студенты проявляют заинтересованное отношение к изучению иностранного языка.
Самостоятельная работа способствует также сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков формирования познавательной самостоятельности.
Так, например, в своей практике я использую дополнительные тексты для чтения с послетекстовыми заданиями, сборники электронных лексическо-грам-матических тестов, ролевые, творческие учебные задания.
Взяв за основу ФГОС по профессии: 19.01.17 Повар, кондитер, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 22 июня 2010года № 675, мы видим, что данный специалист должен обладать определенным набором общих и профессиональных компетенций.
Из словаря-справочника, составленного В.Блиновым, мы читаем, что понятие «общие компетенции» означает «способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности», а под термином «профессиональная компетенция» понимается «способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности» [6, 11].
Изучая иностранный язык повар, кондитер общественного питания, должен обладать общими компетенциями.
Методическая задача для студентов состоит в том, чтобы уметь переносить учебные навыки, умения и компетенции из родного языка в иностранный, а также формировать эффективную индивидуальную работу.
К наиболее распространенным видам самостоятельной работы профессиональной направленности можно отнести следующие:
составление плана прочитанного профессионального текста;
подготовка вопросов по тексту;
реферативный обзор текста;
составление монологов и диалогов с использованием лексико-грамматического материала по тексту;
составление доклада по тексту;
заполнение таблиц, схем, графиков, носящих профессиональный характер;
подготовка проектов по теме программы;
и составление презентаций.
Важной составляющей в самостоятельной работе следует считать умение работать в команде. Проектная методика позволяет развить навыки командной самостоятельной деятельности на основе коллективных заданий, таких как:
составление плана, обмен учебно-тренировочными заданиями;
постановка учебных задач, материалов, составление презентаций, прогнозирование и анализ деятельности каждого члена группы;
совместная, интерактивная самостоятельная речевая практика;
составление языковых и речевых заданий для группы, включая проблемные, игровые, проектные;
совместная оценка уровня владения изучаемым языком, видами речевой деятельности.
Учебно-методические и информационные материалы должны, поэтому, быть составлены в систематическом порядке:
По цели учебной деятельности (материалы для работы над языковыми средствами).
По уровню владения иностранным языком внутри каждого раздела.
Каждый раздел программы «Иностранный язык» имеет графу «Самостоятельная работа», которую мы сгруппировали по модулям, позволяющим изучать все аспекты языка и формировать у студентов навык самообразования.
Значительная роль самостоятельной работы в ходе изучения английского языка в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов на основе модулей отражает компетентностный подход в обучении, приводит обучающихся к получению углубленных и упорядоченных знаний, способствует повышению страноведческой культуры, приобщению к творческой деятельности, развивает необходимые профессиональные качества будущего конкурентоспособного специалиста, готового к постоянному саморазвитию и самообразованию. Наряду с этим, студент проводит самооценку уровня владения изучаемым языком, обсуждает с преподавателем свои пробелы в изучении и использовании английского языка.
Важно подчеркнуть, что технология автономного изучения английского языка с помощью представленных модулей может быть реализована при условии систематичной работы с учебными материалами, ведения словаря и тематического плана – конспекта аудиторной и внеаудиторной работы при изучении английского языка, постоянного прослушивания аудиоматериалов, выполнения тестовых заданий и т.п. – всё это ведет к целенаправленному формированию языковой компетенции.
Учебные модули обеспечивают аутентичные, выбранные самим обучаемым ситуации самостоятельной работы над изучаемым языком и реальное создание личностного образовательного продукта в качестве накапливаемого индивидуального языкового, речевого и учебного опыта.
Таким образом, формирование учебной компетенции и развитие продуктивной учебной деятельности при выполнении самостоятельной работы в области изучения английского языка и культуры обеспечивается:
- формированием умений целеполагания;
- формированием технологической базы учебной компетенции;
- развитием рефлексивной самооценки обучающимся своей коммуникативной и учебной деятельности;
- развитием умений работать в сотрудничестве;
- созданием условий для самоуправления учебной деятельностью, проявления деловой активности и профессиональной подготовленности в овладении и использовании английского языка, развития креативности и самореализации студентов в информационной и образовательной среде.
Список литературы
ФГОС среднего профессионального образования по профессии СПО 19.01.17 Повар, кондитер, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 516 от 17 мая 2010 года, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации (регистрационный №17682 от 01 июля 2010 года.
Scrivener Jim. Learning Teaching. – London: MacMillan, 2012.
Scrivener Jim. Classroom management techniques. – Cambridge university press, 201.
Приказ Минобрнауки РФ № 291 от 18апреля 2013 года «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования».
Сидоркина Е. В. Организация самостоятельной работы студентов в виртуальной образовательной среде в ВУЗе. Е.В. Сидоркина // Педагогическое образование в России. – М. : 2013, 187с.
Бонк Н. А. Учебник английского языка. В 2-х ч. / Н.А. Бонк, Г.А. Котий, Н.А. Лукьянова. – М. : ДеКонт – ГИС, 2012. - 637 с.
Кузовлев В. П. Английский язык, учебник 10-11 классы. / В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова и др. – М. : Просвещение, 2012. - 351 с.
Мюллер В. К. Полный англо-русский русско-английский словарь. – М. : Эксмо, 2014. – 1328 с.
Качалова К.Н., Израилевич Е.Е. Практическая грамматика английского языка. ЛадКом, 2013. – 720 с.
Мерфи Рэймонд English Grammar in Use with Answers. Cambridge University Press, 2012. – 390 с.