СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа: "Крещение Руси"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа: "Крещение Руси"»

Самостоятельная работа №1

Тема: Крещение Руси.


2-й уровень на «4»

  1. Как вы считаете, можно ли легенду о варягах-мучениках рассматривать как одно из первых свидетельств о том, что часть населения Киева еще до официального крещения приняла христианство?

  2. Обратите внимание на фрагменты текста, подчеркнутые линией. Подумайте, откуда летописец мог узнать о том, о чем идет речь в этих фрагментах? Можно ли в этих случаях доверять летописцу?

  3. Как вы полагаете, являются ли диалоги князя Владимира с представителями разных религий достоверной записью бесед или это вымышленные (художественные) тексты, которые летописец вставил в свой труд для обоснования собственной точки зрения?

  4. Выпишите цитаты из документа №3 недостоверные (вымышленные автором летописного сообщения) сведения.


1-й уровень на «5»

  1. Почему первыми христианами летописец считает не славян, а варягов? Можно ли утверждать, что автор летописи почему-то хотел подчеркнуть этот факт. Для чего это могло понадобиться летописцу?

  2. Можно ли рассматривать приведенный рассказ как свидетельство о превосходстве православной религии над другими верами, о реальных преимуществах православного исповедания? Почему вы так считаете?

  3. Является ли, на ваш взгляд, данное описание (док. №3) свидетельством очевидца крещения киевлян? Почему вы так считаете?

  4. Как вы думаете, все ли киевляне были рады принять христианство? Попытайтесь найти подтверждение своей точке зрения в прочитанном тексте (нужные слова выпишите).

  5. Можно ли на основании этого рассказа утверждать, что киевляне не дорожили своими языческими верованиями и христианство было принято ими без какого бы то ни было сопротивления?



Документ № 1. «Повесть временных лет» о варягах-мучениках

Пошел Владимир… к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он. Того и зарежем в жертву богам». Был тогда варяг один, а двор его стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола. Ибо не терпел его дьявол, имеющий власть над всеми, а этот был ему как терние в сердце, и пытался сгубить его окаянныё, и натравил людей.

И посланные к нему, придя сказали: «На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, чтобы мы принесли жертву богам». И сказал варяг: «Не боги это, а простое дерево: ныне есть, а завтра сгинет, не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека, и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам».

Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же схватили оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: «дай сына своего, да принесем его богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им потребы?» И кликнули, и подсекли под ним сени, и так их убили. И не ведает никто, где их положили. Ведь тогда были люди невежды и нехристи. Дьявол же радовался тому, не зная, что близка уже го погибель.


Документ № 2. «Повесть временных лет» о выборе веры князем Владимиром

Пришли болгары магометанской веры, говоря: «Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не имеешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету»… И другую всякую ложь говорили… Владимир же слушал их… всласть. Но вот что ему нелюбо: обрезание, воздержание от свиного мяса и от пития; и сказал он: «Руси есть веселие пить. Не можем без того быти».

Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: «Пришли мы, посланные папой»… Сказал же Владимир немцам: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого».

Услышав об этом пришли хазарские евреи и сказали: «Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христианство же верует в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого бога, Авраама, Исаака и Иакова»… Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны?... Или и нам того же хотите?

Затем прислали греки к Владимиру философа со следующими словами: «Слышали мы, что приходили болгары и учили тебя принять свою веру… Слышали мы и то, что приходили к вам из Рима проповедовать у вас веру свою…» Сказал же Владимир: «Пришли ко мне евреи и сказали, что немцы и греки веруют в того, кого они распяли». Философ ответил: «Воистину веруем в того». Владимир спросил: «Зачем же сошел Бог не землю и принял такое страдание?» Ответил философ: «Если хочешь послушать, то скажу тебе по порядку с самого начала, зачем Бог сошел на землю». Владимир же сказал: «Рад послушать». И начал философ говорить так… /3алее в летописи следует так называемая Речь философа/.

И, сказав это, философ показал Владимиру занавес, на котором написано было судилище Господне, направо указал ему праведников, ищущих в веселии рай, а налево – грешников, идущих на мучение… Философ же сказал: «Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись». Владимиру же запала на сердце мысль эта, и сказал он: «Подожду еще немного», желая разузнать о всех верах. И дал ему Владимир многие дары и отпустил его с честию великою.


Документ № 3. «Повесть временных лет» о крещении киевлян

…Крестился же /князь Владимир/ в церкви святого Василия… в Корсунь-граде.

…И когда пришел /в Киев/, повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву вывозу к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!» Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда волокли Перуна к Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они еще святого крещения.

И притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказал им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его». Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор.

Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб – будет мне врагом». Услышав это, с радостью, пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь и бояре».

На следующий день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте.

…Люди же, крестившись, разошлись по домам, Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди пего.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!