Самостоятельная работа на уроках физики с детьми с ОВЗ.
В основе стандарта нового поколения лежат системно- и активно-деятельностные подходы, основным результатом которых является развитие личности ребёнка на основе универсальных учебных действий (УУД). Формирование и развитие УУД тесно связано с достаточным уровнем психофизиологического развития ребёнка. Готовность к обучению подразумевает:
наличие базовых знаний и представлений об окружающем мире;
самостоятельность умственных операций, действий и навыков;
наличие речевого развития, предполагающего владение словарем, грамматическим строем речи, связным высказыванием и т.д.;
познавательную активность, проявляющуюся в интересах и мотивации;
регуляцию поведения.
У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) всё это сформировано в разной степени и, как правило, с дефицитом. У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В неё входят дети с разными нарушениями развития: нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексным нарушением развития.
Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учётом специфики психики и здоровья каждого ребёнка. Учитывая общие принципы работы с такими детьми, учитель должен уметь применять различные методы и формы по отношению к каждому конкретному ученику, используя творческий подход и современные технологии, из которых на первый план выходят коррекционно-развивающие.
Перед учителем-предметником возникает двойная проблема. Во-первых, когда приходится работать в одном классе с разноуровневыми учащимися, а учебники и учебные материалы не учитывают индивидуальные возможности каждого ребёнка. И, во-вторых – когда речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы помочь ребёнку с ОВЗ организовать процесс обучения и воспитания, необходимы специальные приёмы коррекционной работы, направленные на преодоление и коррекцию имеющихся отклонений, и активизацию их познавательных процессов. Ребёнок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приёмами, закрепляя полученные умения и навыки повседневной жизни.
Одна из форм работы на уроке с детьми ОВЗ – это самостоятельная работа. Задания для самостоятельной работы должны быть такими, чтобы ребенок в любом случае мог с работой справиться, чтобы не падала его самооценка. Но выполняя любую работу, учащийся должен знать критерий оценивания.
В своей практике на уроках я использую следующие самостоятельные работы.
Работа с учебником.
Прочитать текст параграфа и написать конспект этого параграфа.
Выделить из параграфа самое главное – составить план ответа.
Составить по параграфу самостоятельно тест из 8-10 вопросов.
Выполнить тест по материалу данного параграфа при закрытом , после прочтения, учебнике.
Эта работа кажется очень простой, но многие из детей не могут бегло читать. Прочитав текс до конца, забывают о чем шла речь в начале параграфа.
Решение задач.
Часто на уроках использую решение типовых задач.
Дается карточка с решенной задачей. Далее дается текст с аналогичной задачей, где прописаны формулы к этой задаче.
Средний уровень – карточка с типовой задачей, но без формул.
Более сложный – типовая задача, но из формулы выразить нужную физическую величину.
Чтобы обучающиеся лучше запоминали способы решения задач, на столе всегда лежит алгоритм решения задач того или иного типа.
Тренировочные самостоятельные работы. К ним относятся задания на распознавание различных объектов и свойств. В заданиях требуется воспроизвести или применить законы, формулы, свойства тех или иных физических объектов. Тренировочные самостоятельные работы в основном состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Такая работа позволяет выработать основные умения и навыки, создать базу для дальнейшего изучения материала. Очень часто такая работа требует оказания помощи ученику.
Лабораторные работы. Этот вид деятельности у детей с ОВЗ очень любим. Лабораторные работы также должны быть разноуровневыми, каждая работа должна имть описание разного уровня сложности.
Решение кроссвордов, ребусов, шарад.
Индивидуальный подход в обучении позволяет всесторонне развивать задатки, склонности и способности ученика. Повысить результативность обучения помогают знания психологии ученика, особенности его нервной деятельности. Учащиеся отличающиеся быстрой реакцией, молниеносно реагирующие на все, в том числе и на отвлекающие факторы ( сангвиники и холерики), могут начать отвлекаться уже при первом прочтении задания, если они в нем что-то не уяснили. Задания для таких детей должны быть понятными, связанными с жизнью. Более медлительные дети ( меланхолики и флегматики) требуют особого внимания со стороны педагога, т.к.их необходимо настраивать периодически на рабочий лад.
Задача учителя – найти к каждому ученику индивидуальный подход, дать ему необходимый багаж знаний и подготовить к взрослой жизни.