«Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».
«Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведём.
Я слышу тебя и иду за тобой,
Я к морю спускаюсь и вижу прибой.
С тобою дорога моя далека
В любую страну и в любые века…».
Н. Найдёнова.
Ни для кого не секрет, что сегодня всё большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается рассказами только из учебника, а впоследствии – вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращённом виде. Как же следует относиться к этой ситуации? Что предпринимать при наличии желания её изменить? Бороться? Заставлять? Уговаривать? Опустить руки и смирить с тем, что телевизор и компьютер заменил книгу многим детям, вступившим в жизнь в третьем тысячелетии?
Научившись читать самостоятельно и свободно (а это происходит, как правило, к 8 годам), ребенок оказывается перед собственным выбором: читать или не читать?!
Что же предлагает ребенку сегодняшний мир и что может повлиять на его выбор?
Цели и задачи моей педагогической деятельности.
Рассмотреть важность и необходимость чтения как процесса в условиях современного образования.
Раскрыть понятие «Литературное чтение» и его назначение в системе процесса чтения на уроках в начальной школе.
Определить результаты изучения предмета «Литературное чтение» в контексте ФГОС по средствам правильно организованно и четко структурируемой самостоятельной работы в начальной школе.
Рассмотреть систему творческих заданий для самостоятельной работы на уроках чтения в начальной школе, направленную на развитие познавательной активности учеников.
Важность чтения для развития порастающего поколения отмечают не только педагоги. Забота правительства РФ о благе нации является залогом успеха в становлении и развитии гражданского общества в нашей стране.
Для детей 8-9 лет их жизненный и читательский путь едва начинается. Они еще не знают толком ни мира книг, ни собственных возможностей и потребностей. Читательские интересы младших школьников условны и, по естественным причинам, неоднократно будут претерпевать изменения. Характер и закономерности развития читательских предпочтений наряду с книгоиздателями, библиотекарями, литераторами изучают и учителя-практики, в том числе и учителя начальной школы. Поскольку именно они стоят у истоков формирования квалифицированного читателя, такого человека, который «привык обращаться за ответом на возникшие в душе вопросы», прежде всего к книгам, и такого, кто знает, к каким книгам и за каким ответом можно обратиться, кто умеет найти и освоить нужную книгу с наименьшей затратой времени и максимально высоким для себя на данный момент результатом.
«Если в начальной школе дети мало читали, у них складывается структура малодеятельного мозга» В.А. Сухомлинский. По этой причине основная ноша по воспитанию у ребёнка устойчивого интереса к чтению ложится на учителя.
Что же такое литературное чтение? Это чтение, которое вводит детей в большой мир литературы: знакомит с широким кругом доступных книг, приучает свободно ориентироваться в них и, объединяя отдельные стороны читательской деятельности в единый комплекс культуры чтения, формирует у каждого ребёнка индивидуальны опыт самостоятельного чтения, параллельно с этим формируя у ребенка собственное видение мира и восприятие окружающей действительности. Литературное чтение предполагает обязательную опору на литературоведение, введение художественного произведения в литературно-исторический контекст, установление связей с жизненным опытом ребёнка, анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом.
Каких результатов должен достичь ученик в своей самостоятельной читательской деятельности?
Личностными результатами являются следующие умения и навыки:
эмоциональность;
эмпатия;
любовь и уважение к Отечеству;
интерес к чтению;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительного отношения к предпочтениям других;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
этические чувства.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты-диалоги постоянно действующих герое, технология продуктивного чтения.
Метапредметным результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД), а именно:
регулятивные (формулирование темы и целей урока, составление плана решения учебной задачи);
познавательные (пользование различными видами чтения, извлечение информации в разных формах, переработка и преобразование информации, работа со словарями и справочниками, построение рассуждений);
коммуникативные (оформление свих мыслей в устной и письменной формах, использование речевых средств для решения коммуникативных задач разного рода, высказывание и обоснование свой точки зрения, умение задавать вопросы).
Средством формирования УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания учебных успехов, а также тексты учебника и его методический аппарат.
Предметными результатами изучения курса является формирование таких умений, как:
восприятие на слух текстов в исполнение учителя, ученика;
осознанное, правильное и выразительное чтение вслух;
самостоятельное прогнозирование содержания текста по заглавия, фамилии автора, иллюстрации и т.д.;
самостоятельно чтение про себя незнакомого текста, словарная работа;
деление текста на части, составление простого плана;
подробный и выборочный пересказ;
составление устного или письменного описания;
высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному тексту;
умение работать с изобразительно-выразительными средствами.
Рассмотрим систему творческих заданий на уроках литературного чтения.
Творческая работа – особая форма организации учебной деятельности, осуществляемым под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творчески выполняют различного рода задания с целью развития знаний, умений и личностных качеств. Необходимо детей научиться учиться, то есть развивать познавательные и творческие силы и способности, спорить и доказывать. Развитие умения учиться у младшего школьника является одной из архиважных задач обучения в начальной школе.
Творческие задания практического действия при работе с текстом (работа с иллюстрацией к тексту, рецензирование детьми созданных рисунков, составление диафильмов по произведению, лепка и аппликация, моделирование, книжки-самоделки и др.).
Задания творческого характера речевой деятельности (составление вопросов и тестов по тексту, творческое пересказывание, продолжение произведения, творческое сочинение, словотворчество, отзыв-рецензия, работа с читательским дневником, аннотация.
Творческие задания игрового характера (работ с кроссвордами, викторины, драматизация, составление сказочных объявлений и телеграмм и др.).
Все приемы и задания творческого характера, о которых шла речь, помогают мне в моей практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учеников, стимулировать умение учиться.