СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа на уроках математики, как способ формирования регулятивных универсальных ученых действий, при работе в классе - комплекте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа рассказывает об использовании на уроках математики самостоятельной работы.

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа на уроках математики, как способ формирования регулятивных универсальных ученых действий, при работе в классе - комплекте.»

Самостоятельная работа на уроках математики, как способ формирования регулятивных универсальных ученых действий, при работе в классе - комплекте

Федеральный государственный стандарт устанавливает требования к результатам обучающих, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. В соответствии со Стандартом при получении начального общего образования осуществляется:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

 Стандарт направлен на обеспечение: равных возможностей получения качественного начального общего образования. В нашей стране малокомплектные начальные школы пока ещё занимают немалое место в системе образования. В малокомплектной школе много своих специфических особенностей. Специфическая особенность урока в малокомплектной школе состоит в том, что при одновременных занятиях с двумя классами учитель уделяет обучающимся вполовину меньше времени, чем в обычных школах. Несмотря на такие условия, малокомплектная школа должна давать тот же объём знаний и на том же уровне, как и школа, где педагог занимается с одним классом. Выпускник малокомплектной начальной школы должен обладать всеми умениями, перечисленными в федеральном образовательном стандарте.

Всем понятно, что в малокомплектной школе неизбежен больший объём самостоятельной работы, выполняемой каждым учеником, чем при занятиях с одним классом. Однако это стоит рассматривать не как минус малокомплектной школе, ведь самостоятельная работа обучающихся на уроке способствует развитию регулятивных универсальных действий.

Ещё Н. А. Менчинская писала: «Главная особенность самостоятельной работы учащихся состоит в том, что в ходе такой работы ученик лишается на какое – то время привычной для него опеки со стороны учителя, остаётся один на один с поставленной перед ним задачей. Выполняя задание, ученик должен испробовать свои силы и, опираясь на собственные знания, умения, навыки, на собственную наблюдательность, сообразительность, а иногда изобретательность, найти пути её решения и довести его до благополучного конца».

Длительная непрерывная самостоятельная работа на уроке в начальной школе требует от обучающихся большей устойчивости произвольного внимания. Произвольное внимание младших школьников развито ещё слабо, поэтому нужен особый подход к разработке заданий, к организации самостоятельной работы. С удовольствием учащиеся работают на уроках, когда их заинтересуешь. Для того, чтобы урок был результативным нужно, чтобы учащиеся одного класса поняли поставленную перед ними задачу, и только после этого педагог может работать с другим классом. Нравится работать учащимся с маршрутными листами, листами самооценки, исправлением преднамеренных ошибок, решением заданий несколькими способами.

Маршрутный лист даёт возможность спланировать свою работу, чаще обучающиеся располагают задания по уровню сложности ( от более простого к сложному), реже по уровню интересности заданий для них. Работать на уроках с маршрутными листами, начинаем с четвёртой четверти первого класса. Затруднения в работе с этими листами бывают только в первом классе. Обучающимся нравится то, что они самостоятельно определяют свой маршрут на уроке. Дети учатся планировать свою деятельность.

Очень часто в процессе обучения используем листы самооценки. После того, как выполнено задание, обучающийся имеет возможность оценить свою работу, а так же провести взаимный контроль. Листы самооценки вводим тоже в четвёртой четверти первого класса.

Всё перечисленное обучающиеся выполняют в процессе самостоятельной работы и развивают умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности, т. е. то, что требует от нас ФГОС. Но следует учитывать, что темп самостоятельной работы не у всех обучающихся одинаков, т. е. при подготовке заданий для самостоятельной работы следует предусмотреть и подготовить дополнительные ( резервные) задания, которые ученики выполняют после того, как справились с заданиями маршрутного листа.

Такие виды деятельности выполняют самостоятельно обучающиеся 2 – 4 классов.

Пока старшие обучающиеся работают самостоятельно, педагог имеет возможность работать с младшим классом. Обучающиеся первого класса тоже выполняют некоторые задания самостоятельно, но проверку проводим коллективно, вынося правильное решение на интерактивную доску. Самооценку и взаимоконтроль проводим, используя цветные кружки. В ходе работы на уроке математики, который представлен на видео, обучающиеся 3 класса составляют маршрутный лист, т.е. планируют свою деятельность в течение урока. Так же оценивают свою работу и работу своих одноклассников, т.е. проводят взаимоконтроль и самооценку. В это время учитель работает с первым классом. Первому классу тоже даётся возможность спланировать свою деятельность на уроке: они, работая в паре, определяют порядок выполнения заданий. После того как выполнены самостоятельно задания, проводится коллективная проверка каждого задания. Относительно частые переходы от работы под руководством учителя к самостоятельной работе и наоборот необходимы в первом полугодие первого класса, когда обучающиеся не могут выполнять задания самостоятельно. В первом классе не стоит давать большой объём заданий для самостоятельной работы, т.к. это делает её неуправляемой ( в классе – комплекте) и поэтому малоэффективной. После проверки задания проводится самооценка или взаимоконтроль. Достигается это постепенно, путём использования алгоритма самооценки. Не стоит думать, что обучающиеся завышают или занижают отметки себе или одноклассникам, это происходит только в начале первого класса.

Самостоятельная работа на уроках в малокомплектной школе не только способствует развитию регулятивных универсальных учебных действий, но и является наиболее надёжным источником сведений об уровне знаний обучающихся класса, ведь задания ученик выполнил сам, используя свои знания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!