Самостоятельная работа по лирике С.А. Есенина (вариант 1)
1. Прочитайте стихотворение.
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник.- Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности весёлой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадёт трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребёт их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.
2. Что, по-вашему, побудило поэта написать это стихотворение: размышление над смыслом человеческой жизни или что-то ещё?
3. Какую роль в стихотворении играет пейзаж?
4. Перечитайте 1-е четверостишие. Каким настроением оно проникнуто?
5. Перечитайте 2-е четверостишие. Какие слова являются основной мыслью стихотворения?
6. Перечитайте 3-е четверостишие. Почему не надо жалеть прошедшее?
7. Перечитайте 4-е четверостишие. С какой целью автор использует повтор? В чём старается убедить читателей?
8. Перечитайте 5-е четверостишие. Откуда у поэта такая уверенность в том, что всё не напрасно?
9. Перечитайте 6-е четверостишие. Каким чувством пронизана строфа?
10.Какую философскую проблему решает Есенин в стихотворении? Запишите в виде вопроса.
Самостоятельная работа по лирике С.А. Есенина (вариант 2)
1. Прочитайте стихотворение.
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник.-
Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности весёлой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадёт трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребёт их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.
2.Сделайте вывод о том, что основное в стихотворении: философские размышления, поиск внутренней гармонии или описание природы?
3. Каким основным чувством наполнено стихотворение?
4. Перечитайте 1-е четверостишие. Найдите троп (олицетворение), который передаёт общий настрой лирического героя.
5. Перечитайте 2-е четверостишие. Найдите ключевые слова и объясните их смысл.
6. Перечитайте 3-е четверостишие. Как лирический герой отвечает на свой вопрос «Кого жалеть?»?
7. Перечитайте 4-е четверостишие. Какие реалии жизни поэта и окружающей действительности отражены в строфе?
8. Перечитайте 5-е четверостишие. Какие мысли и настроения владеют лирическим героем?
9. Перечитайте 6-е четверостишие. Найдите метафоры, с помощью которых поэт выражает свои
чувства.
10. Сформулируйте идею (основную мысль) этого стихотворения.