Фамилия, имя, класс:___________________________________________________________
I вариант
Часть 1
1. Определите, к какому малому жанру фольклора относится следующий текст:
Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека цап.
1) потешка
2) скороговорка
3) пословица
4) поговорка
2. Что такое сказка?
1) рассказ о реальных событиях
2) повествование о божественных силах
3) занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях
4) поучительная история
3. К какому типу русских народных сказок относится «Журавль и цапля»?
1) о животных
2) бытовая
3) волшебная
4) совмещает два типа сказки: о животных и бытовую
4. Определите, к какому жанру устного народного творчества относится следующее определение: «Меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения».
1) к поговорке
2) к сказке
3) к былине
4) к потешке
5. Как называется прибаутка, предшествующая зачину в сказках?
1) начало
2) экспозиция
3) присказка
4) концовка
6. Какой жанр русского фольклора заканчивается следующими словами: «И стали они вместе жить, поживать да добра наживать»?
1) сказка
2) былина
3) загадка
4) песня
7. Кто из героев сказки «Царевна-лягушка» говорит следующие слова: «А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет, там и сватайтесь»?
1) царевна-лягушка
2) старший брат Ивана-царевича
3) средний брат Ивана-царевича
4) царь
8. Куда попала стрела Ивана-царевича в сказке «Царевна-лягушка»?
1) в боярский терем
2) в топкое болото
3) купцу во двор
4) в дремучий лес
9. Какой поступок совершил Иван-царевич, вернувшись домой с царского пира?
1) сжег лягушечью кожу
2) приготовил вкусный обед
3) навел в доме порядок
4) сделал новую дверь
10. Какова судьба Кощея Бессмертного в русской народной сказке «Царевна-лягушка»?
1) жил долго-долго
2) умер, прахом рассыпался
3) погиб геройски
4) продолжает жить
Часть 2
1. Перечислите большие жанры фольклора.
Ответ:_______________________________________________________________________.
2. Какой художественный прием используется в следующих словосочетаниях: «добрый молодец», «красная девица»?
Ответ:_______________________________________________________________________.
3. Назовите разновидности детского фольклора и жанры к ним относящиеся.
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
4. Объясните смысл пословицы «Один в поле не воин».
Ответ:_______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Часть 3
Дайте подробную характеристику герою русской народной сказки Ивану-царевичу (из произведения «Царевна-лягушка»).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя, класс:___________________________________________________________
Вариант II
Часть 1
1. Определите, к какому малому жанру фольклора относится следующий текст: «Красна птица перьем, а человек ученьем».
1) к скороговорке
2) к поговорке
3) к загадке
4) к пословице
2. К какому типу русских народных сказок относится «Солдатская шинель»?
1) волшебная
2) о животных
3) смешение двух типов сказок: волшебной и бытовой
4) бытовая
3. Кто такие сказочники?
1) люди, записывающие сказки
2) исполнители сказок, их реальные создатели
3) герои сказок
4) создатели и реальные герои сказок
4. Какая русская народная сказка имеет следующий финал:
«Тогда Иван-царевич пошёл в Кощеевы палаты, взял Василису Премудрую и воротился с ней домой в своё государство. Царь на радостях устроил пир на весь мир. После этого они жили вместе и долго, и счастливо»?
1) «Царевна-лягушка»
2) «Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо»
3) «Кашица из топора»
4) «Сивка-бурка»
5. Что такое зачин?
1) начало сказки, рассказ о том, где происходило действие, когда и какие герои будут в сказке;
2) последние слова сказки, завершение; рассказ о том, чем закончилась история, рассказанная сказителем; обращение к слушателю;
3) ритмически организованная прибаутка, предшествующая началу в сказке;
4) кульминационное событие в сказке.
6. С какой злой силой борется Иван-царевич в русской народной сказке «Царевна-лягушка»?
1) с Кощеем Бессмертным
2) с Чудом-юдом
3) с двуглавым орлом
4) с Бабой Ягой
7. Кому из героев русской народной сказки «Царевна-лягушка» принадлежит следующая фраза: «Не тужи, царевич не горюй! Ложись-ка спать-почивать, утро вечера мудренее!»?
1) Василисе Премудрой
2) Чуду-юду
3) старшему брату Ивана
4) Кощею Бессмертному
8. Какой жанр русского фольклора заканчивается следующими словами: «И стали они вместе жить, поживать да добра наживать»?
1) сказка
2) былина
3) загадка
4) песня
9. Где находилась смерть Кощеева в сказке «Царевна-лягушка»?
1) в его доме
2) в тридевятом царстве
3) на конце иглы
4) в избушке Бабы-Яги
10. Произведение, какого фольклорного жанра начинается следующими словами: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были...»?
1) былина
2) песня
3) загадка
4) сказка
Часть 2
1. Какая наука занимается изучением фольклора?
Ответ:_______________________________________________________________________.
2. Перечислите малые жанры фольклора.
Ответ:_______________________________________________________________________.
3. Назовите разновидности детского фольклора и жанры к ним относящиеся.
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
4. Объясните смысл пословицы «Корень учения горек, да плод его сладок».
Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 3
Дайте подробную характеристику герою русской народной сказки царевне-лягушке (из произведения «Царевна-лягушка»).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6