Самостоятельная работа по теме «Классицизм, сентиментализм, романтизм. Поэзия XIX века».
9 класс.
Вариант 1.
1. Для классицизма характерно деление на жанры
А) стихотворные и прозаические;
Б) высокие, средние, низкие;
В) драматургические, эпические и лирические.
2. Автор «теории трёх штилей» -
А) И.И.Дмитриев;
Б) В.К.Тредиаковский;
В) М.В.Ломоносов;
Г) Г.Р.Державин.
3. Басня, согласно теории классицизма, относится
А) к высоким жанрам;
Б) к стихотворным жанрам;
В) к низким жанрам;
Г) к средним жанрам.
4. Художественное своеобразие сентиментализма состоит
А) в изображении богатого духовного мира героев низшего сословия;
Б) в восхвалении гражданской позиции персонажей;
В) в уходе от реального мира.
5. На какие две группы делились герои произведений классицизма?
А) отрицательных и положительных;
Б) высоких и низких;
В) главных и второстепенных.
6. Перу Г.Р.Державина принадлежит (возможны несколько вариантов ответа):
А) Ода «На день восшествия на всероссийский престол…» Б) Ода «Фелица» В) Ода «Вечернее размышление…» Г) Стихотворение «Властителям и судиям» Д) Стихотворение «Памятник»
7. Укажите правильные ответы.
«Ода на день восшествия…» М.В.Ломоносова
А) передаёт восхищение поэта Россией, её богатствами, простором и красотой;
Б) ограничивается традиционными рамками прославления великих исторических личностей;
В) содержит сатиру на правителей;
Г) прославляет науки.
8. Отметьте мысли, соответствующие содержанию стихотворения Г.Р.Державина «Властителям и судьям».
Лирический герой стихотворения
А) мечтает оказаться вдали от всех;
Б) уповает на справедливость Божьего суда, который постигнет неправедных властителей мира сего;
В) надеется силой собственного поэтического слова пробудить совесть влиятельных лиц;
Г) погружается в мир иллюзий и отвлекается от темы народных страданий.
9. В повести “Бедная Лиза” Карамзин утверждает:
А) Образование должно быть хорошим;
Б) Отечеству надо служить верой и правдой;
В) И крестьяне любить умеют.
10. Эраст женился на богатой вдове, потому что
А) не мог отказаться от привычного образа жизни, благосостояние для него было важнее любви;
Б) он презирал представителей крестьянства;
В) в армии он проиграл свое имение и остался без средств.
11. В чём современники Н.М. Карамзина видели новаторство его повести «Бедная Лиза»?
12. Назовите жанр:
А) Печальное, грустное стихотворение.
Б) Стихотворение, восхваляющее известного героя, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержания.
13. Назовите трёх поэтов-декабристов.
14. Развитие философской темы в лирике XIX века продолжили поэты-«любомудры». Назовите их.
Самостоятельная работа по теме «Классицизм, сентиментализм, романтизм. Поэзия XIX века».
9 класс.
Вариант 2.
1. Какая черта не относится к классицизму?
А) культ разума;
Б) основной конфликт – выбор между чувством и долгом;
В) пристальное внимание к внутреннему миру человека, психологизм;
Г) жёсткая иерархия жанров.
2. Комедия, согласно теории классицизма, относится
А) к высоким жанрам;
Б) к стихотворным жанрам;
В) к низким жанрам;
Г) к прозаическим жанрам.
3. Представителем эпохи классицизма не является
А) М.В.Ломоносов;
Б) Г.Р.Державин;
В) А.П.Сумароков;
Г) Н.М.Карамзин.
4. Правило «трёх единств» включает в себя
А) единство действующих лиц, времени и места;
Б) единство времени, места и действия;
В) единство жанра, места и действия.
5. Исключите лишний для сентиментализма жанр:
А) былина;
Б) идиллия;
В) повесть;
Г) пастораль.
6. Перу М.В.Ломоносова принадлежит (возможны несколько вариантов ответа):
А) Ода «На день восшествия на всероссийский престол…»;
Б) Ода «Фелица»;
В) Ода «Вечернее размышление…»;
Г) Стихотворение «Властителям и судиям»;
Д) Стихотворение «Памятник».
7. Отметьте мысль, соответствующую содержанию стихотворения Г.Р. Державина «Памятник».
Темой стихотворения является
А) гордость за то, что дерзнул истину царям с улыбкой говорить;
Б) мысль о равенстве поэта и Бога;
В) мечта о памятнике – архитектурном сооружении, которое станет местом почитания поэта.
8. Эраста, героя повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», привлекла в Лизе:
А) бедность;
б) естественная красота;
в) чистота и аккуратность;
г) доступность.
9. Назовите жанр:
А) Стихотворный нравоучительный рассказ, содержащий аллегорию – иносказание.
Б) Стихотворение, в основе которого историческое событие, предание с напряжённым сюжетом.
10. Какую роль играет повествователь в «Бедной Лизе»?
А) он отстранённо, беспристрастно рассказывает историю Лизы и Эраста;
Б) он даёт оценку событиям и героям и сам эпизодически участвует в истории;
В) он активный участник всех основных событий повести; он влияет на их ход.
11. Это понимание человека свойственно сентименталистам:
А) Необычайно интересен простой, ничем не выдающийся человек с его миром чувств, отношением к окружающей природе, к быту...
Б) Человеком в истинном смысле слова можно назвать лишь того, кому свойственно величие, яркость ума, гражданское мужество и патриотизм...
В) Человек - лучшее создание природы, "венец творения", свободный и божественный в каждом своем проявлении. Человек занял место Бога…
Г) По-настоящему интересен лишь тот человек, кто является личностью исключительной, яркой, необыкновенной...
12. Кто стоял у истоков русского романтизма?
13. Назовите трёх поэтов-реалистов XIX века.
14. Перечислите главные черты романтизма.