КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКОВ ПО МДК 05.01 МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Е.С. Лапковская
Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью.
Самостоятельная работа способствует:
углублению и расширению знаний;
формированию интереса к познавательной деятельности;
овладению приемами процесса познания;
развитию познавательных способностей [3].
Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов.
Мною самостоятельная работа у студентов применяется при изучении МДК.05.01. Медико-социальная реабилитация для следующих целей:
овладение знаниями: чтение текста, составление схем и таблиц по тексту, конспектирование, выписки из текста; работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа и др.;
закрепление и систематизация знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста), повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей),составление плана и тезисов ответа, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции, подготовка рефератов, докладов, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
формирование умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.
Для успешного выполнения самостоятельной работы студентов необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей. Одним из важнейших компонентов самостоятельной работы студентов является учебная литература по профилю специальности, а в частности электронные учебники.
Электронный учебник – это современное средство обучения, специальное устройство либо программное обеспечение, в котором системно излагается материал в определённой области знаний на современном уровне достижений науки и техники. В настоящее время трактовка словосочетания «электронный учебник» очень широка: в некоторых случаях под ним подразумевается электронная версия бумажного учебника, в некоторых – сложный комплекс программ на электронных устройствах, позволяющий демонстрировать студентам, помимо текста, обучающий мультимедийный материал, содержащий в себе также интерактивные блоки проверки знаний, обновляющийся из централизованного источника. Удобство применения электронных учебников в образовательном процессе позволяет учителю и студенту видеть один и тот же материал одновременно[1].
При работе с электронными учебниками должны учитываться следующие моменты:
Безопасность – согласно санитарным нормам, студенты работают непрерывно за компьютером не более 20 минут.
Удобство – экран должен быть достаточно большим (от ≈ 20 см (7 дюймов)), изображение – чётким для передачи схем и мелкого текста.
Универсальность – электронный учебник должен быть мультиплатформенным и поддерживаться большинством электронных устройств. В данный момент электронные версии бумажных пособий выпускаются на платформах Android, iOS и Windows.
Надёжность – в отличие от бумажного носителя, электронное устройство требует более бережного отношения.
Доступность – практически все студенты имеют возможность одновременно применять электронный учебник в учебном процессе[2].
При изучении ПМ.05. Медико-социальная деятельность МДК. 05.01. Медико-социальная реабилитация студентами при выполнении самостоятельной работы применяются электронные учебники для подготовки к лекциям, практическим занятиям с использованием платформы https://www.studentlibrary.ru. На данную платформу имеют выход все студенты, изучающие данный МДК [4].
Применяя электронные учебники платформы https://www.studentlibrary.ru.[5] При выполнении самостоятельной работы студенты могут выполнять:
Опорные конспекты с использованием текстов электронных учебников, позволяющие систематизировать изучаемую тему или раздел:
Таблицы электронного учебника, для классификации, систематизации и демонстрации теоретического материала.
Схемы – позволяющие студентам изучать учебный материал в виде последовательной информации или в виде «блоков», что дает возможность легче усвоить изучаемый материал.
Рисунки применяемые в электронных учебниках позволяют визуально изучить те или иные изучаемые материалы, в том числе – анатомо-физиологические изменения при некоторых заболеваниях, а так же последовательность реабилитационных методик.
Таким образом, применение электронных учебников при самостоятельной работе студентов по МДК. 05.01. Медико-социальная реабилитация, наряду с другими традиционными формами обучения помогает активизировать познавательную деятельность студентов, усиливает интерес и мотивацию к обучению. Применение электронных учебников не может заменить работу с традиционными бумажными носителями информации, но в современных условиях является важным компонентом в системе среднего медицинского образования, что позволяет эффективно организовать учебный процесс для реализации учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.
Список литературы
Власова Н.В.Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] / Н. В. Власова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2015 г.).
Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2017г - 377 c.
https://studopedia.ru/11_176774_ponyatie-i-vidi-samostoyatelnoy-raboti-studentov.html.
https://www.studentlibrary.ru/ru/doc/ISBN9785970441541-0002.html?SSr=5301348c610776004ac9500lapkovskaya.
https://studfile.net/preview/6306216/.