СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа учащихся на уроках истории. Условия эффективности.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельная работа учащихся на уроках истории. Условия эффективности.

 Самостоятельная работа учащихся будет эффективной и даст положительные результаты лишь при определенных условиях. Основные из них следующие:

- четкая, конкретная постановка заданий перед учащимися;

- характер заданий или вопросов и степень их сложности на различных этапах обучения должны меняться;

- задания для самостоятельной работы должны быть направлены на развитие мышления, познавательных способностей учащихся, необходима такая организация самостоятельной работы на уроке, при которой учащиеся не только усваивают систему знаний, а и развивают свои творческие способности.

 Виды самостоятельной работы на уроках истории могут быть самыми разными.

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа учащихся на уроках истории. Условия эффективности.»

Самостоятельная работа учащихся на уроках истории. Условия эффективности.

Самостоятельная работа учащихся будет эффективной и даст положительные результаты лишь при определенных условиях. Основные из них следующие:

- четкая, конкретная постановка заданий перед учащимися;

- характер заданий или вопросов и степень их сложности на различных этапах обучения должны меняться;

- задания для самостоятельной работы должны быть направлены на развитие мышления, познавательных способностей учащихся, необходима такая организация самостоятельной работы на уроке, при которой учащиеся не только усваивают систему знаний, а и развивают свои творческие способности.

Виды самостоятельной работы на уроках истории могут быть самыми разными.

Так при изучении темы по истории России в 9-м классе « Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов» можно предложить учащимся составить сравнительную таблицу программных документов Северного и Южного обществ. Критерии для сравнения может предложить учитель или выработать их вместе с учащимися. Итогом работы будет сравнительная таблица « Русской правды» П. И. Пестеля и « Конституции» Н. М. Муравьёва. Учащиеся смогут назвать общее и различное в этих программах и сделать выводы.

С интересом на уроках истории учащиеся составляют схемы. На уроке « Английские колонии в Северной Америке» ( Всеобщая история. 8 класс.) учащиеся могут самостоятельно составить схему « Управление колониями».

В 9-м классе при изучении темы по всеобщей истории « Меняющееся общество», изучая положение рабочих в 19 веке, можно использовать прием « Фишбоун».

В голове рыбы мы помещаем проблему – рабочий вопрос, верхние ребра – причины возникновения проблемы, нижние ребра – факты, иллюстрирующие проблему и в хвосте рыбы – возможные пути решения проблемы. Работая с текстом учебника ученики заполняют данную схему.

Одним из главных условий самостоятельной работы учащихся является доступность.

Задания построенные на большом объеме материала изучение которого требует много времени, или на материале, из которого ученик не может выделить главного не дают положительных результатов. Поэтому такие задания выполняются механически, без интереса.

Механически выполняются и слишком лёгкие задания, без особого умственного напряжения. Такие задания так же не развивают познавательных способностей, стремления самостоятельно решить какой – либо вопрос.

Для успешного выполнения самостоятельной работы учащимся необходимо показать образец выполнения задания.

Руководя самостоятельной работой учащихся, учитель должен помогать ученикам, но не опекать. Направлять их на активную познавательную деятельность, учить учащихся учиться. Важно, чтобы обязательным для каждого учителя стало правило: « Не делай за учеников то , что они могут сделать сами.»

Результаты самостоятельной работы учащихся нужно проверять сразу после выполнения задания, при необходимости учитель корректирует работу учеников. При проверке самостоятельной работы учащиеся презентуют свои результаты, из нескольких представленных вариантов можно обратить внимание на наиболее точный и правильный вариант.

Планируя вопросы и задания для самостоятельной работы учитель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Практика показала, что систематичность и последовательность использованя самостоятельной работы на уроках истории способствует активизации познавательной деятельности учащихся, раскрывает их творческие способности и формирует интерес к предмету.

















Наглядное обучение на уроках истории.

Наглядное обучение на уроках истории играет особую роль. С помощью наглядности в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Наглядные средства обучения конкретизируют исторические факты.

Наглядность служит опорой для раскрытия сущности исторических явлений, формирования основных исторических понятий и закономерностей.

Наглядные средства обучения эмоционально воздействуют на учащихся.

Невозможно обойтись без наглядности при изучении культуры.

Наглядное обучение развивает воображение, память и речь, поддерживает интерес к историческому прошлому.

В обучениии используются три группы наглядных средств: предметные, изобразительные, условно-графические.

Группу вещественных исторических источников составляют памятные места исторических событий, монументальные исторические памятники, разнообразные предметы, которые хранятся в исторических, краеведческих, военно-исторических музеях. Именно эти источники дают возможность учащимся почувствовать колорит эпохи, ощутить себя в роли исследователя.

Изучение истории как науки начинается в 5-м классе и одним из первых уроков должен стать поход в краеведческий музей.

Изобразительная наглядность предполагает использование исторических картин, портретов, карикатур, плакатов и др. в изучении истории.

Работа с изобразительными источниками включает два аспекта: описание изображения и интерпретация изображения.

Учебные картины подразделяются на событийные, типологические, культурно-исторические и портреты.

Событийная картина отражает факты политической жизни, военной истории. (А. Бубнов « Утро на Куликовом поле», А. Кившенко « Иван III разрывает ханскую грамоту).

Содержание картины включается в рассказ когда наступает изображенный на ней момент.

Типологическая картина отражает исторические события или явления, типичные для изучаемой эпохи. ( «Полюдье», « Гончарная мастерская»).

Культурно-исторические картины знакомят учащихся с предметами быта, памятниками материальной культуры. На них могут быть изображены памятники архитектуры и архитектурные стили.

Картины-портреты помогают представить образы исторических деятелей.

Какой же является последовательность работы с картиной на уроке? Методист В.Г.Карцов предложил следующие действия:

- учитель открывает или вывешивает картину в тот момент, когда в ходе объяснения подходит к описанию изображенного на ней;

- дает учащимся время для восприятия образа в целом;

- начиная рассказ, указывает место и время события;

- после общего описания обстановки, останавливается на главном;

- выявляет детали и элементы;

- по окончанию работы делает вывод, указывает существенные признаки явления.



Одним из наглядных способов изучения истории является карикатура. Она доступна, художественно-выразительна, для нее характерна остро выраженная идея. Поэтому карикатура легко воспринимается.

Средством наглядности, всегда находящимся под рукой у ученика являются иллюстрации в учебнике. Ни одна иллюстрация, относящаяся к теме урока не должна остаться без внимания.

Условно-графические пособия создают у школьников символические образы. Отражая количественные и качественные стороны исторического процесса, существенные признаки общественных явлений, тенденции их развития, играют существенную роль в усвоении причинно-следственных связей и понятий.

Таким образом, использование на уроках истории наглядных средств обучения способствует познавательной активности учащися, развивает творческое мышление, обеспечивает восприятие исторических событий через «живое созерцание».

Тема классного часа « Конфликты».

Цель: убедить учащихся в том, что права другого человека нужно уважать; помочь учащимся определить пути разрешения конфликта; научить анализировать конфликт и избегать его.

Оборудование: плакат со схемой « Возможные выходы из конфликта», раздаточный материал ( распечатанные листы с высказываниями и пословицами, «Тест на раздражительность»).

Ход классного часа.

Учитель на доске записывает слово « конфликт» и ставит вопрос учащимся:

- Что по вашему мнению, означает это слово?

- Какие ассоциации оно вызывает?

От слова « конфликт» учитель рисует стрелки и записывает ответы учащихся.

Примерные ответы учащихся: война, спор, преступление, ссора, неспрведливость, предательство, драка, непонимание, обида и т.п.

Что же такое конфликт? Какое определение можно ему дать?

Конфликт – ситуация, в которой каждая из сторон занимает позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

Что приводит к конфликту? ( Между детьми конфликты возникают по разным причинам. В частности, кто -то не уступил место, не поделился книгой, мячом; кто - то раскрыл чужой секрет, не согласился с мнением другого, придумал прозвище; кто - то выиграл в игре, а кто - то проиграл.

Были ли вы когда – нибудь участниками конфликта?

Время идет. Конфликт проходит. Скажите, что вы чувствуете, когда вспоминаете о каком – либо конфликте?

Известный французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери назвал человеческое общение величайшей роскошью на свете. Общение – достаточно сложный и деликатный процесс. Каждый из нас учится этому всю жизнь, получая опыт часто за счет ошибок и разочарований. К сожалению, довольно часто мы попадаем в конфликтные ситуации. Какую роль играют конфликты в нашей жизни? Как можно предупредить и разрешить конфликт? Существует наука, которая непосредственно занимается этим, - конфликтология.

Упражнение « Микрофон».

Существует понятие «конфликтный человек». Как бы вы определили черты характера такого человека? Какого человека можно назвать конфликтным?

Учитель подводит итоги ответов учащихся: Конфликтному человеку свойственно желание доминировать при любых обстоятельствах, чрезмерная принципиальность ( псевдопринципиальность) и прямолинейность в высказываниях и суждениях, плохое настроение, раздражительность, несправедливая оценка поступков и действий других людей.

Вопросы к учащимся.

Нравится ли вам общаться с конфликтными людьми?

Не бываете ли вы иногда такой личностью?

По каким причинам может возникнуть конфликт между друзьями?

Учитель записывает ответы учащихся на доске: жадность, подлость, ревность, зависть, эгоизм, неискренность, предательство.

Вопросы к учащимся.

Дейл Карнеги писал: « В споре невозможно победить. Если вы проиграли – значит проиграли, если победили – тоже проиграли» Почему? ( Вы никогда не сможете победить в споре потому что наносите удар по самолюбию человека, а проигравший уверен в своей правоте навек»

Конфликты можно классифицироть по составу конфликтующих сторон, по коммуникативной направленности и по функциональной значимости (конструктивный, деструктивный).

Возможные пути выхода из конфликта: приспособление, избегание, компромисс, соперничество, сотрудничество.

Приспособление – добровольный отказ от борьбы.

Избегание – уход от решения проблемы.

Компромисс – частичные уступки.

Соперничество – навязывание своего решения.

Сотрудничество – конструктивное обсуждение проблемы.

Работа с изречениями и пословицами.

Учитель раздает учащимся листы с распечатанными изречениями и пословицами.

Учащиеся прочитав изречения и пословицы, используя оценочную шкалу, определяют, насколько они отвечают их действиям во время конфликтов.

Услуга за услугу. Чья сила, того и правда. Доброе слова дешево стоит, но дорого ценится.Только тот кто верит в победу, побеждает на поле битвы. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Никто не может претендовать на истину в последней инстанции, но каждый может сделать свой вклад в нее. Избегайте сварливых людей, они сделают вашу жизнь несчастной. Кротость побеждает гнев. Искренность,честность и доверие горы свернут. Если двое идут на компрмисс, то справедливое решение гарантировано. Они на тебя с камнем, а ты к ним с доброжелательностью. Занимаю твердую решительную позицию ( на этом стою и не могу иначе). Правды можно добиться воюя и воюя. Наилучший способ урегулирования конфликтов – избегать их совсем. В мире всегда были и будут победители и побежденные.

Оценочная шкала

5 – соответствует во всех случаях;

4 – соответствует в большинстве случаев;

3 – иногда соответствует;

2 – соответствует, но очень редко;

1 – никогда не соответствует.

Тест « Насколько ты раздражителен».

На каждый вопрос дай ответ «да» или «нет».

Как ты отреагируешь, если:

- тебе наступят на ногу?

- в переполненном траспорте кто – то ненароком тебя толкнет?

- игральный автомат « проглотит» твою монетку?

- после ангины мама не позволит тебе съесть мороженое?

Если на все вопросы ты дал ответ «нет», то ты не раздражительный человек.



Заключительное слово учителя.

Умейте владеть собой. Помните лучший способ бороться с душевным беспокойством – постоянная занятость.

Чтоб забыть свои напасти, старайтесь сделать приятное другим. Делая добро другим, вы делаете добро себе.

Не старайтесь менять или перевоспитывать других. Лучше заняться самовоспитанием.

Помните: каждый человек – такая же яркая и уникальная индивидуальность, как и вы, принимайте его таким, каков он есть.

Умейте видеть в людях позитивные качества.

Не обижайтесь критике в свой адрес, ищите в ней отправные точки для самосовершенствования.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!