Самостоятельные работы как способ проверки знаний по русскому языку
Важную роль в объективной оценке знаний и практических навыков учащихся наряду с общепринятыми приемами (текущий опрос, контрольный диктант) может сыграть проведение самостоятельных работ после изучения темы, большого раздела, которые в какой-то степени будут для ученика зачетными.
По результатам самостоятельной работы учитель может судить, какой вопрос или тема раздела слабо усвоены классом или отдельными учениками, на что обратить внимание в дальнейшей работе. Например, по программе 5 класса можно дать самостоятельные работы по разделам: «Фонетика», «Состав слова», «Имя существительное», «Имя прилагательное» и т.д.
По теме "Состав слова" можно предложить такие задания.
Придумать предложения с парами слов:
Сидеть - седеть полоскать - поласкатъ | развиваться - развеваться приемник - преемник |
Подобрать сложные слова о одинаковой первой частью добро- (добродушный), много- ( многолетний )
При существующей орфографии русского языка преодоление неграмотности - это бесконечная тренировочная деятельность, систематическое написание диктантов, постоянная работа над ошибками - радости учащимся не доставляет и фактически требует принуждения, поэтому я стараюсь разнообразить задания, предлагаемые для самостоятельной работы; в конце каждого раздела учебника для 5 класса даны контрольные вопросы для повторения, распределяю эти вопросы по желанию, они могут ответить на них в устной или письменной форме, составить мини-таблицу или алгоритм, если вопрос позволяет это сделать, подготовить для класса словарный диктант по конкретной орфограмме.
Учащиеся получает задание самим составить вопросы по данной теме в форме кроссвордов, загадок, подбора дидактического материала. Авторы оригинальных заданий поощряются.
Самостоятельные работы могут дать положительные результаты тогда, когда ученики будут подготовлены к ним всей системой работы учителя.
Работами возрастающей трудности, которые подготовят учеников к самостоятельным ответам, могут быть:
1. Поиск в учебнике ответа на поставленные вопросы, цитирование, подражание образцу при выполнении письменных упражнений;
2. Подбор (по дополнительной литературе) ответов на вопросы, данные учителем заранее, выполнение письменных заданий творческого характера, наконец, заучивание нетрудного материала учебника и последующий устный пересказ (изложение нового материала в роли учителя: " О - Е после шнпящих и Ц в суффиксах прилагательных"), составление сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно планов параграфа, темы, самостоятельное написание сочинений, деловых бумаг.
0дной из распространенных форм проверки грамотности учащихся является запись под диктовку слов, в которых часто допускаются ошибки. Можно видоизменить это традиционное задание "Подготовьтесь к диктанту"
Необходимо продиктовать детям заранее слова, дать время подумать над их морфемным составом, вспомнить правила и т.д. Затем записи закрываются, и слова пишутся под диктовку; можно дать дополнительное задание: обозначить морфемы в записанных словах, если даются для записи словосочетания, то предлагается подчеркнуть предлоги и обозначить окончания. При организации самостоятельной работы огромное значение имеет создание психологической основы для сознательных упражнений по исправлению своих ошибок. Такой основой служит понимание того, в какой области знаний имеются пробелы. С этой целью при проверке контрольных работ результаты классификации ошибок можно занести в таблицу " Твоя грамотность", где под номером записать заголовки вновь изученного и повторяемого материала. Последняя графа - "Какую работу следует выполнить." Сюда учитель записывает соответствующие параграфы учебника и номера упражнений. Эта таблица вызывает большой интерес у учащихся. При организации самостоятельной работы над ошибками необходимо тщательно подготовить дидактический материал. Это могут быть карточки с текстами, к каждому из которых прилагается два - три задания, отличающихся по форме, степени трудности и содержанию. Тексты предлагаются самые разнообразные, поэтому самостоятельная работа с ними имеет важное значение для обогащения лексикона.
Широкое применение в домашней работе нашло списывание текста с расстановкой пропущенных знаков препинания. Особенностью этого вида самостоятельной работы является возможность сочетания в одном упражнении двух и более видов работ по пунктуации. Сочетание списывания с расстановкой знаков препинания с такими видами работ, как составление графических схем предложений и конструирование, позволяет преодолеть нетворческий характер этой работы. Работа с напечатанным, хотя и без знаков препинания, текстом, должна быть полностью сознательной, важную роль в этом играет предварительное прочитывание всего текста и осмысление его, тогда как часто учащиеся ставят знаки не по ходу письма, а после написания предложения или всего (текста) упражнения. Приведу пример работы с текстом.
Звездочка. (Грустная история).
Жила - была на небе звездочка. Она была такая маленькая, что с Земли ее никто не видел. Поэтому ей было очень обидно, она часто плакала, и от этого свет ее становился тусклее. Не было у нее имени. Шло время, но звездочка как была маленькой, так и оставалась. Ночами, когда свет других звезд был таким ярким, что не надо было и свечей, звездочка мечтала. Мечтала о том, как с Земли за ней наблюдают люди, восхищаются ее красотой. Но все это было только в мечтах. И вот однажды она решила улететь на Землю. Взлетала она и, описав в небе красивую дорожку, упала вниз. Но от этого она не стала знаменитой. Только один человек заметил ее падение и загадал желание.
Используемые методические приемы:
Использование текста ученицей, чей внутренний мир "созвучен" лирическому настроению автора;
Конструирование учащимися воображаемого портрета автора текста с целью понять мир чувств, реализованный в "грустной истории";
Анализ языковых средств:
лексических (тропы), грамматических (звездочка, дорожка) - носители формообразующих признаков "грустной истории";
Беседа на грамматическую тему: "Синтактические средства - носители жанрообразующих признаков "грустной истории" (проблемный вопрос беседы: может ли грустное (камерное, сентиментальное и др.) настроение "нести" тип предложения, связанный со строением грамматической основы?). Таким образом, и при самостоятельном списывании необходима своевременная помощь учителя.
Предоставленный себе, имея задание, которое он должен выполнить сам, ученик задумывается. Появляются вопросы: у одних наивные, говорящие о незнании основ грамматики, у других - более сложные, свидетельствующие о стремлении разобраться в явлениях языка. Организация самостоятельной работы ученика требует от учителя особого мастерства, такта, умения видеть всех и учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося.