СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Самостоятельные работы как способ проверки знаний по русскому языку"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на ШМО учителей русского языка и литературы о видах  самостоятельных работ по проверке знаний учащихся 

Просмотр содержимого документа
«"Самостоятельные работы как способ проверки знаний по русскому языку"»

Самостоятельные работы как способ проверки знаний по русскому языку

Важную роль в объективной оценке знаний и практических навы­ков учащихся наряду с общепринятыми приемами (текущий опрос, конт­рольный диктант) может сыграть проведение самостоятельных работ пос­ле изучения темы, большого раздела, которые в какой-то степени будут для ученика зачетными.

По результатам самостоятельной работы учитель может судить, какой вопрос или тема раздела слабо усвоены классом или отдельными учениками, на что обратить внимание в дальнейшей работе. Например, по программе 5 класса можно дать самостоятельные работы по разделам: «Фонетика», «Состав слова», «Имя существитель­ное», «Имя прилагательное» и т.д.

По теме "Состав слова" можно пред­ложить такие задания.

  1. Придумать предложения с парами слов:

Сидеть - седеть полоскать - поласкатъ

развиваться - развеваться приемник - преемник


  1. Подобрать сложные слова о одинаковой первой частью добро- (добродушный), много- ( многолетний )

При существующей орфографии русского языка преодоление неграмот­ности - это бесконечная тренировочная деятельность, систематичес­кое написание диктантов, постоянная работа над ошибками - радос­ти учащимся не доставляет и фактически требует принуждения, поэ­тому я стараюсь разнообразить задания, предлагаемые для самостоя­тельной работы; в конце каждого раздела учебника для 5 класса да­ны контрольные вопросы для повторения, распределяю эти вопросы по желанию, они могут ответить на них в устной или письменной форме, составить мини-таблицу или алгоритм, если вопрос позволяет это сделать, подготовить для класса словарный диктант по конкрет­ной орфограмме.

Учащиеся получает задание самим составить вопросы по данной теме в форме кроссвордов, загадок, подбора дидактического материа­ла. Авторы оригинальных заданий поощряются.

Самостоятельные работы могут дать положительные результаты тогда, когда ученики будут подготовлены к ним всей системой работы учителя.

Работами возрастающей трудности, которые подготовят учеников к самостоятельным ответам, могут быть:

1. Поиск в учебнике ответа на поставленные вопросы, цити­рование, подражание образцу при выполнении письменных упражнений;

2. Подбор (по дополнительной литературе) ответов на вопросы, данные учителем заранее, выполнение письменных заданий творческого характера, наконец, заучивание нетрудного материала учебника и последующий устный пересказ (изложение нового материала в роли учителя: " О - Е после шнпящих и Ц в суффиксах прилагательных"), составление сначала с помощью учи­теля, а затем самостоятельно планов параграфа, темы, самостоятель­ное написание сочинений, деловых бумаг.

0дной из распространенных форм проверки грамотности уча­щихся является запись под диктовку слов, в которых часто допускаются ошибки. Можно видоизменить это традиционное задание "Подготовь­тесь к диктанту"

Необходимо продиктовать детям заранее слова, дать время подумать над их морфемным составом, вспомнить правила и т.д. Затем записи закрываются, и слова пишутся под диктовку; можно дать дополнительное задание: обозначить морфемы в записан­ных словах, если даются для записи словосочетания, то предлагает­ся подчеркнуть предлоги и обозначить окончания. При организации самостоятельной работы огромное значение имеет создание психологической основы для сознательных упражнений по исправлению своих ошибок. Такой основой служит понимание того, в какой области знаний имеются пробелы. С этой целью при провер­ке контрольных работ результаты классификации ошибок можно за­нести в таблицу " Твоя грамотность", где под номером записать заголовки вновь изученного и повторяемого материала. Последняя графа - "Какую работу следует выполнить." Сюда учитель записывает соответствующие параграфы учебника и номера упражнений. Эта таблица вызывает большой интерес у учащихся. При организации самостоятельной работы над ошибками необходимо тщательно подго­товить дидактический материал. Это могут быть карточки с текстами, к каждому из которых прилагается два - три задания, отличающихся по форме, степени трудности и содержанию. Тексты предлагаются са­мые разнообразные, поэтому самостоятельная работа с ними имеет важное значение для обогащения лексикона.

Широкое применение в домашней работе нашло списывание текста с расстановкой пропущенных знаков препинания. Особенностью этого вида самостоятельной работы является возможность сочетания в одном упражнении двух и более видов работ по пунктуации. Сочетание списывания с расстановкой знаков препинания с такими ви­дами работ, как составление графических схем предложений и конст­руирование, позволяет преодолеть нетворческий характер этой рабо­ты. Работа с напечатанным, хотя и без знаков препинания, текстом, должна быть полностью сознательной, важную роль в этом играет предварительное прочитывание всего текста и осмысление его, тогда как часто учащиеся ставят знаки не по ходу письма, а после напи­сания предложения или всего (текста) упражнения. Приведу пример работы с текстом.

Звездочка. (Грустная история).

Жила - была на небе звездочка. Она была такая маленькая, что с Зем­ли ее никто не видел. Поэтому ей было очень обидно, она часто плакала, и от этого свет ее становился тусклее. Не было у нее имени. Шло время, но звездочка как была маленькой, так и оставалась. Ночами, когда свет других звезд был таким ярким, что не надо было и свечей, звездочка мечтала. Мечтала о том, как с Земли за ней наблюдают люди, восхищаются ее красотой. Но все это было только в мечтах. И вот однажды она решила улететь на Землю. Взлетала она и, описав в небе красивую дорожку, упала вниз. Но от этого она не стала знаменитой. Только один человек заметил ее падение и загадал желание.

Используемые методические приемы:

  1. Использование текста ученицей, чей внутренний мир "созвучен" лирическому настроению автора;

  2. Конструирование учащимися воображаемого портрета автора текс­та с целью понять мир чувств, реализованный в "грустной исто­рии";

  3. Анализ языковых средств:

лексических (тропы), грамматических (звездочка, дорожка) - носители формообразующих признаков "грустной истории";

  1. Беседа на грамматическую тему: "Синтактические средства - носители жанрообразующих признаков "грустной истории" (проблемный вопрос беседы: может ли грустное (камерное, сентиментальное и др.) настроение "нести" тип предложения, связанный со строением грамматической основы?). Таким образом, и при самостоятельном списывании необходима своевременная по­мощь учителя.

Предоставленный себе, имея задание, которое он должен выполнить сам, ученик задумывается. Появляются вопросы: у одних наивные, говорящие о незнании основ грамматики, у других - более сложные, свидетельствующие о стремлении ра­зобраться в явлениях языка. Организация самостоятельной работы ученика требует от учителя особого мастерства, такта, умения видеть всех и учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося.