Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа на уроках биологии. Карточки-задания по теме "Эволюционное учение".»
Самостоятельная работа по биологии.
Карточки-задания по теме «Эволюционное учение».
Карточка-задание № 1.
(к теме “вид, его критерии и структура”)
Заполните таблицу:
Критерии вида
Признаки, определяющие вид | Краткая характеристика | Примеры |
1.Морфологические | | |
2.Генетические | | |
3. | | |
4. | | |
5. | | |
6. | | |
Карточка-задание № 2.
(к теме “вид, его критерии и структура”)
Заполните таблицу:
Структура вида
Формы существования вида | Краткая характеристика | Объединяющий фактор | Причины устойчивости |
Популяции | | | |
Подвиды | | | |
Вид | | | |
Карточка-задание № 3.
(к теме “наследственность и изменчивость ”)
Заполните таблицу:
Сравнительная характеристика форм изменчивости
Формы изменчивости | Определение | Примеры | Генетическая характеристика | Причины изменчивости | Значение для эволюции |
1. | | | | | |
2. | | | | | |
Карточка-задание № 4.
(к теме “борьба за существование ”)
Вспомните известные вам примеры борьбы за существование в природе и заполните таблицу:
Сравнительная характеристика форм борьбы за существование
Формы борьбы за существование | Определение | Примеры | Причины возникновения | Значение для эволюции |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
Карточка-задание № 5.
(к теме “ естественный отбор- движущая сила эволюции органического вида ”)
Заполните таблицу:
Сравнительная характеристика естественно отбора и искусственного отбора
Виды отбора | На каких биологических свойствах основан | Какая форма изменчивости служит исходным материалом | Отбирающие факторы | Длительность отбора | Результаты отбора |
1. | | | | | |
2. | | | | | |
Карточка-задание № 6.
(к теме “ Образование новых видов. Микроэволюция ”)
Заполните таблицу:
Сравнительная характеристика определений понятия “вид”
Имя ученного | Определение понятия “вид” | Происхождение вида |
К. Линней | | |
Ж.-Б. Ламарк | | |
Ч. Дарвин | | |
Карточка-задание № 7.
(к теме “ Современная система растений и животных - отображение эволюции. Макроэволюция ”)
Заполните таблицу:
Характеристика этапов эволюционного процесса
Этапы эволюционного процесса | Где протекает | К чему приводит | Движущие силы |
1.Микроэволюция | | | |
2.Макроэволюция | | | |
Карточка-задание № 8
(к теме “ Образование новых видов. Микроэволюция” и “Современная система растений и животных- отображение эволюции. Макроэволюция ”)
Заполните таблицу:
Сравнительная характеристика процессов дивергенции и конвергенции
Название процесса | Краткая характеристика | Причины сходства признаков | Причины различия признаков | Чем обусловлено действие процессов | Значение эволюции |
1.Дивергенция | | | | | |
2.Конвенгерция | | | | | |
Карточка-задание № 9
(к теме “Современная система растений и животных- отображение эволюции. Макроэволюция ”)
Заполните таблицу:
Сравнительная характеристика систем растений и животных
(додарвиновского периода и современного)
Системы растений и животных | Структура системы, систематические категории | Какие признаки положены в основу | Значение системы для дальнейшего развития науки |
1.Система К. Линнея | | | |
2.Система Ж.-Б. Ламарка | | | |
3.Современная система растений и животных | | | |
Карточка-задание № 10
Заполните таблицу, используя знания из курса зоологии:
Сравнительная характеристика позвоночных
Название классов | Особенности строения | Способ размножения, характер развития зародыша |
Покров тела | Кровеносной системы | Органов дыхания | Нервной системы |
1.Рыба | | | | | |
2.Земноводные | | | | | |
3.Пресмыкающиеся | | | | | |
4.Птицы | | | | | |
5.Млекопитающие | | | | | |
Карточка-задание № 11
(к теме “Море – первичная среда развития жизни.”)
Заполните таблицу:
Ранние этапы развития органического мира
Название эры, её длительность | Растительный мир | Животный мир | Крупные изменения в развитии организмов и их значение для эволюции |
Архейская (900млн. лет) | | | |
Протерозойская (2000млн. лет) | | | |
| | | |
| | | |
Карточка-задание №12
(к теме “Главные направления органической эволюции”)
Заполните таблицу:
Сравнительная характеристика объективных показателей основных направлений органической эволюции
Направление эволюции | Объективные показатели |
Биологический прогресс | |
Биологический регресс | |
Карточка-задание №13
(к теме “Главные направления органической эволюции”)
Заполните таблицу:
Сравнительная характеристика главных направлений органической эволюции
Главные направления органической эволюции | Краткая характеристика | Примеры |
1. | | |
2. | | |
3. | | |
Карточка-задание №14
(к теме “Доказательства происхождения человека от животных”)
Заполните таблицу:
Доказательства происхождения человека от животных
Доказательства | Примеры |
1.Эмбриологические | |
2.Анатомические | |
3.Физиологические | |
4.Палеонологические | |
| |
Карточка-задание №15
(к теме “Доказательства происхождения человека от животных”)
Заполните таблицу:
Различие скелетов человека и обезьяны
Отделы скелета | Специфические особенности строения | Причины различий |
у человека | у человекообразных обезьян |
1.Череп | | | |
2.Шейный отдел позвоночника | | | |
3.Грудная клетка | | | |
4.Грудной отдел позвоночника | | | |
5.Пояс верхних конечностей | | | |
6.Верхние конечности | | | |
7.Поясничный отдел позвоночника | | | |
8.Пояс нижних конечностей | | | |
9.Нижние конечности | | | |
Карточка-задание №16
(к теме “Движущие силы антропогенеза”)
Заполните таблицу:
Факторы эволюции человека
Факторы эволюции человека
![]()
![]()


![]()
Социальные
Биологические