СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

      В настоящее время в обучении иностранному языку большое внимание уделяется умению использовать язык в реальном общении, т.е. практическому владению языком, и, следовательно, развитию коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция выступает как цель обучения иностранным языкам.

Просмотр содержимого документа
«САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ.»

Коммуникативная компетенция выступает как цель обучения иностранным языкам и чтобы ее сформировать вне языковой среды, важно создать такие условия, чтобы студент мыслил, рассуждал, решал поставленные перед ним задачи. Самостоятельная работа как форма организации деятельности студентов наилучшим образом способствует созданию таких условий и является основой для студентов на уроке.

Основными принципами, лежащими в основе организации самостоятельной работы студентов, являются принципы научности, активности, системного подхода, сознательности и самостоятельности обучения; связи индивидуального с коллективным; единства конкретного и абстрактного; доступности, прочности и надежности знаний. На основании этих принципов определяется степень сложности материала, его объем, формы и методы обучения.

Иностранный язык как учебный предмет обладает большими возможностями по развитию самостоятельности мышления. Алгоритм выполнения самостоятельной работы отрабатывается в классе под руководством преподавателя. От курса к курсу увеличивается объем и сложность самостоятельной работы.        Практическое овладение студентами иностранным языком  предполагает у них наличие умения в различных видах речевой деятельности. На первом этапе обучения предлагаются задания, направленные на первичное овладение знаниями: техника чтения и перевода, работа со словарем, составление плана, краткий пересказ.
Творческие задания проводятся с целью проверки знаний;  с целью формирования у студентов профессиональных практических умений;  с целью развития творческого мышления и формирования навыков самообразования. 
Студентам предлагаются индивидуальные задания, коллективные или групповые виды работы, такие как устный журнал, стенгазета, рефераты и др. Защита рефератов проходит в форме урока-конкурса, где студенты могут дополнить выступления, проанализировать подготовку, выставить оценку. 
Используются устные, письменные и смешанные формы контроля. Это осуществляется как на традиционных уроках, так и на других формах занятий. 

 В самостоятельную работу при прохождении темы включаются отдельные звенья работы над языковым материалом: знакомство с лексикой, тренировка в употреблении, например: выучить слова, самостоятельно подобрать антонимы, синонимы, омонимы слов, соединить слова по смыслу, составить из слов предложения, ответить на вопросы, составить диалог и так далее.

Проблемные задания являются одной из активных форм самостоятельной работы. Их цель – научить коротко, четко высказывать своё мнение, вносить предложения, сравнивать, соглашаться или опровергать утверждения других. Учебные проблемы должны гарантировать заинтересованность всей группы и отвечать возрастным особенностям студентов. Проблемные задания можно предложить на разных этапах урока, но особенно эффективны они на его заключительной стадии, так как позволяют резюмировать пройденный материал. Естественно, что сначала студенты изучают соответствующую профессиональную лексику, читают текст и, как заключительный этап, предлагают решение проблемы. Тексты являются важным источником информации для самостоятельной работы. Они являются носителями  не только содержательно-смысловой, но и лингвистической информации. Поэтому нужно побуждать учащихся к исследовательскому поиску по тексту, научить их извлекать из текста необходимую информацию. Тексты должны соответствовать возрастным интересам учащихся, отражать межпредметные связи.

Важную роль в становлении самостоятельности учащихся играют самоконтроль и  самокоррекция. Для развития самоконтроля и самокоррекции  на уроках необходимо предоставлять учащимся возможность проверить свою работу, сверить с образцом. Нужно дать возможность студентам самостоятельно исправлять свои ошибки. В этом случае ошибка будет являться не тормозящим, а развивающим фактором в процессе обучения. Развитию умений самоконтроля способствует взаимоконтроль. Научившись видеть ошибки в речи других, ученики смогут лучше контролировать свою речевую деятельность.

Самостоятельная работа помогает развивать такие способности студентов как воля, т. е. умение употреблять освоенные способы организации мышления и деятельности в практическом действии; рефлективность – как способность критически оценивать свои действия и переорганизовывать их при необходимости; гибкость – как восприимчивость к многообразию и способность действовать в меняющихся обстоятельствах. В процессе этой работы студенты осваивают новые знания, а также обобщают, систематизируют изученный материал. Акцент делается на активную мыслительную деятельность, требующую для своего оформления владение определенными языковыми средствами.