Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа студентов»
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ
Подготовила
С.Н. Сташялене , преподавательспецдисциплин ГКПОУ «Прохладненский многопрофильный колледж»
Самостоятельная работа –
это такая работа, «которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом студенты сознательно стремятся достичь поставленной в задачи цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических (или тех и других вместе) действий».
Педагогический словарь. М, 2009. с.307
- Исходя из понятия «самостоятельная работа» можно выявить важное и необходимое условие организации самостоятельной работы студентов - это формирование умений самостоятельно приобретать знания, навыки и возможность организации учебной и научной деятельности
- Ведущая цель организации и осуществления самостоятельной работы студента должна совпадать с целью обучения студента – подготовкой специалиста с высшим образованием и сформированными профессиональными компетенциями
ЗАДАЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений
- Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, её объём в часах определяется действующими учебными планами по основным образовательным программам учебного заведения.
- Стандарт так же устанавливает обязательное наличие аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
- Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- В зависимости от места и времени проведения, характера руководства со стороны преподавателя и способа контроля, СР подразделяется на следующие виды:
- самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);
- самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;
- внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера, подготовки к семинарам, контрольным работам, зачетам и экзаменам
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СРС
- Конспектирование первоисточников.
- Реферирование и аннотирование литературы.
- Эссе, рефераты, презентации, кроссворды…
- Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой.
- Подготовка к семинарам: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий.
- Лабораторно-практические занятия: действие в соответствии с инструкциями и методическими указаниями, получение результата.
- УИРС и НИРС при выполнении самостоятельной, контрольной, курсовой и дипломной работ.
- Контрольная работа (аудиторная и внеаудиторная)
- Выполнение заданий по наблюдению и сбору материалов в процессе практики.
- Выполнение заданий поисково-исследовательского характера
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Для организации СРС необходимы следующие условия:
- готовность студентов к самостоятельному труду;
- мотив к получению знаний;
- наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала как печатного, так и электронного, методических рекомендаций по выполнению СРС, доступа в сеть Интернет;
- система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
- консультационная помощь, в том числе взаимодействие в сети Интернет;
- наличие помещений для выполнения самостоятельных работы
Технология организации СРС включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.
- материально-техническое и информационно-техническое обеспечение самостоятельной работы студентов включает в себя:
- • библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с существующими нормами;
- • учебно-методическую базу учебных кабинетов:
- • компьютерный класс с возможностью работы в INTERNET;
- • учреждения практики (базы практики) в соответствии с заключенными договорами;
- • аудитории (классы) для консультационной деятельности;
- • учебную и учебно-методическую литературу
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами:
Для овладения знаниями :
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, ресурсов Интернет);
- составление плана текста;
- графическое изображение структуры текста;
- составление электронной презентации;
- конспектирование текста;
- выписки из текста; работа со словарями и справочниками;
- ознакомление с нормативными документами;
- учебно-исследовательская работа;
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др
Для закрепления и систематизации знаний :
- работа с конспектом лекции;
- работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
- составление плана и тезисов ответа;
- составление таблиц для систематизации учебного материала;
- изучение нормативных материалов;
- ответы на контрольные вопросы;
- аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.);
- подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
- подготовка рефератов, докладов;
- составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;
Для формирования умений :
- решение задач и упражнений по образцу;
- решение вариативных задач и упражнений;
- выполнение чертежей, схем;
- выполнение расчетно-графических работ;
- решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;
- подготовка к деловым играм;
- проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;
- подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ
Инновационные технологии СРС
- Проектная технология
- Технология портфолио
- Эссе
- Составление опорной схемы- коллажа по материалам лекций
- Кейс-технология
- Технология проблемного обучения
- Технология дифференцированного обучения
- Технология учебно-игровой деятельности:
- дидактические игры
- ролевые игры
Виды самостоятельной работы (для разработки программы учебной дисциплины)
- Анализ и решение логических заданий
- Внеаудиторная работа с источниками информации с целью подбора дидактического материала
- Написание эссе и творческих работ
- Оформление таблиц и схем
- Подготовка сообщений, рефератов
- Подготовка творческих работ (презентаций)
- Составление глоссария
- Составление диаграмм
- Сравнительный анализ
Виды самостоятельной работы (для составления программы профессионального модуля)
- Аналитическая обработка текста (реферирование, рецензирование)
- Доработка материалов урока составлением схем, таблиц
- Составление перечня материалов, инструментов, приспособлений, вспомогательных материалов
- Составление тематических кроссвордов
- Составление технологических карт по выполнению конкретных видов работ
- Проектирование и моделирование компонентов профессиональной деятельности
- Решение ситуационных производственных задач
- Самостоятельное изучение нормативно-правовой базы
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!