ГБОУ АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
КУРС «ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ПЕДАГОГА»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №2
Тема: «ЭТИКЕТ КАК СРЕДСТВО САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ПЕДАГОГА»
ИСПОЛНИТЕЛЬ: ЕРШОВА Н.Н.
МБОУ «ГИМНАЗИЯ №1» Г. МЫТИЩИ
РУКОВОДИТЕЛЬ: К.П.Н
СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МУРАВЬЁВА Л.И.
Москва 2014
Этикет как средство самопрезентации педагога
Этикет – совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление человеческих взаимоотношений. Различают деловой и светский этикет. Деловой этикет регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей. Светский упорядочивает общение в сфере досуга. Кроме правил этикета для всех существует профессиональный этикет. В жизни есть отношения, которые обеспечивают наивысшую эффективность в выполнении профессиональной функции. В том или ином коллективе, группе работников складываются определенные традиции, которые с течением времени приобретают силу моральных принципов и составляют этикет данной группы. В практике деловых отношений всегда есть какие-то стандартные ситуации, которые невозможно избежать. Для этих ситуаций и вырабатываются формы и правила поведения. Этот набор правил составляет этикет делового общения. Деловой этикет включает точное соблюдение правил культуры поведения, которая предполагает в первую очередь глубокое уважение человеческой индивидуальности. Культурный человек должен всем показывать искреннее уважение.
Самопрезентация – это умение продемонстрировать собеседнику качества, наиболее выгодные для вас в данный момент. Советы специалистов в области человеческих ресурсов часто сводятся к следующему:
-учитесь правильно оценивать свою значимость;
-постоянно работайте над своей личностью;
-расширяйте свои знания;
-учитесь правильно «подавать» себя.
Правильный имидж позволяет привлечь к себе позитивное внимание и установить отношения. Благодаря созданию ореола привлекательности, человек становится социально востребованным. Возрастные и социальные рамки – не помеха тому ,кто владеет искусством самопрезентации.
Личное обаяние привносит в общение симпатию и доброжелательность, вызывает позитивные эмоции. У личности, осознающей свою индивидуальность и привлекательность, подкрепляемую комфортным общением, повышается самооценка. В имидже наиболее ощутимо проявляются качества притягательности данного субъекта в глазах других людей. Чтобы достичь успеха, необходимо знать, какие черты и качества кажутся привлекательными и позиционировать эти качества другим.
Самопрезентация – это процесс, посредством которого человек старается сформировать у других людей впечатления о самом себе. Успех самопрезентации зависит от умения представить себя другим людям, умения подать себя, привлечь к себе внимание, актуализировать интерес людей к своим качествам. Целью самопрезентации является создание и донесение своего имиджа до других людей.
Одежда – своеобразная визитная карточка человека. Одежда является важнейшей составляющей первого впечатления. Правильно одеться, с позиции психологии восприятия, значит грамотно управлять самопрезентацией. Исследования в области психологии одежды показали, что, если женщина- преподаватель одета в деловом стиле, то ученики ей автоматически приписывают следующие качества: критичная, серьезная, уверенная, тактичная, умна,. организованная.
Этикет внешнего вида подразумевает ухоженность ,то есть безупречность в каждой детали внешнего вида: аккуратная прическа, не вызывающая одежда, начищенная обувь, ухоженные руки, здоровый внешний вид и т. д.
Деловой этикет, безусловно, также является инструментом самопрезентации. Деловые манеры преподавателя можно рассматривать как инструмент построения отношений с аудиторией. Соблюдение преподавателем правил делового этикета – это сигнал для учащихся, что они значимы, важны, уважаемы. Хорошие деловые манеры преподавателя всегда замечаются учащимися. Они проявляются в том, как он обращается со временем. Деловой этикет подразумевает, что начинать и заканчивать выступление необходимо вовремя: не на 5 минут раньше и не на 14 позже ,а минута в минуту. В этом проявляется уважение к присутствующим. Четкое определение темы, плана и регламента в начале – также составляющая хороших деловых манер преподавателя .Специально отведенное время для ответов на вопросы также абсолютно необходимо. Умение отвечать на вопросы, реагировать не замечания - также показатель мастерства и общей культуры преподавателя.
Педагогический этикет включает в себя совокупность правил поведения ,регулирующих внешнее проявление взаимоотношений, возникающих между педагогом и воспитанником, педагогом и родителем воспитанника, педагогом и педагогом, характеризуемых уважением к ученику ,его родителям ,коллегам, а также стремлением к установлению доброжелательных, творческих отношений, доставляющих радость общения.
Педагогический этикет проявляется в различных сторонах жизни и деятельности преподавателя – в профессиональном имидже, речевой манере, в реальном поведении. Соблюдение педагогического этикета помогает осуществлению личностно- ориентированного подхода в воспитании, создает условия для педагогического общения преподавателя и учащихся, направленного на создание благоприятного психологического климата в среде учащихся, способствующего установлению правильных взаимоотношений как с ученическим сообществом, так и с отдельным учеником. Соблюдение этикета помогает укреплению авторитета преподавателя среди учащихся.