Самотестирование знаний при изучении операторов и встроенных функций табличного процессора
Слободнюк Г.В.,
преподаватель 1-ой квалификационной категории ГБПОУ РК «Крымский колледж общественного питания и торговли»
В данной работе рассматривается возможность использования табличного процессора MS Excel для реализации электронных заданий с элементами самотестирования. В работе достаточно подробно описаны шаги практической реализации таких заданий и примеры их использования.
В повседневной жизни человек постоянно использует таблицы: расписание движения транспорта, расписание занятий, прайс-листы и т.д. Персональный компьютер расширяет возможности использования таблиц за счёт того, что позволяет не только представлять данные в электронном виде, но и обрабатывать, например, проводить расчёты на основе использования формул, обеспечивать визуальное представление хранимых данных и результатов их обработки в виде графиков, диаграмм. Табличный процессор – это интерактивная система обработки данных, в основе которой лежит двухмерная таблица. Ячейки таблицы могут содержать константы (числа, строки) или формулы, задающие зависимость ячейки от других ячеек. Пользователь может просматривать, задавать и изменять значение ячеек. Изменение значение ячейки ведет к немедленному изменению значений, зависящих от нее ячеек. Применение электронных таблиц упрощает работу с данными и позволяет получать результаты без проведения расчётов вручную. Расчёт по заданным формулам выполняется автоматически. Изменение содержимого, какой-либо ячейки приводит к перерасчёту значений всех ячеек, которые связаны с ней формульными отношениями. Электронные таблицы используются во всех сферах человеческой деятельности, но особо широко используются для проведения экономических и бухгалтерских расчётов.
В преподавании дисциплин компьютерного цикла актуальным является использование наряду с традиционными методами электронных средств обучения.
Вопрос разработки средств самоконтроля (самотестирования) при разработке электронных заданий, в которых используются операторы и встроенные функции табличного процессора MS Excel, является, бесспорно, актуальным.
Целью данной работы является практическая реализация электронных заданий с элементами самотестирования в среде табличного процессора MS Excel.
При разработке электронных заданий с элементами самотестирования в MS Excel можно выделить такие этапы:
№ | Назначение этапа | Содержание этапа |
1 | Предварительный этап | Создание исходной таблицы – «внешнего каркаса» для последующего его наполнения контентом (рис. 1, а). Исходными данными такой таблицы могут быть математические выражения, логические утверждения, текстовые и числовые константы и т.д. На этом же этапе реализуется внешний дизайн задания, проводится предварительное форматирование ячеек |
2 | Этап подготовки результатов | Ввод формул для получения правильных результатов (рис. 1, в) |
3 | Этап контроля правильности ввода | Ввод контроля результатов вычисления, выполненных по формулам пользователя (рис. 1, г, рис. 2) |
4 | Этап визуального контроля правильности ввода | Применение к ячейкам, содержащим формулы контроля результатов вычисления условного форматирования (рис. 3) |
5 | Этап информационной поддержки пользователя | Использование всплывающих примечаний для отображения подсказок с образцами решения задания или вида работы (рис. 4) |
6 | Этап визуального самоконтроля пользователя | Использование всплывающих примечаний для отображения подсказок с контрольными вопросами (рис. 5) |
7 | Этап защиты ячеек электронной таблицы | Данный этап реализуется в 2 шага: а) скрытие данных и формул «не для пользователя» (рис. 6); б) защита листа рабочей книги |
Рис. 1. Пример исходной таблицы
где 1) исходные данные;
2) строка для ввода формулы пользователя;
3) правильный результат вычисления;
4) строка самотестирования – строка автоматического контроля правильности результата вычисления.
Формула в ячейке G11: =ЕСЛИ(G9"";ЕСЛИ(G9=G10; "Ответ верный";"Ответ неверный");)
Рис. 2. Иллюстрация автоматического контроля правильности результатов введённых формул
Рис. 3. Применение условного форматирования к ячейкам, содержащим формулы контроля результатов вычисления
Рис. 4. Примеры всплывающих подсказок с образцами решения задания или вида работ
Рис. 5. Пример отображения подсказки
с контрольным вопросом
Рис. 6. Защита ячеек листа, не подлежащих просмотру или редактированию пользователем
При разработке электронных заданий особое внимание было уделено получению практических навыков работы пользователем в среде MS Excel, освоению и закреплению базовых технологий обработки экономических данных с использованием встроенных функций процессора.
Рис. 7. Примеры использования встроенных функций
категорий Математические и Дата / Время
При разработке электронных заданий с элементами самотестирования в MS Excel были (рис. 7 – 9) рассмотрены встроенные функций следующих категорий: 1) Математические; 2) Статистические; 3) Дата / Время; 4) Финансовые; 5) Логические.
Рис. 8. Пример использования встроенных функций
категории Статистические
Рис. 9. Примеры использования встроенных функций
категорий Дата / Время и Логические
Предложенная в данной работе технология подготовки электронных заданий успешно прошла апробацию в КЭИ КНЭУ и применяется на занятиях по информатике у студентов экономических специальностей («Учёт и аудит», «Международная экономика», «Маркетинг»).
К основным преимуществам электронных заданий, рассматриваемых в данной работе, можно отнести следующие:
– В качестве среды разработки использовано широко используемое популярное приложение MS Excel;
– Удобство, наглядность, простота и дружелюбность интерфейса;
– Интерактивный режим обучения (позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материла);
– Возможность регулярной корректировки содержимого.