СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самотестирование знаний при изучении операторов и встроенных функций табличного процессора

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самотестирование знаний при изучении операторов и встроенных функций табличного процессора

Просмотр содержимого документа
«Самотестирование знаний при изучении операторов и встроенных функций табличного процессора»

Самотестирование знаний при изучении операторов и встроенных функций табличного процессора

Слободнюк Г.В.,

преподаватель 1-ой квалификационной категории ГБПОУ РК «Крымский колледж общественного питания и торговли»

В данной работе рассматривается возможность использования табличного процессора MS Excel для реализации электронных заданий с элементами самотестирования. В работе достаточно подробно описаны шаги практической реализации таких заданий и примеры их использования.

В повседневной жизни человек постоянно использует таблицы: расписание движения транспорта, расписание занятий, прайс-листы и т.д. Персональный компьютер расширяет возможности использования таблиц за счёт того, что позволяет не только представлять данные в электронном виде, но и обрабатывать, например, проводить расчёты на основе использования формул, обеспечивать визуальное представление хранимых данных и результатов их обработки в виде графиков, диаграмм. Табличный процессор – это интерактивная система обработки данных, в основе которой лежит двухмерная таблица. Ячейки таблицы могут содержать константы (числа, строки) или формулы, задающие зависимость ячейки от других ячеек. Пользователь может просматривать, задавать и изменять значение ячеек. Изменение значение ячейки ведет к немедленному изменению значений, зависящих от нее ячеек. Применение электронных таблиц упрощает работу с данными и позволяет получать результаты без проведения расчётов вручную. Расчёт по заданным формулам выполняется автоматически. Изменение содержимого, какой-либо ячейки приводит к перерасчёту значений всех ячеек, которые связаны с ней формульными отношениями. Электронные таблицы используются во всех сферах человеческой деятельности, но особо широко используются для проведения экономических и бухгалтерских расчётов.

В преподавании дисциплин компьютерного цикла актуальным является использование наряду с традиционными методами электронных средств обучения.

Вопрос разработки средств самоконтроля (самотестирования) при разработке электронных заданий, в которых используются операторы и встроенные функции табличного процессора MS Excel, является, бесспорно, актуальным.

Целью данной работы является практическая реализация электронных заданий с элементами самотестирования в среде табличного процессора MS Excel.

При разработке электронных заданий с элементами самотестирования в MS Excel можно выделить такие этапы:

Назначение этапа

Содержание

этапа

1

Предварительный этап

Создание исходной таблицы – «внешнего каркаса» для последующего его наполнения контентом (рис. 1, а). Исходными данными такой таблицы могут быть математические выражения, логические утверждения, текстовые и числовые константы и т.д. На этом же этапе реализуется внешний дизайн задания, проводится предварительное форматирование ячеек

2

Этап подготовки результатов

Ввод формул для получения правильных результатов (рис. 1, в)

3

Этап контроля правильности ввода

Ввод контроля результатов вычисления, выполненных по формулам пользователя (рис. 1, г, рис. 2)

4

Этап визуального контроля правильности ввода

Применение к ячейкам, содержащим формулы контроля результатов вычисления условного форматирования (рис. 3)

5

Этап информационной поддержки пользователя

Использование всплывающих примечаний для отображения подсказок с образцами решения задания или вида работы (рис. 4)

6

Этап визуального самоконтроля пользователя

Использование всплывающих примечаний для отображения подсказок с контрольными вопросами (рис. 5)

7

Этап защиты ячеек электронной таблицы

Данный этап реализуется в 2 шага:

а) скрытие данных и формул «не для пользователя» (рис. 6);

б) защита листа рабочей книги

Рис. 1. Пример исходной таблицы

где 1) исходные данные;

2) строка для ввода формулы пользователя;

3) правильный результат вычисления;

4) строка самотестирования – строка автоматического контроля правильности результата вычисления.

Формула в ячейке G11: =ЕСЛИ(G9"";ЕСЛИ(G9=G10; "Ответ верный";"Ответ неверный");)

Рис. 2. Иллюстрация автоматического контроля правильности результатов введённых формул

Рис. 3. Применение условного форматирования к ячейкам, содержащим формулы контроля результатов вычисления

Рис. 4. Примеры всплывающих подсказок с образцами решения задания или вида работ

Рис. 5. Пример отображения подсказки
с контрольным вопросом

Рис. 6. Защита ячеек листа, не подлежащих просмотру или редактированию пользователем

При разработке электронных заданий особое внимание было уделено получению практических навыков работы пользователем в среде MS Excel, освоению и закреплению базовых технологий обработки экономических данных с использованием встроенных функций процессора.

Рис. 7. Примеры использования встроенных функций
категорий Математические и Дата / Время

При разработке электронных заданий с элементами самотестирования в MS Excel были (рис. 7 – 9) рассмотрены встроенные функций следующих категорий: 1) Математические; 2) Статистические; 3) Дата / Время; 4) Финансовые; 5) Логические.

Рис. 8. Пример использования встроенных функций
категории Статистические

Рис. 9. Примеры использования встроенных функций
категорий Дата / Время и Логические

Предложенная в данной работе технология подготовки электронных заданий успешно прошла апробацию в КЭИ КНЭУ и применяется на занятиях по информатике у студентов экономических специальностей («Учёт и аудит», «Международная экономика», «Маркетинг»).

К основным преимуществам электронных заданий, рассматриваемых в данной работе, можно отнести следующие:

– В качестве среды разработки использовано широко используемое популярное приложение MS Excel;

– Удобство, наглядность, простота и дружелюбность интерфейса;

– Интерактивный режим обучения (позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материла);

– Возможность регулярной корректировки содержимого.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!