СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоуправляемая практика в системе языковой подготовки школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование стратегии целеполагания в области изучения ИЯ направлено на то, чтобы учащийся мог осознанно ставить цели овладения различными аспектами языка, определять соответствующий конечный продукт, оценивать необходимые материалы, выбирать рациональные способы учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Самоуправляемая практика в системе языковой подготовки школьников.»

Самоуправляемая практика в системе языковой подготовки школьников



Ключевые слова: самостоятельная работа учащихся, многоуровневое обучение, механизм рефлексивной самооценки, личностно-ориентированный подход, целеполагание.



В современном мире профиль потребностей в овладении и использовании неродного языка изменяется в сторону вариативности, многофункциональности, многоязычия и поликультурности. Все это меняет акцент и в области обучения /овладения иностранным языком (ИЯ): от понятия «изучить ИЯ на всю жизнь» к понятию «быть способным и готовым изучать язык и культуру в различных целях и образовательных контекстах в течение всей жизни».

В связи с этим самостоятельная учебная деятельность учащегося становится важнейшим компонентом многоуровневого учебного процесса. Ориентация на развитие языковой личности и таких ее качеств, как способность к самостоятельному изучению языка и культуры (учебная компетенция), автономность с использованием ИЯ, креативность в решении различных задач средствами изучаемого языка, требует по-новому подойти к содержанию и методике организации самостоятельной работы изучающих ИЯ с тем, чтобы сделать ее продуктивной.

Формирование стратегии целеполагания в области изучения ИЯ направлено на то, чтобы учащийся мог осознанно ставить цели овладения различными аспектами языка, определять соответствующий конечный продукт, оценивать необходимые материалы, выбирать рациональные способы учебной деятельности.

Поставив себя в позицию «Я-учитель» в условиях самостоятельной работы над языком, учащийся должен, прежде всего, уметь определять свои реальные потребности в изучении языка в целом и конкретных аспектов, т.е. проводить анализ и оценку потребностей. Изучающий ИЯ должен иметь представление о том, в каких ситуациях и целях межкультурного взаимодействия реально используется изучаемый язык и что необходимо для его прочного усвоения. В учебном процессе установка учащегося на цель/результат овладения и использования ИЯ в значительной степени формируется под влиянием контроля и оценки. Поэтому для формирования умений целеполагания учащемуся важно также осознать критерии оценки сформированности языковых и коммуникативных умений и в целом уровня владения и успешности использования ИЯ. В связи с этим в ситуации развития продуктивной учебной деятельности необходимо разделять ответственность за постановку целей самостоятельной работы над языком и по возможности переносить ее на ученика, ставить его в реальные условия самостоятельного и ответственного выбора.

Итак, в качестве формирования в области целеполагания выделяются следующие основные умения:

  • анализ и оценка потребностей в изучении ИЯ;

  • оценка трудностей овладения ИЯ;

  • оценка способностей изучения ИЯ;

  • постановка целей и учебных задач;

  • оценка и выбор способов изучения ИЯ.

Целеполагание по своей природе основано на действии механизма рефлексивной самооценки. Поэтому приемы, используемые для развития умений целеполагания, по существу, носят рефлексивно-оценочный характер. В основ-

ном используются следующие технологии, перенесенные в личностно ориентированный педагогический процесс из области социальной психологии:

  1. анкетирование - опросники, различного типа анкеты, открытые таблицы, контрольные листы самооценки и т.п.;

  2. рейтинговая оценка;

  3. деловые игры.

Формирование информационных стратегий и умений осуществляется на материале и в процессе иноязычной текстовой деятельности. В этих целях в систему упражнений по чтению, аудированию, письму, монологической речи, а также по взаимосвязанному развитию этих видов речевой деятельности, традиционно включаются виды заданий, которые предполагают решение учебных задач по переработке информации. В современных УМК подобные смысловые задачи носят, как правило,
характер определенных смысловых познавательных, творческих задач, направ-
ленных на отработку как отдельных информационных умений, так и их инте-
гративное использование.

Следует отметить, что в упражнениях по освоению информационных умений характер самостоятельной учебной деятельности может последовательно изменяться о управляемого преподавателем до самостоятельно управляемого учащимся. Эти виды работы достаточно известны и распространены в практике преподавания ИЯ и в различных видах учебного материала. Они представляют собой практику в рецептивных и продуктивных формах текстовой деятельности, в ходе которой отрабатываются умения иноязычного речевого общения, в том числе и соответствующие информационные умения.

Приведу примеры типов и видов заданий на материале английского языка, которые могут иметь вариативное содержательное наполнение.

а) Формирование информационных умений в рецептивной текстовой деятельности (в чтении/аудировании).

I. Управляемая практика - controlled practice/closed activities;

  • предтекстовые информационные задачки - pre-oriented tasks;

  • управляемая проверка понимания, основанная на восстановлении текста -closed comprehension, closed text tests, gap-filling;

  • восстановление расчлененного текста - scrambled texts;

  • восстановление текста со смысловыми пропусками - striped texts;

  • переработка по логико-смысловой цепочке - chain text activities;

  • подбор текстов по смысловому соответствию - matching text;

  • виды деятельности по типу «лото» - bingo activities.

2. Частично управляемая практика - guided practice:

  • смысловые задачки по переработке информации воспринимаемого текста -while reading/listening information processing activities;

  • комбинирование информации - combining info;

  • информационный пропуск - info gap;

  • обмен информацией - sharing info;

  • восстановление текста по типу «латание дыр» - patch work;

  • -информационный перенос - info transfer.

3. Свободная/самоуправляемая практика free practice:

  • коммуникативные игры - communication games (reading/information games);

  • информационные викторины - info quizzes;

  • проблемные задачки - problem solving;

  • творческие задачки - creative tasks;

  • ролевые игры - role play activities;

  • виды реальной деятельности - authentic activities - информационные проекты на основе чтения/слушания - reading/listening projects, моделирование реальных информационных потребностей/задач - modeling real life information needs/tasks, б) Формирование информационных умений в продуктивной текстовой деятельности (в письме/говорении).

1. Управляемая практика controlled practice:

  • виды деятельности по интерпретации информации в устной и письменной ре¬чи - while writing/speaking information interpretation activities;

  • моделирование текста - modeling texts;

  • подбор/составление текстов по смысловому соответствию - matching texts;

  • виды деятельности по восстановлению текста - close—text activities, gap filling;

  • «тексты вперемешку» - scrambled texts;

  • виды текстовой деятельности «по цепочке», по типу «снежного кома» - chain -activities/snowball activities.

2.Частично управляемая практика - guided practice:

  • комбинирование текстов - combining texts;

  • параллельные тексты - parallel texts;

  • информационный перенос - info transfer;

  • заполнение информационных пробелов - info gap;

  • обмен информацией-

  • «латание дыр» - patch work.

3.Свободная/самоуправляемая практика - free practice:

  • коммуникативные игры - communication games;

  • проблемные задачи - problem solving;

  • ролевые игры - role play;

  • творческие задания - creative tasks;

  • виды реальной деятельности - authentic activities (комментирование, обзоры, проекты и др.- commenting, reviewing, inferencing, etc.).

Приведенные в работе типы и виды заданий помогут выстроить в содержании самостоятельной работы по ИЯ многоуровневую целенаправленную систему формирования учебных стратегий и умений в развитии учебной компетенции учащегося



Список литературы



1. Бухаркина М.Ю. Технология разноуровнего обучения // Иностр. языки в школе. No3. –2003. – с.48-54.

2. Дмитренко Т.А. Педагогическая технология многоуровнего интенсивного обучения студентов педвузов. Дис. канд. пед. наук: М., 1997. –165 с.

3. Полат Е.С. Разноуровневое обучение // Иностр. языки в школе. No6 .–2000. –с.6-11.

4. Полат Е.С. Разноуровневое обучение // Иностр. языки в школе. No1. –2001. –с.4-9.

5. Пономарева В.В. Специфика обучения иностранным языкам. Московская городская система вариативного образования. http: // www. anglophile. ru / grownups. htm.

6. Bell, J., & Burnaby, B. “A handbook for ESL literacy”, Toronto, Ontario: Ontario Institute for Studies in Education Press, 1984.

7. Guglielmino, L.M. & Burrichter, A.W. Adult ESL instruction: A challenge and a pleasure: An orientation guide for adult ESL teachers. Tallahassee, FL: Florida State Department of Education , 1987.