СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самые важные уроки жизни (по рассказу В. Распутина «Уроки французского »)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме "Валентин  Распутин"

Просмотр содержимого документа
«Самые важные уроки жизни (по рассказу В. Распутина «Уроки французского »)»

Тема: Самые важные уроки жизни

(по рассказу В. Распутина «Уроки французского »)


ХОД УРОКА:

    1. Приветствие: Сегодня у нас на уроке гости, давайте, ребята, их поприветствуем. 1м.

    2. Мотивация (самоопределение к деятельности). 2-3 м.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

- Ребята, прочитайте стихотворение на доске:

Ребята, мы с вами сегодня завершаем раздел «Произведения о Великой Отечественной войне». И я начну урок словами поэта-фронтовика Эдуарда Асадова, который в 1941 окончил московскую школу, мечтал поступить в литературный или театральный институт. Совсем молодым, на фронте, спасая свой полк,


Будет трудно – крепись!

Будет больно – не плачь!

Будет ветер – не гнись!

Глаз в ладони не прячь!

Если грозы – смотри!

Если слёзы – сотри!

Если страшно – держись!

Помни. Жизнь – это жизнь!


Эдуард Асадов.


-Ребята, как вы понимаете смысл этого стихотворения? О чем оно?


- это совет о том, как преодолевать трудности, проблемы какие-то в жизни…

- нужно быть стойким, упорным в достижении цели…

(Дети приводят примеры из жизни, делают выводы о том, что это стихотворение о неких правилах поведения, принципах жизни).


- Да, ребята, вы правильно понимаете эти строки. А теперь внимание на экран.


    1. Показ фрагмента из х/ф. Эпизод игры в замеряшки Лидии Михайловны с учеником. 2-3 м. (по окончании – на экране кадр застывает, как бы фон)


- Какое произведение вы увидели в основе этого фильма?

- Узнали без труда. Сегодня мы вновь будем говорить о произведении В. Г. Распутина «Уроки французского» в форме закрепления и обобщения.

Слайд 1: Портрет Распутина. Название рассказа. Книга.


4. Эвристическая беседа (работа с текстом). 10-13 м.

- Как вы поняли, с какой целью автор взялся за создание рассказа «Уроки французского»? Зачем ему этот рассказ?

Возможные варианты:

-вспомнить о своем детстве; рассказать о своей учительнице французского языка; об игре в деньги с ребятами; рассказать о том, как Лидия Михайловна помогла ему, хотела добра ему…


(Все-таки самое главное в его воспоминаниях занимает место… Лидия Михайловна!)


Вернемся к фрагменту, которого мы только что просмотрели. Почему Лидия Михайловна стала играть со своим учеником в деньги? Взрослый, серьезный человек – и вдруг игра в деньги. По мнению директора этой школы, отношения учителя и ученика не должны строиться подобным образом. Расскажите.


( Дети начинают рассказывать с того, что Лидия Михайловна узнала, что мальчик голодает, из-за этого он играл в деньги с Вадиком и Птахой, был ими же избит; что она, узнав про все это, решила помочь, отправила ему посылку с макаронами, не зная, что в деревне не бывает макарон; под предлогом того, что хочет заниматься с ним дополнительно, пригласила к себе домой, чтобы мальчик мог покушать у неё, но когда герой отказывается от угощения, предлагает сыграть в замеряшки, чтобы мальчик смог выиграть копейки на молоко…).


- Как характеризуют эти примеры Лидию Михайловну?

(она проявила доброту, человечность, умение сострадать, пожалеть, стремление помочь человеку, не только потому, что перед ней мальчик, она такая всегда, перед всеми).


Вывод: Лидией Михайловной движут отзывчивость, неравнодушие, доброта к ученику, который оказался в трудной жизненной ситуации, поэтому и совершает этот поступок.


- В чем ещё проявляется доброта Лидии Михайловны? Разорвалась ли связь между учеником и учителем?

( После того, как она уехала после увольнения, она посылала мальчику с родины, с Кубани, посылки с яблоками, продолжала дружбу).


- Что показала Лидия Михайловна своими поступками, своим отношением к мальчику? (человек должен быть добрым, отзывчивым, человечным).


- Задумаемся над названием произведения: «Уроки французского». В каком смысле дано название? (в прямом), или в переносном? (урок доброты: благодаря ее помощи мальчик чувствовал, что он не один, она смогла не только помочь ему в трудном материальном положении, но и пожалела, не унизив его гордость)..

Учитель: Значит, мальчик усвоил один из главных уроков своей жизни – это урок доброты.

- Есть такое понятие «духовный опыт» человека. Как вы понимаете это выражение?

(знания о людях, о поведении людей, что такое добро и зло, что такое доброта, о том, как поступать в тех или иных случаях…)


Слайд 2: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях»

(Л.Н.Толстой).


Учитель: Ещё Л.Н.Толстой сказал: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях». Ведь как важно, для вас ребята, уроки жизни, которые вам дают взрослые, ваши родители, учителя. Эти уроки складываются в ваш духовный опыт. У каждого человека есть свой духовный мир, но в зависимости от человека он разный – богатый или бедный.


Учитель: Главный урок, полученный мальчиком, это урок доброты, понимание того, что человек должен быть добрым, отзывчивым, сострадательным.


На доске!

(в треугольнике по ходу урока записываются или магнитом прикрепляются понятия, составляющие духовный опыт детей)

Итак, каким понятием мы обогатили наш духовный мир?



Учитель: Только ли урок доброты вынес мальчик из своего детства? Кто еще преподает уроки мальчику? Давайте разберемся в этих уроках для мальчика?

    1. Работа в командах. Учитель раздаёт карточки с заданием (на каждую группу раздаточный материал). Кто-нибудь из команд подходит и вытягивает раздаточный материал

Цель: Команда должна определить цель своего выступления, организовать коммуникативные воздействия, точно выражать свои мысли и создать эмоциональный настрой.


Перед выступлением каждой команды показать фрагмент х/фильма, соответствующий заданию. (для усиления эмоционального восприятия, выступления команды)

Задание 1 группы: стр. 87-90 фрагмент: прощание с мамой( со слезами бежит за машиной)

- Какие трудности пришлось преодолевать мальчику? Почему он не согласился уехать вместе с мамой домой в деревню?

- Как мы можем назвать урок, который преподает нам герой?

Запишем : ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Задание 2 группы: стр. 91 фрагмент:

- Почему мальчик ввязался в игру на деньги?

(Нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой

возможности заработать. Ждать чьей – то милости или подачки он не

стал).

- Какие черты характера помогли в борьбе с этими трудностями?

- Как мы можем назвать урок, который преподает нам герой?


«Будь самостоятельным, заботься о себе сам, не надейся на окружающих».


Запишем следующий урок: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Задание 3 группы: стр. 95-97 фрагмент ; «Не в склад…»

-Охарактеризуйте игроков в «чику» (Тишкин, Птаха, Вадик).

- Какая это была игра? Почему нашему герою пришлось «смириться»?

Чтение на стр. 130 со слов «Не в склад! – объявил Вадик до слов «Настаивать на своем было бессмысленно».


-Какой урок из этой ситуации мы можем вынести?


«Не горячись, уступи тем, кому всё равно ничего не докажешь».


Запишем следующий урок: НЕ ГОРЯЧИТЬСЯ

Задание 4 группы: стр. 98-99 фрагмент: избиение мальчика

- Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведет себя мальчик во время избиения?


Прочитать отрывок на стр. 132 со слов: «Первым, опять сзади, меня ударил Птаха» до слов на стр. 133 «Переверну –у – ул!».


-Какой урок из этой ситуации мы можем вынести?

«Будь принципиальным, гордым, не пресмыкайся!»


Запишем следующий урок: НЕ ПРЕСМЫКАТЬСЯ


Учитель: Какие важные уроки преподает нам мальчик? (глядя на рисунок с человечком перечисляют)


Учитель обращает на стихи, прозвучавшие в начале урока, это основные принципы, которых должен придерживаться человек)


    1. Конкурс синквейнов между командами по заданному плану:

ЦЕЛЬ: использование метапредметных связей



1).Тема (существительное)

2) Признак (2 прилагательных)

3) Действие (3 глагола)

4) Предложение, состоящее из нескольких слов - характеристика темы в целом.

5) Слово-резюме, вывод


ТЕМЫ: доброта, мальчик, Лидия МИхайловна



доброта

Лидия МИхайловна

Мальчик.

душевная, искренняя

Добрая, мудрая.

одинокий, гордый.

направляет, наставляет, учит

Учит, играет, сострадает

Голодает, играет, выигрывает

доброе отношение к людям

Окружает вниманием и заботой

Добывает деньги доступным ему путём

( к доброте)

человечность

умение выжить


    1. Командная игра: «Объясни слово».


Притайка — то, что спрятано.

Не зариться — не засматриваться.

Ненароком — случайно.

Так просто не попущусь — не допущу, чтобы они пропали.

Плашмя — не на ребро.

Французский скоро к зубам приберу — хорошо выучу, выработаю хорошее произношение.

Несчитово — не считается.


Объясните смысл включения в текст местных слов и выражений? Такие слова мы называем диалектными.


- Эти слова и выражения автор употребляет для того, чтобы показать достоверно чувства и мысли мальчика из сибирской деревни.


8. Вывод по уроку:

- Что вы, ребята, взяли для себя, прочитав рассказ Валентина Распутина?


«Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты.


(Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души,

несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелёгкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле,

испытываем «чувства добрые»).


  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание: сочинение «В чем важные уроки в жизни человека?»


1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

-Чему научил меня сегодняшний урок?

-Что я понял на уроке?

- Что у меня получилось на уроке?

8


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!