СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самый главный музыкант

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрыть роль дирижера на уроке хора с детьми в специальном школе - интернате для детей с тяжелым нарушением речи. ( филиал детской музыкальной школы № 2 г. Темиртау).

Просмотр содержимого документа
«Самый главный музыкант»

Преподаватель: Савченко Юлия Васильевна

Класс:  2

Предмет:  хоровой класс (филиал Детской музыкальной школы №2

г. Темиртау - КГУ «СШИ для детей с ТНР» УО КО).

Тема урока:  Самый главный музыкант

Форма проведения коллективно-групповая

Тип урока:  новая тема, закрепление умений и навыков.

Цель урока:  Раскрыть роль дирижера.

Задачи :

       Образовательные:

  • Раскрыть роль дирижера;

  • формировать навыки пения a cappella;

  • добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического  слуха;

  • продолжать закреплять навык сольфеджирования по хоровым партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения.

      Развивающие:

  • продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

  • продолжение развития гармонического слуха;

  • развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;

  • воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,

воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.

Методы обучения: 

  • наглядный (слуховой и зрительный);

  • словесный ( обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

  • индуктивный;

  • дедуктивный;


-Добрый день, ребята. Рада видеть вас на нашем уроке. Сегодня вам предстоит узнать много нового и интересного.

А сейчас я предлагаю улыбнуться друг другу и поприветствовать всех, кто находится в этом светлом, уютном классе.

Первой музыкальный привет на 3-х языках шлю вам я, а вы, внимательно меня прослушав, отвечаете как музыкальное эхо. Внимание!

(К, Ф) Музыкальное приветствие: «Hello – Привет – Салем». Приветствие построено на ДО1 – МИ – МИ - ДО1 - СОЛЬ –ДО1. Пропеть на stac/legato.

- Спасибо. А сейчас загадка, ответив на которую вы узнаете тему нашего урока :

Я на сцену в полумраке 
Выйду в элегантном фраке. 
Тонкой палочкой взмахну - 
Скрипочки зальются, 
Всколыхнет арфист струну, 
Трубы отзовутся. 
Как оркестр играет славно! 
Ну а я в нем - самый главный! (Дирижер)

- Верно, сегодня нам с вами предстоит познакомиться с профессией дирижёра, которого называют самым главным в команде музыкантов. Почему? Это нам предстоит выяснить.

-Я предлагаю вам для работы разделиться на 2 команды.

Каждый подходит к моему столу и выбирает кружочек.

Голубые кружочки – это участники 1 команды, оранжевые – участники 2 команды.

Прошу занять свои места.

1 задание («Кластер»; в центре: дирижёр – дирижёр - conductor).

-Написать ассоциации к слову «дирижёр», все что вы

знаете.

-Прошу зачитать ответы. Кто будет отвечать от команды?

Формативное оценивание учителем

-Молодцы! Вы имеете представление об этом слове. Но …-я команда наиболее полно представила ассоциации. По количеству ответов вы получаете нотки.

Переходим ко 2 заданию.

2 задание.

Сейчас вы внимательно прослушаете на видео 2 музыкальных фрагмента, после чего ответите на мои вопросы.

Звучит: 1.Отрывок из басни Крылова «Квартет»

2.Отрывок из симф. № 40 В.А. Моцарта 3 ч.

Слушание завершено. За каждый ваш ответ на мои вопросы вы получаете нотку. А это дополнительный бал для вашей команды. Будьте внимательны и активны. Начинаем.

-Какое количество музыкантов исполняет музыку в басне «Квартет» Крылова?

- Ответ-4. Правильно. Значит, игра на музыкальных инструментах или вокальное пение в составе 4-х человек называется квартетом.

- А если исполнителей 3? … Это трио.

-А если 2? Кто знает? … Дуэт.

- А 1 исполнитель? … Соло

- Спасибо.

Во 2 отрывке вы услышали фрагмент из Симф. № 40 великого австрийского композитора В.А. Моцарта.

-Кто его исполнял? (симф. оркестр под управлением дирижера)

-Какое исполнение понравилось вам больше?

-Почему?

- Что не понравилось в «Квартете» Крылова?

- Почему они так плохо сыграли?

- А как вы думаете, почему так красиво, изящно звучала музыка в исполнении симф. оркестра?

- Спасибо за ответы (подвести к роли дирижера).

У вас перед глазами текст. Прочитав его, вы будете иметь полное представление о профессии дирижера и его роли в оркестре. Ознакомьтесь с ним и получите новое задание.

Текст

Дирижёр (от французского  diriger — управлять, направлять, руководить) 

И хор, и оркестр – это команда. А в команде должен быть дирижёр, который сможет увлечь музыкантов, воодушевить хор, раскрыть замысел композитора. Он лучше всех знает, когда нужно вступить скрипке или флейте, кому громко петь, кому тихо, где нужно играть быстро или медленно. Дирижер не просто машет палочкой, он передает чувства и настроения музыки, и от этого исполнение становится ярким.

3 задание.

Текст прочитан. Все понятно? Новое задание. Представьте себя музыкальными критиками.

Исходя из полученной информации, вы должны выбрать нужные вам ключевые слова или фразы, чтобы (проанализировать) оценить прослушанные вами фрагменты.

1-я команда оценивает «Квартет» Крылова,

2-я- команда - Симф. оркестр.

Работаем в темпе

(слова: неучи, музыканты-профессионалы, фальшь, чистота звучания, ритм, отсутствие ритма, талантливый дирижер, каждый сам себе режиссер, музыкальный разлад, цельность).

-Прошу озвучить ваши задания. Ответ слушайте внимательно, т.к. правильность его вы будете оценивать сами (за ответ - нотку).

- Кто отвечает из 1 команды?

-Спасибо.

-Ребята 2-ой команды, верен ли ответ? Кто желает высказаться?

-А теперь, 2-я команда, ваш ответ на задание.

-Спасибо. Кто из 1-ой команды хочет охарактеризовать выполненную работу одноклассников?

- Ребята, а как вы думаете, ребенок сможет управлять большим симфоническим оркестром? Давайте попробуем, ведь каждый ребенок по-своему уникален.

Я буду вашим дирижером, а вы моим шумовым оркестром. Выбирайте любой инструмент по вкусу и занимайте места, встав параллельно шкафам.

Внимание! Произведение, которое мы будем исполнять, напомнит нам о приближении любимого всеми праздника - Нового года. Это песня «Jingle Bells».

Ваша задача - слушать музыку и следить за моей правой рукой. В момент показа выделенной сильной доли вы играете, издаете звук на своем инструменте. Например, (показ).

Игра на инструментах.

А сейчас поменяемся ролями. Я буду человеком-оркестром, а вы все дирижерами. Каждый должен продирижировать отрывком из произведения, раскрыв атмосферу праздника, дав волю своим эмоциям. Возьмите волшебный карандаш любого цвета с вашей парты, ведь он сейчас превратится в дирижерскую палочку в ваших руках. Своим дирижированием, мимикой, эмоциями вы должны отразить характер вашего произведения.

Дети-дирижеры.

Самооценивание.

-Получился у нас оркестр? Тогда возьмите по нотке те, кто вовремя вступал на сильную долю.

-Подсчитайте количество ноток. Первая команда набрала…Вторая команда имеет…. И первая, и вторая сегодня работали хорошо, отвечали на вопросы все дети, смогли попробовать свои силы в дирижировании. Все заслуживают оценки «отлично». На этом урок не заканчивается.

-Прошу всех занять свои места. Мы продолжаем наш урок знакомством с новой песней А.А. Пряжникова

«Замела метелица город мой».

-Прослушивание (краткий анализ: строение - куплетно-припевная форма, характер, темп, динамика, мелодика)

-Дыхательная разминка.

  • Вдох носом, выдох ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.

  • 1 вдох носом, 2 выдоха ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.

  • Руку держать перед губами ладонью вверх параллельно полу, пальцами вперед. Дуть на ладошку, выдох на звук «с», как на свечку дозируя выдох.

  • Задание тоже только на звук «з» .Следить за ровностью звука, чтобы не было толчков и провалов.

  • «Ёжик». Упражнение для работы диафрагмы. Дети многократно произносят звук  « ф» , подталкивая каждое произнесение животом.

Вокальные упражнения.

  • Упражнение закрытым ртом поступенное движение. Следить  за  формированием зевка, ощущение купола.

  • Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания. Естественно, что на начальном этапе обучения мы заостряем внимание на каком-либо определённом моменте, но потом постепенно прибавляем и другие задачи.

  • Следующее упражнение на выравнивание гласных и единую манеру их исполнения. Следить за округлостью звука.

  В этом упражнении необходимо чередовать staccato в первом и legato во втором такте. Штрих staccato, высокая позиция звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона . 

  • Следующее упражнение помогает развить легкость и беглость голоса.


-Разучивание по фразам (Д/з-выучить 1к. и припев)

- Мы подошли к концу урока. На столе ваши карандаши – это ваши дирижерские палочки. Если вам понравился урок, поднимите зеленый карандаш, если не понравился – синий, если было скучно – красный.

- Задержитесь на пару минут. Внимание на экран. (Видео :выступление Эдуарда Юденича в роли дирижера , чудо-ребенок-8 лет)

-Удивил вас юный дирижер? Одно хочется сказать:

«Для таланта нет границ»

Фёдор Бондарчук: « Если у тебя есть хотя бы капля таланта, остальное сделает труд. Терпение, самодисциплина усидчивость. Но есть много примеров, когда люди трудом достигали больших высот, не имея таланта, и были люди с талантом, которые ушли в небытие. Трудиться надо, работать.» (Источник: https://stuki-druki.com/aforizm_Talant.php)