СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самый сильный и самый сильный.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самый смелый тот ,кто может победить свой страх.

Просмотр содержимого документа
«Самый сильный и самый сильный.»

Уроки 23–24

Тема урока

БУДЬ СМЕЛЫМ

Тип урока

Ознакомление с новым материалом

Цель урока

Создать условия для формирования представлений о необходимости преодоления чувства страха и воспитания смелости.

Образовательные ресурсы

Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010

мультфильм «Храбрая сердцем»

План урока

1. Что такое страх.

2. Смелость города берет.

3. Имей смелость сказать злу «нет»

Личностно значимая проблема

«Самый смелый тот, кто может победить свой страх» (народная мудрость)

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Страх, смелость, бесстрашие

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока

Время (мин)

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия на уроке

Универсальные
учебные действия
(УУД)

Формы контроля

I. Мотивация
к учебой деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися через просмотр отрывка из м/ф «Храбрая сердцем»

- Как вы думаете, о чем сегодня будет наш урок?

- О чем вы бы хотели сегодня узнать на уроке?

- Сформулируйте вопросы

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

(Из сформулированных детьми вопросов отбирается 3 или 4 самые важные и записываются на доску).

Фронтальная работа

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения


II. Актуализация знаний

7

Беседа на тему «Будь смелым».

Обсуждение рубрики «Обсудим вместе», с. 92

Организует беседу по вопросам:

– Испытывали ли вы когда-нибудь страх?

– Какие синонимы есть у слов «страх» и «смелость»?

– Кого называют смелым?

– Что значит быть смелым?

– Приведите примеры поступков, в которых человек проявляет смелость.

– Прочитайте высказывания старшеклассников. А как бы вы определили, что такое страх?

Аргументировано отвечают на вопросы,

рассуждают, высказывают собственное мнение, приводят примеры.

Приводят синонимы в парах – 1 пара на смелость, 2 – пара на страх, затем вслух зачитывают полученное

Фронтальная работа

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Устные ответы

III. Изучение нового материала

17

1. Прочтение и анализ «Притчи
о смелости»

(Приложение).

2. Работа с текстом учебника, с. 93–97.




3. Работа с пословицами.











4. Работа

с рубрикой
«В классе и
дома»,
с. 97–98.

5. Работа с рубрикой «Учимся побеждать страх», с. 99

1. Знакомит учащихся с притчей, организует обсуждение по вопросам:

– В чем заключается мудрость слов девушки?

– Как вы думаете, что может победить страх?

2. Организует самостоятельное прочтение учащимися материала учебника и беседу по вопросам:

– Приведите примеры героических поступков.

– Были ли случаи, когда ты проявлял смелость или видел смелый поступок другого человека? Расскажите об этом.

3. Организует работу по обсуждению пословиц: «Смелый там найдет, где робкий потеряет»; «Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается»; «Не обнажай саблю, чтобы убить комара»; «На печи не храбрись, а в поле не трусь»; «Лучше биться орлом, чем жить зайцем»; «На смелого собака лает, а трусливых – кусает»; «Не говори, что силен, – нарвешься на более сильного»; «Смелость города берет»; «Бояться смерти – на свете не жить».

4. Ориентирует учеников на выполнение практических заданий, организует обсуждение.



5. Знакомит с советами психолога по преодолению страха

1. Читают и обсуждают притчу, определяют ее главную мысль.


2. Самостоятельно изучают материал, анализируют полученную информацию, рассуждают, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры.


3. Анализируют пословицы в парах, объясняют их смысл, приводят примеры.







4. Выполняют задания, обсуждают полученную информацию.


5. Обсуждают различные способы преодоления страха

1. Фронтальная работа.



2. Фронтальная работа.






3. Фронтальная работа. И работа в парах








4. Фронтальная работа.



5. Фронтальная работа

Личностные: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживают им.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: формулируют проблему; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания

1. Устные ответы.



2. Устные ответы.





3. Устные ответы.











4. Устные ответы, записи в тетради.

5. Устные ответы


IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Выполнить задания рубрики «Проверь себя», с. 97

Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль. Заполнение таблицы в группе:

1 группа – Примеры проявления страха – 1 ряд

2 группа – Польза страха – 2 ряд

3 группа – Вред страха – 3 ряд

- Кто у нас самый смелый и пойдет к доске?

Выполняют
задания сначала в тетради, а потом у доски каждая группа самостоятельно

Индивидуальная работа

групповая работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения
заданий

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение
полученных
на уроке сведений

Организует беседу по вопросам:

– Как человек может преодолеть страх?

– Всегда ли страх является плохим спутником
в жизни человека?

- А теперь давайте поднимем ваши индикаторы смелости (за каждый ответ на уроке детям выдается жетон) и посмотрим, кто же у нас самый смелый сегодня был на уроке

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

§ 11. Задания
в рабочей тетради, № 5–7,
с. 53–54

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная работа

























Притча о смелости

Однажды много достойных воинов собрались для того, чтобы проверить, кто из них самый смелый и бесстрашный.

Они сражались на мечах, бились на кулаках, ходили с голыми руками на медведя и тигра. Но сколько бы ни устраивали эти воины себе испытаний, ни одно из них не могло выбрать самого смелого и бесстрашного.

И тогда они обратились к юной девушке, наблюдавшей за их состязаниями, с просьбой выбрать самого смелого и бесстрашного.

Девушка согласилась и задала только один вопрос: «Кто расскажет мне о своей слабости, о том, что он боится в своей жизни больше всего?»

И никто из воинов не смог признаться в своей слабости и страхе этой юной девушке.

И тогда она сказала: «Самый смелый не тот, кто может победить другого человека. Самый смелый тот, кто может победить свой страх!»

Посмотри своему страху в глаза, и ты увидишь в нем себя. Ну, а если это ты, тогда глупо бояться самого себя!



Притча о смелости

Однажды много достойных воинов собрались для того, чтобы проверить, кто из них самый смелый и бесстрашный.

Они сражались на мечах, бились на кулаках, ходили с голыми руками на медведя и тигра. Но сколько бы ни устраивали эти воины себе испытаний, ни одно из них не могло выбрать самого смелого и бесстрашного.

И тогда они обратились к юной девушке, наблюдавшей за их состязаниями, с просьбой выбрать самого смелого и бесстрашного.

Девушка согласилась и задала только один вопрос: «Кто расскажет мне о своей слабости, о том, что он боится в своей жизни больше всего?»

И никто из воинов не смог признаться в своей слабости и страхе этой юной девушке.

И тогда она сказала: «Самый смелый не тот, кто может победить другого человека. Самый смелый тот, кто может победить свой страх!»

Посмотри своему страху в глаза, и ты увидишь в нем себя. Ну, а если это ты, тогда глупо бояться самого себя!


Примеры проявления страха

Польза страха

Вред страха

Боязнь боли

Боязнь наказания

Боязнь болезни

Боязнь темноты

Боязнь собак

Тревога

Боязнь

Предупреждение об опасности

Сосредоточение на источнике тревоги

Требуется осторожность при возникновении опасности

Защита организма от опасностей

«Сторожевой пес» организма

Страх мобилизирует силы человека

Лишает радости

Приводит к заболеваниям и фобиям

Чувство тревоги делает человека раздражительным, приводит к панике

Страх не позволяет сосредоточиться

Страх парализует человека и его волю


Во-первых, страх спасает нам жизнь, останавливая перед опасной ситуации. Мы не заплываем далеко в море, не суем пальцы в розетку и стареемся не ходить по темным переулкам в одиночку. Как гласит древняя сомалийская пословица «Мать труса сына не теряет» - и в этом плане страх полезен для жизни и здоровья человека.

Во-торых, страх мобилизует силы человека для активной деятельности, что зачастую бывает необходимо в критической ситуации. Бывший разведчик, а ныне писатель В.Суворов пишет: «Страх - это одно из проявлений инстинкта самосохранения. Страх резко увеличивает физические силы, повышает четкость и ясность мышления. В страхе человек способен предпринять то, что без страха ему кажется невозможным». Это происходит за счет выброса адреналина в кровь, улучшающего снабжение мышц кислородом и питательными веществами, что позволяет им развивать большую мощность.

Во-третьих, страх выступает регулятором агрессивности и служит утверждением социального порядка. Страх перед наказанием сдерживает проявления первичной биологической агрессии, а также удерживает многих граждан в рамках закона. Поведение человека, как любого другого живого существа, регулируется положительным и отрицательным подкреплением («кнут и пряник»). Однако, если мы заглянем в уголовный кодекс, то увидим там только «кнут» - за такой-то проступок штраф, за такой-то – тюрьма, за такой-то – исправительные работы. Получается, что страх перед наказанием является основной сдерживающей силой для людей, намеревающихся нанести вред чужому имуществу или здоровью. Примером тому являются вспышки мародерства и насилия, сопровождающие почти любые экстремальные события. В качестве примера можно вспомнить эпизод с аварией электрической подстанции, произошедшей в Нью-Йорке в 60-х годах. За полтора часа, в течение которых большой район этого города был погружен во мрак, была разграблена значительная часть его магазинов, а число изнасилований составило месячную норму.

В-четвертых, страх способствует лучшему запоминанию опасных или неприятных событий. Страх активизирует работу памяти и делает ее следы особо прочными. Так, наши предки запоминали места, где они подвергались нападению диких зверей или людей из враждебного племени. Другой пример: ребенок, который обжегся один раз у открытого огня, долго помнит об этом.

Пятое важное, значение страха - возможность действовать в условиях недостатка информации, когда ее не хватает для принятия всесторонне продуманного решения. Тогда стратегию поведения диктует страх. Если мозг не знает, что предпринять в критической ситуации, а у разума нет взвешенного и проверенного логикой рецепта, то организм предпочитает довериться вековому опыту инстинктов и эмоций. Как считает академик П.В.Симонов, создатель информационной теории эмоций, страх возникает при недостатке сведений, необходимых для защиты. Именно в этом случае становится целесообразным реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых еще не известна. Может быть, на первый взгляд, такое реагирование избыточно и неэкономно, но зато оно предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

Еще одна, шестая положительная роль страха - обострение под его действием всех органы чувств человека, что позволяет видеть или даже предчувствовать мельчайшие признаки опасности. Вот, что писал об этом А. Кемпински в своей книге «Психопатология неврозов»: "Иногда у некоторых людей можно наблюдать способность предугадывать грозящую опасность: в картине действительности нет ничего, чтобы могло на нее указывать, а, тем не менее, появляется беспокойство, которому сопутствует во сне или наяву картины приближающегося несчастья. Эти явления принадлежат парапсихологии. До сего времени неизвестно, в какой степени человек может идти вперед в окружающем его четырехмерном пространстве, то есть видеть свое будущее. Кроме того, подпороговые раздражители, не проникающие в сознание, могут сигнализировать об угрожающей опасности. Судя по поведению животных, можно неоднократно предвидеть надвигающиеся землетрясения, затмения солнца, суровую зиму, а, следовательно, угрожающие ситуации."

Еще одно, седьмое, положительное значение страха заключается в том, что через преодоление его может происходить совершенствование человека. Как писал Фриц Риман, «если мы наш мучительный страх будем понимать также как указание на необходимость поиска ошибок в собственном поведении или как боязнь новых требований жизни, вследствие которых мы не решаемся на новый шаг в своем развитии, мы должны принять и понять его как приглашение к выходу на новую ступень нашего развития, как призыв к новой свободе и, вместе с тем, к новому порядку и новой ответственности. В этом смысле мы должны рассматривать страх в его позитивном, творческом аспекте, как инициатора перемен».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!