СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Санпросветработа в поликлинике

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

УММ

Просмотр содержимого документа
«Санпросветработа в поликлинике»

Санитарно-гигиеническое воспитание населения


Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) — комплекс образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.


Цель гигиенического (санитарного) просвещения - повышение санитарной культуры населения и формирование здорового образа жизни.


Организация гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники


Медработники первичного звена в своей повседневной работе с жителями прикрепленного микрорайона все больше времени и усилий перераспределяют в пользу профилактики. Проводят мероприятия в местном сообществе: собственно в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), в школах, детских дошкольных учреждениях; выявляют лиц с факторами риска и первыми стадиями заболеваний, оказывают адекватную помощь, включая первичную и вторичную профилактику.

Методы и средства санитарно-гигиенического воспитания населения.

  • Устный (лекция, беседа, совет, дискуссия, вечер вопросов и ответов, уроки здоровья).

  • Печатный (памятки, брошюры, листовки, статьи, доска вопросов и ответов).

  • Наглядный (ТВ, кино, ДВД, слайды , санитарные бюллетени).

  • Смешанный (все средства вместе).

Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания.

Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения медработника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация — очная или по телефону, личная корреспонденция).

Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения. Различают односторонние, или пассивные (доклад, сообщение, выступление и т.п.), и двусторонние, или активные (дискуссия, викторина) формы передачи информации.

Разнообразны по назначению и массовые формы гигиенического воспитания населения. Одни из них (радио - и телепередачи, публикации в прессе) используются, прежде всего, с целью формирования общественного мнения и ответственного отношения ведомств и руководителей разного ранга, семьи и индивидуума к здоровью и оздоровительным мероприятиям, широкого информирования общественности о состоянии среды обитания, здоровья народа и его отдельных групп. Другие (лекции, тематические вечера, демонстрации кинофильмов и изобразительных средств, театрализованные представления) предназначены для распространения и углубления общих универсальных знаний, разъяснения неясных или недостаточно глубоко усвоенных вопросов.

Различают также эпизодические и цикловые формы гигиенического воспитания. К цикловым формам относятся лектории, школы здоровья, кружки.


Лекция проводится врачами ЛПУ или фельдшерами на объектах (вне ЛПУ), медицинскими сестрами. Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек. Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной  патологии. В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов.

Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры). Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая). Темы бесед могут быть самые разнообразные. Беседа предполагает активное участие слушателей.

Доска вопросов и ответов – это форма заочных консультаций.

Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья.

Круглый стол, часы вопросов и ответов – это групповая форма работы гигиенического воспитания, основанная на обсуждении конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья присутствующих, обменом мнениями. В мероприятии принимают участие не только медицинские работники, но и общественные организации (по наркомании, пенсионный фонд и т.д.).

Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени)  это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию. Плакаты – массовые средства санитарного просвещения, над которыми работают ученые, художники, педагоги и др. Санбюллетень — это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме.

Тематический санитарный альбом – иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата.

Демонстрация слайдов, фильмов по вопросам здоровья – массовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний. Целесообразно сочетать с выступлением по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья.

Массовая оздоровительная компания – проводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной  проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением  специалистов общего и узкого профиля.

Школы  и клубы здоровья  групповая форма гигиенического воспитания, предполагающая объединение людей для совместной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.

Уроки и часы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, основанная на непосредственном общении медицинского работника (специалиста) с присутствующими.  Такая форма работы наиболее эффективна в общеобразовательных школах, профессиональных училищах и колледжах. При проведении мероприятия используются различные средства гигиенического обучения и воспитания,   практикуется техническое исполнение рекомендаций (освоение навыков), игровая форма (КВН, викторина, сказка и т.д.).

Применяя различные средства гигиенического обучения  и воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения:


5%    лекция;

10%  чтение;

20% аудиовизуальные средства;

30% использование наглядных пособий;

50% обсуждение в группах

70% обучение практикой действия;

90% выступление в роли обучающего (ведущего).

При проведении гигиенического обучения и воспитания населения, следует учитывать, что здоровье человека более чем на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением пациента к собственному здоровью и здоровью окружающих, потому что медицинские работники должны настраивать пациентов на соблюдение здорового образа жизни, то есть формировать мотивацию.

Желательно здоровый образ жизни соблюдать всем медицинским работникам, так как пациенты, в первую очередь, смотрят на выступающего (внешний вид, разговорная речь, способ убеждения) и стараются выполнять или не выполнять данные советы.





  • Ответственность органов государственной власти и управления предприятий учреждений и организаций независимо от формы собственности должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.