Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
с углубленным изучением отдельных предметов
Щёлковского муниципального района МО
1
3.09
КОНСПЕКТ УРОКА
математики
на тему
«Сантиметр -единица измерения длины»
1 «В» класс
Составитель:
Андрюхина Светлана Юрьевна,
учитель начальных классов
высшей категории
2017
Предмет: математика 1 класс
Тема: «Сантиметр -единица измерения длины». УМК «Школа России»
Цель урока: Познакомить с единицей измерения длины – сантиметр.
Тип урока: Открытие новых знаний
Задачи урока:
Личностные УУД: - проявление познавательной инициативы в оказании помощи
товарищам
Метапредметные УУД:
Познавательные: - создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации;
- выполнение действий по заданному алгоритму;
- выполнение заданий с использованием материального объекта
(линейки)
Регулятивные: - контролирование своей деятельности по ходу и через результат
выполнения задания;
- определение последовательности действий;
- умение планировать работу
Коммуникативные: - сотрудничество учеников в паре;
- планирование совместной деятельности;
- взаимоконтроль
Предметные УУД: -знакомство с единицей длины «сантиметр»;
- получение возможности научиться измерять длину отрезка в
сантиметрах с помощью линейки;
- формирование умений находить выход из проблемной ситуации;
- формирование умений моделировать задачи
Методы обучения: побуждающий от проблемной ситуации диалог,
подводящий к теме диалог, частично-поисковый,
объяснительно-иллюстративный. беседа и др.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы обучения: деятельностный метод, словесные методы, наглядные методы.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, индивидуальный раздаточный материал: полоски, мерка в 1см, кружки для рефлексии
Ожидаемый результат:
• знать что такое сантиметр;
• уметь измерять и чертить отрезки заданной длины, пользуясь линейкой;
• расширение знаний о величинах;
• повышение активности обучающихся на уроках;
• улучшение результатов обучения;
• использование обучающимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
• обогащение словарного запаса.
Мотивация к учебной деятельности
Слайд 1 «Герои мультфильма 38 попугаев»
- Вам знакомы эти герои?
- Как вы помните, они были очень любознательны и любили считать. А вы любите считать?
- В совершенствовании этого мастерства нам поможет урок математики, а герои этого мультфильма сегодня будут с нами.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Актуализация знаний
2.1 Счёт
- Посчитайте до 10 и обратно.
- Посчитайте от 2 до 7, от 4 до 9, от 8 до 3, от 7 до 4
- Назовите соседей числа 5,7,9.
Слайд 2
2.2. Назови следующее число
Слайд 3
2.3. Реши цепочку примеров
2.4. Реши задачу
Обезьяна и слонёнок ели бананы. Обезьяна съела 2 банана. А слонёнок-7. Сколько всего яблок съели животные? Сколько всего бананов съели животные?
Слайд 4
2.5 Назови геометрические фигуры
Фиксация затруднения в пробном учебном действии
2.6. На партах у учащихся 2 полоски картона.
- Посмотрите на полоски. Сравните их (синяя длиннее, чем фиолетовая, а фиолетовая короче, чем синяя)
– Каким способом сравнивали? (На глаз/ Наложением)
– Ребята, а кто-нибудь из вас знает, как в старину измеряли длину на Руси?
Слайд 5
дюйм
ладонь
локоть
фут
сажень
шаг
- Какой меркой пользовались животные из мультфильма «38 попугаев», измеряя удава? (шаг)
– Как же можно измерять предметы? (На глаз, наложением, старинными мерами.)
Выявление места и причины затруднения
– Ребята, есть еще один способ измерения. Чтобы разобраться в этом, предлагаю провести исследование. Согласны?
Тогда начнем!
(На каждую парту учитель раздаёт по вариантам мерки, подобранные таким образом, чтобы они укладывалась целое число раз в измеряемые объект)
синяя полоска – мерка меньшего размера,
фиолетовая полоска – мерка меньшего размера
–Измерьте ширину крышки стола. Как вы будете это делать? Сначала возьмите синюю мерку. Приложите её к краю крышки и посчитайте, сколько раз она поместились в ширине парты. Потом то же проделайте с фиолетовой.
(При затруднении учитель подсказывает, как измерять меркой предметы)
– Откуда начнете измерение? (От края.)
– Какую длину получили, измеряя фиолетовой меркой? (учитель фиксирует результат на доске)
– Какую длину получили, измеряя синей меркой? (учитель фиксирует результат на доске)
- Сравните ответы.
- Почему получились разные результаты? (Разные мерки.)
- Какой вывод сделаете? (Разная мерка – разная длина.)
Физкультминутка «Зарядка»
Построение проекта выхода из затруднения
4.1. Постановка учебной цели
– Подумайте, что же нужно сделать, чтобы у всех вариантов получился одинаковый ответ? (Надо выбрать одинаковую мерку, чтобы измерять ею длины предметов. )
-Удобно ли вам было использовать полоски - мерки при измерении?
- Для удобства измерения люди изобрели замечательный инструмент.
4.2. Постановка темы
Откройте учебник на странице 66
- Прочитайте тему нашего урока. (Сантиметр.)
- Как думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке?
Для удобства люди изобрели замечательный инструмент – линейку.
Рассмотрите линейку.
Слайд 6
- Что на ней изображено? (черточки и цифры)
- Что можно рассказать о расстоянии между цифрами? (оно одинаковое)
Слайд 7
Расстояние между цифрами равно 1 см. В математике слово сантиметр записывают сокращённо см и точку после сокращения не ставят .
1 см (запись на доске)
Реализация построенного проекта
5.1 Работа с учебником
Слайд 8
-Рассмотрите отрезок, равный 1 см
-Сколько клеточек он занимает? (2)
-Можно ли отмерить 1см без линейки? (можно, используя 2 клеточки в тетради. 1 см равен 2 клеточкам)
Определите длину отрезков.
- Чему равна длина розового отрезка? (4 см)
- Чему равна длина зелёного отрезка? (3 см)
- Чему равна длина синего отрезка? (2 см)
- Чему равна длина оранжевого отрезка? (3 см)
Можно ли таким способом измерить длину чёрных отрезков? (одного можно, а другого нельзя)
-Почему? (нарисован не по клеточкам)
Оказывается не всегда подходит такой способ измерения отрезков.
Посмотрите на отрезки нарисованные ниже.
- Чему равна длина красного отрезка? (7 см)
- Почему вы легко ответили на вопрос? (он уже разделён на сантиметры)
- Чему равна длина зелёного отрезка? (5 см)
- Чему равна длина голубого отрезка? Какой инструмент помогает измерить отрезок ? (линейка )
Слайд 8 «Эталон»
- Посмотрите, как нужно прикладывать линейку, чтобы правильно измерить отрезок.
(Линейку приложить к отрезку так, чтобы штрих с цифрой 0
совпадал с началом отрезка. Другой конец покажет на число – это
и есть длина отрезка)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Давайте составим план измерения длин отрезка с помощью линейки.
Закончи фразы.
Взять … (линейку)
Приложить линейку так, чтобы... (штрих с цифрой 0 совпадал с
началом отрезка)
3 Другой конец отрезка покажет… (на число – это и есть длина
отрезка)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Умеем мы теперь измерять длину предмета или отрезка?
Давайте проверим.
3.1. Работа с печатной тетрадью стр. 24
Запишите длину красного и синего отрезка
-Измерьте карандаш и палочку. (проверка по эталону )
3.2. Работа с учебником (в парах)
Давайте попробуем измерить длину отвёртки и шурупа.
- Проверьте свою работу по эталону.
Включение нового знания в систему знаний и повторение
- Измерьте длину ластика.
- Измерьте рост Араика. (С помощью метровой линейки)
- Измерьте высоту двери. ( С помощью рулетки)
Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Как называется мерка длины, с которой мы познакомились на уроке?
- С помощью какого инструмента можно измерять предметы в сантиметрах?
- Как правильно сделать измерение?
- Добились ли мы поставленной цели?
Оценка достижений
- Всё понял – линейку вверх.
- Не очень хорошо понял – линейку в сторону.
- Ничего не понял – линейку не поднимаю.