СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Саша Черный " Мирная война". "... Блаженного дурака и наградить нечем"?

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока построен на игре « Четвертый лишний». Содержание материала способствует развитию критического мышления на уроке литературы

Просмотр содержимого документа
«Саша Черный " Мирная война". "... Блаженного дурака и наградить нечем"?»



Тема урока. Саша Черный « Мирная война». «..Блаженного дурака и наградить нечем»?

Цель урока: научить синтезировать информацию текста

Задачи:

обучающие: научить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;

развивающие: развивать критическое мышление, формировать навыки работы с художественным текстом;

воспитательные: воспитывать бережное отношение к миру, чуткого отношения к художественному слову.

Оборудование: учебник, М.П.Мусоргский « Рассвет на Москва – реке», портрет писателя, репродукция картины А.К. Саврасова « Грачи прилетели», видео ролик « Берегите Землю», мультипроектор

Ход урока

Учитель. Добрый день. Я рада вас приветствовать музыкальным произведением.

Задание. Прослушайте музыку и предположите, о чем она

( Звучит музыка Мусоргского « Рассвет на Москва – реке»)

Учитель. Можно закрыть глаза, положить голову на парту. По мере звучания голову поднять голову, открыть глаза.

Прослушивание музыкального отрывка

Учитель. О чем рассказала вам музыка? Какие картины рисовались вам?

Учащиеся. Утро. Лучи солнца коснулись деревьев. Встает солнце, начинается день. наступает пробуждение. Пение соловья ,он утром обычно поет. От света всем тепло и ласково и т.д..

Учитель. С музыкальной загадкой вы справились.

Какие законы построения загадок вы знаете? (Повторение приемов построения загадки)

Учитель. Проверим на практике. Слушаем загадку.

Прилетела пава, села на лаву, распустила перья для всякого зелья.

Ответ учащихся (Весна)

Учитель. Весна! Ваши ассоциации? С чего весна начинается?

Ответы учащихся. Рассказы о весне разные. Начинается она со звонкой капели, с голубых теней на снегу, «крехтения» снега, оседающего под лучами солнца и т.д.

Учитель. Какие цвета преобладают в ваших картинах?

Ответы учащихся

Учитель. Художник А.К. Саврасов написал картину « Грачи прилетели, на которой по – своему изобразил приход весны…

Задание. Назовите ключевые (главные) слова для описания картины

Ответы учащихся Весна, гнёзда, строят дом, создают семьи.

Учитель. Гнёзда, дом, семья, жизнь - эти слова запишите в тетради.

( работа в тетрадях)

Учитель. Играем в игру « 4 лишний». Какое слово лишнее и почему?

Олицетворение, псевдоним, метафора, эпитет.

Ответы учащихся псевдоним

Учитель. Правильно, с этим словом познакомились на прошлом уроке. Вспомните писателя, имеющего псевдоним.

Ответы учащихся Глигберг - Саша Черный

Учитель. Конечно. Экспресс – информация о писателе. (Проверка домашнего задания) Экспресс двигается быстро, поэтому слушаем внимательно информацию говорящего, чтобы не повторяться.

Ответы учащихся Информация из библиографических сведений.

Учитель. Продолжаем играть

Лирика, драма, эпос, сюжет.

Ответы учащихся сюжет

Учитель. Что такое сюжет? Расскажите сюжет сказки « Мирная война»

Ответы учащихся Рассказ сюжета сказки « Мирная война»

Учитель. Я хотела бы обратить внимание на фразу королей «..Блаженного дурака и наградить нечем.» Вы с этим согласны?

Ответы учащихся

Учитель. Большинство не согласны. А чем же тогда наградить героя?

Как вы думаете, какова тема нашего урока ?А кто догадается, какова цель нашей работы?

Ответы учащихся. Найти награду для героя

Учитель . Отправляемся на поиски.

Ролевое чтение «Ссора 2 королей» (д/з индивидуальное)

Учитель. Докажите, что началась подготовка к войне.

Ответы учащихся (Выборочное чтение )

Учитель. Обратите внимание на следующие 4 слова

Семья, старички, бабы, мужички.

Ответы учащихся . Семья – обобщающее слово. Война пришла в каждую семью.

Учитель. А кто же не понимает это? Продолжаем работу с текстом

Ответы учащихся Конечно, детвора.(стр.194)

Учитель. Объясните странное поведение детворы..

Ответы учащихся Они не понимают, что это такое( выборочное чтение)

Учитель. А как ведут себя короли?

Ответы учащихся. Выборочное чтении. стр 194)

Учитель. Продолжаем игру, ищем лишнее слово

4. Михрютка, Чудак Иванович, солдатишка, молоканин.

Ответы учащихся. Нет лишнего слова

Учитель. Правильно, речь идет о герое сказки Лукашке.

Справка. Лукашка – имя восходит к имени апостола Луки . Важно и то, что оно образовано от латинского luk – светоносец ( в физике есть единица освещенности ЛЮКС). В переводе на русский язык Лука означает – « при восходе солнца родившийся», т.е на рассвете. Вспомним наш «рассвет урока», где нам помогала музыка.

Учитель. Какое отношение музыка имеет к нашей сказки ?

Ответы учащихся ( стр 196)

Учитель. Как оценили предложение участники войны.

Ответы учащихся (стр. 196).

Учитель. Расскажите о « боевых действиях»

Ответы учащихся

Учитель. Чем закончилась война.?

Ответы учащихся

Учитель. Снова 4 слова Красавица, гнездо, дом, крыльцо и лишнее

Ответы учащихся Гнездо.

Учитель. Короли решили, что «..блаженного дурака и наградить нечем.». О какой награде просил Лукашка королей?

Ответы учащихся Гнёзда - дом – семья – дети.

Учитель. Лукашка просил о том, чтобы была мирная жизнь на планете.

Земля –это доброе, хрупкое создание, которое размещает наши гнезда. Неважно, чьи это гнезда: птиц, зверей или наши с вами, важно, что эти гнёзда – это дом, семья;, Важно, чтобы эти гнёзда БЫЛИ, просто продолжали жизнь»

Учитель. Вспомним слова « лишние» нашей игры

Псевдоним, сюжет, семья, Лукашка, гнездо.

С помощью шифра определите награду герою

Шифр 9,4,5,1,4. м,е,я,л,з.

Ответы учащихся. Земля

Учитель. Наша награда Лукашки –планета Земля.Лукашка заслужил эту награду. В бережные руки Лукашки отдать ЗЕМЛЮ не страшно.

Учитель. Почему сказка называется « Мирная война»?Кто сказку сказывает?

Почему сказка больше похожа на волшебную историю?

Ответы учащихся

Учитель. Обычно война не заканчивается так, как в нашей сказке. Один канат или спортивное состязание не может решить военный конфликт. А очень хотелось бы , чтобы каждый из нас берег мир этой планеты.

Учитель читает стихотворение М.А.Дудина «Берегите Землю»

( музыкальная видео - заставка « Берегите Землю»)

Учитель. На краю парт у каждого лежат карточки - значки «Исследователь»

Оцените работу свою на уроке: красная карточка-

я « Настоящим исследователь», зелёная – я «Исследователь»- не

очень доволен своей работой, желтая – Я « Ученик»

Учитель Д/з.

Продолжите исследование текста с помощью заданий учебника. Дополнительное задание: проиллюстрировать понравившиеся эпизоды

Спасибо за урок . Светлых вам дней!