«Саша-дразнилка» Н.М.Артюхова.1А класс.
Мы – умные,
Мы – дружные,
Мы – внимательные,
Мы – старательные.
В первом классе учимся
Все у нас получится!
Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку всем присутствующим.
Вот с таким замечательным настроением мы будем работать на уроке литературного чтения.
-Каждая книга учит нас чему-то. На прошлом уроке вы получили вторую часть книги по литературному чтению и начали изучать новый раздел, который называется «И в шутку и в серьез». Не зря люди часто говоря, что в каждой шутке есть доля правды. Каждый смешной рассказ помогает нам со стороны посмотреть на себя, на плохие качества своего характера и что-то в себе исправить.
1.Организационный момент.
-Ребята, посмотрите на доску, прочитайте, что у меня здесь написано? (На доске написаны пословицы)
Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.
Утреннюю работу не оставляй до вечера.
-Что обозначают эти пословицы? (ученики объясняют смысл каждой пословицы)
-Заметили что-нибудь? Какая половица здесь лишняя? (Любишь шутить над Фомой, люби и над собой) Почему?
2.Актуализация знаний.
У:Были у вас такие ситуации, когда вас дразнили? Поднимите, пожалуйста, руки.
Д: Да, были!
У: Какие чувства вы испытывали в тот момент?
Д: Было очень обидно
У: Какие советы вы можете дать человеку, которого дразнят, чтобы помочь ему справиться с этой бедой?
Д: Сказать что это не красиво, и если тебя дразнят не обращать внимание.
Словарная работа
- Как вы понимаете слово дразнилка?
- В толковом словаре это объясняется так:
ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз.
ДРАЗНИЛКА - человек, который дразнит другого.
3. Постановка цели урока.
У:А теперь, ребята, вспомните всё, о чём мы говорили, и помогите сформулировать тему сегодняшнего урока
Д: «Почему мы дразним друг друга?»
У: Сегодня на уроке мы будем говорить о том, можно ли дразниться, и поможет нам в этом разобраться произведение Нины Михайловны Артюховой , в котором мы найдём ответ на этот вопрос.
4. Работа по теме урока.
4.1 Подготовка к восприятию
У: Н.М. Артюхова – детская писательница, родилась в 1901 году и прожила долгую жизнь 89 лет. Умерла она в 1990 году. Нина Михайловна была дочерью известного купца Мих. Ив. Сабашникова. Она закончила МГУ, работала химиком, увлекалась историей. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей. Все её произведения учат детей быть добрыми и справедливыми, смелыми и честными, верными своему слову. Известные её произведения «Большая береза», «Трудный вечер», «Саша – дразнилка» .
-Как вы думаете, какое из данных произведений, нам поможет узнать о человеческом качестве? («Саша-дразнилка»)
Работа со словами из текста
- Перед тем как мы начнем читать произведение, предлагаю посмотреть на доску и зачитать сложные слова
Драз – нить – ся - дразниться
По – про – бо – ва- ла – попробовала
Зав – тра – ка- ли – завтракали
За – сме – я – лась – засмеялась
Дро – жа – щим – дрожащим
Про – го – во – рил – проговорил
По – прав – ляй – ся – поправляйся
Всхли – пы – ва – я – всхлипывая
О – би – жа – лась - обижалась
У: Итак, как называется рассказ, с которым мы познакомимся сегодня?
Д: Нина Михайловна Артюхова “Саша-дразнилка”
4.2 Первичное восприятие
У:Наконец настало время познакомиться с рассказом Н.М.Артюховой “Саша-дразнилка”. Открываем литературное чтение 2 часть, страницу 18.Сядьте по удобнее, приготовьтесь внимательно слушать рассказ, пальчиком следите за чтением друг друга.
Вопросы по тексту:
1. Какими Саша назвал всех девчонок?(трусихи и плаксы) Что ему ответила Ляля?(мне самой нравятся мальчики)
2. Саша посмотрел кругом и думал, что же еще сказать… Что он тогда увидел?(апельсины)
3. Что сказал ему Ляля?(ешь на здоровье)
4. Кто вошел в комнату? Что увидела мама? Что она спросила у сына?(о чем плачешь, сынок)
5. Что ответил ей на это Саша?(меня Ляля обижает)
6. Можно ли называть это произведение «Папин совет» или «Не дразнись»?
4. Определение характеристики героев
Леля – обидчивая, грамотная
Саша- обидчивый, вредный, сердитый
5. Работа над иллюстрацией к рассказу.стр.21
1 гр. – Как художник нарисовал маму ? Чему они удивлены?
2 гр. – Как выглядит Саша?
3 гр. – Какая на иллюстрации Ляля?
6.Составление плана рассказа
-Ребята, а теперь давайте попробуем разделить наш рассказ на части. Для этого нам
помогут картинки в наших рабочих листах. Обсудите в парах какой заголовок можно
придумать к каждой картинке.
-Кто изображен на 1 картинке? (девочка Ляля и папа) Давайте найдем в тексте этот
отрывок и прочитаем. Как мы может озаглавить эту часть? (Совет папы)
-Рассмотрите 2 картинку. Что на ней изображено? Найдите в тексте отрывок, который
подойдет к этой иллюстрации. Как озаглавим? (За столом)
-И что вы можете сказать про 3 картинку. Кто здесь нарисован? Найдите в тексте
информацию, которая подойдет. Как назовем эту часть? (Саша заплакал)
6. Правила дружбы
- Кто кого обидел первым?
-Он меня -Нет, он меня
-Кто кого ударил первым?
-Он меня, -Нет, он меня.
-Вы же раньше так дружили
-Я дружил -И я дружил
-Что же вы не поделили?
-Я забыл -И я забыл
Чтобы не случалось таких ситуаций предлагаю вам прочитать правила дружбы. Слайд
Убери из речи плохие слова.
Клички используй только для животных.
Перестань обижаться.
Не дразнись сам.
Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Рефлексия
- С каким произведением познакомились на уроке? (“Саша – дразнилка”)
- Кто написал этот рассказ? ( Н.М.Артюхова)
- Основная мысль произведения ( Чему научил вас этот рассказ?) (не дразниться)
- Сегодня на уроке очень хорошо работали (ученики), молодцы!
Домашнее задание.стр.19 в.8,стр.21 в.11