СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

САВКИНА И. Г. Урок "Словосочетание (углублённое повторение)" XI класс РЯиЛ 2019-3

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«САВКИНА И. Г. Урок "Словосочетание (углублённое повторение)" XI класс РЯиЛ 2019-3»

И

'■

. Г. Савкина, учитель русского языка и литературы ГУО «Гимназия № 1 имени Ф. Скорины г. Минска»

Словосочетание (углублённое повторение) XI класс

Одним из направлений в преподавании русского языка в современной школе является ориентированность на текст, т. е. текстоцентричность. В процессе работы с текстом формируется языковая и коммуникативная компетенции учащихся, развивается умение пользоваться словом, рождается «языковая индивидуальность ученика».

Предлагаемый вниманию читателей урок является примером использования текста на межпредметной основе (русский язык и литература). Одиннадцатиклассники к моменту проведения данного учебного занятия уже закончили изучение поэзии Серебряного века. Все тексты, используемые на уроке-практикуме, связаны с именем А. С. Пушкина — великого русского поэта золотого века. Работая с предложенными текстами, учащиеся не только обобщают и углубляют знания по теме «Словосочетание», но и получают возможность увидеть преемственность лучших традиций русской поэзии, то особое место, которое в ней занимает А. С. Пушкин.

Форма урока: урок-практикум.

Цели урока:

  • углубить и систематизировать знания учащихся о словосочетании; отработать умение определять типы связи слов в словосочетаниях (решение заданий ЦТ);

  • развивать познавательную активность учащихся посредством выполнения заданий по конструированию, переконструированию, поиску словосочетаний по заданному образцу, исправлению грамматических ошибок в тексте; формировать речевую компетентность учащихся;

  • на материале текстов воспитывать осознание роли языковой личности в современном мире, любовь к слову, интерес к творчеству А. С. Пушкина и поэтов Серебряного века.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал с текстами, тесты для контроля знаний.

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный этап.

  • Мы практически завершили углублённое повторение темы «Словосочетание. Синтаксическая норма управления». Убедились в том, что знание норм управления — это залог нашей правильной речи. Сегодня мы остановимся на трудных случаях подчинительной связи, обратимся ещё раз к языковым нормам. Эти знания помогут в выполнении заданий ЦТ. Поэтому сегодня мы должны выяснить: что нужно знать и уметь каждому из вас?

На доске перечислены те умения, которыми вы владеете:

  • выделять словосочетание из предложения;

  • находить главное и зависимое слова;

  • определять вид подчинительной связи;

  • видеть в предложении несвободное словосочетание;

  • владеть нормами управления.

Как видите, перед вами звенья цельной системы. Системные знания — это те знания, к которым мы с вами идём.

  1. Актуализация опорных знаний.

  • Начнём наш урок с теста на проверку знаний по теме «Словосочетание (углублённое повторение)».

Презентация-тест «Верно ли утверждение?».

  1. Если в словосочетании зависимое слово указывает на предмет, это управление. (Да.)

  2. Существительное и относящееся к нему одиночное приложение образуют словосочетание. (Да.)

  3. В словосочетании трёх берёз вид подчинительной связи управление. (Нет.)

  4. В предложении Роман в стихах «Евгений Онегин»самое известное произведение А. С. Пушкина выделенная конструкция не является словосочетанием. (Да.)В предложении Лучшие поэты. Серебряного века сформировались под влиянием Пушкина, его музы, выделенная конструкция является словосочетанием со связью управление. (Нет.)

Учащиеся записывают в тетрадь ответы «да» или «нет» и сверяют их с ответами на последнем слайде презентации. При необходимости учитель комментирует сложные случаи.

  1. Этап совершенствования умений и навыков на основе применения обобщённых знаний в новых ситуациях.

— На уроке литературы мы закончили изучать тему «Серебряный век в русской поэзии». Как же связан Александр Сергеевич Пушкин с этим периодом в русской литературе? Многие поэты Серебряного века росли и формировались под влиянием великого Пушкина. Такое явление можно назвать перекличкой двух веков: «золотого» пушкинского века и века «серебряного».

На практической части нашего урока мы будем работать с текстами, из которых вы узнаете, кто из поэтов Серебряного века глубоко изучал творчество Пушкина и посвящал ему свои стихи.

Учитель напоминает учащимся, что урок — практикум и в конце занятия все должны сдать тетради на проверку.

Текст № 1. Пушкин в жизни и поэзии Анны Ахматовой

1. В жизни и поэзии Ахматовой Пушкин занимал особое место. 2. Она росла и училась в Царском Селе и с детства впитала воздух русской поэзии и культуры. 3. Здесь написано одно из известнейших стихотворений, посвящённых юному Пушкину, — «Смуглый отрок бродил по аллеям...». 4. У Пушкина Ахматова училась краткости, простоте и подлинности поэтического слова. 5. С середины двадцатых годов поэтесса серьёзно начала заниматься изучением жизни и творчества Пушкина.

Задания к тексту

  1. Выразительно прочитайте текст.

  2. Найдите в предложениях 2 и 3 несвободные словосочетания, выпишите их и подчеркните как члены предложения.

Найдите ещё предложение с несвободным словосочетанием, выпишите его (словосочетание) и подчеркните как член предложения.

Текст № 2. Уроки Пушкина в жизни Марины Цветаевой

1. Для Марины Цветаевой великий поэт самый современный. 2. Пушкин всегда оставался для поэтессы лучшим другом, собеседником и советчиком. 3. У Марины Цветаевой есть книга «Мой Пушкин». 4. Это великолепная, свободно льющаяся лирическая проза, афористичная и живая. 5. Это рассказ о том, как девочка, которой суждено было стать в будущем великим поэтом, постепенно познавала его трагическую судьбу. 6. Пушкин давал ей уроки смелости, гордости, верности.

Задания к тексту

  1. Прочитайте выразительно текст.

  2. Выпишите из текста по одному примеру на все виды подчинительной связи.

  3. Определите вид подчинительной связи выделенного словосочетания.

  4. Составьте предложение, в котором бы встретились все три вида связи.

Например: Дни поздней осени бранят обыкновенно (А. С. Пушкин).

Текст № 3. Для Блока Пушкин — духовная опора и учитель

1. Имя Пушкина в жизни Блока — словно бы немеркнущая радуга. 2. В течение детства поэта сопровождали сказки Пушкина, один из самых значительных циклов своих стихов Блок назвал «Ямбами» (это был любимый размер Пушкина), а свою лирическую «Трилогию вочеловечения», как и Пушкин «Евгения Онегина», — романом в стихах. Пушкина Александр Блок ставил в один ряд с Эсхилом, Данте и Шекспиром. Для Блока Пушкин — воплощение гармонии и высокой человечности.

Задания к тексту

  1. Прочитайте выразительно текст.

  2. Выпишите выделенные конструкции.

  3. Верно ли утверждение, что все выделенные в тексте конструкции являются словосочетаниями? Прокомментируйте свой ответ.

Текст № 4. Языковая норма

1. Языковая норма — это то, как принято говорить и писать в данном обществе в данную эпоху. 2. Норма стоит на страже целостности литературного языка. 3. Она определяет, что правильно и что неправильно. 4. Нормы — не оковы языка, а великое благо: они сохраняют литературный язык.

Задания к тексту

  1. Прочитайте выразительно текст.

  2. Определите его стиль.

  3. Озаглавьте текст.

  4. Определите основную мысль текста.

  5. Найдите в предложении 2 словосочетание со связью согласование и выпишите из него зависимое слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

  • Языковая норма — не оковы, а великое благо: она сохраняет литературный язык. Я вспомнила интересную историю, прочитанную в одном научно-популярном журнале.

В 70-х годах XX века в Москве в Институте русского языка имени В. В. Виноградова была служба «Правильно говорю». Как вы думаете, что это была за служба и для чего она была создана? (Ответы учащихся.)

  • Очень часто у телефона дежурил Сергей Иванович Ожегов — советский лингвист, лексикограф, доктор филологических наук, профессор, автор выдержавшего множество изданий «Словаря русского языка». Когда он отвечал по телефону на вопрос, иногда говорил: «Минуточку, я сейчас проверю по словарю Ожегова».

  • Дома вы работали с таблицей учебника «Управление при синонимических словах», расширяли свой словарный запас. Сегодня дежурным службы «Говорю правильно» выступят учащиеся...

  • Продолжаем работать с текстом. Предлагаю отредактировать текст, в котором допущены ошибки, связанные с нормами управления.

Текст № 5. Пушкин в Беларуси

1. В черновиках Пушкина обнаруживается множество белорусских реалий, которые свидетельствуют неплохое знание поэтом Беларуси. 2. Маршрут его Южной ссылки лежал через Полоцк, Витебск, Барановичи, Оршу, Могилёв, Чечерск, Белицу. 3. По прибытии в Могилёве Пушкин остановился у Александра Распопова. 4. В окружении молодых офицеров провёл ночь, читал стихи, был весел. 5. Именно из белорусского помещика Павла Островского списал он своего «Дубровского», даже первоначально озаглавил повесть «Островский». 6. Но потом перенёс героя в центр России, на Волгу. 7. В остальном же ничего не изменил из жизни «оригинала» — небогатого белорусского дворянина, судившегося с соседом о земле и проигравшего процесс. 8. В имении Вавуличи под Бобруйском жила внучка Пушкина, Наталья Александровна. 9. В 1881 году она вышла замуж за Воронцова-Вельяминова. 10. Он был офицером гусарского Нарвского полка, которым командовал её отец, сын поэта, Александр Александрович Пушкин.

Задания к тексту

  1. Выразительно прочитайте текст.

  2. Отредактируйте текст, исправив ошибки. Выпишите исправленные словосочетания.

  • Завершить наш разговор о Пушкине я хочу словами одного из зачинателей Серебряного века, поэта и философа Владимира Сергеевича Соловьёва: «Неподдельная красота пушкинской поэзии была внутренне неразделима с добротой и правдой». Так давайте вслед за великим поэтом будем бережно относиться к русскому языку, хорошо знать правила и нормы языка.

  • Выполните тест на закрепление знаний по теме «Словосочетание» (приложение).

Учащиеся выполняют тест, составленный по материалам ЦТ. Затем учитель организует его проверку, при необходимости объясняя трудные случаи.

  1. Подведение итогов.

  • Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный-филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге «Письма о добром и прекрасном» писал (слова Д. С. Лихачёва выведены через проектор на слайд): «Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэту, учёному, инженеру, экономисту — человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего, о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля». Я желаю вам лёгкости стиля.

  1. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение, употребив, по возможности, разные типы простых предложений (пользуясь таблицей упр. 80).

Тезис к рассуждению — слова Владислава Ходасевича, талантливого поэта Серебряного века, известного пушкиниста: «О, никогда не порвётся кровная, неизбывная связь русской культуры с Пушкиным».

Приложение


Вариант I

  1. Данное ниже утверждение является верным.

В словосочетании всё предусмотреть вид подчинительной связи — управление.

  1. Найдите в предложении В силу естественного скручивания коры берёзы они обычно приобретают вид свитка словосочетание со связью согласование и выпишите из него зависимое слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

Вариант II

1. Данное ниже утверждение является верным.

В словосочетании кое-что сделать вид подчинительной связи — управление.

2. Найдите в предложении Передал он свои секреты людям, поджёг избу и исчез словосочетание со связью согласование и выпишите из него зависимое слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.


  1. Определите, какой частью речи является зависимое слово в словосочетании, и установите соответствие между столбцами таблицы:

  1. Определите, какой частью речи является зависимое слово в словосочетании, и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. Вернуться домой

1. Имя существи-

Б. Найти нефть

тельное

В. Дважды повторить

2. Имя прилагатель-

Г. На десятый день

ное

  1. Имя числительное

  2. Местоимение

  3. Глагол

  4. Наречие


А. Мечта побывать

1. Имя существитель-

Б. На всякий случай

ное

В. Осмотреться кругом

Г. Говорить точнее

2. Имя прилагательное

  1. Имя числительное

  2. Местоимение

  3. Глагол

  4. Наречие











  1. Определите вид подчинительной связи в выделенном словосочетании.

Затем у Третьякова возникла мысль — показать искусство в движении, в чередовании стилей и направлений.

  1. Определите вид подчинительной связи в выделенном словосочетании.

За третьим ангелом находится гора — древний символ всего возвышенного.


  1. Укажите конструкции, которые не являются словосочетаниями:

  1. кто-то пришёл;

  2. благодаря учителю;

  3. выйдя из строя;

  4. подрезав растения;

  5. абсолютно неинтересный.

  1. Укажите конструкции, которые не являются словосочетаниями:

  1. увлёкшись идеей;

  2. опадают листья;

  3. весьма привлекательный;

  4. в течение суток;

  5. тёмной ночью.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!