Сбербанк России поставил задачу – построить национальную экосистему интернет-коммерции.
Это сеть организаций вокруг единой технологической платформы Они пользуются ее услугами
Для доступа к клиентам, предлагая свои товары и услуги. У Сбербанка широкая клиентская база, своя платформа, аналитика и средства для инвестиций. Экосистема способна покрыть следующие отрасли : потребительские товары, недвижимость, образование, здравоохранение, путешествие и отдых, телекоммуникации,, госуслуги, софт и приложения, бизнес-услуги, строителство, производство, финансовые сервисы.
По прогнозам к 2025 году оборот экосистемы Сбербанка может составить 65 трлн рублей. Этот расчет сделан на основании того, что к 2026 году 28 % населения России будет состоять из поколения 15-35 лет, именно эти возрастные группы в большей степени ценят комфорт экосистем,
например , таких как AliExpress. Дополнительным фактором является проникновение мобильных и носимых устройств. Ожидается, что к 2025 году доля населения, пользующегося смартфонами, возрастет до 90 %. Носимые устройства в доле пользователей в 2025 году должны достигнуть 23 %.
Технологии цифровой экономики используемые Сбербанком России в настоящий момент:
Большие данные, машинное обучение, элементы искусственного интеллекта, предиктивные аналитические модели в прогнозными возможностями .
В сценарии создания экосистемы Сбербанка приветствуется партнерство с интернет-компанией
«Яндекс» или Mail.ruGroup, привлечение иностранных компаний.
2020/03/05 12:26:13
Экосистема Сбербанка
Статья посвящена развитию экосистемы небанковских услуг Сбербанка.
https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Экосистема_Сбербанка
SberX: какие сервисы входят в экосистему
Данные 2018 года
Данные 2019 года
2019
Сбербанк впервые раскрыл, сколько зарабатывает на экосистеме, в которую вложил 125 млрд рублей
Совокупный объем инвестиций Сбербанка в небанковские продукты и сервисы, включая компании, которые были созданы органически, с момента запуска экосистемы составили 125 млрд рублей, рассказал в конце февраля 2020 года председатель правления Сбербанка Герман Греф во время конференц-звонка, посвященного обсуждению финансовых результатов 4 квартала 2019-го. А в 2019 году, в частности, в экосистему было вложено порядка 80 млрд рублей.
Из презентации к конференц-звонку следует, что в 2019 году выручка входящих в экосистему компаний составила около 70 млрд рублей. По словам Германа Грефа, из нее доля, причитающаяся Сбербанку, - более 35 млрд рублей. В Сбербанке сказали TAdviser, что не раскрывают, сколько банк получил от выручки компаний экосистемы за более ранний период.
По итогам 2020 года Сбербанк ожидает достичь аналогичного показателя уже в 70 млрд рублей при выручке компаний экосистемы в 130 млрд рублей, следует из презентации к звонку.
Также в ходе звонка Греф поведал о том, как Сбербанк превращается в масштабную экосистему, объединяющую банковские продукты и множество небанковских продуктов и сервисов. В числе последних – SberMarket – сервис доставки продуктов на дом и в офис, SberFood – сервис для похода в рестораны, «Сбер решения» - услуги аутсорсинга бизнес-процессов и многие другие.
В 2019-м экосистема небанковских продуктов и услуг Сбербанка расширилась. Банк начал сотрудничество с двумя крупными интернет-компаниями - Mail.Ru Group и Rambler. В сотрудничестве с Mail.ru, в частности, банк планирует создать совместное предприятие в сфере цифровых технологий для рынка продуктов питания и транспорта (подробнее см. в блоке ниже).
Также банк приобрел рекрутинговый портал Rabota.ru, компанию «Центр речевых технологий» и развивал внутренние направления Sber Okko, SberDevices и SberLogistics. Таким образом, Сбербанк укрепил свои позиции в сегментах перевозок, доставки продуктов питания, развлечений и медиа, стиля жизни и других, отметил Греф.
Сбербанк начал интеграцию предложений экосистемы со своими сервисами, чтобы обеспечить бесшовный клиентский опыт. Это обеспечивается за счет инструментов новых технологических платформ Сбербанка, таких как SberID, SberData, SberAI, SberSecurity и других, пояснил он.
По словам председателя правления Сбербанка, на начало 2020 года к 48 сервисам экосистемы можно получить доступ через SberID - систему единого входа в сервисы банка и его партнеров с помощью логина и пароля от «Сбербанк Онлайн». SberID используют порядка 6 млн клиентов Сбербанка.
По словам Грефа, с точки зрения развития экосистемы 2019 год был для банка сложным: в начале года в компании было много вопросов о том, как объединить все сервисы и найти наиболее подходящую модель корпоративного управления и управления компаниями экосистемы. Но теперь у банка есть для этого хорошее средство – новая технологическая платформа, заявил Герман Греф.
| Без такого рода платформы невозможно построить экосистему. И в случае Сбербанка, я думаю, у нас хорошая, продвинутая платформа. Мы – единственная компания в стране, у кого таковая есть, - заявил Герман Греф. | |
Глава Сбербанка, правда, добавил, что тут можно было бы говорить и о «Яндексе», но, по его мнению, у платформы «Яндекса» намного меньше элементов, чем у Сбербанка.
Греф также рассказал, что на фоне роста числа пользователей онлайн-банка Сбербанка меняется и роль физических отделений, которые посещают примерно 47 млн человек в месяц. Число пользователей онлайн-банка уже превысило число тех, кто посещает отделения, и это заставило банк переосмыслить их роль и использовать их, в том числе, в интересах развития своей экосистемы.
| Мы превратили сеть отделений в хаб, где клиенты могут улучшить свои цифровые навыки, и во фронт-офис для продвижения продуктов экосистемы, - пояснил Герман Греф. | |
В ходе конференц-звонка глава Сбербанка отметил, что он «более-менее» удовлетворен текущим развитием банка как экосистемы.
| Концептуально мы понимаем, что такое экосистема, и в чем разница между ею и холдинговой компанией. И сейчас мы еще может быть не на 100% являемся экосистемой, но, я думаю, к концу года существующие компании нашей экосистемы будут подключены с помощью тех инструментов, о которых я говорил, - поделился видением Герман Греф. | |
Ранее, в аналогичном конференц-звонке, посвященном итогам 3 квартала 2019 года, зампред правления, финансовый директор Александр Морозов рассказывал, что стратегия развития экосистемы Сбербанка подразумевает, чтобы постепенно заменить какую-то часть текущих сборов и комиссий, которые банк получает от своего ключевого бизнеса, сборами и комиссиями от дополнительных финансовых и нефинансовых услуг.
19 ноября 2019 года Сбербанк и Mail.ru Group объявили о том, что договорились о стратегическом сотрудничестве, а также подписали обязывающие документы о партнерстве в сфере транспорта и сервисов, связанных с едой.
Стороны планируют применить свою экспертизу для развития цифровой экономики и продуктов на базе искусственного интеллекта в России. Компании высоко оценивают потенциал синергий между взаимодополняющими экосистемами, а также возможность создания совместных уникальных продуктов для расширения спектра услуг для клиентов, обеспечения бесшовного пользовательского опыта, улучшения предиктивности и персонализации предложений для клиентов.
Среди сфер потенциального сотрудничества стороны выделяют: рекламные продукты для среднего и малого бизнеса, совместные предложения для клиентов и пользователей Mail.ru Group и Сбербанка, обмен экспертизой в области технологий и новых комплексных решений, другие совместные стратегические проекты.
Сбербанк и Mail.ru Group уже приступили к сотрудничеству, в том числе путем реализации совместных инициатив по взаимному продвижению продуктов и сервисов экосистем через онлайн- и оффлайн-каналы, а также путем присоединения Delivery Club и «Ситимобил» к программе лояльности «Спасибо от Сбербанка» и интеграции в них Сбербанк ID в ближайшее время.
Сбербанк и Mail.ru Group также подписали обязывающие документы о создании российской платформы O2O-сервисов (O2O -сокращение от англ. Online-to-Offline, «Онлайн-офлайн» коммерция) в сфере транспорта и еды, анонсированной 25 июля 2019 года.
Помимо Delivery Club и «Ситимобил», в платформу войдут другие комплементарные сервисы в сфере еды и транспорта: сервис каршеринга YouDrive, миноритарные доли в DC Daily, Performance Group, «СберМаркет», цифровая платформа для ресторанного рынка SberFood (ранее — FoodPlex), платформа ERP для ресторанного бизнеса r-keeper и другие.
Mail.ru Group намеревалась внести в капитал совместного предприятия свои доли в Delivery Club (100%) и «Ситимобил» (29,67%), связанные с ними инвестиции в других компаниях в сферах еды и транспорта (включая YouDrive, DC Daily, Performance Food, «СберМаркет»), а также денежные средства в размере 8,5 млрд рублей. Компания может дополнительно инвестировать около 4,6 млрд рублей в капитал СП в зависимости от достижения вносимыми активами целей по ряду ключевых показателей до ноября 2020 года. До закрытия сделки Mail.ru Group также обеспечит консолидацию на СП доли в 78,82% в «Ситимобил». Это не предполагает дополнительных инвестиций в СП.
Со своей стороны, Сбербанк заявлял о планах внести свою 35%-ю долю в компании FoodPlex, а также денежные средства в размере около 38,5 млрд рублей в капитал СП. Вклад может быть увеличен на 13 млрд рублей в случае достижения целей по ряду ключевых показателей Delivery Club и «Ситимобил» до ноября 2020 года.
В результате СП должно было получить около 47 млрд рублей инвестиций на момент заключения сделки. В случае достижения KPI Сбербанк и Mail.ru Group намерены были произвести дополнительные вложения до 17,6 млрд рублей. Таким образом, оценка стоимости СП при достижении целевых показателей превысит 100 млрд рублей.
Сделка была закрыта после получения антимонопольного согласования и выполнения отлагательных условий до конца 2019 года. Предполагалось, что стороны получат равные доли в совместном предприятии; при этом до 10% долей будет выделено в рамках программы долгосрочной мотивации сотрудников О2О-платформы. В частности, Сбербанк и Mail.ru Group планировали вложить до 64,6 млрд рублей в СП, если до ноября 2020 года будут достигнуты целевые показатели бизнес-плана О2О-платформы.
Инвестирование $1 млрд в небанковскую экосистему
В конце июля 2019 года Сбербанк сообщил об инвестировании $1 млрд в развитие своей небанковской экосистемы за три предыдущих года или примерно 3% чистой прибыли.
| Мы очень осторожно тратим деньги наших акционеров на такого рода инициативы. Всего, я полагаю, мы говорим о сумме плюс-минус $1 млрд, исключая наши будущие транзакции с Mail.Ru, — цитирует РБК первого заместителя правления Сбербанка Льва Хасиса. | |
Он признал, что многие другие компании достаточно активнее и агрессивнее строят свои будущие экосистемы по сравнению со Сбербанком.
По его словам, Сбербанк не планирует очередных крупных сделок, направленных на развитие нефинансовых сервисов. Топ-менеджер допускает лишь покупку маленьких нишевых компаний. Лев Хасис говорит, что Сбербанк «дисциплинированно» подходит к вопросу развития небанковской экосистемы.[1]
В мае 2019 года глава Сбербанка Герман Греф рассказывал, что банк уже инвестировал в развитие своей экосистемы около 60 млрд рублей. При этом он не уточнил период, в течение которого тратились эти средства.
Небанковские сервисы Сбербанка зачастую построены на базе совместных предприятий (СП) с крупными игроками отрасли, такими как с Mail.Ru Group. С последней Сбербанк в конце июля 2019 года о создании СП в области еды и транспорта. Также кредитная организация развивает совместный бизнес с «Яндексом» и стала владельцем 46,5% акций интернет-холдинга Rambler Group.
В конце июля 2019 года в экосистему Сбербанка входят 20 компаний, среди которых — агрегатор «Яндекс.Маркет», медицинский сервис DocDoc и корпоративный мессенджер Dialog.
| Все наши совместные предприятия полностью фондированы теми деньгами, которые мы инвестировали в них или собираемся инвестировать, — подчеркнул Лев Хасис. |
2018
Создание отдела SberX для развития экосистемы нефинансовых сервисов
В декабре 2018-го в Сбербанке рассказали, что была создана дирекция SberX, которая будет координировать развитие экосистемы вокруг других бизнес-направлений банка.
| Мы строим экосистему, ядром которой является Сбербанк. Основной задачей SberX станет координация комплексного развития экосистемы «Сбербанка» совместно с другими бизнес-блоками банка, компаниями, входящими в группу «Сбербанка», а также другими компаниями-партнёрами банка, - цитировал РБК Льва Хасиса, первого зампреда правления Сбербанка. | |
Развитие сервисов электронной медицины
Сбербанк обозначил для себя электронную медицину как важное направление для инвестиций. В сентябре 2018 года Сбербанк включил ее в список приоритетных технологий в рамках своей новой акселерационной программы для стартапов. А до конца года рассчитывает объявить о дополнительных шагах в области цифровой медицины, сообщил TAdviser первый зампред правления Сбербанка Лев Хасиc. Подробнее здесь.
2017: Планы запуска сервиса телемедицины
Сбербанк намерен установить в своих отделениях кабинки, в которых клиенты смогут получить медицинские онлайн-консультации, сообщила в ноябре 2017 года газета "Коммерсант". Оператором проекта должен стать сервис онлайн-записи к врачам DocDoc, в котором у банка 80% акций.
2016
Правительственный эксперимент: какие госуслуги для бизнеса готовит Сбербанк
Сбербанк развивает целый комплекс услуг для бизнеса в контексте сотрудничества с государством, рассказали TAdviser в банке в декабре 2016 года. По словам представителей банка, в рамках «правительственного эксперимента» Сбербанк работает над технологией удаленной регистрации предприятий, дистанционного открытия счета в банке и подключению банка-клиента.
| Это позволит уже в 2017 году регистрировать компании, открывать счет и подключать банк-клиент без прихода в налоговую и банк, использую облачную электронно-цифровую подпись и банковскую идентификацию. Данная технология позволит сэкономить бизнесу не менее миллиона часов в год, - заявили TAdviser в Сбербанке. | |
Сбербанк работает над целым рядом госуслуг для бизнеса
Второе направление связано с исключением запроса документов у клиента, которые есть в электронном виде у госорганов, в части кредитного процесса юрлиц и ИП.
| Указанные нововведения будут способствовать уменьшению количества документов, запрашиваемых у клиента и, как следствие, позволят сократить сроки получения кредитных средств и снизят уровень процентной ставки по кредитам, а также снизят операционные издержки клиентов на посещение ведомств, - объясняют представители банка. | |
В качестве примера в Сбербанке привели TAdviser получение из ФНС и Росстата налоговых данных, выписок из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от Росреестра и др.
С января 2017 года заработает новая программа кредитования Минсельхоза. Вместо сложной процедуры субсидирования, производители сельскохозяйственной продукции смогут получить льготные кредиты в банках-участниках программы сразу под 5% годовых, добавили в Сбербанке.
Ранее о возможности оказания госуслуг для бизнеса на базе Сбербанка говорил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, который поддерживает эту идею. Об этом в блоке ниже.
Сбербанк может стать провайдером электронных госуслуг
В правительстве рассматривают Сбербанк как возможную площадку для оказания госуслуг. Это следует из выступления первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) 19 декабря 2016 года[2].
| Мы пытаемся экспериментировать со Сбербанком, будем создавать новые платформы для того, чтобы они были удобными для малого и среднего предпринимательства, но и для крупного предпринимательства тоже. Переходим к осмыслению того, что, может быть, через площадку Сбербанка завести и выполнять определенные государственные услуги, – сказал Шувалов в ходе выступления. | |
Вице-премьер отметил, что во власти пока не все готовы к идее вывода части госуслуг за периметр госорганов.
| Для нас пока это не совсем привычные форматы, особенно для тех, кто связан с контрольно-надзорной деятельностью в правительстве. И для них, когда эти функции будут уходить в электронный вид через электронные площадки, это формат достаточно новый, – заявил он. | |
Игорь Шувалов поддерживает сотрудничество Сбербанка с государством по предоставлению электронных сервисов
Шувалов напомнил, что сейчас команда президента Сбербанка Германа Грефа работает над трансформацией банка в экосистему. План по созданию финансовой экосистемы наблюдательный совет Сбербанка одобрил в ноябре. Он в том числе предусматривает реализацию концепции открытого кода и встраивание в платформу Сбербанка различных партнеров. Как говорил Греф, создание платформы должно быть завершено к концу 2018 года, а окончательное решение о создании экосистемы будет принято в ходе утверждения стратегии банка на 2019–2023 годы.
Большая часть того, что будет создано в рамках экосистемы, будет иметь непосредственное отношение к предпринимателям, отметил Шувалов во время выступления на съезде РСПП[3].
Ранее, в начале декабря, президент Сбербанка Герман Греф отмечал, что банк работает над созданием цифрового бизнеса, и все больше и больше выходит на взаимодействие с государством[4]. Сбербанк может создавать «стыковки между государством и сервисами банка» как на федеральном, так и на региональном уровнях, пояснял Греф. Тогда же он говорил о поддержке этой инициативы Шуваловым.
В ноябре Сбербанк представил один из первых сервисов, созданных совместно с государством (с Росреестром), - электронную регистрацию недвижимости, приобретаемой в ипотеку. Создание подобных сервисов может привести к сокращению десятков и десятков тысяч чиновников, говорил Греф.
Как экосистема "Сбербанка" влияет на его акции
27.12.2019 15:00 Новости и комментарии
https://www.finam.ru/analysis/marketnews/kak-ekosistema-sberbanka-vliyaet-na-ego-akcii-20191227-15000/
Преследуя цель – рост акционерной стоимости – "Сбербанк" выбрал нестандартный для банка путь. Менеджмент решил активно инвестировать в IT направление. В расчете на то, что самые крупные из них будущем смогут выйти на IPO. Эти проекты перспективны, но важно понимать, что в масштабах банка они небольшие и принесут заметный вклад только через несколько лет. Инвестировать в "Сбербанк" исходя из ожиданий роста этих проектов нецелесообразно.
Сбербанк
Инвесторы всегда оценивали IT-компании выше банков из-за более высоких ожидаемых темпов роста. Поэтому, когда IT-"дочки" "Сбербанка" будут торговаться на бирже их мультипликатор будет выше банковского, тогда и мультипликатор самого банка станет выше, чем по индустрии. Из-за этого банк инвестирует часть средств не в расширение кредитного портфеля, а именно в свою экосистему. Но, вероятно, эффект от этого будет не крупным, ориентировочно 20%.
По итогам 9 месяцев 2019 г. эффект от непрофильных активов увеличил чистую прибыль на 22 млрд руб, что эквивалентно 3% от чистой прибыли.
Экосистема "Сбербанка" диверсифицирована и включает СП с лидерами рынка
Проекты "Сбербанка" представлены в очень широком спектре направлений, охватывая сегменты B2B, B2C и B2G.
Это позволяет проектами развиваться независимо друг от друга из-за разных рынков, стратегий, возраста проекта и менеджмента.
Безусловно, у части проектов возможны синергии, что также добавляет им стоимость, но преимущественно они никак не связаны друг с другом. Т.е. неудача одного не повлияет на других.
"Сбербанк" также диверсифицирован по партнерам. Например, в сегменте eCom у банка СП с "Яндексом" – "Яндекс Маркет" и "Беру". Недавно закрылся проект Bringly.
При этом у "Сбербанка" СП с Mail.ru Group (MRG) в сегменте транспорта: такси "Ситимобил", каршеринг YouDrive и доставка готовой еды Delivery Club, доставка еды из магазинов "Сбермаркет" (бывший Intamart). Т.е. в данных направлениях у банка конкуренция с Яндексом, развивающим: "Яндекс.Такси", "Яндекс.Еда", "Яндекс.Драйв".
Как пишет в пресс-релизе банк: "Таким образом, оценка стоимости СП при достижении целевых показателей превысит 100 млрд руб."
Текущая рыночная капитализация банка 5 368 млрд руб, т.е выход на IPO СП с MRG составит 1-2% в масштабах банка. Другие крупные проекты под IPO Rambler (включая Okko), СП с "Яндексом" и VisionLabs.
Самый зрелый проект Rambler, но и там возможен рост. Rambler долгое время был известен поисковиком, который постепенно уступил долю Яндексу, Google. В последние годы Rambler развивался как медиахолдинг.
"Сбербанк" владеет 46,5% компании, инвестировав в нее 9-11 млрд руб, т.е. текущая стоимость группы около 20 млрд.
Генеральный директор Рафаэль Абрамян в интервью РБК говорил: "У нас есть такой план, я бы даже сказал, что это план А для компании - через два-три года стать публичной, к тому моменту увеличившись до размеров, достойных хорошего размещения", - сказал Абрамян.
На какой именно бирже будет проведено IPO в Rambler Group, по словам Абрамяна, пока не обсуждали, а срок два-три года определяется текущими темпами роста Rambler Group и, в частности, тем, что выручка онлайн-кинотеатра Okko ежегодно удваивается, а выручка медийных активов компании прибавляет, по словам Абрамяна, 20–25% в год.
"Если такими же темпами все будет происходить, через три года это будет уже не small cap(компания с маленькой капитализацией. - РБК), а нормальная. Все, что (оценка компании. - РБК) более $500 млн, это имеет смысл. Планы по выручке не раскрываем, но очевидно, что выручка Okkoи EBITDA медийной части Rambler Group - это будет основное", - пояснил Абрамян.Гипотетически $500 млн это около 32 млрд руб.
Okko фактически первым, кто в России начал развивать спортивные трансляции в рамках онлайн кинотеатра, направление пока только развивается в мире. Т.е. проект расширяется в разных направлениях.
Более крупный проект в сегменте e-commerce Яндекс.Маркет и Яндекс.Деньги – Доля "Сбербанка" в проекте 45%, размер инвестиций банка 30 млрд руб. Таким образом, с учетом роста стоимость СП на IPO на горизонте 3-5 лет. Фактически здесь также речь идет о порядке 100 млрд руб.
Другой проект Visionlab, занимающийся машинным обучением, менее прозрачная история по данным Crunchbase общий объем инвестиций в проект – 300 млрд руб в 2016 г, доля банка – 25%, т.е. этот проект теоретически уже сможет принести к акционерной стоимости около 100 млрд руб в будущем.
В сухом остатке, проекты перспективны, прибыльны для банка, но глобально они суммарно смогут стоить около 10-15% от текущей капитализации банка, с учетом разных сценариев. При этом произойдет это только в перспективе нескольких лет.
Безусловно, эти инвестиции положительны для банка и не "сжигание денег", но в масштабах всего банка они будут незначительны. И в ближайшее время банковский бизнес продолжит определять результаты "Сбербанка".