СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Статистика – это наука о сборе, обработке и анализе количественных данных, которые характеризуют массовые явления.
Задача математической статистики состоит в создании методов сбора и обработки статистических данных для получения научных и практических выводов.
Коровкина Надежда Михайловна Муниципальное общеобразовательное учреждение Китовская средняя школа
Тема урока: «Сбор данных. Способы представления данных и их анализ»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель урока:
усвоить основные понятия математической статистики: статистические данные; выборка , виды выборки;
научиться представлять статистические данные в виде таблиц, диаграмм (гистограмм ) и графиков (полигонов).
Ход урока
Объяснение нового материала. (15-20 мин)
Вспомним отрывок из романа Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев"
"Статистика знает всё" известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики: известно, сколько в стране охотников, балерин: станков, велосипедов, памятников, маяков и швейных машинок: Как много жизни, полной пыла, страстей и мысли, глядит на нас со статистических таблиц!..".
Это ироничное описание даёт общее представление о статистике.
Термин "статистика" произошел от латинского слова "статус" (status), что означает "состояние и положение вещей".
В XX веке появилась математическая статистика, обладающая универсальными методами сбора, хранения и обработки информации для выработки различных прогнозов
Одной из основных задач статистики является обработка информации. Конечно, у статистики есть много и других задач: получение и хранение информации, выработка различных прогнозов, оценка их достоверности.
Статистика – это наука о сборе, обработке и анализе количественных данных, которые характеризуют массовые явления.
Задача математической статистики состоит в создании методов сбора и обработки статистических данных для получения научных и практических выводов.
Статистическая информация - это числовые данные о массовых явлениях.
Сегодняшний стандарт школьного математического образования ограничивается понятиями и методами описательной статистики, которая занимается первичной обработкой статистической информации:
представлением ее в виде удобно читаемых таблиц, изображением на диаграммах и вычислением наиболее показательных числовых характеристик. Именно эти простейшие методы анализа статистических данных и будут обсуждаться нами
Статистические исследования состоят из нескольких этапов:
Статисты говорят , что выборка должна быть репрезентативной, т.е показательной, типичной; дающей объективное представление о чем- либо; являющейся типичным представителем большого количества чего-либо. Так, врачи изучая факторы риска возникновения сердечно- сосудистых заболеваний исследовали людей разного возраста , профессий, национальностей, подбирая элементы выборки случайным образом.
Если выборка совпадает с множеством всех объектов исследования , то ее называют генеральной совокупностью. Например: проведение ЕГЭ по математике для 11 класса.
Способы представления данных: таблицы, графики, диаграммы.
Столбчатые диаграммы используют тогда, когда хотят продемонстрировать динамику изменения данных во времени или распределения данных, полученных в результате Например, у нас есть вот такие данные об оценках написанной контрольной работы в одном классе:
статистического исследования.
Круговая диаграмма
Для наглядного изображения соотношения между частями исследуемой выборки удобно использовать круговые диаграммы.
На диаграмме показано распределение расходов семьи во время отдыха на море. Определите, на что семья потратила больше всего?
Полигон (график)
Динамику изменения статистических данных во времени часто изображают с помощью полигона. Для построения полигона отмечают в координатной плоскости точки, абсциссами которых служат моменты времени, а ординатами – соответствующие им статистические данные. Соединив последовательно эти точки отрезками, получают ломанную, которую называют полигоном.
Вот построенный полигон на основе нашего примера с распределением оценок:
Рассмотрите в учебнике п.20 примеры 1, 2, 3.
Закрепление изученного материала. (15-20 мин)
Решите задачи.
Выполните по учебнику № 665- 666 (устно)
Практическая работа
№ 667; 668, 673 (письменно) Работу можно выполнить в компьтерном варианте.
Итоги урока.
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что статистическое наблюдение - интересная и занимательная область математики. Статистические наблюдения используются практически везде, где только можно обусловить их применение. Вместе с тем, несмотря на обширную область применения, статистические наблюдения являются довольно-таки сложным предметом и ошибки нередки. Однако, в целом наблюдения как предмет для рассмотрения представляют собой большой интерес.
Литература:
Учебник Алгебра А.Г.Мерзляк и др. п. 20
© 2020, Коровкина Надежда Михайловна 1578 24