СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник активных методов обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сборнике содержатся активные мотоды обучения, которые можно применять на разных этапах урочной и внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Сборник активных методов обучения.»

Структурное подразделения «Супершкола» ИП Шипарева К.В.


г. Уфа Республики Башкортостан






Сборник

активных методов обучения





Составитель: Леонтьева И.И., учитель

начальных классов




Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Цель данного пособия – показать логику и смысл использования АМО на уроках или во внеклассных мероприятиях. Данный материал показывает, что перечисленные методы действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного процесса, приводя к полноценному усвоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениям.




















1.Нетрадиционное начало урока:

Цель – эмоциональный настрой на работу, установление контакта между учениками. (Эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, ребус, загадка, анаграмма)

АМ начала образовательного мероприятия

Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «поздоровайся по разному», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся глазами», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» Метод "Здравствуй, друг!" Метод "Ладошка" , «Крюки, «Перекрёсные шаги», «Кнопки мозга», «Доброе утро», «Как живёшь?» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

Метод «Поздоровайся локтями»


Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство
Численность - весь класс.
Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.
Проведение:
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.


Метод "Здороваемся глазами"

Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.


Метод "Здравствуй, друг!"


- Здравствуй, друг! (рукопожатия)

- Как ты тут? (хлопают друг друга по плечу)

- Где ты был? (дергают за ухо)

- Я скучал! (прикладывают руку к сердцу)

- Ты пришел! (разводят руки в стороны)

- Хорошо! (обнимаются).


Метод "Ладошка"


Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

· желаю (соприкасаются большими пальцами);

· успеха (указательными);

· большого (средними);

· во всём (безымянными);

· и везде (мизинцами);

· Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Метод «Мяч настроения»

Участники сидят в кругу. Ведущий также находится среди участников. Ведущий кидает мячик одному из участников, называя при этом его имя. Задача следующего участника за 1 секунду поймать мячик и кинуть следующему человеку, также назвав свое настроение. Мячик должен побывать у каждого в руках.

Метод «Как живешь?»



Учитель задает вопрос, а дети показывают ответ движением.

¾ Как живешь? Вот так!

¾ А плывешь? Вот так!

¾ Ждешь ответ? Вот так!

¾ Машешь вслед? Вот так!

¾ Как бежишь? Вот так!

¾ Утром спишь? Вот так!

¾ Вдаль глядишь? Вот так!

¾ Как шалишь? Вот так!



Метод «Доброе утро»

Учитель говорит: «Доброе утро…» и называет кого-то из учащихся класса. Те, кого он называет, машут ему рукой, отвечая на приветствие.

¾ Доброе утро всем девочкам!

¾ Д утро всем мальчикам!

¾ Доброе утро всем тем, кто сегодня умывался!

¾ Доброе утро всем, кто любит конфеты!

¾ Доброе утро всем, кто хочет знать, что мы будем изучать сегодня!







Метод «Кнопки мозга»

Позволяет привести в готовность вестибулярный аппарат, активизирующий работу мозга и подготавливающий его к восприятию сенсорной информации. Для выполнения процедуры необходимо:

одновременное массирование большим и средним пальцами левой руки парных точек в подключичных впадинах, положив при этом правую руку на пупок;

провести стимулирование точек 10 раз;

поменять положение и провести стимулирование точек еще 10 раз



Метод «Перекрестные шаги»

Способствует развитию интегрированных связей обоих полушарий и формированию причинно – обусловленного уровня мышления. Каждый ребенок попеременно касается правым локтем левого колена и левым локтем – правого с обязательной фиксацией положения “локоть – колено”. Упражнение может быть модифицировано: пальцы обеих рук смыкаются в замок то под правым, то под левым приподнятым коленом под счет ведущего.

 

Метод «Крюки»

Оказывает влияние на сбалансированную работу моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга.

Часть 1.

- скрестить ноги;

- скрестить выпрямленные вперед руки ладонями друг к другу;

- соединить пальцы в замок;

- вывернуть соединенные в замок руки к груди;

- положение головы прямое, взгляд устремлен вверх;

- фиксировать положение головы, рук и глаз под счет ведущего до 20.


Часть 2.

- скрестить ноги;

- соединить кончики пальцев широко раскрытых ладоней (от больших к мизинцам), образовав тем самым “корзиночку” и развернув при этом кисти рук так, чтобы сомкнутые большие пальцы – “ручка корзиночки” были направлены к груди;

- развести локти в стороны, плечи расправить;

- держать голову прямо, взгляд опустить на “корзиночку”;

- фиксировать положение под счет ведущего до 20.

Часть 3.

- соединить стопы и колени;

- выпрямить руки над головой, плотно соединив ладони (пальцы ладоней прижаты друг к другу и направлены вверх); взгляд обращен вперед;

- медленно опускать руки до тех пор, пока предплечья не образуют горизонтальную линию; взгляд обращен вперед;

- зафиксировать положение рук и глаз под счет ведущего до 20 .




2. АМ выяснение целей, ожиданий и опасений


Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Что у меня на сердце», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад» Упражнение "Лицензия на приобретение знаний", «Большая стирка», «Список покупок», «мяч ожиданий и опасений» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.


Метод «Большая стирка»


Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны футболок (мальчикам), или юбок (девочкам), или другой одежды, фломастеры, веревка прищепки. Учитель предлагает ученикам записать ожидания от урока на «одежде» повесить на веревку, участники подходят к веревке и знакомятся с выставкой, чтобы сформулировать цели урока.



Метод «Список покупок»


Ведущий объявляет, что сейчас речь пойдет о желаниях участников. У группы будет возможность составить что-то вроде «списка покупок», в котором будет записано все, что участники хотят сделать и изучить на уроке.


Ученики разбиваются на «тройки» и вместе записывают свои желания. Так как нет количественных ограничений, не нужно договариваться о необходимости включения отдельных желаний. Важно только, чтобы каждое записанное желание хорошо понимали все участники «тройки». После того как это будет сделано, все «тройки» предъявляют свои списки в общем кругу. В дальнейшем эти списки могут служить опорой при ответе на вопрос: «Что мы должны сделать для достижения своих целей?»



Метод «Дерево ожиданий»


Ученики самостоятельно формулируют свои ожидания от урока, узнают об ожиданиях других. Учитель заранее готовит большой плакат с условным «деревом». В начале занятия участникам раздаются заранее заготовленные яблоки. На них участники пишут свои ожидания от урока и по очереди помещают их на дерево. Ожиданий может быть несколько.


По мере того, как пожелания будут исполняться, т.е. яблоки начнут «созревать», можно их снимать и «собирать» в корзину.


Этот метод наглядно показывает самим участникам собственное продвижение вперед.



Метод «Фруктовый сад»


Цель – учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Численность – весь класс.
Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
Проведение:
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.



Метод «Что у меня на сердце»


Подготовка: ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки.

- Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.


Упражнение "Лицензия на приобретение знаний"


Выполняя это упражнение, участники группы могут сформулировать для себя, чему они хотели бы научиться и что побуждает их к этому. Они также имеют возможность осознать как желательные, так и нежелательные последствия своего обучения. Кроме того, они могут понять, какие знания им нужны, а для какого вида обучения время еще не пришло. Это упражнение поможет участникам подойти к обучению более осмысленно и ответственно, научиться учитывать и продуктивно использовать свое внутреннее сопротивление, которое неизбежно возникает при освоении нового.

- Подумайте, пожалуйста, чему вам хочется научиться, а затем о том, к чему вы уже готовы, а к чему - нет. А теперь составьте себе "Лицензию на приобретение знаний".

Вопросы для анализа:

- Соответствует ли мое желание учиться моему возрасту?

- Соответствует ли оно моим жизненным целям?

- Соответствует ли оно моей текущей жизненной ситуации?

Укажите также, что ограничивает возможности вашего обучения. Запишите, чему вы пока не разрешаете себе учиться. Дайте обоснование, снова ответив себе на три приведенных выше вопроса.

И в заключение определите и отметьте, какая "инстанция" выдала вам эту лицензию. Быть может, ваш собственный внутренний голос привел вас к такому решению? Или это ожидания вашей семьи? Или что-либо другое?











9