СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник "Азбука здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник материалов для внеклассных мероприятий направленных на формирование у детей основ культуры питания, как одной из составляющих здорового образа жизни.  В сборник входят разработки классных часов, родительских собраний, анкеты для детей и родителей, полезные советы, рецепты, сочинения, загадки, кроссворд.

Просмотр содержимого документа
«Сборник материалов для внеклассных мероприятий»

Введение


В соответствии с ФГОС НОО реализация основной образовательной программы направлена на формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному здоровью ребенка, достижению планируемых результатов.

В связи с этим в содержание Основной образовательной программы включен раздел 2.4 «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни». Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения.

Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести здоровый образ жизни надо начинать в детстве.

Поэтому создание такого пособия стало актуальным и необходимым, так как именно в младшем школьном возрасте, активно формируются комплексы знаний, установок, правил поведения и привычек, осознание ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

Цель пособия: помочь учителям в организации внеклассных мероприятий, направленных на формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей: нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть в сухомятку, нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности питания.

Отсутствие культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья. У детей возникают: повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, йододефицит, избыточный вес.

Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях, например, в меню преобладают углеводы, мясо, крахмалистые продукты, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, море продукты. Это приводит к дисбалансу в организме.

Следовательно, формировать правильное представление о питании необходимо начинать не только у детей младшего школьного возраста, но и у их родителей.

В увлекательной игровой форме дети должны знакомиться с гигиеной питания, узнавать о полезных и вредных продуктах, о совместимости и несовместимости продуктов между собой, получать представления о правилах этикета. Культура питания – это основа здорового образа жизни.

Данная брошюра может быть полезна руководителям школьных методических объединений и учителям начальных классов, родителям.

В сборник входят разработки классных часов, родительских собраний, анкеты для детей и родителей, полезные советы, рецепты, сочинения, загадки. Кроссворды.



Просмотр содержимого документа
«калейдоскоп»

Классный час.

Тема: питание - необходимое условие для жизни человека.

Задачи: способствовать здоровому образу жизни, прививать навыки культуры питания.

- Сегодня у нас в гостях доктор Здоровая Пища (появляется ученик в костюме доктора, в руках ложка).

- Я - доктор Здоровая Пища. Мой девиз:

Рано утром просыпайся,

Всему миру улыбайся,

Умывайся, вытирайся,

Всегда правильно питайся!

-Как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты? Мы провели опрос среди обучающихся начальной школы. И вот какие получили результаты. Всего было опрошено 150 учащихся начальных классов. Я прошу меня извинить, мне надо встретить гостей и через некоторое время мы вернёмся сюда вместе.


№ п\п

Ответы обучающихся.

Кол-во ответов.

% к общему количеству.

1.

Чтобы быть сытым.

75

50

2.

Чтобы не умереть.

30

20

3.

Чтобы не худеть.

5

3

4.

Чтобы были силы для занятий спортом.

20

13

5.

Чтобы быть умным.

10

7

6.

Чтобы быть в хорошем настроении.

10

7


Вывод:

-человек должен быть сытым, т. к. мозг получает с пищей кислород, без которого не может работать;

-человек не может жить без пищи больше 3-х недель;

-например, некоторые модели должны поддерживать в форме своё тело для успешной работы;

- действительно, человек, занимающийся спортом, тратит больше энергии, чем тот, который предпочитает лежать на диване, чем заниматься спортом;

-конечно, все мысли голодного человека направлены на мысли о еде, не хватает питания мозгу, человек хуже мыслит;

-да, сытый, здоровый человек пребывает всегда в хорошем настроении и у него есть желание поделиться таким настроением с окружающими.

Итак, чтобы быть здоровым, человек должен питаться. Вопрос в другом: всякая ли пища мы может нам дать то, о чём мы говорим?

Давайте сходим в магазин и приобретём то, что хотелось бы покушать:

На доске прикреплены названия товаров, названия перевёрнуты так, что дети не видят:

Рыба, кефир, геркулес, рыбий жир, морковь, лук, капуста, яблоки, груши,

Чипсы, пепси, фанта, жирное мясо, торты, «Сникерс», шоколадные конфеты.

(Появляется доктор Здоровая пища. С ним приходят дети в шапочках с названием витаминов А, В, D, С).Ой-ой-ой! Сколько вредных продуктов вы накупили! Выходите-ка сюда те, кто решил полакомиться, накупил вкусненького!(чипсы, пепси, фанта, жирное мясо, торты, «Сникерс», Шоколадные конфеты). Доктор про каждый продукт рассказывает, чем он может навредить здоровью.

-А теперь выходите те, кто купил продукты, которые мы не всегда считаем вкусными. Но они очень полезны для нашего здоровья. (Доктор рассказывает о пользе каждого продукта. Ему помогают витаминки).

Витамин А. Помни истину простую:

Лучше видит только тот,

Кто жуёт морковь сырую

Или пьёт морковный сок.

Витамин А- витамин роста, помогает нашим глазам сохранить зрение . Найти его можно в молоке, моркови, зелёном луке.

Витамин В Очень важно спозаранку

Съесть за завтраком овсянку.

Витамин В делает человека бодрым, сильным, укрепляет сердце и нервную систему. Он есть в чёрном хлебе, в грецких орехах.

Витамин D Рыбий жир всего полезней,

Хоть противный - надо пить,

Он спасает от болезней,

Без болезней лучше жить!

ВитаминD –делает наши ноги и руки крепкими, сохраняет наши зубы. Есть в яйце, сыре, молоке, рыбе.

Витамин С От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну, а лучше есть лимон,

Хоть и очень кислый он!

Витамин С помогает бороться с болезнями. Есть в картофеле, чесноке, во всех ягодах и фруктах.

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться.

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

Витамины - просто чудо!-

Столько радости несут:

Все болезни и простуды

Перед ними упадут.

Вот поэтому всегда

Для нашего здоровья

Полноценная еда –

Важнейшее здоровье!

Учитель: Чтобы быть здоровым, человек должен всё это знать. Здоровый человек потому и здоров, что соблюдает культуру питания, т.е. он - культурный человек!

-О здоровье нельзя забывать никогда! Ведь не зря говорят, что у человека нет ничего дороже, чем здоровье. На следующем занятии мы продолжим эту тему. К следующему уроку нарисуйте плакат призывающий соблюдать культуру питания.




Конспект классного часа по теме: "Пирамида здорового питания"

Направление: Здоровье

Форма проведения: тематическая беседа с элементами ролевого диалога

Цель: знакомство с пирамидой здорового питания, пропаганда здорового образа жизни.

Оборудование: плакат-схема "Пирамида здорового питания", бланки ответов для проведения теста "Как вы питаетесь?".

Литература: www.edimdoma.ru, www.bodysekret.ru, www.rice.ru, www.torg.su

Оформление доски:

Ход занятия

Ведущий 1:

Здравствуйте, ребята!

Прежде чем объявить тему нашего классного часа, я задам вам несколько вопросов, ребята, а вы ответите на них, подняв руку. Вы любите болеть? Почему? Почему болеть - плохо?Значит, здоровым быть лучше. А скажите мне, пожалуйста, что такое здоровье вообще? Как вы его понимаете? Зачем нам нужно здоровье?

Ведущий 2:

А кто из вас считает себя здоровым на 100 %? На 90 %? Почему? Как вообще определить, здоровы ли мы или нет? Что мы с вами можем назвать показателями здоровья? Стройность, общий тонус, хорошее самочувствие, активность, настроение, состояние отдельных органов организма - органов дыхания, пищеварительной системы, сердечно-сосудистой системы, кожи, волос, ногтей. Какое у вас зрение? Как часто вы болеете в течение одного года? Всегда ли у вас хорошее настроение и самочувствие? В какой группе по физкультуре вы состоите. Мы определили, что среди нас нет абсолютно здоровых людей. Ребята, а от чего же зависит наше здоровье? Давайте с вами определим факторы, влияющие на наше здоровье.

Ведущий 1:

Итак, мы выяснили, что основными факторами являются экология, образ жизни, режим труда и сна, спорт, режим питания и продукты питания. А как вы думаете, что из названного сильнее всего отражается на общем состоянии организма, на его здоровье? Итак, мы делаем вывод, что наибольшее значение для нас имеет наше питание.

И сегодняшний классный час мы посвятим именно этой, чрезвычайно актуальной в наши дни теме - теме здорового питания.

Ведущий 2:

Сейчас мы с вами проведем небольшой опрос. Я раздам вам листы бумаги и попрошу вас ответить на вопросы следующего теста. Он будет содержать 12 вопросов и по нескольку вариантов ответа на них. Вам следует выбрать из каждой группы ответов тот, который наиболее близок вам. Итак, приступаем.

Анкета.

Ведущий 1:

Спасибо. А теперь мы вместе с вами посмотрим, что у нас получилось.

Как вы считаете, правильно ли вы питаетесь? По какому принципу вы выбираете, что вам есть? Знаете ли вы, какие продукты полезны, а какие вредны? Что вы предпочтете на завтрак - гамбургер и кока-колу или овсяную кашу и свежевыжатый фруктовый сок? На обед - щи с говядиной и компот или картошку фри со свининой под соусом чили и черный кофе? На полдник - творог, банан и ряженку или курицу-гриль и чипсы с фантой? На ужин - рыбу с овощным салатом и чай или лапшу быстрого приготовления с мясным полуфабрикатом, сникерс и чайный напиток?


Докладчик 1:

Любителям всевозможных консервантов, диоксинов, вкусовых добавок, эссенций, эмульгаторов, подсластителей, канцерогена, острых приправ и консервов следует знать, что быстрая еда, пришедшая к нам с Запада с красивым названием "Фаст Фуд", не просто очень вредна для нашего организма, а просто катастрофически опасна и несет серьезную угрозу нашему здоровью. При сомнительных плюсах фаст фуда - быстроте приготовления и его особенном вкусе - он обладает рядом несомненных и очень серьезных минусов.

Докладчик 2:

Помимо того, что наш желудок и кишечник просто-напросто не приучен к такой пище, жирной и тяжелой, она не содержит никаких полезных веществ, она очень жирная, содержит много калорий. Куда легче и полезней для нашего организма употреблять в пищу то, что веками ели наши предки - традиционные каши из различных круп, первые блюда на обед и множество своих овощей и фруктов, которые несут наименьшую опасность возникновения на них аллергии. В пунктах питания с подобным названием - вроде "Макдональдса" или "Кентаки Чикенз" - буквально все продукты жарения - сэндвичи, гамбургеры, картофель фри и жареные куры - содержат окисленный холестерин, который способствует ускорению развития атеросклеротических бляшек на стенках сосудов. Кроме этого, частое употребление быстрой пищи чревато возникновением сердечных заболеваний, аллергии, ожирения, диабета, расстройством желудка и печени.

Ведущий 2:

Недаром большая часть населения США страдает от ожирения, ведь фаст фуд давно стал частью их повседневной жизни и настолько же самой собой разумеющейся, что он уже считается такой же полноценной едой, как и пища домашнего приготовления.

Таким образом, ребята, не только ваше здоровье, но и внешний вид напрямую зависит от того, что, в каких количествах и как вы едите.

Так как же все-таки мы должны питаться, чтобы быть не только здоровыми, но и стройными? Неужели мы должны себя строго ограничивать в еде, придерживаться каких-то диет?( высказывание одноклассников)

Ведущий 1:

Но самый главный совет всем - главная и самая полезная диета - это здоровое питание, это самый здоровый способ быть здоровым и выглядеть на все 100. А в случае необходимости ни в коем случае не переходить на диетическое питание без предварительной консультации с врачом, поскольку бездумное голодание или исключение определенных продуктов из употребления чревато нарушением функции печени, потерей белков и витаминной недостаточностью.

Ребята, а как нужно питаться на ваш взгляд? Давайте узнаем об этом у врачей.

Беседа с врачом.

В целом эти рекомендации сводятся к следующей пирамиде.

В ее основании - хлеб, зерновые и макаронные изделия.

Хлеб и зерна на заре нашей цивилизации были одним из основных продуктов питания человека. Предпочтение отдается сортам хлеба из муки грубого помола ("бородинский", "докторский" и другие). В них много растительного белка, витаминов и клетчатки, которая помогает выведению холестерина, "чистке" кишечника и обладает желчегонным действием. Темный хлеб обеспечит вам хороший цвет лица и решит проблемы с лишними килограммами.

В дневном рационе и взрослого, и ребенка хотя бы один раз в день должна быть каша: геркулесовая, гречневая, пшенная или кукурузная. Многое зависит от способа приготовления. Известно, что крупу гречневую лучше не поджаривать, потому что из нее "уйдут" практически все витамины группы В. Перед варкой крупу лучше замочить часов на шесть, тогда время приготовления уменьшится, а все полезное в крупе останется.

Макароны и вермишель лучше покупать из муки первого сорта, от них вашему организму будет больше пользы.

Рис по праву занимает важное место в кухне многих народов мира. Его можно встретить в супах, плове, пирогах, десертах и многих других блюдах, знаменитых во всем мире. Его самые главные качества - это высокая питательность и сочетаемость с другими ингредиентами блюда - мясом, птицей, рыбой, морепродуктами и овощами. Рис очень полезен для организма человека.

Вторая ступень пирамиды - это фрукты и овощи.

В среднем, взрослый человек за год должен съедать 180 кг овощей и фруктов, тогда весенние авитаминозы ему не страшны. Но россияне по статистике съедают около 85 кг за год. В день на нашем столе должно оказаться не менее 600 граммов живой растительной пищи. Пусть это будут дары с вашего огорода или дачи.

Ягоды - настоящий кладезь витаминов. Малину можно использовать как природный аспирин, чернику, бруснику и клюкву - как антибиотики. В крыжовнике и чернике содержится янтарная кислота, необходимая для поддержания иммунитета. Не меньше полезных веществ в облепихе, черноплодной и красной рябине.

Возьмите за правило хотя бы в летне-осенний период пить овощные и фруктовые соки. Это могут быть и купажные соки, то есть сочетание двух или нескольких овощей или фруктов. Яблочно-морковный сок обеспечит сердце бета-каротином, который укрепляет сосудистую стенку и сердечную мышцу, яблоко - железом и клетчаткой. Сок из свеклы поможет бороться с артериальной гипертонией (50 граммов сока свеклы плюс 100 граммов сока моркови нужно принимать 1-2 раза в день по полстакана до еды в течение 10 дней), выведет из организма вредные вещества (радионуклиды, соли тяжелых металлов) и явится хорошим профилактическим средством против развития онкозаболеваний. Сок из свежей капусты необходим людям с излишним весом и проблемным желудком.

Овощные и фруктовые соки полезны всем, если их пить за 30 минут до еды или через 1,5-2 часа после еды.

В следующей ступени пирамиды - мясо, рыба, птица и молочные продукты.

Мы привыкли считать этот набор основным и главным. Но мясо - это животный белок. На его усвоение требуется 6-8 часов, то есть в 7-9 раз больше энергии, чем на углеводы. Мясо не содержит витаминов и энзимов (ускорителей пищеварения), поэтому наш организм для его расщепления направляет ферменты и витамины из своих резервов, практически ослабляя себя. Вот чем объясняется чувство сонливости после обильного употребления мясных блюд. Почки, печень, сердце и легкие работают с большим напряжением, чтобы переварить съеденное. Надо постараться контролировать количество пищи и перед мясным блюдом пожевать салат или винегрет из сырых овощей и зелень. Недаром говорят, что горцы и чабаны едят много мяса, но еще больше употребляют при этом зелени. Регулярное употребление мяса напрягает обменные процессы в организме, что приводит к преждевременному старению. Рационально употреблять мясо 2-3 раза в неделю в количестве 100-150 граммов в день.Сардельки, сосиски, колбасы и другие мясные "деликатесы" включают в себя различные искусственные пищевые добавки, консерванты, наполнители и поэтому вряд ли приносят пользу.

Другое дело - рыба. Она тоже содержит белок, но, в отличие от мяса, в рыбе почти в пять раз меньше соединительной ткани, что обеспечивает ее быстрое разваривание и нежную консистенцию после тепловой обработки. Содержащиеся в ней полиненасыщенные жирные кислоты и различные минеральные вещества - йод, фтор, медь и цинк - делают рыбу необходимой для профилактики сердечнососудистых заболеваний, артериальной гипертонии и атеросклероза. Повышается сопротивляемость организма инфекциям, улучшается сумеречное зрение, регулируется обмен фосфора и кальция (поэтому рыба необходима детям и людям пожилого возраста!). Полезны и морепродукты - кальмары, мидии, морская капуста.

Молоко любят многие. И о том, пить его или не пить, существует масса мнений и споров в научном мире. Бесспорно одно: молоко идеально для растущего организма. Оно является сбалансированным продуктом, обеспечивая организм ребенка практически всем необходимым. В зрелом возрасте, когда построение и рост органов и систем завершен, предпочтительнее кисломолочные продукты - йогурты, кефир, творог, простокваша, которые призваны поддерживать и обеспечивать микрофлору кишечника, кислотно-щелочной баланс и влиять на жировой и углеводный обмены. Очень полезны для здоровья стакан кефира на ночь, а на завтрак йогурт с пониженным содержанием жира.

На вершине пирамиды здорового питания - соль, сахар и сладости.

Как мало им отводится места! Так же мало их должно быть и в нашем рационе. Действительно, излишнее потребление соли приводит порой к четкой цепи диагнозов: гипертоническая болезнь, ожирение, атеросклероз и почечная патология. Любители сахара получают нарушение обмена веществ, диабет, ожирение, мигрень и кариес. Нужно приучать себя и близких минимально употреблять эти продукты: соль - до 6 граммов в день (мы подчас употребляем и 15 граммов), вместо сахара, тортов, конфет - джемы и фрукты.

Никогда не поздно пытаться изменить свой образ жизни и пищевые привычки в лучшую сторону, чтобы быть здоровыми духовно и физически, прожить долгую и счастливую жизнь!

Нежный организм подростка особенно нуждается в правильном сбалансированном питании, поскольку он интенсивно растет, развивается, продолжают формироваться все системы организма, особенно скелет и чрезвычайно чувствительная в этом периоде жизни центральная нервная система. Она нуждается в необходимом количестве строительного материала, обеспечивающего проводимость нервных импульсов и развитие психических процессов. Именно поэтому очень важно в этом возрасте следить за тем, что вы едите и придерживаетесь ли режима питания в течение дня.

Ведущий 1:

Скажите, пожалуйста, какие выводы вы сделали на сегодняшнем классном часе? Какой еде вы отдаете предпочтение? Как нужно питаться?

Спасибо за ответы.

















Классный час «Здоровая пища для всей семьи»

 

Цели: познакомить детей с основами здорового питания;

 

1.     Беседа

-         Мы с вами знаем, чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие.

-         Что значит «умеренность»?

Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть.»

-        Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают все переварить, усвоить пищу.

-         А что значит «разнообразие»?

-        Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы человеку для здоровья.

-        Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, думать, не уставать. Это: мед, изюм, гречка, геркулес.

-        Другие продукты помогают делать организм более сильным. К ним относятся: творог, рыба, мясо, яйца

-        А третьи – овощи и фрукты – содержат много витаминов и веществ, которые и помогают организму расти и развиваться. Это и ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы.

У меня на доске записана пословица:

«Овощи – кладовая здоровья»

Объясните ее смысл.

- Правильно! В овощах и фруктах очень много витаминов          «вита» - жизнь, «амин» - вещество.

 

         Теперь, вспомните загадки о фруктах и овощах.

-         Какие из продуктов вы больше всего любите?

-         У меня есть: свекла, картофель, фасоль, лук и плоды шиповника.

-        Подумайте, какие три блюда из этих продуктов вы могли бы приготовить.

Дети составляют меню обеда.

2.     Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала».

Автор: - Юля плохо кушает,

              Никого не слушает.

 

Мама:  - Съешь яичко, Юлечка!

 

Юля:    - Не хочу, мамулечка!

 

Мама:  - Съешь с колбаской бутерброд.

 

Автор:  - Прикрывает Юля рот.

 

Мама:   - Супик?

 

Юля:    - Нет.

 

Мама:   - Котлетку?

Юля:    - Нет.

 

Автор:  - Стынет Юлечкин обед.

 

Мама:   - Что с тобою, Юлечка?

 

Юля:     - Ничего, мамулечка!

 

Бабушка: - Сделай, внученька, глоточек,

                   Проглоти еще кусочек!

                   Пожалей нас, Юлечка!

 

Юля:     - Не могу, бабулечка!

 

Автор:   - Мама с бабушкой в слезах –

                Тает Юля на глазах!

                Появился детский врач –

                Глеб Сергеевич Пугач.

 

Врач:      - Нет у Юли аппетита!

                   Только вижу, что она,

                   Безусловно, не больна.

                   А тебе скажу, девица.

Все едят; и зверь, и птица.

От зайчат и до котят

Все на свете есть хотят.

С хрустом Конь жует овес,

Кость грызет дворовый Пес.

Воробьи зерно клюют

Там, где только достают.

Утром завтракает Слон –

Обожает фрукты он.

Бурый Мишка лижет мед.

В норке завтракает Крот.

Обезьяна ест банан.

Ищет желуди Кабан.

Ловит мошку ловкий Стриж.

Сыр и сало любит Мышь.

 

Автор:      - Попрощался с Юлей врач –

                   Глеб Сергеевич Пугач,

                   И сказала громко Юля:

 

Юля:        - Накорми меня, мамуля!

 

3.     Беседа

-         Как вы думаете, зачем человек употребляет пищу?

-         Чем питается животные?

-         Едят ли они, что-нибудь вредное для здоровья?

-        Давайте по таблице посмотрим, чем необходимо питаться ребенку.

Таблица висит на доске

-         Мы увидели, что нам необходимо молоко

 

5. Молоко – такой знакомый продукт.

А знаете ли вы, какие продукты получаются из молока?

         Давайте поиграем.                 \Игра «Кто больше?»

                                                        Работа по рядам

 

              - На листочках напишите молочный продукт, каждый напишет название одного молочного продукта.  \По окончании игры подводим итоги

6. Подумайте, какие советы мы моет дать своим близким людям по здоровому питанию.

Советы:

1.     Воздерживайтесь от жирной пищи.

2.     Не ешьте много острого и соленого.

3.     Не ешьте много сладостей.

4.     Побольше ешьте овощей и фруктов.

 

7. Игра «Полезное – неполезное»

-         Выберите ты продукты, которые полезно есть.

\На доске рисунки продуктов: рыба, кефир, чипсы, геркулес, кока-кола, морковь, жирное мясо, яблоки, торты, смородина.

 

8. Итог

-         Какую пищу мы будем есть?

-         Почему?






Анкета для учащихся «Как ты питаешься?»


  1. Сколько раз в день ты питаешься? ________________________________________

  2. Завтракаешь ли ты утром? _______________________________________________

  3. Из чего состоит твой завтрак?____________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Питаешься ли ты в школе?

    Нет, почему?

Да

(нужное обвести кружком)



Организованно Самостоятельно

(с классом)



Горячая пища Булочки, пирожки, чай, сок

  1. Есть ли в твоём режиме дня полдник, если ДА, то из чего он состоит?

__________________________________________________________________

  1. Из каких блюд чаще всего состоит твой ужин? __________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

  1. Какая еда тебе нравится больше всего? ________________________________________

__________________________________________________________________

























Анкета для учащихся «Как ты питаешься?»



1. КАК ЧАСТО В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ ВЫ ПИТАЕТЕСЬ?

а) три раза;

б) два раза;

в) один раз.

2. ВЫ ЗАВТРАКАЕТЕ:

а) каждое утро;

б) один-два раза в неделю;

в) очень редко, почти никогда.

3. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ВАШ ЗАВТРАК?

а) из овсяной каши и какого-нибудь напитка;

б) из жареной пищи;

в) из одного только напитка.

4. ЧАСТО ЛИ ВЫ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ПЕРЕКУСЫВАЕТЕ В ПРОМЕЖУТКАХ МЕЖДУ ЗАВТРАКОМ, ОБЕДОМ И УЖИНОМ?

а) никогда;

б) один-два раза;

в) три раза и больше.

5. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ СВЕЖИЕ ОВОЩИ И ФРУКТЫ, САЛАТЫ?

а) три раза в день;

б) три-четыре раза в неделю;

в) один раз.

6. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ТОРТЫ C КРЕМОМ, ШОКОЛАД?

а) раз в неделю;

б) от 1 до 4-х раз в неделю;

в) почти каждый день.

7. ВЫ ЛЮБИТЕ ХЛЕБ С МАСЛОМ?

а) почти не прикасаюсь к таким бутербродам;

б) иногда с чаем не отказываю себе в этом скором кушанье;

в) очень люблю и балую себя почти каждый день.

8. СКОЛЬКО РАЗ В НЕДЕЛЮ ВЫ ЕДИТЕ РЫБУ?

а) два-три раза и больше;

б) один раз;

в) один раз и реже.

9. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ХЛЕБ И ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ?

а) раз в день;

б) два раза в день;

в) три раза и более.

10. ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ К ПРИГОТОВЛЕНИЮ МЯСНОГО БЛЮДА, ВЫ:

а) убираете весь жир;

б) убираете часть жира;

в) оставляете весь жир.

11. СКОЛЬКО ЧАШЕК ЧАЯ ИЛИ КОФЕ ВЫ ВЫПИВАЕТЕ В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ?

а) одну-две;

б) от трех до пяти;

в) шесть и больше.

12. ВАША СРЕДНЯЯ ДНЕВНАЯ ДОЗА СПИРТНОГО?

а) бокал красного вина;

б) одна-две рюмки крепких напитков;

в) более 4-х рюмок крепкого спиртного.


Подведем итоги. Отложите ручки, подсчитайте количество баллов. Ответ а - 2 очка, б - 1, в - 0.

  • Кто набрал от 21 до 24 очка, у вас отличный стол. Причин для беспокойства нет.

  • 16-20 очков. Вы умело находите золотую середину в выборе блюд.

  • 12-15 очков. Пересмотрите свое отношение к питанию.

0-11 очков. То, как вы питаетесь, из рук вон плохо! Более того, существует серьезная опасность для вашего здоровья.



ВИДЫ АНКЕТ

  

Анкета "Питание глазами родителей"  

1.Удовлетворяет ли Вас система организации питания в школе?

2.Считаете ли Вы рациональным организацию горячего питания в школе?

3.Удовлетворены ли Вы санитарным состоянием столовой?

4. Удовлетворены ли Вы качеством приготовления пищи?

5. Удовлетворены ли Вы работой буфета?

 

Анкета "Питание глазами обучающихся"

1.Удовлетворяет ли тебя система организации питания в школе?

2. Устраивает ли тебя ежедневное меню?

3. Удовлетворен ли ты качеством приготовления пищи?

4. Удовлетворен ли ты работой обслуживающего персонала?

5. Удовлетворен ли ты графиком питания. Твои предложения.

6. Считаешь ли ты, что горячее питание повышает твою успеваемость?

 

Анкета для ученика "Завтракал ли ты?"

1. Что ты ел на завтрак?

2. Считаешь ли ты завтрак необходимым?

3. Какие твои любимые овощи?

4. Какие овощи ты не ешь?

5. Сколько раз в день ты ешь овощи?

6. Любишь ли ты фрукты?

7. Какие фрукты твои любимые?

8. Сколько раз в день ты ешь свежие фрукты?

9. Что ты ешь чаще всего между основными приемами пищи?

10.Какой напиток ты  пьешь чаще всего?

11.Считаешь ли ты продукты, которые употребляешь полезными для себя?

12.Считаешь ли ты, что твой вес: нормальный, избыточный, недостаточный?

 


Вопросы для обсуждения на круглом столе.

1. Когда и кто должен научить ребёнка пользоваться информацией на упаковке продуктов?

2. Какой способ консервации пищи самый надёжный?

3. Вредны ли «фаст-фуды»?

4. Грозит ли избыточный вес тем людям, которые не соблюдают нормы питания?

5. Энергетическая ценность 1 грамма белков и углеводов одинакова и равна 4 ккал. Значит ли это, что в пищевом рационе углеводы могут заменить белки?

6. Избыточная масса тела результат «качественного» питания?

7. Почему необходимо ежедневно в меню  включать первые блюда?

8. Ребёнок не может «жить» без шоколада. Стоит ли беспокоиться по этому поводу?

Полезные советы.


Овощи – источник витаминов и других жизненно важных веществ, но при нерациональном использовании минеральных  удобрений в них накапливаются нитраты, нитрины и нитрозамины- вещества, чрезвычайно вредные для организма.

Содержание их уменьшается, если:

- овощи мелко нарезать, отварить, после чего слить воду;

- использовать консервированные овощи, малосольные огурцы, квашеную капусту;

- ранние овощи перед едой замочить на два часа, менять воду, а в дальнейшем хранить их в холодильнике;

- очищенный картофель перед приготовлением замочить на 1-2 часа;

- включать в питание витамины С, А, Е.


Памятка для родителей: в каких продуктах «живут» витамины.


Витамин А — содержится в рыбе, морепродуктах, абрикосах, печени. Он обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек, улучшает зрение, улучшает сопротивляемость организма в целом.

Витамин B1 — находится в рисе, овощах, птице. Он укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.

Витамин B2 — находится в молоке, яйцах, брокколи. Он укрепляет волосы, ногти, положительно влияет на состояние нервов.

Витамин РР — в хлебе из грубого помола, рыбе, орехах, овощах, мясе, сушеных грибах, регулирует кровообращение и уровень холестерина.

Витамин В6 — в цельном зерне, яичном желтке, пивных дрожжах, фасоли. Благотворно влияет на функции нервной системы, печени, кроветворение.

Пантотеновая кислота — в фасоли, цветном капусте, яичных желтках, мясе, регулирует функции нервной системы и двигательную функцию кишечника.

Витамин B12 — в мясе, сыре, продуктах моря, способствует кроветворению, стимулирует рост, благоприятно влияет на состояние центральной и периферической нервной системы.

Фолиевая кислота — в савойской капусте, шпинате, зеленом горошке, необходима для роста и нормального кроветворения.

Биотин — в яичном желтке, помидорах, неочищенном рисе, соевых бобах, влияет на состояние кожи, волос, ногтей и регулирует уровень сахара в крови.

Витамин С — в шиповнике, сладком перце, черной смородине, облепихе, полезен для иммунной системы, соединительной ткани, костей, способствует заживлению ран.

Витамин D — в печени рыб, икре, яйцах, укрепляет кости и зубы.

Витамин Е — в орехах и растительных маслах, защищает клетки от свободных радикалов, влияет на функции половых и эндокринных желез, замедляет старение.

Витамин К — в шпинате, салате, кабачках и белокочанной капусте, регулирует свертываемость крови.





Рецепты «Моё любимое блюдо»

  1. Кисель из клюквы

Максимально сохраняет все витамины (напоминаю, при кипячении 50% витамина С разрушается). Вначале клюкву (хорошо промытую) деревянной толкушкой разминаем в дуршлаге над глубокой тарелкой. Получаем сок с мякотью его убираем в холодильник. Выжимки заливаем горячей кипяченой водой, ставим на сильный огонь на 10 минут. От этого отвара отливаем в чашку 5-6 ложек жидкости, остужаем и растворяем в ней картофельный крахмал.

Количество крахмала зависит от любви к жидким или густым киселям. В среднем на стакан клюквы и стакан воды берем 3/4 ложки крахмала. В то время, как отвар наш кипит, тонкой струйкой, сильно помешивая, вливаем в него из чашечки крахмальную суспензию. Через несколько секунд кисель загустеет - он готов. Как только кисель немного остынет, вливаем в него отжатый сок с мякотью. Такой способ, конечно, хлопотный, но позволяет максимально сохранить витамины, содержащиеся в клюкве. Из этой ягоды также можно сделать сок, лучше с мякотью (он полезнее). Такой сок обладает сильным тонизирующим действием, имеет бактерицидные и жаропонижающие свойства, является хорошим средством против вирусных инфекций.

  1. Блюда из круп

Кажется, что нет ничего скучнее, чем блюда из круп. Ну что из них приготовишь? Только простую кашу или гарнир… И все? Вооружитесь нашими рецептами, и на вашем столе появятся оригинальные и вкусные основные блюда и даже десерт.
Согласно рекомендациям диетологов, ежедневно в нашем рационе должно быть не менее 5 порций зерновых. Гречка, овес, перловка и манка хороши и тем, что питательны: съешьте утром, и до обеда уж точно не почувствуете голода и не станете без толку перекусывать чипсами и булками. Крупы содержат массу питательных веществ, витаминов и минералов, включая столь важные для женского организма кальций и железо. Кроме того, в них большое количество клетчатки, нормализующей пищеварение и помогающей очистить организм. В странах, где основу рациона традиционно составляют крупы (например, Японии и Корее), низкий процент ожирения и сердечнососудистых заболеваний… Мы так и не убедили вас регулярно включать в свой рацион крупы? Последний аргумент: из них можно приготовить столько вкусного!



РИЗОТТО «А-ЛЯ РЮС»
На 4 порции // Подготовка: 25 минут // Приготовление: 30 минут


• 4 булки (лучше всего злаковые)
• 100 г сливочного масла
• 1 1/3 большой головки красного лука
• 1 вареная морковь
• 6 шампиньонов
• 100 г замороженной брокколи
• 1/2 филе сельди среднего размера
• 1/2 стакана белого вина
• 400 г грибного бульона
• 400 г вареной перловой крупы
• 100 г сливок
• 1 веточка укропа, несколько — петрушки
• 1 соленый огурец
• 1 ч. л. лимонного сока
• 1 ст. л. сахара
• 16 маринованных помидоров-черри
• 1 ст. л. кедровых орешков
• 1 соленый огурец
Шампиньоны, морковь, головку лука, филе сельди нарежьте кубиками 7х7 мм. Брокколи разморозьте и разберите на небольшие соцветия, укроп порубите. Шампиньоны, морковь и лук обжарьте на сливочном масле до готовности. Добавьте вино и грибной бульон, сельдь и перловую крупу. Выпарив жидкость на треть, влейте сливки, положите укроп и брокколи. У булочек срежьте верхушки (как крышечки), аккуратно удалите мякоть, стараясь не прорезать корку, и прогрейте в духовке 1 минуту при температуре 200°С.
Карамелизируйте оставшуюся треть головки сладкого лука, обжарив его с сахаром, и сбрызните лимонным соком. Готовое ризотто разложите в булочки. Посыпьте кедровыми орешками и карамельным луком, накройте «крышками». Порционно разложите на тарелки и украсьте соленым огурцом, черри и зеленью петрушки.
Хозяйки недолюбливают перловку за то, что нужно долго ее варить: от 40 минут до полутора часов. Чтобы сократить этот процесс, крупу можно предварительно замочить на два-три часа или даже на ночь, залив ее водой из расчета 1 литр на стакан. Вместо воды можно использовать простоквашу.



ПОЛЕНТА ИЗ МАНКИ С КУРАГОЙ И ЧЕРНОСЛИВОМ
На 1 порцию // Подготовка: 5 минут //
Приготовление: 25 минут
• 60 г манной крупы
• 2 ст. л. сливочного масла
• 1/2 ч. л. растворимого кофе
• щепотка мускатного ореха
• щепотка молотой корицы
• 1 неполный стакан воды
• 1 ст. л. малинового соуса
• 3 ст. л. сахарного песка
• по 2 штуки чернослива и кураги
• 1 веточка свежей мяты
• 5 ягод свежей малины
• 1/2 ч. л. лепестков обжаренного миндаля
Манку обжарьте на сливочном масле с добавлением кофе и мускатного ореха. Сахар разведите водой, добавьте корицу и сделайте сироп. Соедините его с манкой и заварите при помешивании. Накройте крышкой и дайте постоять в теплом месте. Сухофрукты нарежьте соломкой. Соберите послойно: полента, чернослив, полента, курага и верхний слой — полента. Остудите, разрежьте на треугольники и обмакните в миндаль. Выложите на тарелку, украсьте малиновым соусом, малиной, мятой.
Традиционно поленту готовят из кукурузной муки. Ее смешивают с водой, затем долго варят до загустения. Остудив, разрезают на кусочки и комбинируют с сыром, мясом или джемом.







УТИНАЯ НОЖКА С ГРЕЧНЕВОЙ КАШЕЙ ПОД СОУСОМ ДЕМИ-ГЛАС
На 1 порцию // Подготовка: 5 минут // Приготовление: 40 минут

• 200 г гречневой крупы
• 1/2 утиной ножки (нижняя часть)
• 1/2 головки репчатого лука
• 350 г куриного бульона
• 100 г сливочного масла
• 200 г красного вина
• 5 ст. л. оливкового масла
• соль, перец
На разогретую сковороду влейте оливковое масло и обжарьте на нем мелко порезанный репчатый лук. Добавьте гречку, сливочное масло и куриный бульон и тушите до полной готовности.
Половину утиной ножки посолите, поперчите и обжарьте со всех сторон, накройте крышкой и оставьте тушиться в собственном соку до готовности. Для соуса на небольшом огне доведите до кипения красное вино и выпаривайте в течение 10–15 минут.
Параллельно доведите до кипения куриный бульон и уваривайте его в течение 10 минут. Затем влейте вино и все вместе кипятите еще 20 минут. Когда густой деми-глас будет готов, подайте его на стол вместе с утиной ножкой и гречневой кашей.


Чем хороши крупы?
Гречневая. чрезвычайно богата витаминами и минералами (железом, магнием, кальцием). Содержит до 13% сбалансированного белка. Гречка считается одной из самых экологически чистых круп, так как она требует минимум химикатов при выращивании.
Манная. Быстрая в приготовлении, с высоким содержанием крахмала и белков. Легко переваривается, ее нередко рекомендуют при заболеваниях желудка. Из нее готовят немало десертов: сладкую кашу на молоке, запеканки, пудинги, десерты.
Перловая. Настоящий перл среди круп, находка для тех, кто следит за фигурой. По содержанию витаминов перловка может поспорить с гречкой, а усваивается намного медленнее, дольше оставляет чувство сытости и нормализует обмен веществ.
Рисовая. Чемпион по содержанию крахмала, за счет которого из риса получается слизистый отвар, полезный при щадящей диете. С этой крупой можно экспериментировать, даже меняя сорта и готовя пудинги, гарниры, самостоятельные блюда.
Пшенная. Помогает вывести из организма антибиотики и токсины. Обладает отменным вкусом: пшенка хороша и в запеканках, и в супах. Однако приятнее всего в качестве простой рассыпчатой каши. Одно «но»: пшено недолго хранится и начинает горчить.
Овсяная. Признана учеными Лондонского королевского колледжа лучшим вариантом завтрака, самым сытным и полезным. Изготовленная из цельного зерна, содержит 12% белка, 6% жиров, 66% углеводов, аминокислоты, калий, магний, йод.


  1. Постные блюда

Сушеные грибы 150 г (лучше всего белые). Рис 1-1,5 стакана. Растительное масло.Соль. Зеленый горошек для гарнира. Немного муки.

Белые сушеные грибы сварить в воде, мелко изрубить, отварить рис с солью и петрушкой, откинуть на решето, смешать с грибами, сделать котлеты, обсыпать их слегка мукой или окунуть каждую котлету в кляр, поджарить в масле, подавать с зеленым горошком.

Морковка 10 шт. Яблоки 3 шт. Манная крупа 1/2-1 стакан. Мука 1/2 стакана. Растительное постное масло 1 ст. л. Сахар, соль по вкусу.

Сырую морковь и яблоки натереть на крупной терке, положить в кастрюлю, влить немного воды, добавить масло и тушить. Затем добавить манную крупу, сахар, соль и хорошо перемешать (если очень жидкое тесто добавить муки). Сделать котлеты, обвалять их в муке и жарить на хорошо разогретом масле.

Рис 1 стакан. Лук 3 шт. Морковь 1 шт. Вода 2 стакана. Растительное масло 2 ст. л. Соль по вкусу.

Рис перебрать и промыть. Морковь и лук нарезать соломкой. На дно кастрюли уложить лук, затем морковь, на них – рис. Залить все горячей соленой водой, довести до кипения и варить 5-7 мин, не перемешивая. Затем настаивать под крышкой 15-20 мин. Подавать кашу заправив растительным маслом.

Перец, фаршированный овощами, в маринаде.

Сладкий перец 6-8 стручков. Морковь 2 шт. Лук 2 шт. Капуста 1/4 кочана. Растительное масло 2 ст. л. Маринад, зелень.
Для маринада: спассеровать лук, морковь, помидоры по 1 шт, добавить томатное пюре и 1 ст. л уксуса, приправить специями.

Удалить из перца семена и поварить его в воде 10-12 мин, откинуть на сито и наполнить фаршем. Для фарша очищенные овощи нарезать соломкой или мелкими кубиками, спассеровать на растительном масле, добавить мелко нарезанную капусту и тушить. Начиненный охлажденным фаршем перец выложить в мелкую посуду, залить маринадом из овощей с томатом и тушить в духовке 20-30 мин. Подать перец охлажденным в салатнике или на блюде.




























Сочинения «Как должна работать наша школьная столовая»











































































Загадки



  1. Сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает






2. Само с кулачок,

Красный, желтый бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь - сладко.








3. Желтый, круглый, ты откуда?

- Прямо с солнечного юга.

Сам на солнышко похож

Можешь съесть меня, но только

Раздели сперва на дольки.

Как меня ты назовешь?





  1. Под землей

птица гнездо свила,

яиц нанесла.























































Кроссворд.








2





















1

В

О

Д

А


6






10






3

Б

Е

Л

К

И





Г




8


А











Т



7

М

О

Л

О

К

О

11

П

Е

Ч

Е

Н

Ь






А


5



Л




В


П











М


Ж



О




О


Е









4

П

И

Щ

Е

В

О

Д



9

Щ

Е

Т

К

А









Н


Л







И


И











Ы


У









Т













Д






















О






















К

















Вопросы.

1.Вещество, без которого человек умирает через 3-4 дня.










2.Полезные вещества, в большом количестве содержащиеся в овощах

и фруктах.



3.Питательные вещества, необходимые для роста организма,

содержащиеся в мясе, рыбе, твороге.

4.Орган пищеварения в виде трубки, со­единяющий рот и желудок.







5.Орган, в котором пища начинает перевариваться.










6.Сильная нехватка еды, ощущаемая человеком.












7.Продукт питания, необходимый в большом количестве грудным детям.





8.Помидор, огурец, лук, капуста ... (общее понятие.)











9.Инструмент, помогающий заботиться человеку о зубах.









10.Желание

есть.




















11.Соседка желудка справа от него.


















Содержание.





  1. Классные часы ……………………………………………………..1

  2. Анкеты ……………………………………………………………..11

  3. Полезные советы…………………………………………………...14

  4. Рецепты……………………………………………………………..15

  5. Сочинения…………………………………………………………..19

  6. Загадки………………………………………………………………21

  7. Кроссворд……………………………………………………………23




































31



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!