Сборник диагностических методик по профилактике табакокурения и употребления алкоголя учащимися
Сборник адресован педагогам-психологам, социальным педагогам, родителям, педагогам, наставникам молодежи.
Высказывания о здоровом образе жизни
Без здоровья невозможно и счастье.
Белинский В. Г.
Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа.
Гюго В. Нет на свете прекраснее одёжи,
Чем бронза мускулов и свежесть кожи.
Маяковский В. В.
Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире.
Джон Локк
Высказывания о курении табака
Заядлый курильщик перечеркивает для себя прогресс медицины по-
следних шести десятилетий. Дж. Коллис
Всякий курящий должен знать, что он отравляет не только себя, но и
других. Н.А. Семашко
После того как я бросил курить, у меня не бывает мрачного настрое-
ния. А.П. Чехов
Первая обязанность того, кто хочет быть здоровым, – очистить воздух вокруг себя. Р.Роллан
Высказывания об употреблении алкоголя
Пьянство – причина слабости и болезненности детей.
Гиппократ
От вина гибнет красота, вином сокращается молодость.
Гораций
Никакое тело не может быть столь крепким, чтобы вино не могло повредить его.
Плутарх
Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные силы, способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит души людей и их потомство.
Л.Н.Толстой
Содержание
Введение 5
Часть 1. Использование метода анкетирования, с це- 7
лью изучения представлений подростков и осведом-
ленности о вреде табакокурения, употребления ал-
коголя
1.1. Анкета на выявление отношения к использованию 7
одурманивающих средств
1.2. Анкета по теме: «Курение и здоровье» 10
1.2. Анкета «Вредные привычки» 15
Часть 2. Психологические тесты, направленные на 19
выявление представлений подростков о здоровом
образе жизни, об отношении к курению, употребле-
нию алкоголя
2.1.Методика «Что мешает мне вести здоровый образ 19
жизни?»
2.Тест «Диагностика потребности в поиске ощуще- 22
ний»
Тест-опросник, направленный на выявление склонно- 25
сти к зависимым формам поведения (употребление алко-
голя, табака)
Тест для родителей, направленный на выявление у 28
детей склонности к риску
Тест- анкета для родителей «Что мы знаем о куре- 31
нии?»
Введение
В настоящее время необходимость проведения эффективных действий с целью снижения потребления табака и алкоголя среди населения, особенно его молодой части, стала приоритетным направлением государственной политики.
Развитие у человека алкоголизма, табакокурения, как и появление многих других болезней, можно предупредить. Именно на это нацелена профилактическая работа, которую проводят как глобально - в масштабах государства, так и в конкретной семье, кругу друзей, в учебных заведениях.
Считается, что в младшем и среднем школьном возрасте у людей закладывается отношение ко многим вещам, именно поэтому профилактика употребления алкоголя, табака, наркотических веществ среди школьников так важна.
В сборнике предложены тесты, анкеты помогающие сделать выводы о представлениях подростков о здоровом образе жизни, об отношении к курению, употреблению алкоголя, о степени риска развития зависимости.
Для выявления какой-либо проблемы чаще всего применяется анкетирование. В первой части данного сборника представлены анкеты, которые могут быть использованы в профилактической работе.
Анкетирование - это самый распространенный и эффективный способ организации мониторинга. С помощью анкеты можно за сравнительно короткий срок узнать мнение большой группы людей. Представленные анкеты удобны для анализа и математической обработки. Основными условиями социологического опроса учащихся должны быть анонимность, имеющиеся в анкете вопросы должны соответствовать цели и задачам исследования*. Определившись с целью исследования (актуальные вопросы для вашего образовательного учреждения), обладая определенными знаниями по конструированию анкет можно составить собственную анкету.
Полученные данные помогают реализации профилактической работы: организации досуга, акций, проведение обучающих семинаров, тренингов и др., а также служить показателем эффективности проводимой работы.
Во второй части сборника представлен психологические тесты, которые могут быть использованы как в виде полного, так и в виде не полного среза, для диагностики выявленной «группы риска»- диагностическое тестирование.
Современные исследования свидетельствуют о том, что склонность к формированию зависимого поведения определяется многими причинами, к их числу относятся личностные качества и особенности людей. Это не означает, что они обязательно начнут употреблять те или иные психоактивные вещества, но определенные личностные особенности могут их подтолкнуть в «группу риска».
Мониторинг можно определить как постоянное наблюдение за актуальным процессом с целью выявления его динамики.
Таким образом, можно выделить наиболее важные функции, выполняемые тестированием и анкетированием детей и подростков:
определение актуальности профилактики как таковой для конкретной группы;
выявление преимущественных направлений профилактики;
создание профилактических программы для школьников, проведение тренингов, родительских собраний, семинаров для педагогов;
определение эффективности профилактической работы.
Сборник адресован педагогам-психологам, социальным педагогам, родителям, педагогам, наставникам молодежи.
Часть 1. Использование метода анкетирования, с целью изучения представлений подростков и осведомленности о вреде табакокурения, употребления алкоголя
1.1. Анкета на выявление отношения к использованию
одурманивающих средств
(Макеева А.Г. Не допустить беды: Помогая другим, помогаю себе: Пособие для работы с учащимися 7-8 классов. - М.: Просвещение, 2003 г.)
Уважаемый старшеклассник!
Данная анкета, направлена на выявление отношения молодых людей к использованию одурманивающих веществ.
Приглашаем Вас принять участие в исследовании и ответить на вопросы анкеты! Обратите внимание — анкета анонимна.
Вам не нужно указывать свое ИМЯ.
Заранее благодарны!
Инструкция: прочитайте вопросы анкеты и выберите тот вариант ответа, который вам кажется наиболее точным. Обведите его. Обратите внимание — на некоторые вопросы вы можете давать несколько вариантов ответа.
Нравится ли Вам учиться?
Да
Скорее да, чем нет.
Скорее нет, чем да.
Нет.
Затрудняюсь ответить.
2.Чем Вам нравится заниматься в свободное время? (Можно выбрать несколько вариантов ответа).
1.Смотреть телевизор.
2.Читать.
2.3. Слушать музыку.
4.Встречаться с друзьями.
Ходить в театр, музей.
Играть в компьютерные игры.
С какими высказываниями вы согласны?
1.Курение опасно только в том случае, если человек выкуривает в день больше одной сигареты.
Опасность курения значительно снижается, если использовать качественные сигареты с фильтром.
Сигаретный дым причиняет вред не только курящему, но и тем, кто находится с ним в одной комнате.
Не стоит даже пробовать курить.
Как Вы считаете, почему современные подростки начинают курить?
1.Они считают, что это не причинит вреда их здоровью.
4.2. Поддаются влиянию друзей, не знают, как отказать предлагающему.
3.Так принято в их компании, не хотят выделяться.
Считают, что это престижно.
Затрудняюсь ответить.
Откуда Вы получаете информацию о влиянии курения на здоровье?
| Часто | От случая к случаю | Редко |
От родителей | | | |
От друзей | | | |
От учителей | | | |
Из передач ТВ | | | |
Из газет, журналов, книг | | | |
| | | |
Как вы оценивает следующие действия?
| Это совершенно недопустимо | В некоторых случаях это возможно | Это обычное дело, нет ничего особенного |
| Использование сигарет юношами | | | |
| Использование сигарет девушками | | | |
7.Курите ли Вы?
7.1. Да.
2.Нет.
8.Если Вы курите, как часто это происходит?
Это было всего несколько раз.
Это происходит реже одного раза в неделю.
Это происходит 1—2 раза в неделю.
Это происходит чаще двух раз в неделю.
9.Укажите, пожалуйста, свой возраст.
14—15 лет.
16—17 лет.
10.Укажите, пожалуйста, свой пол.
1.Мужской.
10.2 Женский.
Мы благодарим Вас за сотрудничество!
Обработка результатов
Прежде всего, просмотри все полученные анкеты для того, чтобы удалить неправильно заполненные бланки (респондент ответил лишь на часть вопросов анкеты, отмечал все возможные варианты ответа и т. д.).
Пронумеруй оставшиеся анкеты.
Теперь составь таблицу-матрицу, куда необходимо внести данные. Отметь знаком «+» те варианты ответа, которые выбрал респондент.
| Номер анкеты | Номер вопроса | | |
| 1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 |
| 1 | | | | |
| 2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
5 | | | | |
Подсчитай количество респондентов, выбравших каждый из вариантов ответа.
Можно провести сравнительный анализ данных. Выберете, какие признаки в анкете можно сопоставить. Например, можно выяснить, как ответили на тот или иной вопрос юноши и как - девушки, как оценивают опасность курения (употребления алкоголя, наркотиков) те, кто курит, и те, кто не пробовал курить, много ли курящих среди тех, кому нравится учиться, и т.д.
1.2. Анкета по теме: «Курение и здоровье»
(Горанская С.В. Дистанционный образовательный курс «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди подростков и молодежи – ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ»)
Цель: изучение отношения подростков к здоровому образу жизни, к употреблению табака и алкоголя
Уважаемый старшеклассник!
Данная анкета, направлена на выявление отношения молодых людей к употреблению табака и алкоголя. Анкета анонимна, Вам не нужно указывать свое имя. Постарайтесь отвечать искренно и серьезно.
Вариант 1.
Ваш пол: □ мужской □ женский
Возраст
Состав вашей семьи:
Как вы учитесь:
□ отлично
□ хорошо
□ удовлетворительно
□ неудовлетворительно
Курят ли ваши родные:
| | | □ | нет | □ | изредка |
мать: | □ | да | □ | нет | □ | изредка |
брат: | □ | да | □ | нет | □ | изредка |
сестра | □ | да | □ | нет | □ | изредка |
дедушка: | □ | да | □ | нет | □ | изредка |
отец: □ да 6.Отметьте мотивы, по которым, на ваш взгляд, чаще всего начинают курить подростки (отметьте подходящие варианты ответов):
□ от нечего делать □ модно
□ за компанию □ любопытство
□ успокаивает □ хочется быть взрослым
□ для снятия напряжения □ помогает похудеть □ поднимает настроение □ просто так
□ баловство □ затрудняюсь ответить
Курите ли вы?
□ да
□ нет
Если «Нет», то прейдите к вопросу №12 . Если «Да», то в каком возрасте вы стали курить?
□ 11 - 12 лет
□ 13 - 15 лет
□ 16 - 17 лет
Сколько сигарет в день вы выкуриваете?
□ 1
□ 1-2
□ 3 - 5
□ 6 - 7
□ 8 - 10
□ более 10
□ пачку сигарет в день
Если вы курите, отмечаете ли вы по утрам кашель?
□ да
□ нет
□ изредка
Пытались ли вы бросить курить (для тех, кто курит)?
□ да
□ нет
□ пытался: □ но безуспешно
□ бросил курить
Как часто вы болеете простудными заболеваниями?
□ 1 раз в месяц
□ 1 раз в 3 месяца
□ 1 раз в полгода
□ 1 раз в год
□ не болею
13.На какие органы и системы действует курение? (отметьте подходящие варианты ответов): □ на дыхательную систему
□ сердечно-сосудистую систему
□ пищеварительную
□ на органы чувств
□ на нервную систему
□ на репродуктивную систему
□ не знаю
□ затрудняюсь ответить
Знаете ли вы, что такое пассивное курение?
□ да
□ нет
□ затрудняюсь ответить
Влияет ли пассивное курение на окружающих людей?
□ да
□ нет
□ затрудняюсь ответить
Совместимы ли спорт и курение?
□ да
□ нет
□ затрудняюсь ответить
Какие меры вы могли бы предложить для предупреждения курения?
■ Запретить продажу сигарет:
□ вообще
□ до 21 года
□ нет
■ Запретить рекламу сигарет:
□ да
□ нет
□ затрудняюсь ответить
■ Ввести штрафы за курение в общественных местах:
□ да
□ нет
□ затрудняюсь ответить
■ Получать достоверную информацию о вреде курения:
□ да
□ нет
□ затрудняюсь ответить
■ Ваши предложения:
Вариант 2 Анкета
Уважаемый старшеклассник!
Просим Вас принять участие в анонимном опросе, касающемся здорового образа жизни и вредных привычек. Постарайтесь отвечать искренне и серьезно.
1. Кто из членов твоей семьи курит:
2. Куришь ли ты:
3. Если «Да», то с какого возраста ты куришь:
начал курить до 7 лет;
с 8-10 лет;
с 11-12 лет;
с 13 лет;
4. Отметь мотивы, по которым, на твой взгляд, чаще всего начинают курить подростки (отметьте подходящие варианты ответов):
5. Употребляешь ли ты спиртные напитки?
6. Если ты пробовал спиртные напитки, то почему?
интерес
за компанию
неудобно отказать
не знаю
7. Есть ли у тебя друзья или знакомые, пробовавшие наркотические или токсические вещества?
8. Предлагали ли тебе друзья или знакомые попробовать наркотическое или токсическое вещество?
9. Пробовал ли ты сами наркотические или токсические вещества? Да
нет
1.3. Анкета «Вредные привычки»
(Кисетова З.М. «Первое сентября. Фестиваль педагогических идей»)
Цель: выявление отношения учащихся 8-11 классов к табакокурению, употреблению алкоголя.
Инструкция:
Уважаемые ребята!
Приглашаем Вас принять участие в опросе и ответить на вопросы анкеты.
Вопросы анкеты, направлены на выявление отношения учащихся к вредным привычкам, использованию алкоголя и табака. Прочитайте вопросы и выберите один подходящий вариант ответа.
Обратите внимание - анкета анонимна, вам не нужно указывать свое ИМЯ.
Класс __________ Пол _______
1. Как вы относитесь к тому, что люди курят?
а) положительно
б) безразлично
в) отрицательно, если близкий человек
г) отрицательно всегда
2.Твое отношение к курению?
а) курю постоянно
б) курю, но редко
в) пробовал, но не курю
г) не пробовал ни разу
3.Как вы относитесь к людям, употребляющим крепкие спиртные напитки?
а) положительно (и не только по праздникам)
б) положительно, если алкоголь употребляется нечасто
в) безразлично
г) отрицательно
4. Твое отношение к алкоголю (любому)?
а) выпиваю часто
б) выпиваю, но редко
в) пробовал хотя бы раз
г) не пробовал ни разу
5.Как вы относитесь к тому, что люди употребляют наркотики?
а) положительно
б) безразлично
в) отрицательно, если это близкий человек
г) отрицательно
6. Твое отношение к наркотикам?
а) пробовал неоднократно
б) пробовал, хотя бы раз
в) при определенных обстоятельствах хотел бы попробовать
г) не пробовал и не собираюсь
7.Чье мнение о вреде наркотиков, алкоголя и табака для тебя наиболее авторитетно? а) друзей
б) родителей
в) учителей
г) иное мнение
8. Хотел бы ты избавиться от своих вредных привычек?
а) нет, не хотел бы
б) хотел бы, но только от некоторых
в) да, хотел бы
г) у меня нет вредных привычек.
Обработка результатов
Первоначально по каждому вопросу ведется подсчет количества выбранных классом вариантов ответов (а), (б), (в), (г) и перевод этого количества в процентное выражение. Для представления результатов целесообразно сделать таблицу на каждый вопрос анкеты. В таблицу можно внести данные по каждому классу в отдельности и по каждой классной параллели.
Например:
Отношение к наркотикам (поведенческий компонент)
Класс | а) пробовал неоднократно | б) пробовал, хотя бы раз | в) хотел бы попробовать | г) не пробовал и не хочу |
8"а" | | | | |
8"б" | | | | |
среднее по 8м классам | | | | |
9"а" | | | | |
9"б" | | | | |
среднее | | | | |
10"а" | | | | |
10"б" | | | | |
среднее | | | | |
11"а" | | | | |
11"б" | | | | |
Среднее | | | | |
Среднее по школе | | | | |
Результаты можно выразить и графически.
Кроме того, анкета позволяет распределить учащихся на группы по общему балу. Для определения общего балла используются только первые 6 вопросов анкеты, т.е. вопросы, касающиеся трех вредных привычек (курения, употребления спиртных напитков и наркотиков). Для этого каждому варианту ответов приписывают балл:
Ответы (а) — 1 балл
Ответы (б) — 2 балла
Ответы (в) — З балла
Ответы (г) — 4 балла
Необходимо подсчитать, сколько баллов набрал учащийся ответами на первые 6 вопросов анкеты. Диапазон баллов: от 6 (если на все 6 вопросов выбраны ответы а) до 24 баллов (если все ответы г).
Затем общий балл соотносится со шкалой, по которой определяется группа учащегося.
Шкала распределения учащихся на группы по общему баллу.
6-9 баллов - группа неблагополучных;
10-14 баллов - группа риска; 15-19 баллов - группа неустойчивых;
20-24 балла - группа благополучных.
Затем можно подсчитать в каждом классе количество учащихся с той или иной группой, выразить это в процентах и представить результаты в таблице, аналогичной таблицам по каждому вопросу. Целесообразно подсчитать данные и по классным параллелям, и по школе в целом.
Группу благополучных составляют учащиеся, не имеющие вредных привычек и отличающиеся довольно устойчивым отрицательным отношением к ним.
Группу неустойчивых составляют учащиеся, имеющие эпизодический опыт курения или употребления спиртных напитков и терпимо относящиеся к вредным привычкам.
Группу риска составляют учащиеся, имеющие какие-либо вредные привычки: опыт периодического употребления спиртного, курящие или имеющие опыт наркотизации.
Группу неблагополучных составляют учащиеся, довольно положительно относящиеся к курению, алкоголю или наркотикам и регулярно имеющие опыт употребления вредных веществ.
Часть 2. Психологические тесты, направленные на выявление представлений подростков о здоровом образе жизни, об отношении к курению, употреблению алкоголя
2.1. Методика «Что мешает мне вести здоровый образ
жизни?»
(Пурин В.Д., Тверской государственный университет, 2006 г.)
Цель методики: выяснение ситуации в коллективе образовательного учреждения (учащиеся 5-11 классов) относительно уровня помех в отношении ведения учениками здорового образа жизни.
Инструкция для диагноста: учащиеся делают письменные ответы на 12 вопросов-утверждений по следующей шкале:
Максимально возможное количество баллов в сумме состав-
ляет 60 баллов, минимально возможное - 12.
Опрос проводится в открытом виде, коллективно, не анонимно (или анонимно – в зависимости от цели конкретного исследования).
Утверждения:
«Мне мешает(ют) вести здоровый образ жизни…»
1. …Состояние моего здоровья.
2.…Семейные проблемы.
…Погодно-климатические условия.
…Недостаток свободного времени.
…Свободная продажа сигарет, пива и алкогольных напитков. 6. …Недостаточное внимание ко мне со стороны родителей.
…Недостаточное внимание ко мне со стороны учителей.
… Недостаточное внимание мне со стороны одноклассников. 9. … Недостаточное внимание ко мне со стороны близкого окружения сверстников.
10.…Дурная компания во дворе, на улице.
11.…Дурная компания из числа одноклассников.
…Нарушение(я) с моей стороны норм здорового образа жизни.
Респондент подсчитывает общее количество баллов и сдаёт контрольный листок на анализ диагносту ( педагогу-психологу).
«Мне мешает вести здоровый образ жизни…» | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
никогда | редко | иногда | часто | всегда |
Состояние моего здоровья | | | | | |
Семейные проблемы | | | | | |
Погодно- климатические условия | | | | | |
Недостаток свободного времени | | | | | |
Свободная продажа сигарет, пива и алкогольных напитков | | | | | |
Недостаточное внимание ко мне со стороны родителей | | | | | |
Недостаточное внимание ко мне со стороны учителей | | | | | |
Недостаточное внимание ко мне со стороны одноклассников | | | | | |
Недостаточное внимание ко мне со сто- | | | | | |
роны близкого окружения сверстников | | | | | |
Дурная компания во дворе, на улице | | | | | |
Дурная компания из числа одноклассников | | | | | |
Нарушение с моей стороны норм здорового образа жизни | | | | | |
Оценка результатов:
12-28 баллов – низкий уровень (НУ) помех: ученик в состоянии справиться с имеющимися (незначительными проблемами в ведении здорового образа жизни);
29-44 баллов – средний уровень (СУ): ученик уже не в состоянии самостоятельно решить некоторые проблемы, связанные с ведением здорового образа жизни; ему нужна корректная и, по возможности, оперативная помощь со стороны как одноклассников и друзей, так и со стороны взрослых (родителей, учителей;
45-60 баллов – высокий уровень (ВУ): состояние здоровья данного ученика (как физическое, так и психологическое) должны вызывать глубокие опасения и тревогу, нужны срочные, порой радикальные меры по устранению имеющихся проблем. Интерпретация результатов:
О влиянии той или иной причины на ведение конкретным учащимся здорового (адекватного, гармоничного, правильного) образа жизни можно судить по его оценке каждого из 12 утверждений.
Чем выше эта оценка, тем большее влияние оказывает данная проблема на личность (а также и на физическое развитие) ученика, тем сложнее она разрешима.
Простым суммированием и вычислением среднего арифметического можно составить своеобразный психологический портрет коллектива (класса, параллели, звена, школы) в виде следующее таблицы:
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ В ____ КЛАССЕ
«Что мешает мне вести здоровый образ жизни?»
№ | Ф.И. ученика | Утверждение | | | | | Сумма баллов | Уровень помех |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | | |
1 | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | | | | |
В сумме по классу | | | | | | | | | | | | | | |
На одного ученика приходится | | | | | | |
Дата исследования:__________200_г.
Приоритеты (Вызывает тревогу): в позициях №№________
2.2. Тест «Диагностика потребности в поиске ощущений»
(М.Цукерман, Здоровье детей, №11, 2009г., 10-11кл.)
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, которые объединены в пары под буквами а) и б).
Из каждой пары нужно выбрать только одно утверждение, которое наиболее характерно для вас, и отметить соответствующую букву галочкой.
Текст опросника
а) Я бы предпочел работу, требующую многочисленных разъездов, путешествий.
б) Я бы предпочел работать на одном месте.
а) Меня взбадривает свежий, прохладный день,
б) В прохладный день я не могу дождаться, когда попаду домой.
а) Мне не нравятся парфюмерные запахи,
б) Мне нравятся запахи некоторых духов.
а) Я рискнул бы попробовать какой-нибудь наркотик, чтобы испытать новые ощущения.
б) Я не стал бы пробовать наркотик, так как не испытываю потребности в каких-то особенных ощущениях.
а) Я бы предпочел жить в стабильном обществе, без революций и потрясений.
б) Я бы предпочел жить в смутные дни истории страны.
а) Я не могу понять людей, которые ездят на большой скорости.
б) Я люблю ездить быстро, так как меня это возбуждает.
а) Я люблю риск, азарт.
б) Я не люблю рискованных мероприятий и действую по принципу «Семь раз отмерь - один раз отрежь».
а) Споры по политическим или мировоззренческим вопросам меня не увлекают.
б) Я люблю поспорить, это меня возбуждает.
а) Я не люблю однообразную деятельность, она меня усыпляет.
б) Я спокойно отношусь к однообразной работе.
а) Я бы не хотел оказаться загипнотизированным.
б) Я хотел бы попробовать оказаться загипнотизированным.
а) Наиболее важная цель в жизни - жить на полную катушку и взять от жизни столько, сколько возможно. б) Счастье - это спокойная жизнь.
а) В холодную воду я вхожу постепенно, давая себе время привыкнуть.
б) Я люблю сразу нырнуть в холодную воду, чтобы ощутить обжигающее чувство.
а) Я могу с удовольствием снова и снова слушать передаваемые по радио популярные песни.
б) Мне быстро надоедают популярные песни.
а) Худший недостаток человека - быть всегда веселым, легкомысленным.
б) Худший недостаток человека - быть скучным, занудой.
а) Мне бы понравилось ездить на мотоцикле с ветерком.
б) Люди, ездящие на мотоцикле с большой скоростью, - самоубийцы.
а) Я предпочитаю людей спокойных, даже «отрегулированных».
б) Я предпочитаю эмоционально выразительных людей, даже если они несколько неуравновешенные.
Теперь перенесите полученные данные в приведенную ниже таблицу - запишите напротив каждого номера соответствующую букву.
1 | | 5 | | 9 | | 13 | |
2 | | 6 | | 10 | | 14 | |
3 | | 7 | | 11 | | 15 | |
4 | | 8 | | 12 | | 16 | |
Обработка результатов
Полученные ответы соотносятся с ключом:
совпадение оценивается в один балл, полученные баллы суммируются.
Запишите результат: E= ______ .
Результаты теста
Высокий уровень потребности в ощущениях (11-16 баллов) означает наличие сильного, почти бесконтрольного влечения к новым, щекочущим нервы впечатлениям. Осторожно! Данного респондента легко спровоцировать на участие в рискованных мероприятиях и авантюрах, но он не контролирует степень риска и опасности. Последствия такого поведения могут быть самыми печальными. На самом деле ощущение полноты жизни могут дать интересное общение, эмоционально значимые события, интересный досуг и творчество.
Средний уровень потребности в ощущениях (6—10 баллов) свидетельствует об умении контролировать эту потребность. Такие люди, с одной стороны, открыты новому опыту, с другой — в определенные моменты жизни могут проявлять сдержанность и рассудительность.
Низкий уровень потребности в ощущениях (0-5 баллов). Такие люди предпочитают стабильность и упорядоченность всему неизвестному и неожиданному. Результаты свидетельствуют о повышенной предусмотрительности и осторожности, даже в ущерб получению новых впечатлений и информации.
2.3. Тест-опросник, направленный на выявление склонности к зависимым формам поведения
(употребление алкоголя, табака) (Ю.Корчагина, Здоровье детей №8, 2009г.)
Инструкция: Поставьте галочку напротив выбранного утверждения в случае вашего согласия.
После выполнения теста подсчитайте общую сумму баллов
№ п/п | Утверждение | |
1 | Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это нормально | |
2 | Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет | |
3 | Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно захочешь | |
4 | Мне бы понравилась работа официантки в ресторане, дегустатора вин | |
5 | Я часто испытываю потребность в острых ощущениях | |
б | Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества | |
7 | Правы люди, которые в жизни следуют высказыванию «Если нельзя, но очень хочется, то можно» | |
8 | Бывало, что я случайно попадал(а) в неприятную историю или драку после употребления спиртных напитков | |
9 | Были случаи, когда мои родители, другие люди высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил(а) | |
10 | Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям, это нормально | |
11 | Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты | |
12 | Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся | |
13 | Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал(а), что сейчас не время и не место | |
14 | Сигарета в трудную минуту меня успокаивает | |
15 | Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни | |
16 | Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают | |
17 | Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест | |
18 | Я бы попробовал(а) какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал(а), что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания | |
19 | Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели интересные, красочные галлюцинации, слышали странные, необычные звуки и др. | |
20 | В последнее время я замечаю, что стал(а) много курить. Это как-то помогает мне, отвлекает от забот и тревог | |
21 | Бывало, что по утрам (после того как я накануне употреблял(а) алкоголь) у меня дрожали руки, а голова просто раскалывалась | |
22 | Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно | |
23 | Часто в состоянии опьянения я испытывал(а) чувство невесомости, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего | |
24 | Мне неприятно вспоминать и говорить о ряде случаев, которые были связаны с употреблением алкоголя | |
Мои друзья умеют хорошо расслабиться и получить удовольствие
В последнее время, чтобы не сорваться, я вы- нужден(а) был(а) принимать успокаивающие препараты
Я пытался (пыталась) избавиться от некото- рых пагубных привычек
Употребляя алкоголь, я часто превышал(а) свою норму
Мне нравится состояние, которое возникает, когда немного выпьешь 30 У меня были неприятности в школе в связи с употреблением алкоголя
Итого:
Результаты теста
До 13 баллов - риск зависимого поведения не выражен.
От 14 до 1 б баллов - умеренно выраженный риск зависимого поведения
От 17 баллов и более - выраженные признаки склонности к зависимому поведению.
2.4. Тест для родителей, направленный на выявление
у детей склонности к риску
(Речнов Д. Д., Латышев Г. В., Яцышин С. М, Килишина А. И. Шаг за шагом от наркотиков. Книга для родителей. )
Этот тест может помочь получить приблизительный ответ на вопрос о том, какому риску подвержен ваш ребенок в связи с проблемой алкоголя и наркотиков.
Инструкция: Для того чтобы ответить на нижеследующие вопросы, обведите слово «да» или «нет».
Может ли ваш ребенок купить себе алкогольные напитки (пиво, вино, водку)?
ДА НЕТ
Замечали ли вы, что в магазинах вашего района алкоголь продают несовершеннолетним?
ДА НЕТ
Считают ли взрослые, близкие вашему ребенку, что нормально пить, курить, принимать лекарства в больших количествах?
ДА НЕТ
Есть ли недалеко от дома, школы винные магазины (по дороге, в районе, до которых легко добраться)?
ДА НЕТ
Живете ли вы в крайне тяжелых материальных условиях (долги, недоедание) или, наоборот, в очень благоприятных материальных условиях, далеко отстоящих от возможностей окружающих (в этом случае тоже обведите «да»)?
ДА НЕТ
Напиваются ли ваши соседи, нарушают закон или хулиганят в пьяном виде?
ДА НЕТ
Есть ли в семье еще родственники со стороны матери или отца, зависимые от алкоголя или наркотиков (дед, дядя, отец, старший брат)?
ДА НЕТ
Пьет ли кто-либо в семье (употребляет ли наркотики) даже время от времени?
ДА НЕТ
Даете ли вы детям полную свободу в поведении по отношению к алкоголю и наркотикам?
ДА НЕТ
Находится ли ваш брак в состоянии затяжного и серьезного конфликта (постоянные ссоры, дни молчания, отсутствие согласия в решении важных вопросов)? Может быть, существует конфликт между другими взрослыми людьми, воспитывающими ребенка?
ДА НЕТ
Бывает, что ваш ребенок неохотно с вами разговаривает, избегает контактов, замыкается в себе?
ДА НЕТ
Часто ли ваш ребенок вел себя агрессивно в раннем детстве (в возрасте до 10 лет)?
ДА НЕТ
У вашего ребенка постоянные неудачи в школе?
ДА НЕТ
Вы замечаете у своего ребенка пренебрежение по отношению к своему будущему, обучению, профессии?
ДА НЕТ
В раннем детстве было ли так, что вашего ребенка не принимали ровесники?
ДА НЕТ
Друзья и подруги вашего ребенка курят, выпивают, принимают наркотики?
ДА НЕТ
Ваш ребенок испытывает чувство одиночества, он изолирован, у него нет друзей?
ДА НЕТ
Случалось ли вам замечать, что ваш ребенок положительно отзывается о курении или алкоголе, что ждет удовольствий от употребления алкоголя или наркотиков?
ДА НЕТ
Был ли у вашего ребенка ранний (до 14-15 лет) контакт с алкоголем, курением, наркотиками?
ДА НЕТ
Испытывали ли вы трудности при ответах на эти вопросы?
ДА НЕТ
Обработка результатов
Каждое «да» считается за один балл. Итого, ваше «да» =... баллов. Чем больше ответов «да», тем выше степень риска у вашего ребенка. Каждый вопрос соответствует научно исследованным факторам риска. Конечно, эти факторы неравноценны (некоторые из них несут большую угрозу, некоторые — меньшую), однако приблизительную степень риска установить можно.
От 1 до 6 баллов. Средняя степень риска, охватывающая практически большинство (90 %) молодых людей и зависящая от ситуации во всем обществе (например, цены на спиртное и количество винных магазинов). Вы можете также поддерживать профилактическую деятельность, помогать ребенку, приобретать навыки воспитания и укреплять связь с ребенком.
От 7 до 13 баллов. Повышенная степень риска, охватывает значительную часть молодежи, зависит от местного круга общения и типа школы (от 1/3 до 2/3 учеников). Может быть, необходимо изменить поведение взрослых, отношения в семье, усилить воспитательное воздействие. Необходимо участие детей в профилактической деятельности.
От 13 до 17 баллов. Степень риска очень высока, охватывает от 10 % до 15 % средних школ, которые уже пьют и наносят вред здоровью. Эта степень требует от вас большего участия и сотрудничества с другими людьми, например, со школьным ми, педагогом-психологом и другими родителями.
Выше 17 баллов. Крайне высокая степень риска, может означать необходимость обращения к специалистам и терапии. Некоторые специалисты считают, что период попадания в зависимость у подростков может быть очень коротким - меньше полугода.
2.5. Тест- анкета для родителей «Что мы знаем о курении?»
(Саляхова Л.И.Родительские собрания. 9-11 класс: Сценарии, рекомендации, материалы для проведения: Методическое пособие. - М. : Глобус, 2007.)
Цель: изучение представлений родителей о вреде, последствиях употребления табака.
Инструкция:
Уважаемые родители!
Предлагаемая, анкета поможет выявить Ваши представления о табакокурении. Прочитайте вопросы анкеты и дайте однозначный ответ: «верно», «неверно». Затем сравните с ответами на обороте листа.
Подростки курят, чтобы «быть как все».
Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.
Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.
В легких человека, выкуривающего каждый день в темен и года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.
Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.
Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушилось нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.
Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.
Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.
Большинство подростков в состоянии бросить курить: в любое время.
Нет ничего страшного в том, что подростки «балуются» сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратится в привычку.
Лист ответов на вопросы теста 1. Верно.
Верно.
Неверно.
Верно.
Неверно. 6. Неверно.
Неверно.
Верно.
Неверно. 10. Неверно.