Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №6 имени майора ФСБ России Д.С.Кузнецова города Димитровграда Ульяновской области»
учитель математики
ПЬЯНЗИНА НАДЕЖДА ИВАНОВНА
Сборник дидактических игр «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ и инвалидностью на уроках математики»
Математика является одним из основных важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками.
Обучение математике учащихся младших классов направлено на уточнение и формирование дочисловых представлений, расширение их жизненного опыта, наблюдений окружающего мира.
Одна из главных целей обучения математике является накопление детьми практического опыта действий с реальными предметами, что даст им возможность лучше освоить основные математические понятия и отношения.
Идеи развивающего образования ориентированы на выращивание функционально грамотной личности. Стоит ли говорить, что это невозможно без становления вычислительной культуры учеников.
Разработанная система дидактических игр, даёт возможность каждому ребёнку с ограниченными возможностями здоровья проявить активность в поисковой работе, активизирует мыслительную деятельность, умение находить закономерности и особенности в решении различных видов примеров, разнообразные задания позволяют развивать гибкость мышления, возможность находить свой способ решения, развивать математическую речь ребёнка, не вызывает эмоциональной усталости и монотонности в работе. Вместе с тем количество упражнений и заданий достаточно для формирования прочных вычислительных умений и навыков.
Целенаправленная и системная работа позволяет сформировать высокий уровень вычислительных умений и навыков обучающихся. Они играют большую роль в развитии мышления школьников, их сообразительности, математической зоркости, наблюдательности. Всё это делает новые знания личностно значимыми, развивает учебно-познавательные мотивы учащихся, вырабатывает у них творческий подход к жизни, приучает их вдумчиво относиться к любой выполняемой деятельности, без чего немыслимо овладеть основами наук, а также почти любым видом практической и профессиональной деятельности. Такие формы работы способствуют и качеству обученности, что помогает добиваться исключительных успехов отдельных учеников.
Цель сборника - создание и реализация содержательных условий, обеспечивающих развитие познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики.
Задачи:
осуществить скомплектование дидактических игр, направленных на развитие познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики;
3
Приложение 7
Беседы на выявление интереса к математике у детей младшего
школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
(3 вариант)
1. Интересно ли тебе на занятиях по математике?
2. Почему тебе нравится математика? (это важный предмет, это интересный предмет, мне нравится учитель, другое, не знаю).
3. Какая информация на уроках математики тебе интересна? (связанная с жизнью, связанная с решением упражнений, исторический материал, другое, мало что интересно).
4. Какие формы работы на уроках математики тебе интересны? (индивидуальная, групповая, всем классом).
5. Нравиться ли тебе участвовать в обучающих играх на уроках математики, вне уроков?
6. Есть ли общее у математики с другими предметами? Объясни, почему?
7. Как ты думаешь, связана ли математика с окружающей нас жизнью?
8. Занимаешься ли ты математикой вне уроков, как именно? (решаю интересные задачки, читаю исторический материал, учу наизусть все теоремы и аксиомы, другое, обычно занят другими делами).
9. Помогает ли математика адаптироваться в окружающем мире, определиться с выбором будущей профессии?
Некоторые ответы предполагали несколько готовых вариантов, например:
• Связана ли математика с окружающей нас жизнью?
• да
• нет
• не знаю
• со многими областями
• только с расчета
Приложение 8
Анкета для родителей.
Цель: выявить интерес ребёнка с ограниченными возможностями здоровья к урокам математики.
1. Интересуется ли ваш ребёнок математикой? В чём это проявляется?
2. Проводится ли в семье работа по развитию интереса к математике?
3. Если да, то, каким образом эта работа проводится?
20
Приложение 5
Беседы на выявление интереса к математике у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
(1 вариант)
1. Какие уроки в школе тебе больше всего нравятся? Почему?
2. Любишь ли ты заниматься математикой?
3. Что мы делаем, когда занимаемся математикой?
4. Чем именно тебе нравится уроках математики? Почему?
5. Чем тебе нравятся уроки математики? Почему?
6. Какие уроки математики тебе запомнились?
7. Ты дома занимаешься математикой? А как ты занимаешься? Что делаешь?
Приложение 6
Беседы на выявление интереса к математике у детей младшего
школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
(2 вариант)
1. Интересно ли тебе учиться?
2. Какие школьные предметы тебе интересны? Расположи их в порядке предпочтения. Объясни, почему они тебе интересны.
3. Интересна ли тебе математика? Ответ поясни.
4. Какие задания ты любишь выполнять на уроках математики? Перечисли.
5. Интересно ли тебе задавать вопросы, проявлять инициативу на уроках математики?
6. Играете ли Вы в математические игры на уроках математики и после занятий?
7. Понадобятся ли тебе знания по математике после школы?
8. Помогут ли тебе знания по математике сделать карьеру?
9. Есть ли общее у математики с другими предметами?
10. Связана ли математика с окружающей нас жизнью?
11. Применял ли ты когда-нибудь математику за пределами школы?
12. Занимаешься ли ты математикой вне уроков?
13. Помогает ли математика адаптироваться в окружающем мире?
14. Умеешь ли ты отстаивать свое мнение?
19
развитие познавательного интереса, мышления, кругозора, памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья;
воспитание интереса к математике у детей с нарушением интеллекта;
выработка потребности к получению новых знаний у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данный сборник состоит из трёх разделов: дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики.
Сборник дидактических игр, направленный на развитие познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики предназначен для учителей начальных классов коррекционных школ.
4
Раздел 1. Дидактические игры, направленные на развитие внимания, памяти, быстроты мыслительных операций, закрепление
учебного материала.
«Мальчики – Девочки»
Цель: Развитие внимания, быстроты мыслительных операций, памяти.
Описание: По щелчку на экране появляются кружки разного цвета с числовыми выражениями.
Задание: Если кружок синего цвета, то ответ хором называют мальчики, если красного – девочки. Выигрывают, те, кто меньше допустил ошибок. Если кружок другого цвета, в классе тишина.
«Помоги колобку перебраться на другой берег»
Цель: Развитие внимания, зрительного восприятия, закрепление таблицы умножения и деления с помощью игровой мотивации.
Описание: на экране числовое выражение на умножение и деление (при желании их можно заменить другими числовыми выражениями)
Задание: колобок предлагает пример. Ученик решает, наводит курсор на правильный ответ и щёлкает мышкой. Если пример решен, верно, то появляется дощечка через речку. Если пример решён неверно, то дощечка меняет свой цвет.
«Незадачливый математик»
Цель: Развитие внимания, мышления, непроизвольное закрепление учебного материала.
Описание: На карточках записаны числовые выражения с пропущенными цифрами. Чуть в стороне прикрепляются вырезанные из цветной бумаги кленовые листочки с записанными на них цифрами и фигурка ёжика.
Задание: Учитель предлагает следующую ситуацию: ёжик решал примеры и ответы записывал на кленовых листочках. Подул ветер – и листочки разлетелись. Очень расстроился ёжик: как же теперь ему быть?
5
свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
Высокий уровень - проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Для выявления уровня сформированности познавательных интересов используют метод наблюдения, индивидуальные беседы с учащимися, с учителями, работающими в данном классе, изучением детей в процессе совместной подготовки и проведения коллективного творческого дела.
Приложение 4
Методика изучения познавательного интереса к урокам математики.
(Л.Н. Вахрушева)
Метод парных сравнений.
Цель:определить наличия и степени устойчивости интереса к математике.
Материал: 10 сочетаний по три вида занятий в каждом:
1. Музыкальное, математика, конструирование.
2. Родной язык, конструирование, физкультурное.
3. Математика, родной язык, аппликация.
4. Лепка, физкультурное, конструирование.
5. Рисование, конструирование, математика.
6. Музыкальное, физкультурное, родной язык.
7. Лепка, музыкальное, математика.
8. Музыкальное, конструирование, родной язык.
9. Математика, конструирование, физкультурное.
10. Музыкальное, рисование, родной язык.
Ход проведения.Детям предъявляются 10 сочетаний по три вида занятий в каждом из них нужно выбрать одно занятие, которое ему больше нравится.
Обработка данных.
Высокий уровень устойчивости интереса к математике – ребенок выбирает занятие по математике 4 – 5 раз;
Средний уровень – 2 – 3 раза;
Низкий уровень – 1 раз;
Нулевой уровень – ребенок не выбрал математику ни разу.
18
ответы - б) об умеренной познавательной активности;
ответы - в) о слабой познавательной активности.
Приложение 3
Диагностика уровней сформированности познавательных интересов младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: выявить уровень сформированности познавательного интереса.
Диагностика предназначена для детей 8 – 10 лет.
Для выявления уровня сформированности познавательных интересов используют метод наблюдения, индивидуальные беседы с учащимися, с учителями работающими в данном классе, изучением детей в процессе совместной подготовки и проведения коллективного творческого дела.
Для выявления уровня сформированности познавательных интересов младших школьников выделяют следующие критерии и показатели:
- когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);
- мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);
- эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);
- действенно - практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей выделяют три уровня сформированности познавательных интересов у младших школьников: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень - не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
Средний уровень - большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что
17
Надо помочь ему вернуть листики с ответами на свои места.
Дети по вызову учителя выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски.
«Точно по курсу»
Цель: Развитие зрительного сосредоточения, памяти, закрепление учебного материала через игровую мотивацию.
Описание: На экране числовые выражения на умножение и деление без ответов. Внизу на доске под примерами выставляются кораблики. На парусе каждого из них записаны числа, которые являются ответами к данным выражениям.
Задание: Детям предлагается такая ситуация: в море начался шторм, и корабли сбились с курса, надо им помочь – каждый корабль провести точно по курсу. Вызванные к доске учащиеся выходят, решают пример, наводят курсор на кораблик с ответом и щёлкают мышкой. Если пример решён неправильно, кораблик меняет свой размер, мигает или вращается.
«Назови число, следующее за …»
Цель: Развитие зрительного внимания, памяти, закрепление учебного материала через игровую мотивацию.
Описание: На экране кубики с числами. Незнайка просит назвать число, следующее за числом на кубике.
Задание: Вызванные к доске учащиеся выходят, наводят курсор на кубик с числом. Кубик мерцает, ученик называет ответ. При повторном щелчке на кубик появляется правильный ответ.
6
«Математическая тучка»
Цель: Развитие внимания, зрительного восприятия, закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации.
Описание: На экране изображение тучки и капельки с числом.
Задание: Дети по вызову учителя выходят к доске и подбирают к тучке пару капельку с таким же числом. Нужно навести курсор на нужную капельку и щёлкнуть.
“Кто быстрей сосчитает?”
Игра развивает зоркость, внимание.
Содержание игры: на доске вывешиваются два одинаковых плаката, на которых записаны в произвольном порядке числа. Например, от 61 до 90 (от 11 до 30 и т.п.). Например, требуется назвать и указать на таблице по порядку все числа от 61 до 90. Можно соревноваться и двумя командами, по одному человеку от каждой. Затем победители соревнуются между собой, и определяется лучший счётчик.
Примерный вид плаката:
9075716366
6782866876
8761738981
7488657784
8069786270
6483727985
7
Приложение 2
Познавательная активность младшего школьника (вариант 2)
(А.А. Горчинская)
Цель: выявление степени выраженности познавательной активности младшего школьника в области математики.
Материал: бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.
Ход проведения: родителю даётся бланк стандартизованной анкеты и предлагается выбрать из предъявленных вариантов ответов.
1. Нравится ли ребёнку задания по математике?
а) нравится всегда;
б) иногда;
в) очень редко.
Обращается ли ребёнок к дополнительной литературе при выполнении домашних заданий?
а) часто;
б) иногда;
в) очень редко.
3. Как ведёт себя ребёнок при выполнении заданий, решение которых невозможно в один присест и требует кропотливой работы?
а) решает до тех пор, пока не получит верный ответ;
б) несколько раз оставляет решение задачи и снова к нему возвращается;
в) прекращает работу, если не может быстро найти ответ.
4. В какой мере, занимаясь любимым делом, ребёнок может делать «чёрную» работу, неинтересную для него интеллектуальную работу?
а) делает всегда столько, сколько нужно;
б) выполняет выборочно или периодически;
в) не любит выполнять неинтересную для него работу.
5. Способен ли ребёнок при необходимости заниматься продолжительно интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечением, а иногда и отдыхом?
а) всегда, когда это нужно;
б) только изредка;
в) не способен.
Обработка данных.
Ответы – а) свидетельствуют о сильно выраженной познавательной активности;
16
Приложение 1
Диагностика познавательного интереса у младших школьников.
Познавательная активность младшего школьника (А.А. Горчинская)
Цель: оценка степени выраженности познавательной активности младших школьников.
Материал: бланк с пятью вопросами, имеющимися возможные варианты ответов.
Ход проведения: школьнику даётся бланк стандартизованной анкеты и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов какой-либо один.
1. Нравится ли тебе выполнять сложные задания по математике?
а) да;
б) иногда;
в) нет.
2. Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность?
а) помучиться, но самому найти ответ;
б) когда как;
в) получить готовый ответ.
3. Много ли ты читаешь дополнительной литературы?
а) постоянно много;
б) иногда много, иногда ничего не читаю;
в) читаю мало.
4. Что ты делаешь, если при изучении какой-то темы у тебя возникли вопросы?
а) всегда нахожу на них ответ;
б) иногда нахожу на них ответ;
в) не обращаю на них внимания.
5. Что ты делаешь, когда узнаёшь на уроке что-то новое?
а) стремишься с кем-нибудь поделиться (с близкими, друзьями);
б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем-нибудь;
в) ты не станешь об этом рассказывать.
Обработка данных.
Ответы – а) свидетельствуют о сильно выраженной познавательной активности;
ответы - б) об умеренной познавательной активности;
ответы - в) о слабой познавательной активности.
15
Раздел 2. Дидактические игры, направленные на закрепление знаний по нумерации чисел в пределах 20.
“Стук-стук”
Дидактическая цель: закрепление знаний по нумерации чисел в пределах 20.
Средства обучения: на доске изображена таблица с двумя разрядами:
ДесяткиЕдиницы
Содержание игры: учитель, молча, стучит указкой один раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают учителю соответствующее число на карточке с цифрами.
“Слушай и считай”
Содержание игры: у каждого из учеников набор карточек с числами от 1 до 10. У учителя палочка, которой он ударяет по какому-либо предмету, издающему громкий звук, определённое число раз. Все учащиеся должны немедленно поднять и показать карточку с числом, соответствующим количеству ударов.
Можно условиться, что играющие, услышав удары, должны поднять карточку с числом, недостающим, например, до десяти (ударов было три, поднять карточку с числом 7). Затем устанавливается другое правило: показать надо не число, соответствующее числу ударов, а два соседних числа – меньшее и большее. Можно предложить и другой вариант игры: учитель сначала ударит палочкой по одному предмету 8 раз, а по другому – 3 раза. Это значит, что учащиеся должны от восьми отнять три и показать карточку с числом 5. Игра требует тишины и внимания, поэтому можно предложить ребятам, прислушиваясь к числу ударов, закрывать глаза.
«Составим поезд»:
Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.
Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них играет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: «Я первый вагон». Второй ученик, играя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: «Один да один, получится два». Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляют пример на сложение: «Два да один – это три».
8
Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному, а класс составляет примеры вида: «Три без одного – это два. Два без одного – это один».
«Числа, бегущие навстречу друг другу»
Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.
Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетради числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0 +10 = 10 - 10 + 0 = 10
1 + 9 = 10 - 9 + 1 = 10
«Математическая эстафета»
Дидактическая цель: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц.
Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников из приложенных к учебнику математики для 1 класса.
Содержание игры: учитель делит класс на 3 команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет обозначенной число, третий – его состав, четвертый показывает число на карточках.
«Молчанка».
Содержание игры: учитель иллюстрирует на абаке или карточках двузначные числа, а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча учителю или записывают в тетради.
«Как запутался Сережа?»
Сережа научился писать числа в пределах сотни. Однажды вечером отец положил перед Сережей на стол 4 палочки слева и один десяток связанных палочек справа и предложил мальчику написать, сколько палочек всего. Сережа написал число 41. Правильно ли написал число Сережа? Как он рассуждал?
«Подарки Петрушки»
Дидактическая цель: ознакомить с составом числа 5.
9
“По порядку номеров”
Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел при счёте.
Содержание игры: две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к классу. У ведущего – два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 10 (можно использовать любые варианты чисел). Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построится так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.
«Самый быстрый почтальон».
Учитель раздает пяти ученикам по одинаковому числу карточек, на обратной стороне которых записано выражение на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезанные цифры, обозначающие числа от 0 до 10).
Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах).
Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.
«Сколько палочек в другой руке?»
Дидактическая цель: закрепление знания десятичного состава двузначного чисел.
Средства обучения: набор отдельных палочек и пучков палочек.
Содержание игры: вызванный ученик берет пучок палочек в одну руку, а отдельные палочки – в другую руку и показывает их классу. Дети угадывают их количество и показывают карточку с соответствующим числом.
Затем задание усложняется: надо угадать, сколько отдельных палочек в руке, если в другой – пучок, и составить пример на сложение. Например, ученик взял 15 палочек, положив пучок из 10 палочек в правую руку и 5 отдельных палочек в левую. Дети составляют пример на сложение 10+5=15.
14
“Сбежавшие числа”
Дидактическая цель: усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду.
Материал игры: таблички с числами.
1369
11131619
261014
Содержание игры: Учитель вывешивает на доску готовые таблицы (или чертит их на доске), в пустые клетки которых надо вписать пропущенные числа. Ученики должны определить закономерность в записи цифр и вписать нужные. Учитель говорит: “Здесь каждое число живет в своём домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты - из них сбежали числа. Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома” Выигрывает тот, кто вставит числа правильно.
“Загадка”
Дидактическая цель: закрепить нумерацию чисел в пределах 100; десятичный состав числа.
Содержание игры: учитель загадывает загадку “Серебристая пила в небе ниточку вила. Кто же смелый нитью белой небо шил, да поспешил: хвост у нитки распушил?”. Замени число десятками и единицами и в таблице найди буквы. Прочитайте слово и запишите его.
5ед. 6 ед. 8 ед.
3 дес. К Д Ч 76, 98, 75, 38, 95, 35
7 дес. Т Л М
9 дес. И Ю Ё (Ответ: лётчик)
“Гном”
Дидактическая цель: закрепить умение детей заменять двузначное число суммой его разрядных слагаемых.
Содержание игры: Помоги гному найти дорогу к дому. Куда идти: вперёд или назад – об этом числа говорят. Замени каждое число суммой разрядных слагаемых и в таблице найди букву. Составь слово, прочитай.
457
80ВЁП 84, 87, 27, 55, 85, 54
50ДРМ
20ООЕ (Ответ: вперёд)
13
Средства обучения: иллюстрации Петрушки, Незнайки и Веселого Карандаша; воздушные шары, вырезанные из цветного картона.
Содержание игры: учитель сообщает, что на урок в гости пришел Петрушка с воздушными шарами и с ним пришли его друзья. Незнайка и Веселый Карандаш (на доску крепятся иллюстрации с изображением сказочных героев). Петрушка решил подарить шары Незнайке и Веселому Карандашу. Как он может подарить их?
Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять, и иллюстрируют у доски и после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные дети поощряются.
«Украсим елку игрушками»
Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.
Средства обучения: рисунок елки; маленькие иллюстрации елочек для учащихся.
Содержание игры: учитель сообщает, что скоро Новый год. И все будут наряжать елку. И нам с вами тоже надо нарядить елку. Наша елка – математическая. На доску вывешивается плакат с елкой. На верхушке – звезда с числом 10. Но не все ветки украшены игрушками, надо повесить еще недостающие шарики так, чтобы на каждом ярусе сумма чисел была равна 10. Дети выходят к доске и наряжают елку. Учитель должен поощрять слабых детей.
«Контролеры»
Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка.
Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два контролера у доски следят за правильность ответов: один – первой команды, второй - другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счет про себя (например, 6 – прибавил, 1,7 – прибавил 2,8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы, и называется состав числа. Учитель говорит: «Восемь – это…», ученики продолжают: «Пять и четыре». Контролеры показывают зеленые круги в правой руке, если согласны с ответом, красный - если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу делают несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков.
10
Раздел 3. Дидактические игры, направленные на нумерацию
в пределах 100.
“Хлопки”
Цель игры: закрепление знания десятичного состава двузначного числа.
Средства обучения: набор определённых палочек и пучков палочек.
Содержание игры: учитель вызывает двух детей к доске. Ученик, стоящий справа, обозначает единицы, а стоящий справа – десятки. Учитель называет двузначное число, правый ученик хлопками обозначает число единиц в этом числе, а левый – число десятков. Все остальные ученики выполняют роль контролёров. Они сигналят, если десятичный состав числа показан учениками неверно.
“Назови соседей числа”
Эта игра даёт возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.
Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).
Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, то другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа – 20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).
Возможен и другой, более сложный вариант игры. Возвращая мяч, играющий должен сначала отнять от названного учителем числа единицу, потом прибавить к нему полученную разность. Например, учитель назвал число 11, а играющий должен назвать числа
10 (11-1=10) и 21 (11+10=21).
Эту игру можно провести и с двумя мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда учитель бросает большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 9 и вернуть мяч обратно, а когда маленький – то отнять 3. Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутать действия.
11
“Считай дальше с любого числа”
Эта игра поможет избавиться от ошибки, когда ученик называет число с переходом через круглый десяток, например, 67, 68, 69, 70 (а не шестьдесят десять).
“Рыболовы”
Дидактическая цель: анализ однозначных и двузначных чисел.
Содержание игры: на наборном полотне изображен пруд; в прорези полотна вставлены изображения рыбок, на которых написаны двузначные и однозначные числа. Соревнуются две команды по 4 человека в каждой. Поочерёдно каждый член команды “ловит рыбку” (громко называет число) и проводит его анализ: сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор чисел по десятичному составу. Если все ответы правильны, то он поймал рыбку (берёт её), если нет – рыбка сорвалась. Выигрывает команда, поймавшая больше рыбок.
“Весёлый счёт”
Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел.
Средства обучения: два больших листа плотной бумаги, на которых написаны разным цветом цифры большого размера.
Содержание игры: перед каждой таблицей становится один из учеников. Учитель предлагает громко назвать числа по порядку от 1 до 24 и от 52 до 75, одновременно показывая каждое из них на таблице. Тот, кто быстрее назовёт числа, считается победителем. Через каждую таблицу проходит несколько пар.