СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник дидактических материалов по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный сборник дидактических материалов предназначен для учителей-словесников, работающих в 5-7 классах общеобразовательных школ, и представляет собой карточки для коррекции знаний.

Просмотр содержимого документа
«Сборник дидактических материалов по русскому языку»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Тегульдетская средняя общеобразовательная школа»

Тегульдетского района Томской области









СБОРНИК

дидактических материалов по русскому языку

для учащихся 5 – 7 классов




Автор-составитель: Н.В. Плютова,

учитель русского языка и литературы




















С. Тегульдет, 2022 год



Введение


Данный сборник дидактических материалов предназначен для учителей-словесников, работающих в 5-7 классах общеобразовательных школ, и представляет собой карточки для коррекции знаний. Дидактическая карточка - это средство наглядности с частью научной информации, заданий, вопросов, а также с организационными указаниями. В ней содержатся основные сведения, задачи и вспомогательные решения в описательной форме (образец), с помощью которых учащиеся индивидуально, группами или с классом на уроке или во время практической работы выполняют задания для накопления, а также контроля знаний и умений учителем.

Карточки позволяют учителю:

- отследить уровень усвоения учеником материала;

- дают возможность при составлении индивидуального коррекционного маршрута обратить внимание на те темы, которые обучающимися недостаточно усвоены.

Дидактический материал может быть использован как молодыми специалистами, так и опытными педагогами для работы на уроках русского языка в основной школе. Раздаточный материал сократит время педагога на подготовку урока. Опыт показал, что данный материал может быть использован не только на уроках систематизации и обобщения знаний, но и при изучении нового материала, на этапе контроля знаний и на уроках других типов. Индивидуальная работа по карточкам возможна на разных этапах урока.

Пособие не отменяет творческого подхода педагогов в использовании предложенного материала: внесения изменений, усовершенствования предложенного.



Орфография


Ф И

Вставьте а или о, запишите проверочное

слово

зар..дить ружьё -

разр..жённый воздух-

сельский ст..рожил-

ст..рожил огороды-

на кр..ю Земли-

кр..ю себе фартук-

св..ла гнездо-

св..ла по ступенькам-

ост..новиться у реки-

немножко пост..ять-

запл..тить за покупку-

спл..тить коллектив-

с..дячие места-

несколько с..доков-

дети ещё очень м..лы-

стоять на м..лу-

прож..вать в городе-

прож..вать яблоко-

сл..зать с дерева-

сл..зать сливки-


ФИ

Вставьте а или о, запишите проверочное слово

приг..нять стадо-

п..стушья сумка-

ск..сить траву-

б..ронить поле-

нат..чить косу-

осм..лить лодку-

м..лодая хозяйка-

д..мовитая женщина-

разд..вать советы-

нас..лить грибов-

приготовить уг..щения-

отл..мить кусочек-

обв..лять в муке-

разб..влять водой-

созд..вать красоту-

обн..влять одежду-

вскл..коченные волосы-

в..рсистая ткань-

простое укр..шение-

оч..ровательный вид-



Карточка №

Вставьте пропущенные буквы в словосочетании.


Ж..сткий диван, легкий ш..рох, красивый ш..лк, ж..лчная шутка, старый ч..лн, лесная трущ..ба, резная реш..тка, спелый крыж..вник, ч..рный дым..ход, получить ож..г, совершить подж..г, послать за багаж..м, большой обж..ра, горький ш..колад, скоростное ш..ссе.




Карточка №

Вставьте пропущенные буквы в словосочетании.


Повторная операц..я, странная ситуац..я, редакц..я газеты, быстрая реакц..я, театральная декорац..я, цветная иллюстрац..я, спортивная федерац..я, переносная рац..я, процветающая нац..я, сильная деформац..я.


Произведите морфемный разбор повторная2




Карточка №

Вставьте пропущенные буквы в словосочетании.


Три девиц.., нарядная аппликац..я, две волчиц.., неприступная ц..тадель, отъявленный ц.ник, сплясать ц..ганочку, ц..татный план, нарушенная сигнализац..я, современная авиац..я, скрип дверц.., тонкие пальц.., выйти из больниц.., узколиц..й, крадется на ц..почках.




Карточка №

Вставьте пропущенные буквы, выделите морфемы, в которых пропущена орфограмма.


Ц..кламен, ц..клевать, ц..клон, ц..корий, ц..клоп, ц..линдр, зайц.., синиц..н, акац..я, ц..низм, ц..фра, ц..рк, ц..трусовый, ц..новка, ц..нк, демонстрац..я, дворц.., ц..пленок, делегац..я, реализац..я, широколиц..й, темнолиц..й, градац..я.




Карточка № Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически объясните выбор гласной в корнях с чередованием.


К..салась, отр..слевой, нал..гать,  соприк..саться, 

выр..стить, р..стение, разл..жение,  р..стет, разл..гать,

полг, слжились, нал..гается, л..жился, пол..жение, 

 з..ря,  выр..с, р..стительность, к..сательная, 

недор..сль, птица ­з..рянка, к..снусь.



Мягкий знак после шипящих в разных частях речи



Карточка №

Распределите слова в таблице в соответствии с правилом написания Ь после шипящих, сформулируйте правила


мягкий знак

без мягкого знака

глагол

сущ. 3-го скл.

наречие


Прилеч?, горячая печ?, ноч?, меч?, идёш?, нож?, сплош?, молодёж?, читаеш?, задумаеш?ся, не плач?, товарищ?, не плач?те, извлеч?, мощ?, много туч?, проч?, ландыш?, настеж?, рубеж?, смеёш?ся, нареж?те, пахуч?, стереч?, печ?ка, картеч?, навзнич?, мощ?ный, мелоч?, жгуч?, сто душ?, компот из груш?, еш?, еш?те, мыш?, сторож?, замуж?, лиш?, сто тысяч?, глуш?, луч?, свеж?, чертеж?.



Карточка №

Распределите слова по принципу «с мягким знаком на конце после шипящих» и «слова без мягкого знака на конце»


Тиш_, камыш_, хвалиш_ся, плющ_,еш_те, ветош_, намаж_, брош_, мыш_, телепередач_, обрадуеш_ся, рож_, горяч_, сжеч_, меч_, спряч_, нож_, свеч_, пресеч_, калач_, реж_те, смерч_, леч_, плеч_, училищ_.


Карточка №

Распределите слова в таблице в соответствии с правилом написания Ь после шипящих, сформулируйте правила


мягкий знак

без мягкого знака

глагол

сущ. 3-го скл.

наречие


Капроновый плащ..., изящная вещ..., гореч... обиды, ряд неудач..., крутой вираж..., лёгкая дрож..., почувствовать фальш..., исполнить туш..., чёрная туш..., мороз жгуч..., разжеч...костёр, предостереч... от ошибки, немного развлеч...ся, аккуратно подстрич...ся, уйти проч..., ударить наотмаш..., упасть навзнич..., небо всё сплош... в тучах, взять реванш..., ненужная роскош..., береч... необходимые вещи, настеж... открыть двери, подреж...те ветки сирени, увлеч...ся чтением, оказать первую помощ...,

радость неожиданных встреч..., ляжеш... спать поран...ше, потихоньку встанеш...





Имя существительное




Карточка №

Спишите слова, вставьте пропущенные буквы


Отв..рить дверь – отв..рить картофель, прим..рять платье – прим..рять друзей, посв..тить фонарём – посв..тить стихи маме, разв..ваться быстро – разв..ваться на ветру, с..деть от горя – с..деть на скамейке, почётный ст..рожил – ст..рожил сарай, ум..лять заслуги – ум..лять о помощи.



Карточка №

Распределите слова по принципу «с мягким знаком на конце после шипящих» и «слова без мягкого знака на конце»

Тиш_, камыш_, фальш_, плющ_, ключ_, ветош_, много груш_, брош_, мыш_, телепередач_, задач_, рож_, лещ_, дич_, меч_, с крыш_, нож_, свеч_, из-за туч_, калач_, луч_, смерч_, мяч_, плеч_, училищ_.



Карточка №

Прочитайте загадки. Отгадки запишите в тетрадь.


*Серьёзный недотрога живёт в лесу глухом. Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёж)

*Бьют его, а он не плачет, только скачет, только скачет. (Мяч)

*Махнула птица своим крылом, накрыла свет весь чёрным пером. (Ночь)

*Чёрный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладёт. (Карандаш)

*Маленький шарик под лавкою шарит, шевелит хвостом, пугает весь дом. (Мышь)

*Дитя отца и матери, а никому не сын. (Дочь)



Карточка №

Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите окончания у существительных и укажите их склонение.


На песчаной отмел.., от берёзовой рощ.., в моей тетрадк.., в большом здани.., назовите по имен.., был в библиотек.., служил в арми.., ходил в шинел.., у главной площад.. столиц.., подошёл к площадк.., на обложк.., тетрад.., участвовал в соревновани.., в чемпионат.., на зелёной ветк.. ел.., упала с ветк.., от недел.. к недел.., был в Япони.., Коре.., Америк.., Итали.. , любовь к Родин.. .




Карточка №

Спишите. Определите род имен существительных, вставьте пропущенные буквы.



Стереч_ дом, испеч_ пироги, помоч_ маме, помощ_ другу, возле дач_, ветер свеж_, сбереч_ время, разжеч_ костер, убереч_ся от огня, достич_ цели, ценная вещ_, леч_ спать.






Имя прилагательное



Карточка №

Спишите, вставьте пропущенные буквы Н или НН


Бараба…ый бой, була…ый конь, оловя…ая пуговица, колчеда…ое месторождение, барха…ые пески, сельдя…ая бочка, серебря…ая свадьба, чека…ая поступь, тара…ый удар, слюдя…ая прокладка, соля…ая кислота, крупя…ые изделия, орга…ый концерт, нутря…ое сало, фаза…ий питомник, жема…ые манеры, песча…й карьер, нефтя…ая скважина, ледя…ой дом, горта…ый голос, пря…ый аромат.



Карточка №

Спишите, вставьте пропущенные буквы Н или НН


Осе?ий день, мыши?ый хвост, соломе?ый бычок, кожа?ый портфель, нефтя?ой фонтан, ко?ый плуг, торжестве?ый прием, земля?ой пол, платя?ой шкаф, сви?ое ухо, комари?ый писк, румя?ые щеки, карти?ая галерея, клюкве?ый морс.



Карточка №

Распределите написанные ниже слова в два столбика н и нн.


Лебеди_ая песня, соловьи_ые трели, стари_ый рояль, оловя_ая ложка, перепели_ая семья, ветре_ый человек, румя_ые пирожки, экскурсио_ый тур, льви_ая грива, карма_ая мелочь, кожа_ый

пояс, стекля_ая ваза, тума_ый берег, тыкве_ая каша, ю_ый художник, соломе_ый тюфяк, зелё_ый помидор, сови_ая голова,

огне_ый шар, песча_ый берег.

Знаете ли вы, что означает фразеологизм лебединая песня? Придумайте с ним предложение.




Карточка №

От данных слов образуйте однокоренные прилагательные с суффиксами:


-ан- (-ян-) трава, серебро, песок, кожа;

-ин- лебедь, мышь, зверь, муравей, гость;

-н- луна, длина, сон, закон, стена;

-енн- огонь, жизнь, свойство, утро, чувство;

-онн- лекция, коллекция, экскурсия, авиация.




Карточка №

Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания прилагательных, укажите их падеж


Под  летн....  дождём, от дорог...    друга, на высок....  берегу, в син....  море, дальн....  дорога, к мил...  бабушке,  о стар.... яблон..,  бел....  сирень,  за спел....  ягодой,  к нов....   дому, от  сильн....   ветра,      под грибн....  дождём, из соседн....   класса, перед дальн....  дорогой, золот...   цепочка, верн....  друга,  вязк...  болота,  слад....  булочка.





Глагол


Карточка №

Спишите, распределяя глаголы в два столбика:

с не пишутся раздельно / с не пишутся слитно


(Не)забыл, (не)поздоровилось, (не)здоровался, (не)хотел,

(не)участвовал, (не)был, (не)взлюбила, (не)услышишь,

(не)пробежал, (не)навидел, (не)истовствовал, (не)терпел,

(не)годовал, (не)сказал, (не)доумевал, (не)навидел.




Карточка №

Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания у глаголов, укажите спряжение.


Кузнечики стрекоч…т в поле, ты гуля…шь, пиш…м в тетради, он рассыпа…т, жук бега…т по дорожке, вы груз…те, он дума…т на уроке, мы замороз…м, ты крас…шь, ярко свет…т солнце, мы се…м, он обид…лся, прыга…шь на улице, вы слыш…те, зна…те правило, они смотр…т в окно, он верт…ся, они вид…т, игра…м в мяч, ты бре…шь.


Произведите морфемный разбор обид..лся2




Карточка №

Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания у глаголов, укажите спряжение.


Они пиш…т ручкой, мы черт….м, мы вис..м, они леч…т, наступа…т весна, вы обижа…те, вы реша …те, ты дежур…шь, мы дыш…м, ты не догон…шь, она маш…т рукой, ты ласка…шься, ты вздыха…шь, ты выуч…шь, друзья не

посмотр …т, коты ворч...т, ты стира…шь, мы вер…м, вы готов…те, он подбира…т, они кле…т листок, мы вид…м,

ты жале…шь.


Произведите морфемный разбор подбира..т2




Карточка №

Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите окончания у глаголов, укажите спряжение.


Смотр..шь, вид..шь, рису..те, держ..т, разве..шь, вымо..шь, наряд..те, стон..шь, завал..ш?ся, камене..шь, завис..те, обход..шь, терп..те, увенча..шь, ла..т, кле..ть, леле..ть, чу..те, наде..мся.


Произведите морфемный разбор камене..шь2



Карточка №

Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите окончания у глаголов, укажите спряжение.


Трава зелене…т в лесу, она держ…тся, он пиш…т в тетради, она полива…т цветы, ты жале…шь, земля черне…т в поле, мы вид…м, она корм…т птиц, она завис…т, они ход…т в школу, ты посмотр…шь, дети ищ…т одежду, дела…шь уроки, замеча…шь ошибку, ветер гон…т стаю туч, она стон…т от боли, маш…т рукой, встрет…шь друга, ты дыш…шь.


Произведите морфемный разбор просмотр..шь 2







Причастие




Карточка №

Спишите, вставьте пропущенные буквы Н или НН


Печё?ый картофель, испечё?ый картофель, печё?ый на углях, блины испече?ы, осе?ий день, подрубле?ый куст, мыши?ый хвост, бетонирова?ый участок, соломе?ый бычок, закалё?ая спортсменка, кожа?ый портфель, рассея?ый человек, сея?ый весной, доверху гружё?ый, гружё?ый автомобиль, нефтя?ой фонтан перегруже?ый автомобиль, начище?ые туфли, давно нечище?ый, до блеска чище?ый.



Карточка №

Спишите, вставьте пропущенные буквы Н или НН, графически объясняя выбор согласных.


Варе(н,нн)ый картофель, сваре(н,нн)ые щи, неваре(н,нн)ый картофель, щи не сваре(н,нн)ы, несваре(н,нн)ый картофель, варе(н,нн)ые в кастрюле щи. Соле(н,нн)ые огурцы, пересоле(н,нн)ые огурцы, несоле(н,нн)ый суп, неподсоле(н,нн)ый суп, каша не посоле(н,нн)а, соле(н,нн)ые в бочке огурцы, маринова(н,нн)ые огурцы.




Карточка №

От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий. Выделите суффиксы причастий.


Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.




Карточка №

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.


1)Наступает золотая осень приносящая дожди. 2)Река огибавшая берег уходила в горы. 3)Не закрытая тучей заря освещала окна. 4)Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5)Замёрзшие за ночь цветы оживали. 6)Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.


Карточка №

Выпишите из текста краткие страдательные причастия, выделите суффикс и укажите глагол, от которого образовано данное причастие.


Живем очень хорошо. Дом всегда прибран, белье выстирано и выглажено. В комнате очень уютно: пол застелен ковром, шторы накрахмалены и обшиты оборочками, стены украшены картинами. Цветы вовремя политы и подкормлены.







Наречие




Карточка №

Укажите, какой частью речи выражены выделенные слова, выделите в них суффиксы.

1.Цветы СИЛЬНЕЕ пахнут к дождю. — Он СИЛЬНЕЕ своего брата. 2.Живой цветок всегда ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЕЕ искусственного. — Избушка при солнечном свете выглядела ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЕЕ. 3.Лес ДАЛЬШЕ речки. — Утром мы отправимся ДАЛЬШЕ. 4.Сегодня его речь звучала ЯРЧЕ. — Этот тюльпан ЯРЧЕ других.



Карточка №

Раскройте скобки.


Взлететь (не) высоко; взлететь (не) высоко, а низко; путь (не) близок, а  далёк; (не) легко было в пути; (не) легко далась ему эта победа; отвечал (не) брежно; читал (не) громко, но выразительно; рассчитать (не) точно; риехать (не) ожиданно; (не) истово сопротивляться врагу; приблизиться (не) заметно; (не) искренне вздохнуть.



Карточка №

Образуйте наречия с суффиксами -ски, -цки, -ически, -ому

(-ему), -ых (-их); где необходимо, добавьте приставку.


Друг, брат, артист, романтик, факт, теория, зверь, хищник, мать, мастер, критика, царь, новый, первый, осенний, приятельский.




Карточка №

Образуйте от выделенных слов наречия. Запишите их в составе словосочетания, выделите суффиксы.  Образец:

ОРГАНИЗОВАННОЕ собрание — собрание прошло (как?) организованно.

ИСПУГАННАЯ девочка — вскрикнула (как?)           

ИСКРЕННИЙ поступок — поступил (как?)        

НЕЧАЯННЫЙ удар — толкнул (как?)        

БЕШЕНЫЙ темп — мчаться (как?)        

РАССЕЯННЫЙ человек — смотрел (как?)        

ВЗВОЛНОВАННЫЙ бурей — слушал (как?)        

ПУТАНЫЙ ответ — говорил (как?)

 Сделайте вывод: В наречиях на -О, -Е пишется столько Н,…



Карточка №

 Спишите, вставьте пропущенные буквы Н или НН


Обращение гума(н, нн)о; ошибки исправле(н, нн)ы; друзья образова(н, нн)ы; история безнравстве(н, нн)а; речи проникнове(н, нн)ы и торжестве(н, нн)ы; девочка собра(н, нн)а и организова(н, нн)а; девочка весела и взволнова(н, нн)а; собрание хорошо организова(н, нн)о; дерево срубле(н, нн)о; их взгляды очень ограниче(н, нн)ы; малыши измуче(н, нн)ы дорогой; следы зайцем запута(н, нн)ы; друзья начита(н, нн)ы и воспита(н, нн)ы; дерево слома(н, нн)о ветром; его поведение гума(н, нн)о; преступление доказа(н, нн)о; очарова(н, нн)а красотой.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!