СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник дидактических на уроках русского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сборник дидактических на уроках русского языка в начальной школе»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24»



Сборник дидактических игр

на уроках русского языка в начальной школе





Автор: Антонова Анна Ивановна

учитель начальных классов





















Городской округ Краснотурьинск, 2023 год



Введение

Русский язык является одним из сложных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным.

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является именно дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма.

Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.



  1. Игра «Угадай первый звук»

Цель: развивать фонематический слух, учить выделять звук из слова.

В произнесенных учителем словах дети должны назвать первый звук, например: дом, трава, арка, кит, гриб и т.д. Правильно ответивший получает фишку. Побеждает тот, кто получит большее количество фишек.



  1. Игра «Кто внимательный?»

Цель: учить выделять звук из слова.

На карточках дано несколько изображений, например: васильки, велосипед, дверь, ворона, телевизор. Необходимо назвать одинаковый звук в словах.




  1. Игра «Твердый – мягкий»

Цель: создать условия для повторения правописания твердого и мягкого знаков.

Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата». Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».

Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.

  1. Игра «Цепочка слов»

Учитель на доске записывает существительное, от него надо образовать цепочку слов так, чтобы каждое последующее существительное начиналось с буквы, которое стоит в конце предыдущего. Определить род и число существительного
Шуба – альбом – магазин – ноги - … и т.д.



  1. Игра «Телеграф»

Цель: учить анализировать слоговую структуру слова и расширять словарный запас.

Учащийся поизносит первый слог в задуманном им слове, а следующие за названным обозначает хлопками. Например, не - (один бо хлопок), ко - (два ро-ва хлопка). Угадавший слово задумывает следующее.


  1. Игра «Шаги»

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"

Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д.

Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.


  1. Игра «Подумай и запиши»

Учитель помешает на доске вырезанные согласные буквы: т, д, в, л. Учащиеся должны записать как можно больше слов с данными непроизносимыми согласными. Например,

Т

Д

В

Л

грустный

звездный

здравствуй

солнце

известный

праздник

чувство

лестница

сердце

радостный

 

 




  1. Игра «Собери урожай»

(на карточках написаны название овощей) Суть игры: первый ученик собирает существительные мужского рода, а другой женского рода.



  1. Игра «Отвечай и проверяй»

Цель: учить видеть и находить орфограммы в словах.

Учитель читает стихотворение, ученики должны назвать орфограмму.

- Свекла где растет? (на грядке)

- Буквы пишут где? (В тетрадке)

- Что мы утром чистим? (Зубки)

- Одеваем в холод? (шубки)

- Любим мы играть …(в снежки)

- Есть на праздник …(пирожки)

(Что общего в словах? Есть суффикс -к-, парный по звонкости - глухости согласный звук).



  1. Игра «Сбежавший медведь»

Цель: повторить падежные окончания имен существительных.

Игровая задача: дополнить рассказ, из которого “сбежал” медведь.

Содержание игры: “Посмотрите на этот рассказ. Видите он с пропусками. Вообще-то это рассказ о медведе, но сам медведь из него сбежал. Пожалуйста, верните слово “медведь” в предложения, заменяя окончания по вопросам”.

Материалы: “Не каждому охотнику довелось повстречать (кого?).... Близко подходить (к кому?) к... опасно. Я видел (кого?)... в зоопарке. В лесу можно наблюдать (за кем?) за... только издали. Лесник рассказал нам много интересного (о ком?) о...”



  1. Игра «Почтальон»

Цель: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.

Ход игры: почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Задания:

  1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

  2. Составить предложения, используя данные слова.

  1. Игра «Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход игры: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

  1. Игра «Путаница»

Расшифруйте слова

ГОНВА, ЗДЕВЕ, ОКЗАВЛ, ЕЬНЕСЕРКСОВ, СТОКВО, ПЕРЕДВИ, ЧВРЕА (вагон, везде, вокзал, воскресенье, восток, впереди, вчера)

ЛИНЗЕВА, КЕЛИВАС, ИЗИЛБВ, ГЛУБЬВ, ДРУГВ (вазелин, василек, вблизи, вглубь, вдруг).



  1. Игра «Составь слово»

Цель: учить морфемному анализу слов и подбору слов, подходящих к схемам.

Предлагаются схемы слов.

И

ДОМ

А

И


ДОМИК


А

Е


ВЫСТРЕЛ Е






  1. Игра «Составь рассказ»

Цель: учить составлять предложения, сохраняя единство текста и правописание слов.

Условие: употребить как можно больше слов: словарных, или с удвоенной согласной, или с непроизносимой согласной, или с разделительными ъ и ь, или с парными согласными в корне.


  1. Игра «Исправьте ошибки»

Цель: учить составлять предложения с правильным порядком слов.

Редактирование предложений:

Я был с Борей в кинотеатре, который окончил четыре класса.

(Я был в кинотеатре с Борей, который окончил четыре класса).

Мальчик из кастрюли наливал в стаканы компот.

(Мальчик налипал компот из кастрюли в стаканы)

У щенка Байкала на макушке весело торчат ушки и пушистый хвостик.

(У щенка Байкала весело торчат пушистый хвостик и ушки на макушке).


  1. Игра «Волшебные предложения»

Цель: учить составлять предложения- палиндромы.

Прочитай эти предложения справа налево: А роза упала на лапу Азора.

Коту тащат уток.

Кит на море романтик.


  1. Игра «Как правильно сказать?»

Цель: отрабатывать правильное употребление падежных форм существительных.

Выбери верный вариант:

У рыб нет зуба

У рыб нет зубов

У рыбей нет зубей

(Правильный ответ - У рыб есть зубы.)


  1. Игра «Догадайся»

Цель: отработать правописание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши

Заполните таблицу словами с предложенным сочетанием.


С



Й



ЧА

Ш

А



Щ

А



Й

К

А



Щ

К

А



Б

А

Н



С

И

К

И




Й

Н

И

К



С

О

В

О

Й








Е

У








Н

Ч

О

И

ЖИ





К

Э

О

Т

Р

А



С

Т

Р

И


Б

В

Л

Е

И Л

Н

Ь

Д

М

А О







  1. Игра «Не перенесёшь»

Цель: отработать правила переноса слов.

Напишите 5 слов, в которых есть два слога, а перенести эти слова нельзя, (утюг,

олень, семья, еда, шея).



Литература:


1. Калугин, М. А. Развивающие игры для 1- 4 классов- Ярославль, 2006

2. Развивающие игры: практическое пособие для родителей, учителей/ Н.Е. Граш [и др.]. – Ростов н /Д: Феникс, 2010.-92, [2] с.: ил. – (Школа развития)

3. П.М. Баев, /Играем на уроках русского языка, М., 1989

4. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальной школе: Попул.пособие для родит. и педагогов. – Ярославль «Академия развития», 1997

5. Эльконин, Д.Б. Психология игры.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!