СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник диктантов для 3 класса УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот сборник предназначен для  учителей начальных классов и призван облегчить подготовку учителей к уроку русского языка.

В нем вы найдете тексты диктантов для 3 класса, которые распределены для  удобства по четвертям и по темам.

К каждому диктанту даны грамматические задания, которые позволят более качественно и полно оценить знания ваших учеников.

Из всего многообразия текстов Вы сможете выбрать тот, который подойдет вашим ученикам.

Просмотр содержимого документа
«Сборник диктантов для 3 класса УМК "Школа России"»

Сборник

диктантов по русскому языку для 3 класса

УМК: « Школа России»

в помощь учителю начальных классов



Составитель: Снеговая С.В.

учитель начальных классов

Этот сборник предназначен для учителей начальных классов и призван облегчить подготовку учителей к уроку русского языка.

В нем вы найдете тексты диктантов для 3 класса, которые распределены для удобства по четвертям и по темам.

К каждому диктанту даны грамматические задания, которые позволят более качественно и полно оценить знания ваших учеников.

Из всего многообразия текстов Вы сможете выбрать тот, который подойдет вашим ученикам.



Входной диктант 3 класс

Диктант «Осенью»

Мы часто ходим в ближайший лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом. (41 слово)

Слова для справок: ходим, воздухом.


Грамматическое задание:

  1. Записать цифрой, сколько слов в первом предложении.

  2. Слова русский, листья разделить для переноса.



Диктанты для 3 класса по четвертям

Диктанты за 1 четверть.

Поверочные и контрольные диктанты по русскому языку за 3 класс 1 четверть (контрольные работы с грамматическим заданием - школа России)



Диктант «Осенний лес»

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу. (41 слово)

Грамматическое задание:

  1. Выписать из текста однокоренные слова, выделить корень.
    1 вариант: Выделить грамматическую основу в 4 предложении.
    2 вариант: Выделить грамматическую основу в 7 предложении.



Диктант «Прощание с осенью»

Цель: проверить умение применять на практике повторенные орфограммы.

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома. (49 слов)


Слова для справок: стало, подмёрзла.


Грамматическое задание:

  1. В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

  2. Разобрать по составу слова: осенний, саду.

  3. Выписать из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.



Контрольный диктант «Осенью»

Цель работы: проверить, насколько прочно сформирован навык правописания слов с разделительным мягким знаком, удвоенными согласными, звонкими и глухими согласными в корне слова, безударными гласными.



Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи. (48 слов)





Грамматическое задание:

  1. Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.
    I вариант - На опушке леса растут рыжие лисички.
    II вариант - Осенью деревья надели яркий наряд.

  2. Подберите однокоренные слова с данными корнями.
    I вариант - сад-
    II вариант - цвет-

  3. Разберите слова по составу.
    Осенний, пробежка, журавлёнок, бабушка, девочка.
    Лимонный, походка, тюленёнок, крылышко, мамочка.



Диктанты за 2 четверть.

Поверочные и контрольные диктанты по русскому языку за 3 класс 2 четверть (контрольные работы с грамматическим заданием - школа России)



Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

На речке.

Владимир жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки Краснуха. Кругом тишь. За много лет Вова изучил эту местность. Он хорошо знал всех обитателей. У берегов тихо шуршал камыш. В его зарослях каждую весну строили свои гнёзда утки.

Вот появились и первые утята. Рано утром мать выводила их на берег. Малыши щипали нежную травку. Мать была довольна. (59 слов)

Грамматическое задание:

  1. Подчеркни грамматическую основу
    1 вариант – 6 предложения ( У берегов тихо шуршал камыш.)
    2 вариант - 9 предложения ( Рано утром мать выводила их на берег.)

  2. Определи падеж и род у имён существительных
    1 вариант – первого предложения ( Владимир жил в тайге.)
    2 вариант – десятого предложения ( Малыши щипали нежную травку.)

  3. 1 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только в единственном числе
    2 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только во множественном числе



Собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

На речке.

Мы стали жить на берегу Волги. Зимой река замёрзла. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Рыбак Андрей взял с собой сынишку Ваню. Далеко выехали рыбаки. Сделали во льду ямки и спустили в воду сети. Светило солнце. Всем было весело. Ваня был очень рад. Он помогал выпутывать из сетей рыбу. Рыбы наловилось много. (54 слова)

Грамматическое задание:

  1. Укажите части речи:
    1 вариант - в первом предложении
    2 вариант - в десятом предложении

  2. Подчеркните в тексте собственные имена существительные.

  3. Запишите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, по 2 слова.



Контрольный диктант «Праздничный лес»

Ночная вьюга украсила лес. Он стал как чудесная сказка. Молоденькие кустики укрылись снежными шубками. Еловые лапы надели мягкие рукавицы. Гигантские сугробы напоминали великанов. Вот взошло солнце. Яркими блёстками засветились снежинки. Из-под снега вылетел тетерев. Он осмотрел местность и взлетел на гибкую ветвь берёзы. (43 слов)

Слова для справок: солнце, блестками, местность.


Грамматическое задание:

  1. Выписать 2 слова: первое - на правописание парной согласной в корне, второе - на правописание безударной гласной в корне; рядом с каждым словом написать проверочное.

  2. 1 вариант: Выделить грамматическую основу в 1 предложении. Разобрать по составу слово чудесная.
    2 вариант: Выделить грамматическую основу в 5 предложении. Разобрать по составу слово еловые.

  3. Выполнить фонетический разбор слова: сказка



Контрольный диктант «Снеговик»

Стоит чудесный зимний день. Падает легкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковок, а брови из угольков. Радостно и весело всем! (47 слов)

Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть главные члены во втором предложении.

  2. Разобрать по составу слова (1 вариант: зимний, шубки; 2 вариант: белые, морковки).

  3. Найти в тексте слова с проверяемым безударным гласным в корне. Подобрать к ним проверочные слова. Написать эти слова.



Диктант по теме «Имя существительное»

Цель: тренировать умение применять правила правописания слов со звонкими и глухими согласными, удвоенными согласными, разделительным мягким знаком, безударными гласными в практике письма; умение находить орфограммы, проверять их написанием формы слова, подбором родственных слов; проверять навыки правописания мягкого знака в именах существительных с основой, оканчивающейся шипящим звуком.



В гостях у бабушки.

Мой товарищ Илья гостил у бабушки. Село Юрьево находится на берегу реки Свищ.

Заиграет на берегу первый луч солнца, а друзья уже на берегу реки. У них всегда с собой удочки. А вот поймана первая рыбка – ёрш. Ловили ребята и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, карась, линь, сом.

Мальчики часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Кругом тишь. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть три существительных мужского рода с шипящим на конце.

  2. Написать три имени существительного женского рода с шипящим на конце.




Диктант по теме «Имя существительное»

Цель: формировать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма.

Маршал Победы.

Имя Георгия Константиновича Жукова овеяно легендой.

Его сила духа, вера в победу передавались всему фронту.

На передовой в его лицо с надеждой смотрели генералы, офицеры, солдаты.

Все великие сражения Великой Отечественной войны были проведены под руководством Маршала Жукова. Ленинград, Курская дуга, Сталинградское сражение и битва за Берлин.

Жуков принял акт о безоговорочной капитуляции Германии. Бурная радость перемежалась со слезами.

Ему была оказана честь принимать Парад Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве.

Застыли войска. Торжеством светятся глаза солдат, генералов, маршалов, гостей. Из Спасских ворот на белом коне выехал Маршал Жуков. Грянули торжественные звуки дорогой для каждой русской души музыки Глинки «Славься».

Георгий Константинович Жуков был всегда солдатом Отчизны. (109 слов)

Словарная работа: (запись на доске)

  1. Овеяно, легенда, победа, на передовой, генералы, офицеры, солдаты, сражение, Великая Отечественная война, руководство, Маршал Жуков Георгий Константинович, Ленинград, Курская дуга, Сталинградское сражение, битва за Берлин, акт о безоговорочной капитуляции Германии, Парад Победы, торжеством, Спасские ворота.





Диктант по теме «Правописание корней»

Цель: выявить сформированность навыков правописания слов на основе изученных правил; проверить усвоение элементарной теории языка: правописание о, е в сложных словах, безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, правописание приставок, разделительного твёрдого знака, удвоенных согласных, смягчающего мягкого знака; проверить умение определять части речи и разбирать слово по составу; проверить умение определять главные и второстепенные члены предложения.

Подъём в гору.

Альпинистов часто называют скалолазами. Это смелые, выносливые люди. Им приходится видеть водопады, наблюдать землетрясения, извержения вулканов.

Эти спортсмены – умелые пешеходы. Они проходят большие расстояния до горных хребтов, а затем поднимаются вверх. Подъём становится всё круче. Приходится постоянно делать крутые повороты и идти в обход. Отдохнуть можно на бугорке.

Взгляду открылся интересный вид. На утёсе орёл съедал свою добычу. Бедный зайчишка попался ему в лапы. Альпинисты почувствовали жалость к зверьку. (69 слов)

Грамматическое задание:

  1. Последнее предложение разобрать по частям речи и членам предложения.

  2. Разобрать по составу слова: скалолаз, землетрясение, проходят, зайчишка.



Диктант «На улицах города»

Цель: проверить умение применять правила правописания слов с орфограммами в корне слова, формировать умение проверять написание этих слов изменением формы слова, подбором родственных слов.

На улицах города.

Зимой убирают снег с улиц. Вот машина с железным скребком и круглой щёткой. Она очищает скребком снег с дороги, а щётка всё подметает. Теперь снег надо убирать. Подходит другая машина. Она остановилась около снежной кучи. Заработала машина железными лопатами – снег пополз в грузовик. Скоро снега не осталось, будто в городе и зимы не было. (58 слов)

По Н. Калинину


Грамматическое задание:

  1. Разобрать слова по составу.
    1 вариант: подметает, с железным.
    2 вариант: подходит, около снежной.

  2. Предложение разобрать по членам предложения: Она остановилась около снежной кучи.

  3. Придумать слова к схемам:





Диктанты 3 класс 3 четверть.

Поверочные и контрольные диктанты по русскому языку за 3 класс 3 четверть (контрольные работы с грамматическим заданием - школа России)

Диктант «Поездка в деревню»

Летом мы решили съездить к бабушке в деревню. Сколько хлопот перед отъездом! Вот мы уже в поезде. Как интересно смотреть в окно! Скоро разъезд. Поезд остановился. Я вижу мою бабушку. На ее лице радостная улыбка. Она машет нам рукой. Теперь нас везет конь Орлик. По сторонам дороги широкие поля. Бабушка объяснила мне, как растет хлеб. К вечеру мы въехали в деревню. (63 слова)

Грамматическое задание:

  1. вариант: Выполнить разбор 7 предложения. Разобрать слово бабушка по составу.

  2. вариант: Выполнить разбор 9 предложения. Разобрать слово поезд по составу.



Контрольный диктант «Русские мастера»

Цель: проверить навык правописания двойных, непроизносимых, безударных, звонких и глухих согласных, предлогов и приставок, родовых окончаний имён существительных, не с глаголами, мягкого знака после шипящих на конце основы; проверить умение разбирать слова по составу, а предложения по частям речи.





Русские мастера.

В нашем русском краю всё в старину было деревянное. Из дерева делали ложки и дома, ступки и кадки.

Русские мастера по дереву славились повсюду. Особенно были знамениты новгородские плотники. Здесь топором владел каждый.

Они строили деревянные здания с удивительной быстротой. Плотники возвели в Коломне деревянный дворец. Это настоящее чудо из дерева. На него приезжали любоваться гости из многих стран. (59 слов) / По. Е. Мар

Слова для справок: повсюду, деревянный.


Грамматическое задание:

  1. Второе предложение разобрать по членам предложения и частям речи.

  2. Разобрать слова по составу: в старину, любоваться, дом.



Диктант по теме «Глагол»

Цель: проверить усвоение правил написания изученных орфограмм; умение правильно писать родовые окончания у имён прилагательных, предлоги и приставки; выполнять разбор слова по составу, подбор однокоренных слов, разбирать предложения по членам, изменять глаголы по временам.

Лакомства для зверей.

Бурого медведя считают хозяином смешанных лесов. Он очень любит малину и мёд. Косолапый часто совершает набеги на жилища диких пчёл. Забредает порой на пасеки. Пчёлы мстят медведю. Они жалят его в кончик носа, язык. Зверю приходится спасаться бегством.

Барсук поедает коренья растений, полевых мышей, земляных червей, юрких ящериц, ядовитых змей, болотных лягушек. Его любимое лакомство – виноград.

Заяц любит грызть морковь, капусту, репу и петрушку. (64 слова)

Грамматическое задание:

  1. Выписать три словосочетания глаголов с именами существительными, указать число и время глаголов.

  2. Разобрать по составу слова: набеги, приходится, полевых.

  3. Разобрать предложения по членам и частям речи:
    1 вариант: 1 предложение.
    2 вариант: последнее предложение.



Весна.

Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень много света. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки.

Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй, весна! (60 слов)



Грамматическое задание:

  1. Подчеркните грамматическую основу, указав части речи
    1 вариант – 8 предложения (Она разбудила своих подруг.)
    2 вариант - 12 предложения (Она открыла свою чашечку.)

  2. Выпишите глаголы, употреблённые …
    1 вариант – в единственном числе (6)
    2 вариант - во множественном числе (6)

  3. Подберите глаголы - синонимы, употреблённые в неопределённой форме
    1 вариант. Рассказывать-…, смотреть-….
    2 вариант. Трудиться - …, видеть -…



Диктант по теме «Имя прилагательное»

Цель: проверить умение писать безударные родовые окончания имён прилагательных в единственном числе и окончания прилагательных во множественном числе.

Ранняя весна.

Наступает радостное время года. Ласковое весеннее солнце согревает всё вокруг. Синее небо высокое. По небу плывёт лёгкое облачко. Крепкий лёд на реке потемнел. Сонный лес стоит голый. Пахучие почки уже набухли. На вербах отпали тонкие чешуйки, показались серебряные барашки. На земле лежит прошлогодняя листва, сухие травинки. В вершинах деревьев шумит весенний ветер. Счастливое время! (54 слова)



Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам предложения.
    1 вариант: 4 предложение.
    2 вариант: 5 предложение.

  2. Разобрать по составу слова:
    1 вариант: радостное, травинка.
    2 вариант: в вершинах, ласковое.

  3. Подобрать прилагательные, близкие по смыслу:
    1 вариант: ласковое, крепкий.
    2 вариант: радостное, счастливое.


Шаги весны.

Раннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот с реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце.

Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней. С каждым часом проталины становились шире и длиннее. Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. В воздухе зазвенели их голоса. (65 слов)

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните имена прилагательные , выделите окончание
    1 вариант – в первой части текста
    2 вариант - во второй части текста

  2. Определите падеж и род у имён прилагательных…
    1 вариант – пятого предложения ( На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце.)
    2 вариант – девятого предложения ( Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. )

  3. К данным прилагательным в словосочетаниях подберите прилагательные – антонимы, запишите новые словосочетания
    1 вариант Лёгкая задача -….., широкое шоссе - ….
    2 вариант Сладкое яблоко - …., тяжёлый портфель -…..



Диктант «Колючая красавица»

Колючая красавица.

Ос_нью в л_су только ёлочка не роняет иголок. Ёлка меняет наряд постепенно. Для этого ёлке нужно девять лет. До поздней ос_ни не спит колючая кр_савица.

В зимнюю пору ёлочка засыпает. Т_жёлые снежные комья не ломают у ёлки гибких в_твей. В белой шапке и белом шарфе выглядит она восхитительной.

З_мой в ельнике т_пло. В нем н_чуют птицы. Еловые лапы не пропускают ветер. (61 слово)

Грамматическое задание:

  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

  2. Подчеркните главные члены предложения. Укажите, какими частями речи они выражены:
    1 вариант: Ёлка меняет наряд постепенно.
    2 вариант: В зимнюю пору ёлочка засыпает.

  3. Выпишите из текста три словосочетания по схеме (глагол+имя существительное). У существительного определите падеж и склонение.

Спишите слова, вставив пропущенные буквы.
1 вариант: Мыш_, печ_, плащ_, этаж_, ноч_, обруч_, молодеж_.
2 вариант: Тиш_, меч_, ключ_, глуш_, мыш_, мяч_, врач



Диктант «Первые дни весны»

Первые дни весны.

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лед. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховики.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосенком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат. (49 слов)

Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам предложения:
    1 вариант: четвертое предложение;
    2 вариант: пятое предложение. Главные члены предложения подчеркнуть, словосочетания выписать.

Подобрать прилагательные, противоположные по смыслу.
1 вариант: узкий ручей - …; старательный ученик - ...;
2 вариант: трусливый мальчик - …; высокий куст –



Диктант «В лесной глуши»

Цель работы: проверить умения писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и непроверяемыми ударением, звонкие и глухие, непроизносимые согласные в корне слова; проверять гласные и согласные в корне; обозначать гласные и согласные в приставках; писать ъ разделительный в наиболее употребляемых словах; правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце.



В лесной глуши.

Тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. От цветов рябит в глазах. На листочках дрожат капельки росы. Весело поют зяблики. Радостная песня соловья наполняет все вокруг.

Интересно поглядеть на зверей. На дорожку выбежал зайчишка. Малыш еще не знает страха. Около норы играют лисята. Повадки лисят известны. Обнялись, повалились на траву и катают друг друга. Мать-лисица сторожит детенышей. (66 слов)

Грамматическое задание:

  1. Синтаксический разбор предложения.
    I вариант - Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи.
    II вариант - Надулись на деревьях пахучие почки.

  2. Выбери из группы слов синонимы и запиши их
    I вариант - Голубой, лазурный, бирюзовый, янтарный, небесный
    II вариант - Желтый, лилейный, золотой, янтарный, лимонный.

  3. Разберите слова по составу.
    I вариант: лунный, подкормка, сталевар, медвежонок
    II вариант: лимонный, заморозки, птицевод, лисенок



Контрольный диктант «Лебедь и собака»

Лебедь и собака.

В протоке реки показалась лодка. Старик ловко работал одним веслом. Рядом с лодкой плыл красивый лебедь. Лебедь гордо вышел на берег. Он тяжело переваливался на своих кривых чёрных ногах. Подбежал пёс и заворчал на птицу. Умная птица вытянула длинную шею и зашипела на собаку. Собака отступила и, опустив голову, ушла. Старик от души смеялся. (54 слова)

Слова для справок: вышел.


Грамматическое задание:

  1. Выбери имена существительные и запиши их в единственном числе, обозначь их род. Спелый, камыши, печи, вдруг, лучи, она, ручьи, убежал, ночи, крикнул, сычи, яблоки.

  2. Выпишите слова, которые подходят к данным схемам: Избушка, поход, лодка, побег, травушка, подруга, лисонька, серый, туманный, запах, повозка, старик.

  3. Выпиши два прилагательных вместе с существительными, с которыми они связаны. Выделите окончание имен прилагательных.





Итоговые диктанты за 3 класс

Контроль знаний - Итоговые поверочные и контрольные диктанты по русскому языку 3 класс за год (контрольные работы с грамматическим заданием - школа России)

Итоговый диктант «В походе»

В походе.

Стояло жаркое лето. Мы отправились в лес. Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редко проникал сюда солнечный луч. Громадные ёлки стояли угрюмо. Они опустили свои могучие ветки. Тишь кругом.

Мы поспешили выйти на полянку. Она вся была залита светом. Радостные песни птиц встретили нас. В траве прыгали кузнечики. Прожужжали мохнатые шмели. Мы решили отдохнуть у берёзы. Она встретила нас зелёным шумом.(62 слова)

Слова для справок: проникал, кузнечики, прожужжали.


Грамматическое задание:

  1. Укажите все изученные орфограммы.

  2. Разберите по составу слова: тропинка, поспешили, радостные.

  3. Выпишите три словосочетания существительных (мужского, женского, среднего рода) с прилагательными. Выделите окончания.







Итоговый диктант «Утро в степи»

Утро в степи.

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни.

Все радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню. (48 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выписать из текста два слова с безударными гласными в корне. Написать к ним проверочные слова.

  2. Выписать два слова с приставками. Выделить приставки.

  3. 2-ое и 4-ое предложения разобрать по членам (по вариантам).



Итоговый диктант «Певчие птицы»

Цель: проверить умение правильно писать слова с безударными гласными в корне в более трудных случаях (слова с приставками, слова с затененными корнями); с согласными в корне (звонкими-глухими, удвоенными и непроизносимыми); слова с непроверяемыми написаниями; гласные и согласные в приставках; существительные мужского и женского рода с шипящими на конце, безударные падежные окончания имён существительных; не с глаголами; родовые окончания имён прилагательных; проверить, как учащиеся могут использовать на практике теоретические сведения об однородных членах предложения.



Певчие птицы.

Сколько прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи.

В весеннем лесу можно услышать певчего дрозда. Ясным голосом выводит он гимн весне. Русский лес наполняет его звонкая трель.

Жаворонок – ранний певец. Только заиграл на горизонте луч солнца, в ясной лазури уже звучит радостная песня. Самого певца не видно в небесной вышине.

Лучший певец русского леса – соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкают чудесные звуки. (75 слова)

Слова для справок: звенят


Грамматическое задание:

  1. Найди в тексте однородные члены предложения и подчеркни их.

  2. Выполни синтаксический разбор предложения. Выпиши словосочетания.
    I вариант - Весной на опушке леса зацвела душистая черёмуха.
    II вариант - В мае над кустом сирени жужжат мохнатые шмели.

  3. Выполни морфологический разбор имени существительного.
    I вариант - На опушке -
    II вариант - Над кустом -



Итоговый диктант «Береги птиц»

Цель: проверить уровень навыков правописания слов на изученные в течение учебного года орфограммы, написание предлогов и приставок, родовых окончаний имён прилагательных, личных окончаний глаголов; умение определять границы предложения; подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу; разбирать предложения по частям речи и членам предложения.

Береги птиц.

В солнечное утро у пруда закуковала кукушка.

Деревья ещё не просохли от утренней росы. Откуковала кукушка. И вот весь сад засвистел, зашумел листьями.

Божьи коровки, птицы взялись за работу. Для птиц настала жаркая пора. С утра до позднего вечера пернатые несут корм в гнёзда.

В эти дни постарайся не гулять по лесу с собакой. Легко спугнуть птиц с гнезда. Погибнут от голода птенцы. (62 слова)

Слова для справок: проникал, кузнечики, прожужжали.


Грамматическое задание:

  1. Подберите однокоренные слова:
    1 вариант: утро, кукушка.
    2 вариант: роса, работа.

  2. Разобрать слова по составу: засвистел, жаркая, листьями.

  3. Первое предложение разберите по частям речи и членам предложения.

  4. В последнем предложении укажите род, число, падеж имён существительных.





Диктанты 3 класс

Контроль знаний - проверочные, итоговые диктанты и контрольные работы по русскому языку для 3 класса - сортировка по четвертям и полугодиям, темам и правилам, тексты с грамматическими заданиями.

Объём диктантов для 3 классов:
1 и 2 четверть – 45 - 53 слова.
3 и 4 четверть – 53 - 73 слова.













Темы диктантов:

Предложение. Слово и его лексическое значение Диктанты по теме «Предложение»

Осенний лес.

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу. (40 слов)

Слова для справок: сбросили, рябчик.

Грамматическое задание:

  1. Обозначьте части речи в предложении. Выделите основу предложения.
    1 вариант – 5 предложение (Они клевали гроздья сладких ягод.)
    2 вариант – 8 предложение (Рябчики пролетели в лесную чащу)

  2. Выпишите словосочетание (прил. + сущ.) из предложения
    1 вариант – из второго предложения
    2 вариант – из пятого предложения

  3. Запишите омонимы (3 слова)





Осень в лесу.

Как красив осенний лес! Березки надели золотые платья. Листья клена разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосны и ели остались зелеными. Пестрый ковер листьев шуршал под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и желтые опята ждут грибников. (43 слова)

Грамматическое задание:

  1. Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу во 2 предложении.

  2. Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу в 3 предложении.





«Слово и слог. Состав слова»

Диктанты по теме «Слово и слог. Состав слова»

Ноябрь.

В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта ковром из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу.

Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка. (52 слова)



Грамматическое задание:

  1. Выписать 3 глагола с приставками, выделить их.
    1 вариант – из первой части текста
    2 вариант – из второй части текста

  2. Записать 3 однокоренных слова, обозначить части речи, выделить корень.
    1 вариант – корм
    2 вариант - свист



«Имя существительное»

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

На речке.

Владимир жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки Краснуха. Кругом тишь. За много лет Вова изучил эту местность. Он хорошо знал всех обитателей. У берегов тихо шуршал камыш. В его зарослях каждую весну строили свои гнёзда утки.

Вот появились и первые утята. Рано утром мать выводила их на берег. Малыши щипали нежную травку. Мать была довольна. (59 слов)

Грамматическое задание:

  1. Подчеркни грамматическую основу
    1 вариант – 6 предложения ( У берегов тихо шуршал камыш.)
    2 вариант - 9 предложения ( Рано утром мать выводила их на берег.)

  2. Определи падеж и род у имён существительных
    1 вариант – первого предложения ( Владимир жил в тайге.)
    2 вариант – десятого предложения ( Малыши щипали нежную травку.)

  3. 1 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только в единственном числе
    2 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только во множественном числе



Собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные



На речке.

Мы стали жить на берегу Волги. Зимой река замёрзла. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Рыбак Андрей взял с собой сынишку Ваню. Далеко выехали рыбаки. Сделали во льду ямки и спустили в воду сети. Светило солнце. Всем было весело. Ваня был очень рад. Он помогал выпутывать из сетей рыбу. Рыбы наловилось много. (54 слова)

Грамматическое задание:

  1. Укажите части речи:
    1 вариант - в первом предложении
    2 вариант - в десятом предложении

  2. Подчеркните в тексте собственные имена существительные.

  3. Запишите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, по 2 слова.

«Имя прилагательное»

Цель: проверить умение писать безударные родовые окончания имён прилагательных в единственном числе и окончания прилагательных во множественном числе.

Диктант по теме «Имя прилагательное»

Ранняя весна.

Наступает радостное время года. Ласковое весеннее солнце согревает всё вокруг. Синее небо высокое. По небу плывёт лёгкое облачко. Крепкий лёд на реке потемнел. Сонный лес стоит голый. Пахучие почки уже набухли. На вербах отпали тонкие чешуйки, показались серебряные барашки. На земле лежит прошлогодняя листва, сухие травинки. В вершинах деревьев шумит весенний ветер. Счастливое время! (54 слова)

Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам предложения.
    1 вариант: 4 предложение.
    2 вариант: 5 предложение.

  2. Разобрать по составу слова:
    1 вариант: радостное, травинка.
    2 вариант: в вершинах, ласковое.

  3. Подобрать прилагательные, близкие по смыслу:
    1 вариант: ласковое, крепкий.
    2 вариант: радостное, счастливое.






Шаги весны.

Раннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот с реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце.

Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней. С каждым часом проталины становились шире и длиннее. Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. В воздухе зазвенели их голоса. (65 слов)

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните имена прилагательные , выделите окончание
    1 вариант – в первой части текста
    2 вариант - во второй части текста

  2. Определите падеж и род у имён прилагательных…
    1 вариант – пятого предложения ( На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце.)
    2 вариант – девятого предложения ( Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. )

  3. К данным прилагательным в словосочетаниях подберите прилагательные – антонимы, запишите новые словосочетания
    1 вариант Лёгкая задача -….., широкое шоссе - ….
    2 вариант Сладкое яблоко - …., тяжёлый портфель -…..







«Местоимение»

Диктанты по теме «Местоимение»

Ранняя весна.

Наступила весна. Солнце согнало снег с полей. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие листочки.

Проснулась пчелка. Она разбудила своих подруг. Пчелки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчелки напились сока и весело полетели домой. (51 слово)

Грамматическое задание:

  1. Выписать из текста местоимения, определить их лицо и число.
    1 вариант: Выполнить разбор 4 предложения.
    2 вариант: Выполнить разбор 7 предложения.



«Глагол»

Диктант по теме «Глагол»

Цель: проверить усвоение правил написания изученных орфограмм; умение правильно писать родовые окончания у имён прилагательных, предлоги и приставки; выполнять разбор слова по составу, подбор однокоренных слов, разбирать предложения по членам, изменять глаголы по временам.

Лакомства для зверей.

Бурого медведя считают хозяином смешанных лесов. Он очень любит малину и мёд. Косолапый часто совершает набеги на жилища диких пчёл. Забредает порой на пасеки. Пчёлы мстят медведю. Они жалят его в кончик носа, язык. Зверю приходится спасаться бегством.

Барсук поедает коренья растений, полевых мышей, земляных червей, юрких ящериц, ядовитых змей, болотных лягушек. Его любимое лакомство – виноград.

Заяц любит грызть морковь, капусту, репу и петрушку. (64 слова)

Грамматическое задание:

  1. Выписать три словосочетания глаголов с именами существительными, указать число и время глаголов.

  2. Разобрать по составу слова: набеги, приходится, полевых.

  3. Разобрать предложения по членам и частям речи:
    1 вариант: 1 предложение.
    2 вариант: последнее предложение.


Весна.

Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень много света. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки.

Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй, весна! (60 слов)

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните грамматическую основу, указав части речи
    1 вариант – 8 предложения (Она разбудила своих подруг.)
    2 вариант - 12 предложения (Она открыла свою чашечку.)

  2. Выпишите глаголы, употреблённые …
    1 вариант – в единственном числе (6)
    2 вариант - во множественном числе (6)

  3. Подберите глаголы - синонимы, употреблённые в неопределённой форме
    1 вариант. Рассказывать-…, смотреть-….
    2 вариант. Трудиться - …, видеть -…



«Неопределенная форма глагола»

Диктант по теме «Неопределенная форма глагола»

Весенняя вода.

Над водой пронеслась стая перелётных птиц. Они радостно встречали весну.

Но много бед жителям леса несёт вода. Солнце растопило снег. Вода хлынула в жилища. Жить там стало опасно. Выбежала из норки полевая мышь. Вот низкий куст. Он широко раскинул ветки. Мышь прыгнула на куст и замерла. Трудно и зайцу. Он жил на островке. Кругом холодная вода. Не переплыть бедняжке это море. Надо ждать. (63 слова)




Грамматическое задание:

  1. Выпишите три глагола, поставьте их в неопределенную форму, выделите суффикс.

  2. Разберите глагол прыгнула как часть речи.



«Правописание корней»

Диктант по теме «Правописание корней»

Цель: выявить сформированность навыков правописания слов на основе изученных правил; проверить усвоение элементарной теории языка: правописание о, е в сложных словах, безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, правописание приставок, разделительного твёрдого знака, удвоенных согласных, смягчающего мягкого знака; проверить умение определять части речи и разбирать слово по составу; проверить умение определять главные и второстепенные члены предложения.

Подъём в гору.

Альпинистов часто называют скалолазами. Это смелые, выносливые люди. Им приходится видеть водопады, наблюдать землетрясения, извержения вулканов.

Эти спортсмены – умелые пешеходы. Они проходят большие расстояния до горных хребтов, а затем поднимаются вверх. Подъём становится всё круче. Приходится постоянно делать крутые повороты и идти в обход. Отдохнуть можно на бугорке.

Взгляду открылся интересный вид. На утёсе орёл съедал свою добычу. Бедный зайчишка попался ему в лапы. Альпинисты почувствовали жалость к зверьку. (69 слов)

Грамматическое задание:

  1. Последнее предложение разобрать по частям речи и членам предложения.

  2. Разобрать по составу слова: скалолаз, землетрясение, проходят, зайчишка.



«Однокоренные слова»

Диктант по теме «Однокоренные слова»

Цель: проверить умение применять на практике правила написания слов на изученные орфограммы, разбирать слова по составу.

Любители мастерить.

Ребятишки любят мастерить разные вещицы. Летом они заготовили сосновые и еловые шишки, семена различных растений. Детишки запасли веточки и листочки. И вот открыта мастерская. Она будет выпускать лесные игрушки. Мальчики и девочки делают забавных зверюшек. Вот лесовичок. Какая красивая лисичка-сестричка! Какие чудные ежиха и козлёнок! Кому подарить эти поделки? Ученики отнесли их в детский сад. (55 слов)

Слова для справок: лисичка-сестричка.


Грамматическое задание:

  1. Выписать два слова, в которых есть суффиксы, и разобрать их по составу.

  2. Третье предложение разобрать по членам предложения.

  3. Выполнить слого-звуковой анализ слова семена.



«Безударные гласные в корне слова»

Диктанты по теме «Безударные гласные в корне слова»

Пернатые друзья.

Серёжа с папой делали кормушку для птиц. Серёжа подавал гвозди и дощечки. Папа их строгал и сколачивал. Зимой каждое утро Серёжа сыпал в кормушку зерно. Воробьи и синички ждали мальчика. Они слетались со всех сторон, спешили позавтракать. В морозные дни Серёжа кормил своих пернатых друзей часто. Сытая птица легко переносит холод. (51 слово)

Слова для справок: сколачивал, позавтракать, делали.


Грамматическое задание:

  1. Найти три слова с орфограммой – безударной гласной в корне. Выписать, подобрать проверочные, обозначить орфограмму.

  2. Выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.

  3. Продолжи ряды родственных слов: Моряки, …, ….,…







Чудесная ёлка.

Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили кочан капусты.

Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались вкусным ужином. (54 слова)

Грамматическое задание:

  1. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать проверочное слово.

  2. Записать и разобрать по составу слова
    1 вариант Кормушка, прилёт, подводники.
    2 вариант Сахарница, заход, заморозки.

  3. К данным словам подобрать и записать антонимы с приставками, приставку выделить.
    1 вариант Продавать -..., выходить - ...
    2 вариант Помолчать ..., приехать- ...



«Непроизносимые согласные в корне слова»

Диктант по теме «Непроизносимые согласные в корне слова»

Рассказ мальчика.

Мой дед – лесной сторож. Поздно вечером он шел домой. Вдруг дед услышал вой волков. Дед влез на ель и сел на сук. Волки увидали его и остановились. Наступила темная ночь. Налетел ветер. Закачались ветки дерева. У деда слетела шапка. Голодные волки шапку разорвали в клочья. Утром волки скрылись. Дед спустился с дерева и пошел в сторожку. (56 слов)

Слова для справок: ночь, закачались.


Грамматическое задание:

  1. Обозначить все орфограммы-согласные буквы в 1-3-м предложениях.

  2. Выполните фонетический разбор слов:
    1 вариант – дед
    2 вариант - влез.



«Части слова»

Диктант по теме «Части слова»

Сова.

Совы – хищные птицы. Они лучшие охотники. У совы мощные когти. Они похожи на зубья капкана. Совы съедают множество мышей.

Большинство этих птиц лучше видят вечером или ночью. Дневной свет им мешает.

У сов чуткие уши. Они спрятаны на голове под перьями.

У ночной птицы мягкие перья на крыльях. Они делают полёт беззвучным. Это помогает при охоте. (56 слов)

Слова для справок: лучшие.



Грамматическое задание:

  1. Обозначить орфограмму – разделительные ь и ъ – в четырех словах.

  2. Выделить приставку в четырех словах по выбору.

  3. Подберите близкое по значению слово: МОЩНЫЕ - ...



«Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи»

Диктант по теме «Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи»

Встреча с гадюкой.

Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редко сюда проникал солнечный луч. Громадные ели и сосны стояли угрюмо. Они опустили могучие ветки. Вдруг старый пень зашевелился. Там была нора гадюки.

Мы вышли на лесную поляну. Радостные песни птиц встретили нас. Жужжали мохнатые шмели. Появился лесник. Он успокоил нас. Подъехала машина, и мы отправились домой. Шипение гадюки звучало в ушах. Гадюки опасны (65 слов)

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните грамматическую основу. Определите части речи.
    1 вариант – в 4 предложении (Они опустили могучие ветки.)
    2 вариант - в 7 предложении (Мы вышли на лесную поляну.)

  2. Выпишите имена существительные в именительном падеже, определите род
    1 вариант – из первой части текста;
    2 вариант – из второй части текста.

  3. К выделенным словам в словосочетаниях подберите слова – антонимы, запишите новые словосочетания.
    1 вариант. Высокий дом - ….. дом, громко смеяться - громко ….
    2 вариант. Широкая лента - …… лента, долго говорить - долго ……









Надеюсь, собранный материал заинтересовал вас, и вы будете применять его в своей работе.

Желаю вам успехов в работе и прекрасных учеников!

С уважением Светлана Владимировна Снеговая.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!