АНДРЕЙ РУБЛЁВ
По решению Всемирного Совета Мира торжественно праздновалось шестисотлетие со дня рождения замечательного русского художника Андрея Рублева.
В своей живописи, проникнутой глубоким гуманизмом, Рублев воспел земной мир, человеческую красоту и благородство. Он принимал участие в расписывании Благовещенского собора в Московском Кремле и делал росписи в древнем Успенском соборе во Владимире. Летописцы с уважением называют Рублева живописцем, всех превосходящим в мудрости.
Многие из произведений знаменитого художника исчезли, другие покрылись многочисленными слоями поздних росписей. С 1918 года началась систематическая реставрация памятников живописи, связанных с именем Рублева, и многие произведения художника возвращены к жизни.
В старых городах, в брошенных церквях, на чердаках домов были найдены давно забытые творения Рублева. В Троице-Сергиевой лавре обнаружена знаменитая «Троица», написанная Рублевым. Традиционный образ «Троицы» художник наполнил переживаниями современников, идеей единения, близкой и понятной людям XV столетия. «Троица» после реставрации передана на хранение в Третьяковскую галерею.
МУЗЕЙ А.С. ПУШКИНА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Как объяснить всенародную любовь русских людей к Александру Сергеевичу Пушкину? Не будем искать объяснения, а только скажем: в России нет такого человека, который бы не знал, кто такой Пушкин. Необъятный мир его творчества доступен каждому, но, чтобы постичь глубину его идей, можно сидеть над его книгами всю жизнь, однако эту работу никогда не кончить.
В Музее Пушкина на Мойке в Петербурге всегда многолюдно. Здесь словно остановилось время, потому что всё в доме осталось таким, каким было в день смерти поэта 29 января 1837 года, когда в два часа пополудни сердце великого русского поэта перестало биться.
Вот диван, на котором Пушкин провел последние часы своей жизни, письменный стол с рукописями, визитная карточка с короткой надписью: «А. Пушкин». Уже при жизни поэта его знали все в России, так что не требовалось пояснений к этому знаменитому имени.
После реставрации музея в нем открыта новая экспозиция, в которой квартира поэта представлена впервые в полном объеме, все одиннадцать комнат. Посетителям показывают пока девять из них.
Семь комнат, которые занимал поэт с семьей, воссозданы по плану, сделанному после смерти Пушкина его другом поэтом В.А. Жуковским. Восстановлен вестибюль с парадной лестницей. Наконец-то мы можем увидеть и комнаты, где жила Наталья Николаевна с детьми. Чтобы подготовить эти комнаты для показа, понадобилось пять лет реставрационных работ и серьезный труд ученых-пушкинистов.
Надо видеть, с какой гордостью показывал экскурсантам дом поэта директор Петербургского музея А.С. Пушкина С.Н. Некрасов! Он открывал перед нами очередную дверь, и лицо его светилось: а посмотрите-ка, здесь-то какое чудо! Еще пахнет краской, у кресел и стульев обшивка столь новая, что кажется, на них не только Пушкин, но и вообще никто никогда не сидел. И все же пушкинский дух здесь неистребим.
КРЕЩЕНИЕ РУСИ
В далекие доисторические времена славяне поклонялись языческим богам, но в конце первого тысячелетия на Руси распространяется христианство. Старинные рукописи, или древние летописи, в которых говорится о важнейших фактах истории, свидетельствуют о том, что 988 год – это год крещения Руси.
В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памятник князю Владимиру, во времена княжения которого состоялось крещение Руси. Владимира народ называл Святителем, от слова «святой», потому что с его согласия славяне приобщились к новой религии, приняли христианство.
Крещение Руси было важнейшим событием в истории славян, оно имело большое прогрессивное значение для развития государства, культуры, духовной жизни народа. Русская Православная церковь несла людям идеи добра, справедливости, миролюбия, благородства и вела борьбу с насилием, жестокостью и злом.
Через десять столетий, в 1988 году, русские люди и христиане всех стран торжественно отпраздновали тысячелетие крещения Руси. В Москву съехались представители всех христианских церквей мира, делегации различных религий и религиозных объединений, общественных организаций, посланцы более чем ста стран. Русская Православная церковь принимала высоких гостей в Троице-Сергиевой лавре под Москвой. Здесь состоялся торжественный Собор – юбилейные выступления священнослужителей, посвященные тысячелетию крещения Руси.
Об этих необыкновенных торжествах возвестил колокольный звон, его волнующая мелодия не затихала над Москвой и ее окрестностями в течение двух дней – одиннадцатого и двенадцатого июня тысяча девятьсот восемьдесят восьмого года.
СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК
Старославянский язык понятен русскому культурному человеку как язык религии и древней славянской культуры. Русский литературный язык начиная с X века испытывал огромное влияние этого древнего славянского языка. Какова же его история?
Термин «старославянский» язык нельзя понимать буквально: это не старый славянский язык (как и не древнерусский и не общеславянский), а книжный язык, созданный на основе древнеболгарского диалекта первыми проповедниками христианства в славянских странах.
В IX веке на территории нынешней Чехии было славянское княжество Моравия. В 863 году моравский князь Ростислав обратился к императору Византии Михаилу с просьбой прислать людей, которые могли бы проповедовать христианство на славянском языке. Византийский император направил в Моравию ученых братьев Константина и Мефодия, хорошо знавших греческий и славянские языки, чтобы выполнить эту миссию.
Миссионеры перевели византийские богослужебные книги с греческого языка на хорошо известный им диалект древнеболгарского языка. Константин (который став монахом, взял имя Кирилл) создал для этого книжного языка славянскую азбуку, получившую впоследствии название «кириллица». Старославянский язык, как и славянская азбука кириллица, распространялся церковно-книжным путем вначале среди западных и южных славян. После крещения Руси это язык проник и в восточнославянскую землю. В эпоху Киевской Руси старославянский язык стал языком религии, письменной культуры, государственности. Вполне понятно, что он оказал положительное влияние на древнерусскую речевую культуру. Элементы старославянского влияния до сих пор прослеживаются в русском литературном языке, увеличивая его богатство и выразительность.
РОДНАЯ ПРИРОДА
Можно ли оставаться равнодушным к родной природе? Живете ли вы в пустыне или на взморье, окружает ли вас лесная тишь, или вы избрали широкую степь и каждый день вслушиваетесь, как шумит рожь на ветру,- все равно нельзя не любить природу. И не понимает этого разве тот, кто никогда не жил в деревне, не вставал с первым лучом и не спешил в поле, не бежал заросшей межой к лесной опушке и не слушал на заре пение птиц…
В творчестве русских писателей многие страницы посвящены описанию родной природы. Вспомним хотя бы одного из них, воспевшего красоту средней полосы России, Ивана Сергеевича Тургенева.
В рассказе Тургенева «Бежин луг» повествуется об интересном случае на охоте, происшедшем с самим автором. Возвращаясь с охоты, писатель сбился с дороги. Вечерняя заря догорала, и в воздухе почувствовалось дыхание сырости. На землю опускались вечерние тени и тишина.
Усталый охотник решил добраться до ближайшей опушки леса, но и там дороги не оказалось. Из-за туч выглянул серебряный серп луны. Ночь приближалась и росла, как грозовая туча. Человек медленно шел по траве, покрытой холодной росой, и его шаги глухо отдавались в застывшем, недвижимом воздухе. Но приходилось продвигаться вперед в тяжелом раздумье.
Слабый шорох кустов вызывал дрожь во всем теле, дуновенье ветра казалось чьим-то сдавленным шепотом. Заблудившийся с трудом различал предметы. Он старался заставить себя думать о благополучной развязке, но развязки не предвиделось.
Тогда, в отчаянье, охотник перестал искать дорогу и вглядываться в окрестность. Он пошел напрямик и глубокой ночью попал в общество крестьянских мальчишек, которые в поле стерегли коней.
ВОЛГА
Хороша Волга во время весеннего разлива, когда ее воды соединяются во многих местах с далеким горизонтом. Бескрайная, как море, затопив окрестные луга, стремительно и быстро катит она свои вешние воды. Правый берег покрыт белой нежной пеленой цветущих яблонь, вишен и черемухи. В кустах на островах заливаются соловьи.
Прекрасна Волга и летом под яркими лучами знойного июльского солнца. Ее гористый правый берег совсем не похож на левый, отлогий. Красноватые осыпи правобережных холмов отражаются в нежной синеве самой реки.
Хороша Волга и осенью. Изумительно ярки краски прибрежных лесов. Леса стоят багровые, как бы окутанные золотистой паутиной. По утрам туман окутывает белой дымкой реку, берег, плывущие по Волге суда. От реки веет холодком. Днем воздух прозрачен и свеж. Вечерами не видно рыбачьих костров, не видно любителей поплавать на волнах проходящих пароходов.
Зимой Волга спит, укрывшись белоснежным пологом. Хорош этот убор реки, но длинны зимние вечера, а дни коротки. И хочется, чтобы природа, а с ней и река побыстрее проснулись.
ДЕБЮТ
Известный русский певец Федор Иванович Шаляпин в 1901 году был приглашен в Милан для репетиций оперы композитора Бойто «Мефистофель» в театре «Ла Скала». Шаляпину была поручена главная партия в надежде на то, что его знаменитый бас поможет публике оценить оперу, которая после шумного провала не ставилась в течение 32 лет и сейчас, в сезон 1900/01 гг., в театре возобновилась.
Репетиции шли в продолжение двух недель, подготовка спектакля была очень сложной. Все певцы, как это было принято в их творческом коллективе, репетировали вполголоса, но от Шаляпина, которого здесь еще не знали, дирижер Артуре Тосканини потребовал пения в полный голос. Шаляпинский бас показался всем, кто присутствовал на репетиции, таким могучим, что они были потрясены. С нетерпением актеры и публика ожидали премьеры.
Наступил вечер первого представления. Нарядная толпа шумно входила в партер, поднималась на балкон, размещалась в ложах.
Мефистофель-Шаляпин вышел на сцену в прологе. И этот первый выход певца, его красивый голос, высокая фигура, естественность и выразительность движений произвели огромное впечатление на публику.
Когда Шаляпин окончил свою партию, ему показалось, что на него обрушилась лавина, такой шум поднялся в зале. Это были аплодисменты в честь его таланта и приветственные крики в адрес певца.
После пролога Шаляпину снова была устроена шумная овация. С каждой картиной успех его возрастал.
Партнером Шаляпина был Энрико Карузо, тогда тоже, как и Шаляпин, молодой еще, начинающий певец. Спектакль стал триумфом и для него. Но русский бас был на особом положении, так как публика «Ла Скала» особенно взыскательна к неизвестным ей приехавшим на гастроли певцам. Этот вечер для молодого русского артиста закончился блистательным успехом.
НА ВОЛГО-ДОНЕ
Здесь берет начало Волго-Донской судоходный канал…
Из затона канал идет по долине реки Сарпы, вдоль Сарпинских озер и вливается в балку Солянку, что подступает к водоразделу. Дальнейший его путь пролегает по речкам Червленая и Карповка, притокам Дона. У города Калача канал достигает Дона.
Исполнилась вековая мечта русского народа о соединении двух великих рек!
На север от трассы канала в снежных далях теряются истоки рек Иловли, впадающей в Дон, и Камышинки, впадающей в Волгу. В верховьях эти степные, небогатые водой речки сближаются, и расстояние между ними не более 5 километров. В народе этот участок зовется «переволокой». С давних пор водораздел использовался для переправы с Волги на Дон и обратно. Легкие суда поднимали вверх по течению Камышинки, вытаскивали на берег, тянули волоком к верховью Иловли и по ней спускали в Дон.
Труд русских бурлаков был не легок. Кто не задумывался об этом, глядя на картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге»? Теперь профессия бурлака ушла в мир преданий. Отзвуком далекого прошлого нам кажутся и замечательные слова Н.А. Некрасова: «Выдь на Волгу: чей стон раздается над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется- то бурлаки идут бечевой!..»
НА БАЙКАЛЕ
С невольным волнением приближаешься к гигантскому озеру. Вот вдали начинает раскрываться его величественная панорама. Вблизи кажется, что стеклянная поверхность Байкала расстилается необъятно широко. Повсюду сквозь прозрачную воду видишь, как на дне меж подводными камнями копошатся небольшие раки, вьются веселые, неугомонные стайки рыб.
Неровное дно Байкала представляет собой не что иное, как систему подводных горных хребтов. Южная часть Байкала неширокая и неглубокая, центральная значительно глубже. После многих землетрясений дно озера подверглось неоднократным изменениям.
Со всех сторон вливаются в Байкал триста семьдесят два притока, а вытекает из него лишь одна Ангара, полноводная и бурная. Загадкой является неизменная температура воды в любом месте озера.
БОЛЬШОМУ ТЕАТРУ ДВА ВЕКА
В Москве издавна любили музыкальные представления. Поэтому задолго до создания Императорского Большого театра богатые дворяне заводили у себя в имениях домашние театры, где играли свои же актеры. Представления могли начаться засветло и длились дотемна, пока хозяин и его гости досыта не насмотрятся на игру талантливых крепостных. А если кто-нибудь сгоряча очень хвалил какой-то эпизод, его могли повторить, играя заново всю сцену. Ведь это были частные театры, и все в них было запросто.
Изредка в Москву приезжала издалека на гастроли итальянская опера, а потом снова выступала русская музыкальная труппа, которая была создана при Московском университете. Но москвичи мечтали о постоянном театре.
В 1775 году князь Петр Урусов решил организовать постоянный русский театр. Сперва он подал императрице Екатерине II прошение о выдаче ему привилегии на содержание в Москве театра, а уж потом приступил к его созданию.
Днем основания Большого театра считается 28 марта 1776 года. В этот день в деревянном зале был дан первый спектакль. Сначала театр размещался в доме, наскоро пристроенном к дворцу одного из московских аристократов. Но успех труппы был настолько велик, что Урусов построил для нее большое каменное здание. Однако новое помещение театра вскоре начисто сгорело.
Со дня основания театра и до 1856 года в нем так часто случались пожары, что этот дом приходилось сызнова отстраивать не один раз. Здание, в котором сейчас размещается Большой театр, было восстановлено в 1825 году по проекту знаменитого Карло Росси и в 1856 году заново перестроено в последний раз после очередного пожара.
М.В. ЛОМОНОСОВ
Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский ученый. Способность Ломоносова в своих трудах опережать целые десятилетия, его глубокая любовь к своему народу, смелость в разрушении старых взглядов – все эти черты делают его близким нам. Гений Ломоносова проявился в различных областях науки и искусства: в истории и астрономии, в химии и минералогии, в живописи и в поэзии.
Уже с детства Михаил Ломоносов начинает тяжелую, полную трудностей жизнь. Десятилетним мальчиком сопровождает он отца в его далеких, часто опасных путешествиях. Природные явления сурового климата, разливы реки Северной Двины, разрушение водой речных берегов, ледяные горы Северного Ледовитого океана, величественное зрелище северного сияния – все это сохранилось в его памяти навсегда. Огромное стремление к знаниям, желание познать тайны природы, неисчерпаемые запасы духовной энергии – все это заставило его в юношеские годы уйти из родного селения в Москву. Сначала здесь, а потом за границей он стал учиться, учиться, учиться… Тяга к знаниям и упорный труд, а еще огромные способности сделали его выдающимся ученым.
СТАРЫЙ КОЛОКОЛ
Среди развалин древнего Херсонеса висит, раскачиваясь над морем, колокол, установленный на невысоких, но прочных столбах, пропитанных смолою. Как ни густы бывают осенние туманы, моряки, возвращаясь к родным берегам, находят дорогу по размеренным, неторопливым ударам этого колокола.
Когда-то этот колокол, на котором высечены подлинные греческие письмена, был захвачен чужеземцами и едва ли не сто лет был на чужбине, оставаясь в забвении, пока не вернулся на родину. Теперь он здесь.
Когда погода безветренна, смотритель, не торопясь, надевает форменную кепку и поношенный плащ и идет к морю. Когда он возвращается, запах моря сменяется запахом дыма от костра и печеной в нем картошки. Но в штормы старик предпочитает оставаться дома, сидя у огня и вспоминая былое.
Весной штормы случаются реже, и ветер тогда дует не холодный, а теплый и ласковый. Но и от него колокол, едва раскачиваясь, поет. Тяжелый, почти не двигаясь от ударов, он гудит обиженно и приглушенно, омываемый волной. А когда море не достает до него, под ветром он звенит весело и громко.
К колоколу приходят не занятые службой моряки, они любят слушать его неумолкающий гул, думая о чем-то своем.
А на берегу, где когда-то был древний Херсонес, населенный неутомимыми торговцами, ремесленниками и моряками, в развалинах старинных построек теперь никто не живет. И странным отсюда кажется море, почти неподвижное и ровное.
Если вам удастся побывать в этих местах, вслушайтесь в тишину. Вам почудится размеренный, звонкий или приглушенный, загадочно-таинственный звук. Не удивляйтесь, вы слышите доносящийся до вас издалека голос древнего колокола.
А.В. СУВОРОВ
Александр Васильевич Суворов происходил из небогатого дворянского рода. По воспоминаниям родственников мальчик не отличался ни здоровьем, ни хорошим сложением. Казалось бы, какие тут могли быть мечты о военной службе! Но к досаде родителей ребенок рано пристрастился к военным наукам. Разумеется, этому отчасти способствовали увлекательные рассказы о Петре I отца, его гостей и просто случайных посетителей.
Мальчик с жадностью накинулся на жизнеописания великих полководцев прошлого: Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря и в мечтах неоднократно видел себя на поле сражений. В его детской появляются военные предметы и все относящееся к военному делу планы сражений, географические карты, глобусы. С целью тренировки он приучает себя вставать на рассвете, купается в реке до заморозков, часами остается на морозе в легкой одежде.
Ни уговоры, ни убеждения, ни даже угрозы родителей – ничто не могло отклонить Александра от намеченной цели. Настойчиво и упорно он продолжал готовить себя к суровой походной жизни, но вначале ни от кого не получал поддержки для осуществления своей мечты. Наоборот, все казалось, готовы были отговорить его от бессмысленных мечтаний, как некоторые из родных называли его планы.
Но мальчик был непоколебим и с исключительным упорством добивался своего. Родители, наконец, уступили. Александр был приписан в рядовые Семеновского полка. С этого момента начинается новая, полная трудов и величия жизнь гениального русского полководца.
НЕИЗВЕСТНОЕ О С.Я. МАРШАКЕ
Мало какой писатель пользуется такой известностью, как Самуил Яковлевич Маршак. Его слава как детского поэта и переводчика совершенно затмила его как лирического поэта. Редко кто был так обильно издаваем, столь знаменит, но и редко кто испытал на себе такой шаблонный подход, как этот замечательный мастер. Сегодня уже почти не упоминается его философская поэзия, выстраданная десятилетиями глубокой внутренней работы. Не всем нынче известно, что увенчанный славой мэтра, награжденный Государственной премией, такой, казалось бы, благополучный Маршак чудом избежал репрессий…
Он, посвятивший себя взращиванию молодых поэтических дарований, знал не только почитание, но и предательство учеников. Он, прославленный, эталонный художник, чьи произведения при жизни вошли в хрестоматии и антологии, не получил объективного освещения в библиографических и исследовательских работах. Официальному литературоведению он был угоден как мастер, но не как яркая личность, совестливая и самостоятельно мыслящая.
Полезен был Маршак-переводчик, обогативший русскую словесность переводами с английского и других языков, однако оказались нежелательными, не соответствующими дозволенным стандартам его библейские переводы. И уж вовсе печально, что даже начало его литературного пути в справочных изданиях обозначалось неверно и датировалось 1907 годом. Между тем в зарубежных библиографиях четко указывалось: первое стихотворение Маршака было опубликовано в журнале «Еврейская жизнь» (1904, №6), а у нас лишь в пятом томе указателя «Русские писатели и поэты» (Л., 1991) наконец-то приведены эти сведения.
Оригинальная – не переводная – лирика Маршака публиковалась, в отличие от детской поэзии, очень мало.
НА ОТКРЫТИИ ПАМЯТНИКА А.С. ПУШКИНУ
Когда я был еще подростком, мне посчастливилось быть свидетелем небывалого для того времени события и торжества: в центре Москвы во главе Тверского бульвара, перед широкой Страстной, ныне Пушкинской площадью, в 1880 году шестого июня открылся памятник Пушкину – первый памятник писателю. Обычно памятники воздвигались на улицах Москвы только царям, и это отметил присутствовавший на торжестве Островский. Он метко сказал: «Сегодня на нашей улице праздник!» Помню хорошо красивую голову маститого писателя Тургенева с пышными седыми волосами, стоявшего у подножия монумента, с которого торжественно только что сдернули серое покрывало. Не забыть восторг всей громадной толпы народа, в гуще которой находился и я, тринадцатилетний юнец, восторженный поклонник поэта.
«Кто же из литераторов выступит на этом необычном торжестве?» - думал я с волнением. Кто-то объявил: «Слово предоставляется…» Я не расслышал имени оратора.
Помню сухощавую фигуру Достоевского и необычайное впечатление от произнесенной им речи. Речь была сказана не здесь, на площади у памятника, а в Колонном зале нынешнего Дома Союзов. Создатель памятника, одного из лучших по простоте, красоте и выразительности, Александр Михайлович Опекушин – выходец из простого народа, из крепостной крестьянской семьи, сперва самоучка, затем признанный художник и, наконец, академик.
( По Н.Д. Телешову)
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА
Одно из наиболее красивых зданий в Москве – Российская государственная библиотека. Она находится в самом центре Москвы, недалеко от Кремля и старого здания Московского государственного университета имени Ломоносова.
Библиотека была основана в 1862 году и вначале помещалась в здании Румянцевского музея. Библиотека носила имя Румянцева, так как большая часть книг и рукописей была собрана самим графом. Эта библиотека стала очень популярной в России. Великие русские ученые, политические деятели, писатели приходили сюда работать.
В 1930 году для расширения библиотеки было построено новое здание. Сейчас в ней хранится около 24 миллионов печатных изданий на 185 языках мира. Книги размещены в огромном 18-этажном книгохранилище. Если все полки, на которых хранятся книги, вытянуть в одну линию, они составят 125 километров.
В читальные залы и внутренние помещения библиотеки ведет широкая лестница. В двадцати двух залах могут одновременно заниматься 2400 человек.
Общий читальный зал библиотеки рассчитан на 500 человек. Есть специальный научный читальный зал, зал текущей периодики, где можно получить любую газету и любой журнал. Книги, которые пользуются у читателей большим спросом, находятся в специальных помещениях и выдаются в течение нескольких минут. Читатели могут сами подходить к полкам и выбирать нужную литературу. За день библиотеку посещает около 6 тысяч 600 человек, которым выдается до 30 тысяч книг.
Памятник Пушкину
В Москве на широкой площади стоит во весь рост на высоком пьедестале чудесная бронзовая фигура. Это памятник Александру Сергеевичу Пушкину.
Памятник создан скульптором А.М.Опекушиним в 1880 году. Все российские газеты того времени сообщали, что памятник сооружается на собранные народом деньги. Москвичи решили поставить памятник в центре города на бульваре. Ведь поэт родился в Москве, здесь прошла почти треть его недолгой жизни.
Открытие памятника Пушкину превратилось большие торжества. На этом празднике присутствовали И.С.Тургенев, А.Н.Островский, Ф.М.Достоевский и другие русские писатели, товарищи по перу. Выступали с речами, посвящая любимому поэту самые добрые слова. Особенно отмечалась выдающаяся роль Пушкина в создании русского литературного языка. Участники торжества признали поэта родоначальником прогрессивной русской литературы ХΙХ века.
Москвичи и сейчас любят посещать сквер на Пушкинской площади, где стоит этот замечательный памятник. На граните его постамента высечены слова:
«Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой».
Эти слова поэта сбылись: творчество его известно любому русскому человеку. Стихотворения Пушкина изучают в школе, его слова повторяют в трудные и счастливые часы жизни. Широко известны, например, такие пушкинские крылатые слова: «Любви все возрасты покорны»; «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей»; «Мечты, мечты, где ваша сладость?»; «Я помню чудное мгновенье»; «Гений чистой красоты»; «Ещё одно последнее сказанье, и летопись окончена моя» …
.
Замечательный композитор
Модест Петрович Мусоргский принадлежит к славной когорте русских композиторов ХΙХ века.
М.П.Мусоргский родился в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии в семье помещиков, его бабушка была крепостной крестьянкой, мать происходила из небогатой, но образованной семьи. В детстве она смогла научиться музыке и искусно играла на фортепиано. Одарённая пианистка, она была первой учительницей музыки своего сына.
Детские годы Мусоргского прошли вдали от городской суеты, в дворянской усадьбе. Его воспитательницей была няня, преданная и любящая женщина, которя знала множество песен и сказок. Именно её сказки, как вспоминал впоследствии композитор, послужили для него главным импульсом к музыкальным ипровизациям в то время, когда он не имел ещё и понятия о самых элементарных правилах игры на фортепиано. Эти воспоминания отражены им в некоторых номерах вокального цикла «Детская».
В 1849 году Мусоргского отвезли в Петербург и отдали в немецкую Петропавловскую школу. Одновременно он стал заниматься музыкой у известного в то время педагога А.Герке. Затем Мусоргский поступил в школу гвардейских офицеров и окончил её.Он вёл светский образ жизни, развлекался, танцевал на балах, пел партии из модных итальянских опер, страстно импровизировал танцевальную музыку.
Офицерская служба отвлекала от творчества. Поэтому в 1858 году Модест Петрович выходит в отставку и всецело посвящает себя музыке. Он пишет лучшие свои произведения – оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» (она завершена Римским-Корсаковым). В них отразился интерес автора к народным движениям, его глубокие симпатии к демократическим настроениям в России.