© 2017, k1997_12 30906 454
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Сборник экскурсий в природу как средство формирования экологической грамотности учащихся 1 класса на уроках окружающего мира
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»
Сборник экскурсий в природу как средство формирования экологической грамотности
учащихся 1 класса на уроках окружающего мира.
Камышлов, 2017
Сборник экскурсий направленных на формирование экологической грамотности младшего школьника/ сост. Е.Р. Кузнецова – Камышлов: ГБОУ СПО СО КПК
Данный сборник представляет собой комплекс экскурсий, направленных на формирование экологической грамотности младших школьников.
Разработанные конспекты экскурсий могут быть использованы педагогами младших классов на уроках и во внеурочных занятиях.
Руководитель: Федосеев И.П., преподаватель естественно-научных дисциплин
Рецензент: Семенова А.В.
Процесс познания мира невозможен без ощущений. Именно они «поставляют» человеку сведения о предмете. Всем известно значение чувственного познания - от него зависит развитие разнообразных сфер личности человека: познавательной деятельности (умения наблюдать, давать полную сенсорную характеристику объекту), личностных качеств (любознательности, внимательности и др.). Всё это ставит перед учителем задачу - уточнить сенсорный опыт школьников, устранить недостатки его развития, научить детей использовать его. А это возможно только при непосредственном соприкосновении с природой. В начальной школе рекомендуется проводить различные экскурсии, рассчитанные на урок.
Экологическое образование – одно из направлений реализации Программы духовно - нравственного развития и воспитания в начальной школе и Программы воспитания и социализации в основной школе ФГОС.
Большое познавательное и воспитательное значение по изучению окружающего мира имеют экскурсии. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки.
Целью данного сборника экскурсий является: подбор и систематизация экскурсий в природу направленных на формирование экологической грамотности младших школьников.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Личностные: формирование бережного отношения к природе.
Метапредметные:
коммуникативные: развитие умения сотрудничать с одноклассниками и учителем;
Познавательные: развитие умения использование различных способов поиска, развитие наблюдательности, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
Регулятивные: формирование умения оценивать свое поведение.
Предметные: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности.
Структура сборника экскурсий: титульный лист, оглавление, введение, тематический план, конспекты экскурсий, список литературы.
Данный сборник экскурсий разработан для 1 класса.
Календарно-тематическое планирование экскурсий в природу 1 класс
Тема | Цель | Сроки | Объект |
Балл осенних листьев | расширение у обучающихся представлений о листопаде, разнообразии и пользе опавших листьев | Октябрь | Аллея |
Осенняя экскурсия на школьный двор | формирование у обучающихся знания о сезонных изменений в природу | Ноябрь | Школьный двор |
Изменения в природе | формирование умения у учащихся наблюдать за изменениями в природе зимой | Декабрь | Школьный двор |
Ранняя весна | формирование умения у учащихся видеть отличия живой и неживой природы, происходящих ранней весной | Март | Школьный двор |
Мир, который меня окружает | формирование умения у учащихся видеть отличия живой и неживой природы | Март | Школьный двор |
Весеннее пробуждение природы | формирование представления о состоянии природных объектов и явлений, происходящих в природе в весенний период | Апрель | Аллея |
Весна. Май | обогатить учащихся предметными знаниями о признаках весны с учетом местного природного окружения | Май | Школьный двор |
Экскурсия в природу для 1 класса «Бал осенних листьев»
Цель: расширение у обучающихся представлений о листопаде, разнообразии и пользе опавших листьев
Обучающие задачи:
1. изучить один из законов развития природы — листопад;
2. расширить представления о пользе опавших листьев;
3. познакомить обучающихся с лиственницей;
4. сформировать правильное представление об окружающем мире.
Воспитательные задачи:
1. получать эстетическое наслаждение от общения с природой;
2. прививать любовь к родному краю, к природе;
3. способствовать сплочению коллектива посредством совместной творческой деятельности;
4. воспитывать у слепого и слабовидящего ребёнка потребность в общении с природой.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. развивать стремление к познанию, наблюдательность, память, внимание, связную речь;
2. формировать наглядно практическое мышление;
3. формировать навыки пространственной ориентировки;
4. развивать творческие способности обучающихся и умение работать в группе;
5. формировать у обучающихся умения и навыки осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира.
Ход экскурсии: занятия.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Методы и приёмы |
Вводная часть. | Ребята, сегодня наш привал мы проведём на улице и будем говорить о …. А впрочем, о чём, вы должны догадаться сами. Послушайте стихотворение. |
-О листопаде
-Да/нет
|
-умение слушать друг друга
|
|
Основная часть | Беседа об осенних листьях.
|
- Ответы детей
- Ответы детей
-Ответы детей
-Ответы детей
-Да. Дерево имеет хвоинки
- Группами. Пучками -Она мягкая, неколючая. Иголки в некоторых местах жёлтые, они опадают - Лиственница
- Дети собирают опавшие листья деревьев, составляя различные осенние букеты | -умение слушать друг друга
-формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. -формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. -умение слушать друг друга -проявляют учебно – познавательный интерес к новому материалу через практическую деятельность.
| Практический метод Наблюдение Беседа Игровой метод
|
Тренинг | А теперь наш тренинг. Закрыли глаза, повторяем за мной. «Ярко светит солнце. Дует лёгкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышутся травы луга. Надо мною гордо кружатся птицы. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром природы. Я хочу жить в мире с природой. Я буду другом и защитником всему живому». | -Повторяют за учителем |
|
|
Залючительная часть | Составление из листьев коллективного панно «Осенний лес». - Что нового узнали на экскурсии? | -Работа в группах
- Ответы детей | -формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Практическая работа Работа в группе Беседа |
Экскурсия для 1 класса по теме «Осенняя экскурсия на школьный двор».
Цель: формирование у обучающихся знания о сезонных изменений в природу
Планируемые результаты:
Предметные результаты: формирование представлений об осенних изменениях осенью.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на экскурсии.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других.
Личностные результаты: формирование умений наблюдать о сезонных изменениях; развитие наблюдательности, внимания и логического мышления; развитие бережного отношения к природе.
Оборудование: лупы
Ход экскурсии:
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Методы и приёмы |
Водная часть | Сегодня мы находимся на дворе нашей школы. Ребята, посмотрите вокруг, рассмотрите внимательно! - Сравните природу сентября с природой в ноябре? В чем есть различия? - как вы думаете, почему так происходит? | Приветствие с учителем Рассматривают окружающую природу
- сейчас природа серая, а в сентябре есть листья, больше птиц и насекомых…. - природа готовится к зиме. | -умение слушать друг друга
| Беседа Наблюдение |
Основная част | Повторение правил поведения в природе. И так давайте выполним не большое задание. Для начала нам нужно разделиться на три группы. Iгруппа – собирает листья, затем мы вместе отгадаем к какому дереву принадлежит лист. IIгруппа – пытаются найти, где могли бы спрятаться насекомые. IIIгруппа – красивые сухие веточки. Сбор длится 5 – 7 минут. Игра «узнай дерево» Сравнение листьев с листьями, собранными в сентябре. А сейчас давайте пройдем в класс и представим результаты своей работы. | - не ломать ветки, не кричать….
Первая группа - собирает листья. Вторая группа – с помощью лупы пытаются найти место, где могли спрятаться насекомые. Третья группа – собирают красивые сухие веточки для подделок.
Ребята возвращаются в класс, подготавливают выступление на 2-3 минуты, в котором рассказывают о своей работе на экскурсии. | -проявляют учебно – познавательный интерес к новому материалу через практическую деятельность. -договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.
| Практическая работа Работа в группах Наблюдение Игровой метод
|
Экскурсия для 1 класса по теме «Изменения в природе»
Цель: формирование умения у учащихся наблюдать за изменениями в природе зимой.
Планируемые результаты:
Предметные: определять основные отличительные признаки объектов природы зимнего периода( 1-я линия развития-уметь объяснять мир)
Метапредметные:
Регулятивные: высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником; отличать верно выполненное задание от неверного; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей)
Оборудование: коробка, линейка, деревянная лопатка, карандаш, блокнот, градусник, гуашь, кисти, баночка с водой, кормушки.
Ход экскурсии:
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Методы и приёмы | ||||||||||
Вводная часть
| 1. Определяется место в зимнем лесу, где будет проходить экскурсия, уточняется, какой наглядный материал смогут собрать учащиеся для использования его на предметных уроках. 2. Накануне проводится вводная беседа по следующим вопросам: – Вспомните, какой был лес поздней осенью. – Какие изменения произошли в природе с приходом поздней осени? – Что вы заметили в лесу на осенней экскурсии? – Какие деревья сбрасывают листья на зиму, а какие – нет? 3. До экскурсии учащимся даются задания: – понаблюдать за птицами; – присмотреться, какие животные живут в лесу зимой, определить их по внешнему виду, следам; – собрать природный материал (шишки, опавшие ветки, кору). |
- листья желтели, осыпались - птицы улетают, деревья становятся голыми… - ответы детей - елка, сосна не сбрасывает Запоминают задания |
формирование умения слушать и понимать других
|
беседа
| ||||||||||
Основная часть | 1. Наблюдения за неживой природой. Придя с детьми во двор, заполняют таблицу: а)
б) – Поймайте снежинку на рукавичку и рассмотрите ее, а теперь – на ладонь. Что произошло со снежинкой? – Попробуйте зарисовать снежинку (зарисовывают в блокнотах). в) Попытайтесь изобразить "цветы" зимы. При помощи смешения гуашевых красок (красный плюс белый - розовый, розовый плюс желтый - оранжевый и т.д.) можно расписать цветами зимнюю природу (краски разливаем в баночки по оттенкам, используем в рисовании кисти для фона).
Фотографируем с обучающимися произведения "Цветы зимы". 2. как вы думаете, чем питаются птицы зимой? Сложно ли им достать еду? Для этого мы с вами развесим наши кормушки. 3.игры на свежем воздухе. У медведя во бору Эта игра — одна из разновидностей салочек. Дети делятся на две команды. Каждая команда выбирает себе «медведя». «Медведь» отправляется к себе в берлогу (на противоположную сторону площадки). В это время остальные игроки бегают и поют: «У медведя во бору грибы-ягоды беру. А медведь не спит и на нас рычит». На последних словах «медведь» должен выбежать из «берлоги» и поймать как можно больше игроков, которые, в свою очередь, убегают в домики на противоположной стороне площадки. Побеждает та команда, чьих участников «медведь» поймал меньше. Пришла зима Задача участников этой игры — быстро и четко показывать то, что говорит ведущий. Все игроки выстраиваются в большой круг. Ведущий говорит: «Пришла зима» — все прыгают на месте. По команде «Пошел снег» все должны встать на месте и покружиться вокруг себя, подняв руки вверх. Команда «Завыла вьюга» — все бегут по кругу. По сигналу ведущего «Началась метель» игроки стараются идти на полусогнутых ногах. «Намела метель сугробов» — все должны присесть, наклонить голову и обхватить ноги руками. Сначала ведущий произносит команды медленно, затем все быстрее и быстрее. Участник, который замешкался или выполнил другое действие, выбывает из игры. Капельки и льдинки Кто-нибудь из взрослых выбирается водящим — Дедом Морозом. У него в руках должен быть волшебный посох (например, ветка или палка). Все остальные игроки — это капельки в реке. Задача водящего — заморозить все капельки. Для этого ему нужно дотронуться до игрока волшебным посохом, и замерзшая капелька должна застыть на месте. Но не все так просто: ведь «теплая» капелька может отогреть замороженного. Для этого капельке нужно дотронуться до льдинки, поэтому Деду Морозу придется изрядно потрудиться, чтоб превратить в лед всю речку. Возвращаются в класс. |
Ребята заполняют таблицу, записывая и зарисовывая описание
Зарисовка снежинки в блокнот
Выполнение задания
- им сложно доставать еду. Они питаются остатками растений, семенами….
Игры на свежем воздухе
| формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме
|
Наблюдение
Практический метод
Наблюдение
Беседа
Игровой метод
Игровой метод | ||||||||||
Заключительная часть | В ходе обобщающей беседы выясняются изменения, которые происходят в неживой и живой природе с приходом зимы. – Что мы сегодня наблюдали? – Что нового узнали? – Где были на экскурсии? – Какие изменения в природе вы заметили? Вывод: жизнь в природе зимой продолжается. |
- за природой зимой -ответы детей - в лесу | формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | беседа | ||||||||||
Домашнее задание | (выборочно). а) Зарисовать в тетради или альбоме красивую снежинку. б) Описать внешний вид животного, птицы, которых вы видели в лесу. в) Можно составить рассказ об экскурсии по плану: 1. Тема экскурсии. 2. Отличие осенней экскурсии от зимней. 3. Причины изменений в природе. г) Изготовить с помощью родителей кормушки. | Записывают домашнее задание |
| словесный |
Экскурсия для 1 класса по теме «Весеннее пробуждение природы»
Цель: формирование представления о состоянии природных объектов и явлений, происходящих в природе в весенний период.
Планируемые результаты:
Предметные: называть основные приметы Весны; оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Метапредметные:
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться выполнять различные роли в группе.
Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения; оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Оборудование: лопатка, лупа, рабочая тетрадь.
Ход экскурсии:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Методы и приёмы |
Вводная часть
| Ребята, посмотрите в окно, какая сегодня погода? Есть солнце или нет? Какое небо? Идет снег или тает? Какое время года сейчас? Да, верно! За окном у нас весна. Сегодня мы с вами пойдем на экскурсию, в школьный двор. Ребята, вспомните на какие экскурсии мы уже ходили? За какими объектами мы уже наблюдали? Как вы думаете, за чем или за кем, мы сегодня будем наблюдать? Давайте с вами составим план, а я запишу его на доске. План на доске:
Перед тем как идти на экскурсию, нам нужно разделиться на несколько групп. 1 группа. Будет наблюдать за признаками весны. То есть, какая погода на улице? (холодно, тепло, прохладно, морозно) На улице пасмурно или ясно, светит солнце или нет? Есть осадки например(снег, дождь, нет осадков)
На улице сильный ветер или совсем нет ветра? Будут ответственными за это (Ф.И ученика) 2 группа Определите, чем покрыта земля. Например: снегом, льдом, травой местами? 3 группа Обратить внимание на явления природы. есть ли оттепель? Появления проталин? Сосульки? Будут ответственными за это (Ф.И) 4 группа Определите, как выглядят деревья. Есть ли листва или нет? Набухли почки или еще рано? Распустились почки? 5 группа Определите, как выглядят травы. Покрыты снегом? Появилась зеленая трава? Появились первые цветы? 6 группа
Определите, каких встретили птиц. | Ответы детей: -на улице сегодня уже теплее, есть, ясное, есть облака, снега нет, все тает с крыши, есть сосульки. Сейчас Весна.
- на зимнюю.
Ответы детей.
-за природой. Составляют план.
-Наблюдение за признаками погоды. -Наблюдение за земляным покровом. -Наблюдение за явлением природы -Наблюдение за растениями. -Наблюдение за птицами. -Выявление различий с признаками, характерными для зимнего периода.
Слушают. Делятся 6 на групп.
Выбирают ответственных. 1группа-будут определять погоду на улице
2 группа Выбирают ответственного. Определяют чем покрыта земля
3 группа. Выбирают ответственного. Обращают внимание на явление природы
4 группа Выбирают ответственного. Наблюдают как выглядят деревья
5 группа. Выбирают ответственного. И рассматривают как выглядит трава
6 группа. Наблюдают за птицами | Формирование умения слушать и понимать других -формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;
Формирование умения определять цель деятельности на уроке;
-Формирование умения слушать и понимать других. -формирование умения совместно договариваться о правилах общения и поведения
| Беседа
Наглядный метод(план на доске)
Беседа.
|
Основная часть
| А сейчас одеваемся и выходим в школьный двор. Давайте с вами повторим правила поведения на улице, на природе?
Ребята, посмотрите вокруг, что у нас изменилось по сравнению с зимой? Обратите внимание на небо, есть ли облака? Или на улице пасмурно? Что вы видите на крыши школе? Лежит снег или появились сосульки? Посмотрите, чем покрыта земля? Ребята, а как вы думаете, какая трава под снегом, давайте немного я раскопаю, а вы посмотрите. Какая трава? Ребята, местами есть лужи, от чего они появились? А сейчас давайте пройдем, по улице и посмотрим на деревья, каких вы птиц уже увидели? Кто увидел, тот говорит громко. Ребята, а вот посмотрите на дерево? Что это? Ребята, давайте ближе подойдем к дереву, посмотрите на дерево. Появились ли почки на деревьях? Есть ли листочки? А сейчас, давайте с вами вернемся в класс. И подведем итоги, каждой группы. | Одеваются, выходят в школьный двор.
-правила поведения на улице: не убегать от учителя, не ломать ветки деревьев, не ходить под крышами, потому что есть большие сосульки, не толкать друг друга. Все тает, появились сосульки, появились лужи, прилетели другие птицы, стало теплее. Есть немного облаков, на улице ясно и есть солнце.
Сосульки, снег тает от солнце.
Землю покрыта небольшими сугробами, почти все растаяло, есть проталины местами. Под снегом, зеленая трава.
Растаял лед, от солнца.
Таких птиц как: ворона, воробей.
Перечисляют птиц, которых видели. На дереве старое гнездо, птицы сделали. Это дерево тополь. Нет, почек еще нет, еще на слишком тепло, рано. Листочков нет.
Возвращаются в класс.
| Формирование умения слушать и понимать других. формирование умения совместно договариваться о правилах общения и поведения
Формирование умения выявлять сущность особенности объектов.
Проявляют учебно – познавательный интерес к новому материалу через практическую деятельность.
| Беседа
Практическая работа
Опрос Наблюдение
|
Заключительная часть
| А сейчас, я посмотрю, кто же был самым внимательным на экскурсии, откроем тетради. Каждая группа нарисует, затем чем они наблюдали. Затем идет обсуждение. | Работают самостоятельно в рабочей тетради, подводят итог. Затем проверяют вместе. | - формирование умения на основе анализа объектов делать выводы. -формирование умения классифицировать по признакам | Рабочая тетрадь, самостоятельная работа, фронтальная работа, беседа. |
Планируемые результаты:
Предметные: называть основные приметы Весны; оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения); формировать умения отличать живую природу от неживой.
Метапредметные:
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться выполнять различные роли в группе.
Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения; оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Оборудование: термометр, лупа, лопаточка.
Место проведения: ближайшие окрестности школы Ход экскурсии:Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Методы и приёмы | |
Вводная часть | Здравствуйте, ребята! Давайте друг другу пожелаем удачного дня! Перемена пролетела, Тихонечко присаживаемся и начинаем наш урок. - Ребята, сегодня мы идем на экскурсию в природу, которая будет проходить на пришкольном участке. Тема нашей экскурсии «Ранняя весна» Обратите внимание на доску, здесь прописаны задачи. - Давайте прочитаем, какие задачи мы сегодня попробуем решить во время экскурсии в природу. Задачи урока:
- На экскурсии нам понадобятся термометр, лупа, блокнот и карандаш. - Ребята, а как нужно вести себя во время экскурсии? Правильно, молодцы ребят, мы обязательно должны это соблюдать! А сейчас нам нужно поделиться на 3 микрогуппы. | Приветствие с учителем. Слушают. Слушают. 1)наблюдение за изменениями в неживой и живой природе 2)Очистка территории(на пришкольном участке) 3)Рассмотреть некоторые виды деревьев и кустарников 4)Наблюдение за поведением птиц Берут свои вещи, которые понадобятся на экскурсии. Проговаривают правила поведения. нельзя шуметь, громко разговаривать, распугивать птиц. Нужно бережно относиться к окружающим нас растениям. В классе делятся на три группы | Формирование слышать и слушать учителя Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. Обсуждают учебную цель и удерживают ее с помощью учителя. формирование умения осознано строить речевое высказывание в устной форме; -Используют знаково-символические средства (схемы); Учащиеся знакомятся с правилами поведения. | Стихотворение Наглядный метод (задача на доске) | |
Основная часть
| 1. Наблюдение за изменениями в неживой природе. - Какое сейчас время года? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка. Я раскрываю почки, - Ребята, а теперь посмотрите вокруг на то, как красива природа весной. Солнышко светит ярче и становится теплее и радостнее. Но не только у нас поднимается настроение. В затишье, на укромных лесных полянах, солнышко припекает, как летом. Подставишь ему одну щеку, хочется подставить и другую – приятно. Греется на солнышке и ель рогатая, густо, от маковки до подола, обвешанная старыми шишками. Греются березы – ластовицы, греется лесная детвора – верба. - Итак, ребята, мы с вами смогли заметить, что природа ранней весной имеет свои достоинства, а также мы немного полюбовались окружающим нас пейзажем. - А теперь перейдем к наблюдению за изменениями, которые происходят с приходом весны в неживой природе. Посмотрите на небо. Можем ли мы сейчас увидеть на нем солнце. Как оно расположено относительно этого дома? Давайте выполним зарисовку в блокнотах. Посмотрите внимательно на небо, каким цветом оно? Есть ли облака?
А с помощью чего мы можем определить температуру воздуха? Давайте измеряем вместе. - Есть ли сегодня ветер? Какой он по силе? - Есть ли сегодня какие-либо осадки? (Если да, то назвать какие). - Рассмотри поверхность почвы. Какая она? Чем она покрыта? - Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе? Наблюдение за изменениями в жизни растений. - А теперь рассмотрим растения. Внимательно посмотрите на деревья. Какого цвета кора? Есть ли листья? Можем ли мы назвать деревья голыми? Почему? Что мы можем увидеть в это время года на деревьях?
А сейчас мы будем с вами наблюдать.(Все вместе выбирают одно дерево и его рассматривают)
- Итак, какие изменения в жизни растений произошли с наступлением весны? Наблюдение за изменениями в жизни животных. (Наблюдение за птицами и насекомыми). Ребята, за это время пока мы находимся на улицу, кто увидел хоть одну птицу которая пролетала? Что за птица? Какой она окраски? Формы? Ребята, а как вы думаете, чем же питаются птицы? Верно ребята, а сейчас давайте перейдем к следующему заданию. Экологическая стоянка. - А сейчас мы внесем свой вклад в охрану природы. Для этого давайте соберем мусор на территории пришкольного участка. | Слушают, Отгадывают загадку. -Весна. -рассказывают стихотворения. Рассматривают вокруг. Слушают Солнце яркое, с южной стороны. Небо голубым цветом, облаков почти нет. С помощью термометра Измеряют. Ветра нет. Осадков нет Почва покрыта снегом, местами снег растаял и можем увидеть травку. Что природа просыпается, начинает все таять, появляется трава, местами зеленая Наблюдают. Кора коричневого цвета. Листьев еще пока что нет. Можем. Можем увидеть почки, которые скоро будут набухать Рассматривают березу. Береза относится к деревьям Листьев пока что нет. Листья обычно зеленого цвета, осенью желтого. Береза она лиственная, потому что у нее листья, а не иголки. Плодов нет, но есть семена(сережки) Кора дерева, серого цвета с черными точками. Весной деревья просыпаются, если погода теплая, то должны набухать почки, затем появляются листочки. Поднимают руки. Мы увидели воробья, ворону. Серой и черной окраски Остатками еды, насекомыми. Собирают мусор. Чистят территорию. ![]() | Личностные: Проявляют учебно – познавательный интерес к новому материалу через практическую деятельность. формирование умения осознано строить речевое высказывание в устной форме
Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.
Формирование умения слушать и понимать других -формирование умения оформлять свои мысли в устной форме; Проявляют учебно – познавательный интерес к новому материалу через практическую деятельность.
| Загадка Стихотворение Наблюдение Метод наблюдения. Беседа Наблюдение Практический метод. Метод наблюдения Беседа | |
Заключительная часть | Пришли в класс. - Ребята, после нашей экскурсии, давайте сделаем общие выводы о том, как изменилась природа весной., какие изменения в неживой и живой природе мы наблюдали на экскурсии. | Отмечают на карточке самостоятельно, затем проверяют совместно с учителем. -появляются почки, птицы прилетают, появляются проталины, растаял снег, появляется трава, становится теплее | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Беседа. Наглядный метод(карточка) | |
Домашнее задание | Возьмите ветку с почками любого дерева, опустите в банку с водой и поставьте на подоконник. Понаблюдайте, что произойдет. Сделайте зарисовки или фотографии. | -записывают в дневник. | | Беседа |
Экскурсия для 1 класс на тему «Мир, который меня окружает»
Цель: формирование умения у учащихся видеть отличия живой и неживой природы.
Планируемые результаты:
Предметные: определять основные отличительные признаки объектов природы весеннего периода( 1-я линия развития-уметь объяснять мир)
Метапредметные:
Регулятивные: высказывать своё предположение (версию); отличать верно выполненное задание от неверного; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей)
Оборудование: стихи об осени, цветные мелки.
Ход экскурсии:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Методы и приему |
Вводная часть | Ребята, сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-экскурсия. Мы отправимся в школьный двор. А еще мы станем художниками. Но об этом чуть позже. |
| формирование умения слушать и понимать других
|
Беседа
|
Основная часть | Ребята, посмотрите на наш школьный двор. Как красиво вокруг! Вот это все, что нас окружает, как можно назвать? - Верно. А назовите, что вы видите в нашем дворе? - А что из того, что вы перечислили сделали люди? - Ребята, все, что сделано руками человека, мы называем изделием. А что создано природой? - Но ведь природа тоже бывает разная. Вот дерево. Как вы думаете, оно живое или нет? Докажите. -А вот пролетел воробей. Он живой? Докажите. - А вот светит солнышко. Оно живое?
- Вот мы и пришли к тому, что природа бывает «живая» и «неживая». - Сегодня мы понаблюдаем с вами за природой. Какое сейчас время года? - Послушайте стихи об осени, которые расскажут нам ребята. 1) Уж тает снег... Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало; Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. А. Плещеев 2) Полюбуйся: весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят. Скоро гости к тебе соберутся, Сколько гнезд понавьют - посмотри! Что за звуки, за песни польются День-деньской от зари до зари. И. Никитин 3) Март Как только снег исчез, Пошли ребята в лес. Март посылает всем привет А с ним - подснежников букет! В Берестов 4) Весенняя сказка Дружно ударились рыбы об лед. И на реке начался ледоход. В. Берестов - Как красиво весной! Меняется все. И живая природа, и неживая. Скажите, как изменилась неживая природа? - А как изменилась живая природа?
- А как изменилась жизнь людей с приходом весны? - Все верно. | Окружающий мир.
Дети перечисляют. Называют. Называют.
Дети называют признаки живого: растет, дышит, питается… Доказывают. Нет, оно не дышит, не растет, не умирает, не размножается.
Весна.
Солнце начинает греть сильнее, но еще не как летом, небо кажется выше. Ветер дует часто. Дожди идут. Птицы прилетают. На деревьях появляются листья. Животные выходят из спячки. Зимнюю одежду снимаем на более легкую. |
формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формирование умения оформлять свои мысли в устной форме
|
Наблюдение
Беседа
Практический метод
Наблюдение
Беседа
|
Физминутка.
| - А теперь поиграем. Представьте, что вы листочки. Когда я скажу, что подул ветер, вы будете бегать, а когда скажу «тихо» - вы остановитесь.
|
| формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | Игровой метод |
Рисование на асфальте осенних деревьев.
| - А теперь нарисуйте цветными мелками на асфальте весенние деревья. Покажите всю красоту весенней природы.
| Рисуют в группах, выбранных по желанию детей. В итоге выбирается лучший рисунок. | формирование умения слушать и понимать других
| Практический метод |
Заключительная часть | Игра «Я – диктор». - Вот и подошла к концу наша экскурсия. Подведем итоги. Сейчас я буду диктором: расскажу вам о погоде весной, а вы должны будете отгадать, когда такая погода бывает – в начале весны или в конце. 1) Уважаемые радиослушатели! Сегодня солнечная, теплая погода. Легкий ветерок раскачивает ветки деревьев, небо безоблачное. Дождь не ожидается в течение всего дня. Температура воздуха 10-12 градусов тепла. 2) Уважаемые радиослушатели! Сегодня холодная, дождливая погода, порывистый ветер. Температура 2-3 градуса выше нуля. - А сейчас нам пора возвращаться. Весна только началась, и мы еще с вами понаблюдаем, какие изменения будут происходить в природе. |
Апрель, май, поздняя весна
Март, ранняя весна | формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формирование умения оформлять свои мысли в устной форме
|
Игровой метод
беседа
|
Экскурсия для 1 класса на тему "Весна. Май"
Цель: обогатить учащихся предметными знаниями о признаках весны с учетом местного природного окружения.
Планируемые результаты:
Предметные: развивать наблюдательность, умения целенаправленно использовать содержательный план наблюдений.
Метапредметные:
Регулятивные: совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на экскурсии.
Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуниктивные: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться выполнять различные роли в группе.
Личностные: формировать бережное, ответственное отношение к природе.
Оборудование: лупы, альбомы для зарисовок, блокноты для записей, коробочки, баночки, небольшие сумочки.
Ход экскурсии:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Методы и приемы | ||
Вводная беседа | На экскурсии мы будем наблюдать весенние явления в природе и учиться приемам наблюдения. - Обобщите данные ваших наблюдений за март, апрель по календарю природы и труда. – Какой вывод вы сделали?
- Как мы назовем весну в мае? Я запишу на доске памятку-план из ваших предложений – зачем мы будем наблюдать, сделаю небольшие дополнения.
- Какие еще качества характерны для наблюдательного человека? - Вы привели очень хорошие примеры. Наблюдательность важна в жизни человека любой профессии.
|
Май Это была ранняя весна. Начал таять снег. Дети подходят к классному календарю. Отмечают, что несколько раз в марте шел снег, считают числа ясных солнечных и пасмурных дней в марте и апреле. В апреле стало значительно теплее, стало больше солнечных дней. Ни разу не выпадал снег. Март – весна света; апрель – весна воды. Весна цветов. Цветы в мае. Цветение деревьев. Зеленая весна.
Наблюдательный человек может многое подметить, например, какие цветы уже расцвели, а на каких еще бутоны. Он может увидеть то, что другие не увидят.
Я знаю по рисункам учебника, какие следы на снегу оставляют звери. Могу различить следы зайца, волка, лисы, собаки. |
Формирование умения осознано строить речевое высказывание в устной форме, формирование умения слушать друг друга;
проявляют учебно – познавательный интерес к новому материалу через практическую деятельность;
Формирование умения слушать и понимать других
Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.
Формирование умения осознано строить речевое высказывание в устной форме, формирование умения слушать друг друга |
Беседа
Беседа
| ||
Основная часть | Экскурсия проводится в окрестностях школы. Во дворе школы много зеленых насаждений: клен остролистый, береза, тополь, черемуха, сирень, перед зданием школы – цветочная клумба. За школой – пустырь с редкими невысокими кустарниками, небольшой пруд. Далее учитель сосредоточил внимание детей на особенностях роста и развития растений в этот период весны. Учитель предложил внимательно рассмотреть чуть лопнувшие почки на кусте сирени, использовать лупы. Учащиеся правильно назвали листовые и цветочные почки, вспомнили рисунки почек в разрезе из учебника, с интересом рассматривали нераспустившиеся цветки сирени. Учитель предложил продолжить наблюдения в течение нескольких дней и потом рассказать ребятам, насколько быстро растут листочки весной. Для того чтобы сделать яркими представления о цветущей поре весны, сопереживания момента бурного возрождения природы, учитель в ходе экскурсии показывает подготовленные красочные альбомы, открытки цветущих растений, декоративных садовых культур. 6. Во время экскурсии учащиеся видели бабочек, слышали голоса птиц – свист скворцов, чириканье воробьев, видели ворону. Поскольку птицы были в полете и их было трудно рассмотреть, учитель решил восполнить наблюдения и подготовил несколько рисунков. Дети рассматривали рисунки грача, скворца, вороны, воробьев, использовались также рисунки учебника "Окружающий мир". Сделали вывод, что грач и ворона похожи по величине, форме клювов, отличаются расцветкой оперения, формой головы. Попутно повторили определения, каких птиц называют зимующими, оседлыми и перелетными. | В начале учащиеся фиксировали температуру воздуха по термометру, сопоставляли с данными сводки погоды. Наблюдали цвет неба, облаков. Сделали заключение, что хорошая солнечная погода создает хорошее настроение. Учащиеся рассматривали и характеризовали молодые листочки березы, тополя ("светло-зеленый", "тоненькие – светятся на солнце", "липкие", "пахнут смолой", "клейкие – руки пачкают"). Подметили, что на земле много почечных чешуек тополя, некоторые ребята пояснили, что почечные чешуйки защищают почки от замерзания зимой, а сейчас почки лопаются и чешуйки опадают. По собственному побуждению ребята стали делать записи, рисунки в своих блокнотах. Они расходятся по участку небольшими группами в 5–6 человек, обсуждают то, что их заинтересовало. Несколько девочек стали измерять длину распустившихся листьев сирени. На открытой местности, за участком школы, ребята видят множество цветущих одуванчиков, крапиву, подорожник, листья лопуха. Называют эти растения.
|
договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.
Анализируют объекты с целью выделения признаков
Проявляют учебно – познавательный интерес к новому материалу через практическую деятельность.
| Практический метод
Наблюдение
Наблюдение | ||
Заключительная часть | В конце экскурсии подводит некоторые итоги, констатирует, что все провели достаточно интересные наблюдения, сделали много открытий, обогатили свои знания. Предлагает также желающим по памяти сделать фактические записи, рисунки по экскурсии. Содержательный итог наблюдений весенних изменений в природе учитель проводит в классе в соответствии с расписанием занятий по предмету "Окружающий мир". Предлагаются темы творческих сочинений "Моя зеленая весна", "Я и природа весной", "Как я изучаю окружающий мир". | Учащиеся получают задания подумать, какие качества наблюдательности они проявляли и какие качества каждому еще нужно тренировать. | Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. | Беседа
|
Список литературы
1) Петров А.Г. Экологическое образование младших школьников http://www.docme.ru/doc/192220/formirovanie-e-kologicheskoj-kul._tury-mladshih-shkol._nikov
2) Асадулина С.Ю. Викторина «Природа вокруг нас». // Начальная школа. – 2007. - №4.
3)Лазарева О.Н Методика преподавания естествознания в начальной школе//О.Н.Лазарева-2003.с79
4)Лазарева О.Н Методика преподавание естествознания в начальной школе//О.Н.Лазарева-2003.с256
5) Остапец А.А В походе юные-2010-№3 с 56-57
6)Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - 2014 г. N 1598С.8
7) Юркина С.В. Экологическое образование и воспитание младших школьников//С.В.Юркина– 2011. - №3. С.60 - 68с.