Логопедические и фонетические игры | Игры для обогащения речи и развития мышления | Игры для формирования связной речи |
Магазин. Цель- чистое произношение мягких и твердых согласных. Наглядный материал: картинки игрушек, в названиях которых есть твердые и мягкие согласные звуки. Педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. “Я буду продавцом”, - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?” Дети отвечают. “А вы будете покупателями. Кем вы будете?» - «Покупателями”,-отвечают дети. “ Что делает продавец?» - «Продает”.-“Что делает покупатель?» - «Покупает”. Учитель показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы. | «Может быть-не может быть» Цель: учить внимательно слушать и обогащать речь синонимами. После каждого названного действия (класс отвечает:»может быть» или «не может быть») Пример: Звучит звонок. Начался урок. Дети сидят…пишут…прыгают…шалят…играют. думают…ищут…толкаются…кусаются… рисуют. .. | Игра «Расскажи сказку по-другому» Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Образец: сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. |
2. Можно ездить или нет. Цель-чистое произношение отдельных звуков, расширение кругозора детей Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др. Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Учитель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком. | 2. Игра в акронимы развивает фантазию, умение "работать со словами", расширяет словарный запас, знакомит с понятием акронима. Играют несколько детей, желательно вместе с взрослыми. Один из играющих задумывает какое-то словосочетание и произносит его в виде акронима (сочетания его первых букв). Например, МТП может означать "мягкая теплая подушка". Для простоты можно ввести такое правило: загадывать только вещи, которые находятся в этой комнате. Остальные отгадывают. Если хотя бы одно слово угадано, водящий должен об этом сообщить. Тот, кто первым угадал все словосочетание, выигрывает и сам в следующий раз загадывает свой акроним. | «Сочинение небылиц» Цель: расширение словарного запаса и фантазии. Кто? Что? Какой? Что делает? Где? С кем? С чем? Почему? Кто это был? Какой? Где находился? Что делал? Что вдруг прокричал? Что сказали люди? Чем кончилась история? |
3.Возьми игрушку. Цель: развитие фонематического слуха и произношения. Наглядный материал: картинки или предметы, названия которых начинаются на изученную букву в 1 классе на уроке чтения (крокодил, Колобок, кузнечик, ..). Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены картинки. Учитель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, то так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо. | 3."Каркас". Цель: формирование умения соотносить схематическую модель и реальное слово. Сначала выбирают три (две и даже одну) согласные буквы (например, к, н, т). Затем все играющие "натягивают на каркас" гласные буквы (а также мягкий, твердый знак и букву й), то есть придумывают слова, состоящие из этих согласных (в любом порядке) и любых гласных ("ткань", "кант", "канат"...). Побеждает тот, кто придумал последнее слово. | 3. « Ёлочка» Игра перед Новым годом. Участники делятся на команды (2-3).Каждая команда выбирает себе «ёлочку» ( на карточке). По команде ведущего игроки начинают «украшать ёлочку» написанными словами (серпантин, бумажные снежинки, бусы). Побеждает команда, которая «украсила ёлочку» первой. |
4.Найди и назови нужное слово. Цель: различение на слух парых согласных по глухости и звонкости. Учитель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки. (Пример) звук "C Домик над рекою, Светлой полосою В окнах огонек, На воду он лег. (А. Плещеев. “ На берегу”) звук "З" Почему собака лает На того, кого не знает? Потому она и лает – Познакомиться желает. (А. Власов. “Почему?”) Далее используются отрывки из стихотворений и предложения со всеми приведенными выше парами звуков. | 4 . «Ассоциация» Цель: развивать ассоциативное мышление и обогащать словарный запас Ведущий выходит за дверь. В это время остальные участники загадывают одного из играющих. Ведущий, войдя, задает вопросы такого плана: «Если бы этот человек был бы животным, то каким?» Ассоциации даются самые разнообразные. Ведущий должен угадать, кого загадали ребята. | 4.«Живая сказка» Цель: создание образов и ассоциаций. Перед игрой участникам раздаются роли (на листке написано, кто кем или чем будет). Игроки не знают, когда их выход. Ведущий начинает читать сказку, а дети, услышавшие заданное слово, выходят и иллюстрируют слова ведущего. Например: ведущий читает «Жил –был старик» … Чем больше в сказке персонажей, тем веселее. |
5. Игра "Шаги. (Кто быстрее доберется до...)" С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и отработка произношения звуков. Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". и т.д. | 5. «Голохвостики» Цель: в процессе соревнования совершенствовать словарный запас. Играющие 2 команды по очереди произносят цепочку слов таким образом, чтобы последний слог предыдущего слова служил началом следующего (зимамашинарод). Побеждает та, которая последней назовет слово. | 5. « Поле чудес» Цель – обогащение словарного запаса Для игры необходимо сделать барабан, разделить его на сектора, подготовить слова Игру можно сделать тематической, предметной (например, посвятить игру сказкам или провести поле чудес математической лексики ) В остальном правила простые: игроки либо называют загаданное слово по буквам, либо целиком. |
6. . "Я был в цирке... " дети обогащают словарный запас и учатся правильно орфоэпически произносить слова.Для игры вам понадобятся карточки с буквами и слогами. Играть можно и вдвоём, и компанией. Участникам игры раздаются карточки с буквами, либо все карточки лежат стопкой на столе и игроки по очереди их берут.
Первый игрок берет карточку с буквой или слогом и говорит: "Я был в цирке и видел..." Он должен назвать что-нибудь, начинающееся с буквы на его карточке. Называть можно не только существительные. Например, на букву "К" можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и красный занавес. | 6.«Разведчики» Цель: соотносить лексическое значение и слово. Выбирается тема или объекты. Игроки отправляются в разведку. Задача игроков – найти объект (например: это предмет, который находится в классе, название начинается на букву «с», в классе этих предметов много, для каждого ученика…) | 6. «Сочини рассказ» Цель: творческая переработка речи. Ведущий дает каждому игроку по три газеты и ножницы. Надо из газетных заголовков составить рассказ. Побеждает игрок, быстрее других составивший интересную историю. |
7. Путешествие. Расширяет кругозор, совершенствует память и произношение. Коллективная игра. Один говорит: "Наш корабль отправляется в... например, в Индию. Что с собой возьмем? " Кто-нибудь спрашивает: "А на какую букву? ". "На букву "К"! ". Первый начинает и говорит: " Берем кошку!" Другой: "Кактусы!". "Кастрюли!". Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву "Р". | 7.«Я знаю 5 названий» Цель:расширение кругозора и совершенствование произношения. Игроки стоят по кругу и передают мяч со словами «Я знаю 5 названий (деревьев, цветов, профессий…) | 7. «Цитаты- оборвыши» Цель: совершенствование памяти и речи. Ведущий начинает цитату, обрывает ее и предлагает продолжить.( «ветер, ветер, ты могуч…) |
8.Чудесный мешочек. Цель – фонетическая зарядка Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных. Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Учитель подходит к детям: «В мешочке лежит много интересных игрушек, вынь оттуда одну, покажи ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно назови». | 8. «Скажи какой» Цель: учить выделять и называть признаки предмета. Ведущий достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он... продолговатый, зеленый, хрустящий»). | 8. «Исправь ошибку» Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их. Ведущий рисует показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка. |
9. Подбери похожие слова. Игра может помочь чисто, отчетливо выговаривать слова, понять, что такое «рифма» Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию, следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко. | 9. «Кто что умеет делать» Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат (рис. 2). Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает. Такую игру можно проводить на разные темы. Например, животные и птицы: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает. | 9.«Кто лучше похвалит» Цель: уметь называть признаки животных по образцу учителя. Учитель берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает зайца. И начинает: «У меня медведь». Ребенок: А у меня заяц. — У медведя коричневая шубка. — А у зайца белая. — У медведя маленькие круглые ушки. — А у зайца уши длинные. |
10. Какой звук есть во всех словах? Цель упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука Учитель произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч"; щетка, ящик, щавель – "щ"; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – "сь"; коза, замок, зуб – "з"; зима, зеркало, вазелин – "зь"; цветок, яйцо, курица – "ц"; лодка, стул, лампа – "л"; липа, лес, соль – "ль"; рыба, ковер, крыло – "р"; рис, крепость, букварь – "рь". Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные. | 10.«Профессии» Цель: соотносить существительные с глаголом.К игре надо подобрать картинки с изображением людей разных профессий (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, почтальон, солдат). Взрослый задает вопросы, ребенок отвечает. — Пашет, сеет, хлеб убирает, кто? (Хлебороб.) — А кто хлеб выпекает? (Пекарь.) — Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.) — Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной.)— Кто ее продает, наконец? (Продавец.)— К нам приходит с письмом Прямо в дом. Кто же он? (Почтальон.) — Служит дорогой отчизне Старший брат. Охраняет наши жизни. Он... (солдат). | 10 «Кого можно гладить» Цель: познакомить детей с многозначным глаголом «гладить». — Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить. А кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку.) Как одним словом все это назвать? (Одежда.) Глажу платье утюгом, А кота и кошку, Что гуляют под окном, Глажу я ладошкой. — Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку.) У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки, у дивана... |
11.“Только веселые слова” Цель- развитие творческого воображения, речевая гимнастика. Учитель определяет тему. Дети по очереди называют определенные слова. “Веселые слова”: клоун, радость, смех, цирк. “Зеленые слово”: лист, арбуз, огурец, яблоко… “Ласковые слова”: мамочка, сестренка, котенок… | 11.«Кого можно гладить» Цель: познакомить детей с многозначным глаголом «гладить». — Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить. А кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку.) Как одним словом все это назвать? (Одежда.) Глажу платье утюгом, А кота и кошку, Что гуляют под окном, Глажу я ладошкой. — Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку.) У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки, у дивана... | 11.Какие бывают слова. Цель –обогащение лексики детей прилагательными. Прочитайте ребенку стихотворение М. Пляцковского "Какие бывают слова".
Есть сладкое слово - конфета. Есть быстрое слово - ракета. Есть кислое слово - лимон. Есть слово с окошком - вагон. Есть слово колючее - ежик. Есть слово промокшее - дождик. Есть слово упрямое - цель. Есть слово зеленое - ель. Есть книжное слово - страница. Есть слово лесное - синица. Есть слово пушистое - снег. Есть слово веселое - смех. Затем называете слово (например, дом, гроза, радость) и спрашиваете, каким оно может быть. Каждый игрок придумывает свое определение. |
12. “Конструктор” Переставить местами слоги так, чтобы получились слова. Из каждой строчки исключи лишнее слово. а) кейхок | нистен | вотжи | болфут | (хоккей) | (теннис) | (живот) | (футбол) | 13 Лягушка.Упражнения для развития мышц речевого аппарата (на постановку звуков "р", "рь") Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук "и". Передние, верхние и нижние зубы обнажены. Тянуть губы прямо к ушкам Очень нравится лягушкам. Улыбаются, смеются, Людям в руки не даются. Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Свои губы прямо к ушкам Растяну я, как лягушка. А теперь слонёнок я, Хоботок есть у меня… | 12. “Слова –антонимы – мячики” Цель – углубление знаний о лексике, усвоение понятия «Антоним». Для игры нужен мяч. Учитель бросает мяч ученику и одновременно произносит слово, например, “горький”. Ученик должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением (“сладкий”). 13."Венок сравнений". Эта игра поможет совершенствовать связную устную речь детей. Играющие выбирают какое-либо слово. Затем все по кругу начинают сравнивать его с чем-либо, называя при этом основания для сравнения. Задача следующего игрока - привести убедительное сравнение; повторяться запрещается. Например: дождь, как водопад, как барабанщик, как колыбельная песня и другие.
| 12.“Аукцион народных мудростей” Цель – введение в речь ребенка элементов народной мудрости. Учитель организует игру – аукцион. Выставленные товары (рисунки, открытки, фотографии и т. д.) можно купить только за знание пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, народных примет. 13."Перевертыши".-обогащает речь детей образными выражениями Попробуйте сказать любую фразу по-другому, используя другие слова, но сохраняя смысл. (Например. Береза распустила первые листочки. Белоствольная красавица обрадовала нас появлением первой зелени на её ветках.) |
14. «Игра в театр». (обогащение эмоциями речи) Проговорить фразу «Я играю в мяч»., используя эмоции: - с радостью, с грустью, с удивлением, с восторгом, с отвращением, хвастливо, с умилением, таинственно, с завистью, скучая. 15. Игра «Кто с какими буквами дружит» Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например, у одного ребенка — слон, у второго — крокодил, у третьего — ёжик. Первый говорит: » Мой слон дружит с буквой «Х», потому, что у него есть хобот». Второй говорит: «А мой крокодил дружит с буквой «Р», потому, что живет в реке.» Третий говорит: «Мой ёжик дружит с буквой «И», потому, что у него иголки. И т.д. | Игра «Отгадай предмет по названию его частей» Цель: формировать умение определять и называть предмет, ориентируясь на части этого предмета Детям предлагается следующий речевой материал: - Ствол, ветки, листья, кора, корни — дерево - Копыта, рога, вымя, голова, ноги, туловище, большая — корова - Кабина, крылья, мотор, хвост — самолет 15. Сказка «Ярмарка слов»-знакомство с многозначностью слов. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве была особая ярмарка – ярмарка слов. На ней продавались самые разные слова – кому какие нужны. Слов было много, поэтому продавали их целыми партиями. - кому, кому иголки? (дикобразам, ежам, кактусам, соснам, елям и конечно же портным). - А язык. (люди, животные, птицы, костер) - слово нос (лодки, корабли, люди…) - а вот слово шляпки! Кому шляпки? (женщины, грибы и гвозди). - только у нас и только сейчас – ножки. (столы, стулья, шкафы, кровати, диваны, грибы)… | 14. "Сочиняйка". Развитие внимания, памяти, наблюдательности Придумать несколько применений пустой коробке, лопнувшему шарику, сломанной ручке, конверту от письма и другое 15. Замени просторечные слова литературными. Направлена на предупреждение лексических ошибок Гляделки - …, шибко - …, теперича … -Соедини близкие по значению слова. сандвич | | подарок | хобби | | бутерброд | презент | | увлечение | 16. Игра "Картинки-загадки". Перевод пассивного словаря в активный Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов. Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии. |
http://fedoseevaln.ucoz.ru/publ/dlja_roditelej/igry_dlja_razvitija_rechi_mladshikh_shkolnikov
http://elenasadigova.ucoz.ru/load/prepodavanie_v_nachalnoj_shkole/uroki_russkogo_jazyka
http://razvitiedetei.info/razvivayushhie-igry/grammaticheskij-stroj-rechi-igry.html