Игры на сплочение
1. Все на борт
Оборудование: любая обозначенная площадка (скамейка, стул, брусок).
Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней величины. Нужно убрать обе ноги от земли, и удержаться минимум пять секунд.
Второй этап: нужно сделать то же самое на площади меньшей величины. И так далее.
2. Атомы-молекулы (любой возраст)
Участники бродят «в хаотичном броуновском движении». Каждый из них – атом. Ведущий объявляет, в молекулу из какого количества атомов они должны построиться.
3. Путаница (любой возраст)
Водящий отворачивается. Участники, стоя в кругу и взявшись за руки, начинают путаться между собой, образуя живой клубок (запутывать может сам вожатый, играя вместе с детьми). Задача водящего – распутать этот клубок, не разрывая рук.
4. Узнай меня (любой возраст)
Один или несколько участников с закрытыми глазами садятся в круг. К нему/ним подходят оставшиеся игроки и протягивают руки. Задача «гадалок» – угадать человека по руке. Возможны модификации этой игры. Например, можно узнавать человека по голосу, коленкам и т.д.
5. Колдуны (любой возраст)
Играющие встают в круг с закрытыми глазами, после чего ведущий дотронувшись до плеча, назначает двух-трех из них колдунами. Затем все открывают глаза и начинают совершать хаотичное движение, пожимая друг другу руки. Каждый из колдунов может (но не обязан!) при рукопожатии заколдовать играющего, которому он пожимает руку, незаметно почесав его ладонь. Заколдованный, совершив еще два рукопожатия с кем-нибудь уходит в угол для заколдованных (выходит из игры). Задача играющих-не колдунов, приглядываясь друг к другу, всех колдунов разоблачить, задача тех, в свою очередь, заколдовать всех.
Игры на знакомство
1. Имя, имя, имя
Условия: количество участников — от пяти человек.
Все игроки усаживаются в круг. Ведущий располагается в его центре. Он показывает любого игрока и говорит: «Имя, имя, имя». Игрок должен быстро назвать имя своего соседа (слева или справа заранее устанавливается правилами игры).
Кто ошибется, тот выбывает. Важно, что после каждого ответа игроки должны быстро меняться местами, а ведущий — быстро произносить свое заклинание, не давая успеть им опомниться.
2. Строим цифры
Все дети в хаотическом порядке движутся по комнате. После команды ведущего: «Строим цифру …», дети должны выстроить в фигуру, изображающую указанную цифру. При выполнении этого задания некоторым ребятам придется покомандовать остальными, чтобы все стали правильно и не толкали друг друга.
3.Калейдоскоп имен
Ведущий по очереди называет буквы алфавита. Дети, чье имя начинается с озвученной буквы, должны встать и представиться.
4. Имя – ассоциация
Дети располагаются по кругу. Каждый по очереди называет свое имя и добавляет слово, с которым он себя ассоциирует. Можно предложить конкретную тему для таких ассоциаций: цвет, цветок, природные явления и т.д.
5. «Как я»
За 30 секунд найти человека с таким же именем, за следующие 30 секунд найти человека, у которого такой же размер обуви, далее – рост, вес, цвет глаз, любимое блюдо, любимый фильм и т.д.
Игры на случай дальней поездки в автобусе
1. 20 вопросов
Один игрок думает о человеке, месте или предмете, а остальная часть группы по очереди задает вопросы с ответом «да» или «нет», чтобы определить, что это такое. Улов? У вас есть только 20 вопросов, чтобы понять это!
2. Трехлитровая банка
Выбирается любая буква. Все игроки по очереди начинают перечислять слова (существительные, в единственном числе, именительном падеже, без уменьшительно ласкательных суффиксов) на выбранную букву, но при этом такие, чтобы их можно было «положить» в трехлитровую банку. Например: выбрали букву «С». В нее могут
«вмещаться» такие слова, как «спички», «солома», «сера» … Но нельзя положить «стол», «стук», «сундук». Также нельзя «положить» нарисованные предметы. Сначала игра кажется легкой, но через некоторое время становится все сложнее и сложнее. Игрок, который не находит больше нужных слов — выбывает. Побеждает тот, кто больше назовет слов.
3. Радио
История начинается с нескольких фраз (начинает ее вожатый сидящий впереди), потом каждый передаёт её другому (на ушко) и при этом добавляет что то своё. В конце самый последний (вожатый, сидящий сзади) оглашает получившуюся историю.
4. Погружение
Ведущий загадывает предмет, животное, явление или человека. Остальные должны отгадать, что он загадал. Они задают вопросы, он отвечает «да», «нет» от имени того, что он загадал. Если загаданное этого знать не может, он отвечает «не знаю». Например: «Ты живое?» - «Нет» «Ты предмет?» -» Да» «В автобусе ты есть?» - «Да» «Ты большое?» - «Да» «На тебе можно сидеть?» -» Да» «Ты кресло?» - «Да» И т.д.
5. Хлопки
Положив руки на свои спинки сидений ладонями кверху, получив хлопок от сзади сидящего, передать хлопок впереди сидящему.
Игры в небольшом помещении на случай плохой погоды
1.Кого нет?
Участники сидят на стульях. Ведущий выходит из комнаты. В это время одного из игроков накрывают одеялом, остальные игроки меняются местами. Затем зовут ведущего. Он должен будет найти и определить как можно быстрее: кого в комнате нет. Если ведущий называет спрятавшегося, последний становится ведущим. Выигрывает тот, кто быстрее определил: кого нет
2. Орешек
Две команды садятся за столом с обеих сторон. В каждой команде -капитан. Капитан получает орешек и, пряча руки под столом, передает дальше. Неожиданно капитан другой команды говорит - стоп, руки на стол. Капитан должен понять, у кого находится орешек, а его команда может подсказывать. По его приказу игрок должен поднять руку, на которую он укажет. Если в ней орешек - команда забирает орешек. Если орешек не обнаружили, команда повторно прячет орешек.
3. Хищник
Все дети – рыбы, один из них – хищник. Когда взрослый кричит: «Корабль», рыбы укрываются у одной стены, когда кричит «Шторм» - у другой, а при слове «хищник» - начинают спасаться бегством, в то время как хищник обнаруживает себя и начинает их ловить.
4. Запомни вещи
На стол выкладываются 15-20 различных предметов. Игрокам дается 30 секунд для того, чтобы их запомнить. После чего предметы накрываются. Каждый участник пишет то, что он запомнил. Выигрывает тот, кто больше предметов запомнил. Игру можно сделать командной, т. е. запоминает не один человек, а команда; выигрывает команда, которая назвала больше предметов.
5. Запомни детали
Для игры необходимо 5-15 человек. Ведущий с одним игроком выходят и меняют какую-нибудь деталь во внешности этого игрока. Например, расстегивают одну пуговицу, подкатывают рукав или изменяют прическу. Затем они возвращаются к остальным игрокам, которые должны угадать, что изменилось.
Игры на открытом воздухе
1. Счёт по кругу
Играющие образуют два круга (по 4-6 человек) на расстоянии двух шагов один от другого. По сигналу ведущего члены каждой команды начинают считать по порядку от 1 до 70. Число, в состав которого входит цифра 7 или которое делится на 7, «запретное», его произносить нельзя. Вместо этого играющий должен обежать свой круг справа налево и встать на своё место, после чего счёт продолжается. Кто ошибётся и назовёт «запретную» цифру или побежит не в том направлении, должен обежать круг дважды. Выигрывает команда, которая раньше закончит счёт. Если в игре участвуют 5-7 человек, то они образуют один круг.
2. Светофор.
На площадке чертят две линии на расстоянии 5-6 метров друг от друга. Играющие стоят за одной линией. Водящий стоит между линиями примерно посередине спиной к играющим. Водящий называет какой-то цвет. Если у играющих этот цвет присутствует в одежде, они беспрепятственно проходят мимо ведущего за другую линию. Если такого цвета в одежде нет, то водящий может осалить перебегающего пространство между линиями игрока. Осаленный становится водящим.
3. Заяц без логова.
Участники игры стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепленные руки вверх. Это - «логово зайца». Выбираются двое водящих - «заяц» и «охотник». Заяц должен убегать от охотника, при этом он может спрятаться в «логово», т.е. встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится «зайцем» и убегает от «охотника». Если «охотник» осалит «зайца», то они меняются ролями.
4. Отгадай, чей голосок
Водящий отходит в сторону, пока играющие договариваются, кто будет подавать голос. Затем водящий встает в круг и закрывает глаза. Играющие идут по кругу со словами: «Мы собрались дружно в круг, повернулись разом вдруг, а как скажем «Скок, скок, скок» (эти слова произносит один человек), отгадай, чей голосок». Водящий открывает глаза и отгадывает, кто из ребят сказал «Скок, скок, скок». Если это ему удается, он меняется с говорившим местами. Можно дать водящему три попытки. Если он все же не угадывает, игра начинается сначала.
5. Невод
Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя «невод». Их задача - поймать как можно больше «плавающих рыб», т.е. остальных игроков. Задача «рыб» - не попасться в «невод». Если «рыбка» не смогла увильнуть и оказалась вы «неводе», то она присоединяется к водящим и сама становится частью «невода». «Рыбки» не имеют права рвать «невод», т.е. расцеплять руки у водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определяется игрок, оказавшийся самой «проворной рыбкой».
игры на формирование социально-психологического климата в коллективе
1. Игра «Потерянные слова»
Каждый участник получает карточку с одним словом. Руководитель произносит то или иное предложение. Обучающиеся должны быстро собраться и встать так, чтобы получилось то, что говорит руководитель.
2. Менялки
Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего – тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и т.п.)». После этого имеющие названный признак быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.
3. Сороконожка
Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде инструктора «сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников – не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку».
4. Уменьшить время
Играющие встают в круг. Задача – перекидывать друг другу мячик. Мячик должен побывать у каждого игрока только один раз, он не должен касаться пола, одновременно к нему может прикасаться только один человек. Нужно выполнить задание как можно быстрее. Ведущий засекает время. Каждый раз, когда игроки предложат новый способ обмена мячиком, он говорит им: «Вы молодцы, но это можно сделать еще быстрее
5. Пойми меня
Каждая пара игроков на листе бумаги должна нарисовать рисунок. Сделать это игроки должны, не произнося ни одного слова, не сговариваясь и не обсуждая рисунок заранее. Рисуют по одному предмету или детали друг за другом: начинает один, второй продолжает, затем снова рисует первый, затем второй и т. д. Игра начинается по команде руководителя.