Коми Республикаса йöзöс велöдан да том йöз политика министерство
Министерство образования, науки и молодёжной политики Республики Коми
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский торгово-технологический техникум»
СБОРНИК
ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
«ИГРОТЕКА»
для студентов СПО
(развитие навыков общения и социального взаимодействия подростков)
2018 г
СБОРНИК ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ «ИГРОТЕКА»
Составители:
Горохова Анастасия Александровна – студентка, 2 курс
Исмагилов Ринат Рамильевич – студент, 2 курс
Кызъюрова Анастасия Юрьевна – студентка, 2 курс
Черепянская Н.Ф – преподаватель, высшая квалификационная категория
Организация разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сыктывкарский торгово-технологический техникум» , 2018. –25с.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 4
I. Интерактивные игры 5
Игра «В каждом человеке есть Солнце» 5
Игра «Шведский стол» 8
Игра «Ребенок. Подросток. Взрослый. Пожилой» 11
Игра «Прогноз погоды» 13
Игра «Рекламный ролик» 14
Игра «Рефлексивное дерево» 15
Игра «Конкурс Проектов» 16
II. Интерактивные упражнения 18
Упражнение «Черты толерантной личности» 18
Упражнение «Странный человек» 20
Упражнение "Ценности" 22
Упражнение «Антивремя» 23
Упражнение «Найди пару» 23
Упражнение «Выражение мысли другими словами» 23
Упражнение «Составление предложений» 23
Упражнение «Карусель» 24
Упражнение «Говорю, что вижу» 24
Источники информации 25
Пояснительная записка
В данный сборник включены интерактивные игры и упражнения, разработанные группой студентов в рамках реализации социально-педагогического проекта «В каждом человеке есть Солнце» в учебно-воспитательном процессе ГПОУ «Сыктывкарский торгово-технологический техникум».
Целевая аудитория проекта: студенты ГПОУ «Сыктывкарский торгово-технологический техникум» и воспитанники ГУ РК «Детский дом №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей города Сыктывкара».
Интерактивные игры и упражнения способствуют разрешению противоречий между проблемой социальной адаптации подростков в обществе, трудностями межличностного общения и личностно-значимым желанием самовыразиться, самоутвердиться, самореализоваться.
Мероприятия, включенные в сборник «Игротека», объединяет общая цель: развитие навыков общения и социального взаимодействия, формирование коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности подростков.
Выполнение упражнений способствует решению следующих задач:
развитие коммуникативных и познавательных способностей студентов;
развитие эмоционально-чувственной сферы личности подростка;
активизация культурно - досуговой деятельности студентов и подростков.
создание условий для дальнейшего саморазвития и личностного роста студента.
Занятия проходят в форме интерактивного общения (сюжетно-ролевые игры, деловая игра, упражнения – тренинги) и направлены на профилактику конфликтов, на развитие гибкости восприятия личности своей и других людей, умению характеризовать человеческую личность, способствуют выявлению самоощущения каждого участника, самоопределению его отношения к месту пребывания, его восприятия атмосферы межличностных отношений в группе.
Универсальность данной разработки в том, что игры и упражнения можно проводить для детей и подростков любого возраста, а ее элементы и задания дополнять в зависимости от темы и задач, актуальных для коллектива в настоящий момент.
В сборнике представлены описания мероприятий, приводится ход и сценарий игры, технология проведения. При необходимости можно дополнить теоретическую часть, пояснить значения фактов, характеристик личности и т.д.
- Интерактивные игры
Игра «В каждом человеке есть Солнце»
Время занятия: 60 мин.
Форма работы: групповая, индивидуальная
Оборудование и материалы:
Мультимедийный проектор
Цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги (или клей, ножницы, цветная бумага – для аппликации)
Магнитная доска и магнитики для крепления рисунков на доску
Подготовительный этап:
Подготовка презентации по теме мероприятия
Структура и этапы игры:
№ | Ход мероприятия | Время |
1. | Организационный момент. Сообщение темы, целей, задач мероприятия, правил игры. Постановка проблемы. Мотивация к участию в мероприятии – обсуждение цитаты Сократа «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить». | 10 мин. |
2. | Игра. Индивидуальная и групповая работа по выполнению практического задания. Обсуждение и нахождение способов выполнения практического задания (коллективное обсуждение в микрогруппах, выполнение рисунков) | 30 мин. |
3. | Подведение итогов. «Солнечная портретная галерея» | 15 мин. |
4. | Рефлексия. Групповой портрет | 5 мин. |
Сценарий игры «В каждом человек есть солнце»
Приветствие. Сообщение целей и задач мероприятия. Формирование микрогрупп (от 3 до 5 человек).
Ведущий:
Ребята, вы видите на экране «солнце» и , наверно, уже догадались, солнце сегодня будет символом классного часа. (Слайд 1. Солнце)
Оно является центром нашей Солнечной системы. О воздействии солнца на Землю людям известно еще с глубокой древности. Как только на горизонте появляется Солнце, на Земле пробуждается жизнь. И эта жизнь никак не может обойтись без Солнца - источника всего живого на нашей планете, источника света и тепла. Оно обожествлялось, было объектом поклонения. В результате чего рождались легенды и мифы, в которых Солнце играло главную роль. О нем сочиняли стихи, писали рассказы, рисовали картины, им восхищались. Именно с солнцем у нас возникают ассоциации с теплом, светом, радостью. Талантливых, добрых и любимых людей мы сравниваем с солнцем. Например, всем известно высказывание об А.С. Пушкине: «Солнце русской поэзии».
Посмотрите на слайд. (Слайд 2. Сократ)
Вопрос: А кому известно имя Сократа? Кем он был?
Сократ - великий древнегреческий философ, который жил 2,5 тысячи лет назад. Он первый перешел в философии от рассмотрения природы, к рассмотрению человека, к пониманию человеческой личности. Книг Сократ не писал, но благодаря его ученикам, до нас дошли многие мысли известного философа. Вот одна из них:
«В каждом человеке есть Солнце, только дай ему светить». (Слайд 3. Цитата)
Это и есть тема нашего мероприятия.
Вопрос: Что имел в виду Сократ?
Варианты ответов и их обсуждение.
Ход игры
ЗАДАНИЕ № 1. Ассоциативный круг солнца
- Взгляните на слайд - «Солнце - это»! (Слайд 4.)
Солнце — монетка, — скупой проворчал.
Нет, сковородка! — обжора вскричал.
Нет, каравай, — хлебопёк произнёс.
Компас, — сказал убеждённо матрос.
Солнце- звезда, — астроном объявил.
Доброе сердце, — мечтатель решил.
Поработайте с образами и соберите круг своих ассоциаций к слову «солнце». Это могут быть любые слова, которые напоминают вам о солнце, как-то связанные с солнцем (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, словосочетания, поэтические и художественные образы).
Варианты ответов по одной ассоциации по кругу
ЗАДАНИЕ № 2. Синквейн к слову «Солнце»
На основании своих ассоциаций составьте синквейн к слову «Солнце» и запишите его (Слайд 5. Правила составления синквейна)
Записать одно существительное.
Записать два прилагательных к нему.
Записать три глагола.
Из четырех слов написать фразу.
Одно слово – суть предмета.
Зачитывают синквейны по кругу.
ЗАДАНИЕ № 3 Портрет солнечного человека
Вопросы:
- А о каком солнце в человеке говорит Сократ?
- Может ли человек быть похожим на солнце?
- Как может человек дарить окружающим тепло и свет?
- Какими качествами должен обладать этот человек?
Варианты ответов называют по одному по кругу
ЗАДАНИЕ № 4. Рисунок «Я – солнце»
В каждом из нас живет свое «Солнце». У всех оно разное по размеру, форме, цвету. Но у каждого солнышка есть свое лицо. Какое оно? Может быть, оно смеется или улыбается, а может быть, грустит. Нарисуйте свое солнышко, напишите на его лучиках добрые качества, благодаря которым, как вам кажется, вы интересны, привлекательны для других.
ЗАДАНИЕ № 5. Солнечный круг
Вопрос: Что нужно для того, чтобы вас окружали люди добрые, заботливые, отзывчивые, милосердные, искренние, улыбчивые, талантливые, дарящие вам тепло своей души….?
Варианты ответов и их обсуждение
В каждом из вас есть те качества, которые могут обогреть другого, сделать его чуточку счастливее, чем он был. Для этого нужно только посмотреть на человека добрыми глазами и обязательно увидеть в нем что-то хорошее. А еще лучше сказать ему об этом.
Ребята, посмотрите друг на друга. На рисунке вашего солнышка напишите свое имя и передайте свое солнце соседу, по часовой стрелке, так, как идет Солнце. Получив от соседа солнышко, вы должны вспомнить хорошее, доброе качество того человека, кому это солнце принадлежит, и написать это качество на одном из лучей. Это может быть какой-либо талант, а может быть личностное качество: трудолюбие, доброта, милосердие, готовность прийти на помощь. Вы также можете написать и о внешних привлекательных чертах человека: доброй искренней улыбке, красивой причёске, умении одеваться со вкусом. Но помните об условии: перечисленные вами качества не должны повторяться на одном солнышке дважды.
(Ребята передают рисунки по кругу до тех пор, пока шаблон каждого не вернется к нему).
Прочтите, о каких хороших качествах написали ваши одногруппники. На незаполненных лучиках допишите те качества, которыми Вы обладаете, но о них не написано.
Подведение итогов. «Солнечная портретная галерея»
Ведущий собирает «солнышки» и размещает на магнитую доску «Солнечная портретная галерея».
От каждой микрогруппы желающий участник выходит к доске, выбирает понравившийся рисунок и дает краткий комментарий: чем понравился рисунок, что хотел изобразить автор, какие качества личности и т.п.
Каждый из вас смог найти в себе и своих друзьях «солнце», «добро и свет». Посмотрите на доску - мы собрали все наши солнышки вместе, и у нас получилось большое и яркое солнце нашей группы! В нем много доброты, света, талантов и красоты! Такое солнце может многих согреть теплом ваших душ, вашим «светом».
На память о нашей встрече у каждого из вас осталось свое солнце, которое будет напоминать, как важно быть человеком, в котором есть «солнце», дарить другим свое тепло и свет. Пусть это солнышко останется у вас и станет вам памяткой, символом доброты.
Общее фото группы с рисунками «Солнца»
Игра «Шведский стол»
Форма проведения занятия: групповая, индивидуальная
Полученный результат выводится в форме рисунка, анализируется, обсуждается
Время занятия: 45 мин.
Оборудование и материалы:
Мультимедийный проектор
Цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги (или клей, ножницы, цветная бумага – для аппликации)
Магнитная доска и магнитики для крепления рисунков на доску
Подготовительный этап:
Подготовка презентации темы и «История шведского стола»
Структура и этапы мероприятия
№ | Ход мероприятия: | Время |
1. | Организационный момент. Формирование микрогрупп. Сообщение темы, целей, задач мероприятия, правил игры. | 3 мин |
2. | Постановка проблемы. Мотивация к участию в мероприятии – обсуждение качеств личности. | 7 мин |
3. | Игра. Индивидуальная и групповая работа по выполнению упражнений и практического задания. Обсуждение и нахождение способов выполнения практического задания (коллективное обсуждение в микрогруппах, выполнение рисунков) | 25 мин |
4. | Подведение итогов. Рефлексия. | 10 мин |
Сценарий игры «Шведский стол»
Вступительное слово ведущего:
Объявление темы, целей, задач мероприятия и правил игры. (Презентация)
Ребята, вы наверно, уже догадались, что шведский стол сегодня будет символом нашего мероприятия. Кто может ответить на вопрос что такое шведский стол, в чем его особенность и отличие.
Для более глубокого понимания психологического смысла игры «Шведский стол», мы познакомим вас с краткой историей, традициями стилем поведения и культурой поведения шведов.
Шведский стол (буфет) - способ подачи пищи, при котором множество блюд выставляются рядом, и еда разбирается по тарелкам самими гостями.
Шведский стол — скандинавская традиция, принятая со временем во всем мире. Ее история уходит корнями в далекое прошлое. Столетия назад скандинавы делали заготовки впрок из продуктов длительного хранения - соленой рыбы, корнеплодов и овощей, копченого мяса. Когда приезжали гости, вся еда подавалась сразу, в больших мисках. Тем самым хозяева избавляли себя от лишних церемоний, высвобождая время для ОБЩЕНИЯ. В XX веке этот способ коллективной трапезы взял на вооружение весь мир.
Не случайно, что «шведский стол» возник он именно в Швеции. Он тесно связан с общей культурой поведения, отличающей жителей этой страны, включая культуру приема пищи. Стиль поведения - сдержанный и корректный. И не громкий. Каждый посетитель ресторана накладывает то, что приглянулось ему, стараясь не мешать остальным гостям.
Смысл гениального изобретения шведов состоит в том, что за определенную и весьма умеренную цену вам предлагается настоящая скатерть-самобранка: брать еды можно сколько угодно. Никакого учета потребляемого тут нет. На столе лежит книга, к ней на розовой ленточке привязан карандаш и каждый сам обязан вписать, что он съел и выпил, в книгу. Понятно, что все ошибки остаются на совести посетителя, но шведы предпочитают лучше потерять что-нибудь, нежели подвергать путешественника унизительному контролю. Со временем модель "шведского стола" была усовершенствована и упрощена, но его благородный дух сохранился. Общая атмосфера добропорядочности, царящая в обеденном зале, оказывает благотворное влияние на всех, в нем находящихся. Большое впечатление на гостей производили укоренившиеся в шведах честность и законопослушание, ставшие национальной чертой характера.
Вопрос: Как вы думайте, какие качества личности проявляются при общении и поведении за столом?
Ход игры «Шведский стол»
Формирование групп (от 3 до 5 человек).
Участникам предлагается принять участие в подготовке Шведского стола, на котором в качестве блюд разложены различные качества личности, и в обеде за этим столом.
Сначала на стадии приготовления еды, каждого участника просят придумать по 5 качеств личности, которые с его точки зрения, будут интересны и полезны для них самих и для других участников (5-7 мин). Желательно не ограничиваться банальными общеупотребительными характеристиками, типа: смелый, умный, интересный и т.п., а придумать что-то оригинальное, необычное. Возможностей для этого достаточно. (Справка: в русском языке для характеристики личности используется около 2000 слов, не считая разного рода метафор и иносказаний). Каждый придумывает ингредиенты из качеств личности, объясняет для чего они нужны или почему именно эти качества. Из предложенных качеств готовится блюдо.
Участников просят нарисовать блюда, на которых они будут представлены обозначенные ингредиенты – качества личности. Каждое «блюдо» изображается на отдельном листе формата А-4, форма его представления может быть разной: возможно качество личности будет изображено по аналогии с каким-то реальным блюдом, но могут быть и другие варианты его представления (15 мин). Каждый рисунок снабжается подписью – какое именно блюдо на нем изображено.
Следующая стадия – сервировка. Каждый участник демонстрирует свои рисунки, называет отраженные на них качества личности и кратко аргументирует ценность этих качеств (2-3 мин на человека). Потом все рисунки выкладываются на какую-то поверхность, которая и будет шведским столом (прикрепляются магнитами к доске)
Завершающая стадия – обед. Участникам дается несколько минут, чтобы они свободно перемещаясь вокруг стола, внимательно разглядели представленные на нем блюда и сделали свой собственный выбор. Потом каждый участник поочередно выходит к столу, демонстрирует и называет выбранные блюда, кратко объясняет, чем его привлекли именно эти качества, в чем он видит важность для себя.
Обсуждение вопросов:
Соответствуют ли названия приготовленных блюд ингредиентам?
Какие качества личности вы считайте наиболее креативными, необычными?
Каких качеств не хватило?
Какое блюдо вам понравилось больше всего и почему?
Что нужно, чтобы реально развить те качества личности, которые выбраны?
Какие выводы вы можете сделать по итогам мероприятия?
Подведение итогов.
Игра «Ребенок. Подросток. Взрослый. Пожилой»
Цель мероприятия: профилактика конфликтов.
Форма проведения занятия: групповая, индивидуальная
Полученный результат выводится в форме рисунка, анализируется, обсуждается
Время занятия: 45 мин.
Оборудование и материалы:
Цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги
Магнитная доска и магнитики для крепления рисунков на доску
Подготовительный этап:
Структура и этапы мероприятия
№ | Ход мероприятия: | Время |
1. | Организационный момент. Формирование микрогрупп. Сообщение темы, целей, задач мероприятия, правил игры. | 3 мин |
2. | Постановка проблемы. Мотивация к участию в мероприятии – обсуждение качеств личности. Вступительное слово ведущего. | 7 мин |
3. | Игра. Индивидуальная и групповая работа по выполнению упражнений и практического задания. Обсуждение и нахождение способов выполнения практического задания (коллективное обсуждение в микрогруппах, выполнение рисунков) | 25 мин |
4. | Подведение итогов. | 10 мин |
Ход игры
Формирование микрогрупп 3-4 человека
Вступительное слово ведущего: К числу наиболее актуальных проблем современного общества можно отнести проблему личностных ценностей и межличностных отношений. Происходит ослабление духовных и коммуникативных связей. Идет процесс стремительного научно-технического прогресса и одновременно с ним процесс дегуманизации человека, его уход от жизни в обществе, в коллективе, в семье, от самого себя.
Чтобы понимать друг друга и взрослых (своих родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер), надо попытаться со своей «колокольни» рассмотреть «+» и «-» каждого возраста. Попытаемся разобрать ключевые особенности личности разных возрастных групп людей и предложить варианты решения проблем межличностного общения поколений.
Задание:
Каждому участнику предлагается изобразить на бумаге эти возрастные особенности со своей точки зрения и как он это сам воспринимает.
Обсуждение особенностей своих рисунков в микогруппах. Выбрать общие особенности и проблемы возрастных групп.
Каждая группа должна описать особенности и проблемы определенного возраста и поделиться с остальными участниками, предложить пути решения проблем.
Обсуждение вопросов:
Какой возраст вам подходит? Почему? Чем привлекателен?
В каком возрасте вы бы хотели находиться? Почему?
В каком возрасте больше всего проблем?
В каком возрасте больше всего ответственности?
В каком возрасте человек решает свою судьбу?
Удалось ли вам лучше понять ваших близких, родственников другого поколения?
Изменилось ли отношение к ним? Почему?
Кто из участников вашей группы находится в возрасте ребенка, подростка, взрослого, пожилого? В чем это проявляется?
Подведение итогов.
Игра «Прогноз погоды»
Время занятия: 45 мин.
Форма работы: групповая, индивидуальная
Игра посвящена формированию комфортного микроклимата в коллективе – «погода в доме». Полученный результат выводится в форме диаграммы на доске, анализируется, обсуждается итог и вырабатывается совместное конструктивное разрешение создавшейся ситуации, т.е. прогнозируется дальнейшее развитие психологического климата группы при определенных способах построения межличностных взаимодействий.
Оборудование и материалы:
Интерактивная доска или школьная доска и разноцветные мелки
Подготовительный этап:
Подготовка презентации темы с высказываниями, пословицами о погоде
Структура и этапы игры:
№ | Ход игры | Время |
1. | Организационный момент. Сообщение темы, целей, задач мероприятия, правил игры. Постановка проблемы. Мотивация к участию в мероприятии. | 5 мин. |
2. | Игра «Прогноз погоды». Строится диаграмма психологического «климата» группы. | 10 мин. |
3. | Обсуждение получившейся ситуации и нахождение способов формирования благоприятного психологического климата в группе (коллективное обсуждение, решение проблем) | 20 мин. |
4. | Подведение итогов. | 5 мин. |
5. | Рефлексия. Строится диаграмма в конце занятия. Делается сравнение и вывод. | 5 мин. |
Ход мероприятия:
На доске вычерчивается график.
Задача: необходимо зафиксировать свое личное душевное, эмоциональное состояние и передать его через прогноз погоды (график зависимости температуры эмоционального состояния(ось Y) и участников игры (ось X).
Решение задачи:
Каждый участник выходит к доске и ставит свою точку на диаграмме, которая соответствует его ощущению (желательно цветную). Самоопределение себя по эмоционально-психологическому состоянию в группе.
По полученной диаграмме определяется психологическая атмосфера в группе: благоприятная или нет.
Коллективное обсуждение и анализ проблемы. Примерные вопросы для обсуждения:
- Почему на ваш взгляд получилась такая картина? Причины?
- Кто может высказать свои ощущения?
- В чем Вы видите проблему сложившейся ситуации?
- Какие вы видите пути решения этих проблем?
- Как вы думайте, если мы будем то-то……., то как изменится «погода» в группе?
И т.п.
После обсуждения еще раз рисуем диаграмму. Каждый ставит свою точку на предыдущем графике. Сравниваем.
- Изменились Ваши ощущения после высказываний? Почему?
5. Подведение итогов.
Игра «Рекламный ролик»
Форма проведения занятия: индивидуальная, групповая
Время занятия: 45 мин.
Подготовительный этап:
Карточки с именами участников
Структура и этапы мероприятия
№ | Ход мероприятия: | Время |
1. | Организационный момент. Сообщение темы, целей, задач мероприятия, правил игры. | 5 мин |
3. | Индивидуальная работа по выполнению упражнений практического задания: создание рекламного ролика, в качестве объекта которого выступает участник | 10 мин |
3. | Презентация «рекламного ролика»: личностные и деловые качества участника, по которым группа должна угадать о ком речь. | 10-15 мин |
4. | Подведение итогов. | 5 мин |
Инструкция по выполнению упражнения
Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара.
Поскольку мы все - потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара.
Наша задача - представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все - как в обычной деятельности рекламной службы.
Но один маленький нюанс - объектом нашей рекламы будут являться: конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу.
Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного. Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом?
Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама.
Разумеется в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и - истинные - достоинства рекламируемого объекта.
Длительность каждого рекламного ролика - не более одной минуты.
После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе.
При необходимости можете использовать в качестве антуража любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам.
Время на подготовку - десять минут.
Игра «Рефлексивное дерево»
Время занятия: 45 мин.
Форма работы: групповая, индивидуальная
Оборудование и материалы:
Цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги, ватман (или цветные мелки)
Магнитная доска и магнитики для крепления рисунков на доску
Подготовительный этап:
Подготовка презентации по теме мероприятия
Структура и этапы игры:
№ | Ход мероприятия | Время |
1. | Организационный момент. Сообщение темы, целей, задач мероприятия, правил игры. Постановка проблемы: на сколько развито ассоциативное мышление. Мотивация к участию в мероприятии. | 5 мин. |
2. | Индивидуальная работа по выполнению практического задания - выполнению рисунка и описание | 10 мин. |
3. | Обсуждение рисунков, визуализация объекта, наделение его определенными качествами. | 10 мин |
4. | Групповая и индивидуальная работа по выполнению упражнения «Рефлексивное дерево» | 15 мин. |
5. | Подведение итогов | 5 мин |
Ход игры
1. Участникам предлагается представить себе какое-нибудь дерево, нарисовать и описать его.
2. После того, как участники представили себе и описали каждый свое дерево, предлагается прикрепить рисунки на магнитную доску.
3. Каждый участник выходит к доске и рассказывает о своем дереве: Какое это дерево? Где оно растет? Высокое оно или нет? Какое время года? День или ночь? Запахи, звуки, ощущения?
4. Ведущий предлагает желающим участникам подойти к понравившемуся ему дереву (не обязательно к совему), ощутить и прочувствовать, проводить рукой по его стволу, обнять его и ... стать этим деревом.
Затем ответить на вопросы: Каково быть этим деревом? Что и как каждый чувствует в этой роли? Глубоко ли уходят в землю корни? Густая ли крона? Устойчиво ли дерево стоит? Умывает ли его дождь? Греет ли его солнце? Дает ли земля точку опоры?
Обсуждение в группе результатов визуализации:
- Подходит ли участнику выбранное дерево?
- Почему оно ему подходит: по каким признакам, качествам?
- Какие ассоциации вызывает у вас дерево? Каким деревом вы хотели бы быть? Почему?
- Какие чувства вызывает у вас визуализация образа дерева?
После обсуждения нарисовать общее для группы дерево, каждый вносит частичку себя на картину (на листе ватмана красками или на доске цветными мелками)
Подведение итогов.
Игра «Конкурс Проектов»
Время занятия: 45 мин.
Форма работы: групповая, индивидуальная
Оборудование и материалы:
Набор журналов с цветными картинками, фотографиями и т.п.
Клей, ножницы, цветная бумага – для аппликации, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.
Магнитная доска и магнитики для крепления аппликаций на доску
Подготовительный этап:
Структура и этапы игры:
№ | Ход мероприятия | Время |
1. | Организационный момент. Формирование микрогрупп. Сообщение темы, целей, задач мероприятия, правил игры. Постановка проблемы: умение презентовать свой продукт. | 5 мин. |
2. | Групповая работа по выполнению практического задания - обсуждение и нахождение способов выполнения практического задания - подготовка проекта (коллективное обсуждение в микрогруппах, выполнение аппликаций) | 15 - 20 мин. |
3. | Презентация проекта | 15 мин |
4. | Подведение итогов | 5 мин |
Инструкция по подготовке «Проекта»:
У каждой группы на столах имеется набор журналов, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.
Необходимо просмотреть изображения из журналов, классифицировать и систематизировать их по темам. Из заданного набора выбрать тему и подготовить проект, который вы должны представить в виде реального готового продукта. Презентация проекта в форме подготовленной аппликации. Время на презентацию - 3 мин.
Проект должен содержать паспорт, который включает:
Критерии оценки Проекта
Оригинальное название – 1балл
Актуальность – 1 балл
Проблема и креативное решение проблемы – 1 балл
Соответствие цели и задач – 1 балл
Практическое применение – 1 балл
Аппликация – 1 балл
Умение презентовать – 1 балл
Ответы на вопросы – 1 балл
Максимальное количество баллов – 8
Ход игры
Формирование 4 – 5 микрогрупп из 4 человек.
Ведущий объясняет задание и предлагает участникам выполнить его за 15 минут. Готовые аппликации прикрепляют на магнитную доску. Один из участников проекта должен представить его другим участникам, которые могут задавать вопросы по теме проекта.
Подведение итогов. Эксперты оценивают и выбирают лучший проект.
- Интерактивные упражнения
Упражнение «Черты толерантной личности»
Форма проведения занятия: групповая, индивидуальная
Время занятия: 30-35 мин.
Подготовительный этап:
Подготовка презентации темы «Толерантная личность»
Заготовки для выполнения упражнения: бланки опросника для каждого участника
Структура и этапы мероприятия
№ | Ход мероприятия: | Время |
1. | Организационный момент. Сообщение темы, целей, задач мероприятия, правил игры. | 5 мин |
3. | Индивидуальная работа по выполнению упражнений практического задания. Групповая работа: обсуждение качеств толерантной личности, особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними | 20 мин |
4. | Подведение итогов. | 10 мин |
Выполнение упражнения (15- 20 минут):
Бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на доску или стену (можно нарисовать мелом на доске).
Процедура проведения: участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.
Инструкция:
Сначала в колонке А поставьте:
«+» напротив тех трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены;
«0» напротив тех трех черт, которые у вас наименее выражены. Затем в колонке В поставьте:
«+» напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.
Этот бланк останется у вас, и о результатах никто не узнает, поэтому вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь. На заполнение опросника дается 3-5 минут.
Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный к доске. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения классного коллектива).
Подведение итогов.
Участники получают возможность:
1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением.
2. Сравнить представление о себе («+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданным группой.
Заготовка для упражнения
Черты толерантной личности | Колонка А | Колонка В |
1. Расположенность к другим | | |
2. Снисходительность | | |
3. Терпение | | |
4. Чувство юмора | | |
5. Чуткость | | |
6. Доверие | | |
7. Альтруизм | | |
8. Терпимость к различиям | | |
9. Умение владеть собой | | |
10. Доброжелательность | | |
11. Умение не осуждать других | | |
12. Гуманизм | | |
13. Умение слушать | | |
14. Любознательность | | |
15. Способность к сопереживанию | | |
Упражнение «Странный человек»
Форма проведения занятия: групповая, индивидуальная
Время занятия: 45 мин.
Подготовительный этап:
Подготовка беседы и презентации по теме «Толерантность позволяет приобретать друзей»
Структура и этапы мероприятия
№ | Ход мероприятия: | Время |
1. | Организационный момент. Сообщение темы, целей, задач мероприятия, правил игры. | 3 мин |
2. | Постановка проблемы. Мотивация к участию в мероприятии – обсуждение качеств личности и чувств, которые возникают у участников при встрече с непохожими на них людьми | 7 мин |
3. | Игра. Индивидуальная и групповая работа по выполнению упражнений практического задания. Обсуждение и нахождение способов выполнения практического задания и коллективное обсуждение | 25 мин |
4. | Подведение итогов. Рефлексия. | 10 мин |
Ход мероприятия
I. Толерантность позволяет приобретать друзей.
Ведущий:
Везде, в каждом обществе, в т.ч. в учебном заведении, есть маленькие, большие, худые, полные, инвалиды, иностранцы, девочки, мальчики - все разные. Почему иногда мы их отвергаем, подсмеиваемся над ними? Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Конечно, мы не обязаны всех любить!
Однако все люди, даже если они бедные, старые или больные, имеют одинаковое право достойно жить па нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений.
Несмотря на наши различия, мы все принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, будь то мужчина, женщина или ребёнок, неповторим и значим.
Быть толерантным - означает принимать других со всеми их различиями физического или религиозного характера, различиями в образе жизни или мыслей. Это означает быть внимательным к другим и не замыкаться на установившихся стереотипах, обращать внимание скорее на то, что нас сближает, а не на то, что нас разделяет.
Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей.
Задание 1. Проверь себя: проявляешь ли ты толерантность?
Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и подсчитай, сколько кружочков получилось.
Петя плохо одет… о Это неважно □Ты подсмеиваешься над ним | Эльдар питается не так, как ты, по причине своей религии… □ Ты говоришь, что он выглядит смешно о Ты просишь, чтобы он объяснил это | Цвет кожи Алекса отличается от твоего… о Ты стремишься узнать его. □ Ты говоришь: «Все люди твоего цвета кожи нули!» | Пожилая женщина медленно идёт… □ Ты отталкиваешь её, чтобы обогнать. о Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь |
Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой… □ Ты говоришь, что все девочки – нули о Ты разговариваешь с ней | Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком… □ Ты говоришь, что все мальчики – нули. о Ты разговариваешь с ним | На твоих глазах на кого-то нападают… о Ты пытаешься защитить его. □ Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь | К тебе подходит ребёнок – инвалид о Ты естественным образом разговариваешь с ним. □ Ты отходишь от него и не знаешь, что ему сказать |
- Если у тебя только одни кружочки: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность! Ты уверен в себе, ты умеешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других!
- Если у тебя от 3 до 7 кружочков: Да! Ты не очень-то проявляешь толерантность! Ты не достаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако ты добрый, и со временем у тебя это получится. Стремись к этому!
- Если у тебя менее 3 кружочков: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься понять себя и принять себя таким, какой ты есть, то можешь стать более счастливым!
Задание 2. Непохожий на всех остальных: какой он?
Участники садятся по кругу (за круглый стол).
Ведущий: Вспомните случай, когда на улице или в общественном месте вы увидели человека, непохожего на всех остальных.
Участники делятся своими историями, рассказывают не только про необычных людей, но и про то, как на них реагировали окружающие, описывают собственные чувства.
Каждый участник придумывает человека, который будет ему полной противоположностью (описать его на бумаге)
Участники представляют своего «странного человека», отвечают на дополнительные вопросы:
1. Почему твой «странный человек» стал непохожим на тебя?
2. Как ты к нему относишься?
3. Какие чувства ты бы испытал, если бы встретился с ним?
Участники находят три вещи, которые могут быть общими у них со «странным человеком».
IV. Подведение итогов. Обсуждение.
• Как люди обычно реагируют на тех, кто на них непохож? Почему?
• Что бы было, если бы все люди были похожи друг на друга?
• Непохожие на нас люди кажутся нам странными. А мы им?
• Что может принести нам общение с непохожими па нас людьми?
Упражнение "Ценности"
Участникам группы раздаются списки возможных человеческих ценностей:
- интересная работа
- хорошая обстановка в стране
- общественное признание
- материальный достаток
- любовь
- семья
- удовольствия, развлечения
- самосовершенствование
- свобода
- справедливость
- доброта
- честность
- искренность
- вера
- целеустремленность
Затем каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной работы участники объединяются в малые подгруппы (по 3-4 человека) и обсуждают свои варианты. Затем происходит общегрупповое обсуждение, во время которого участники делятся своими впечатлениями - 15 минут.
Упражнение «Антивремя»
Каждому из участников предлагается тема для небольшого рассказа. К примеру: "Театр", "Магазин", "Путешествие за город". Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все относящиеся к ней события "задом наперед" — как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента. 20 минут. Обсуждение - 5 минут
Упражнение «Найди пару»
Цель упражнения: - развитие прогностических возможностей и интуиции; - формирование у членов группы установки на взаимопонимание. Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т.д.
Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет".
На упражнение отводится 10 минут.
Упражнение «Выражение мысли другими словами»
Берется несложная фраза, например: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов.
Упражнение «Составление предложений»
Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий как карандаш, стоял возле озера, которое ревело как медведь»).
Упражнение «Карусель»
Цель упражнения: - формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; - развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный.
Примеры ситуаций:
Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...
Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты.
Затем ведущий дает сигнал и участники сдвигаются к следующему участнику.
Упражнение «Говорю, что вижу»
Цель упражнения: проигрывание ситуации безоценочных высказываний.
Описание поведения означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без оценивания, то есть без приписывания им мотивов действий, оценки установок, личностных черт.
Первый шаг в развитии высказываться в описательном ключе, а не форме оценок - улучшение умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок.
Сидя в круге, сейчас вы наблюдаете за поведением других и, по очереди, говорите, что видите относительно любого из участников.
Например: Коля сидит, положив ногу на ногу, Катя улыбается и т.п.
Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участник. (10 минут)
Источники информации
Бернс Р. Тест «Автопортрет»
// Библиотека социальной психологии - URL: http://bib.social/psihiatriya-psihologiya_915/test-avtoportret-79727.html
Бернс Р. «Я - концепция»
// Электронный журнал HPSY.RU Авторы. Публикации. Научные работы.
- URL: http://hpsy.ru/authors/x1345.htm
Интерактивные игры для школьников. [Электронный ресурс] // Учебно-методический кабинет. Иновационные технологии при внедрении ФГОС. Личностно-ориентированное обучение на основе новых педагогических технологий - URL: http://ped-kopilka.ru/igry-konkursy-razvlechenija/interaktivnye-igry-dlja-shkolnikov-10-11-klasa.html
Интерактивные игры. [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования - URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/01/26/interaktivnye-igry
Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Психологический анализ рисунка и текста
// Образовательные ресурсы Интернета. Психология - URL: http://www.alleng.ru/d/psy/psy117.htm
Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Диагностика эмоционального состояния человека по рисункам
// Библиотека социальной психологии - СПб.: 2006. - 524 с. - URL: http://bib.social/psihologiya-psihiatriya/psihologicheskiy-analiz-risunka-teksta-spb.html
Психологическая интерпретация рисунков
// Электронный журнал «Алфа» URL:http://www.manalfa.com/lichnost/znachenie-risynkov-v-psihologii
Пустарнакова А.С. Воспитание творчеством
// URL: http://www.sibirskschool.narod.ru/teach/pustr.html
Психологические игры [Электронный ресурс] // Электронный журнал «4BRAIN» Психология человека - URL: https://4brain.ru/psy/igry.php
Психологические игры и упражнения для тренингов [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Мир роста». Психология - URL: http://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov.html
37