СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник интерактивных родительских собраний, направленных на формирование самостоятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь школы. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности школы на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия общеобразовательного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Просмотр содержимого документа
«Сборник интерактивных родительских собраний, направленных на формирование самостоятельности младших школьников»
















Интерактивные формы взаимодействия с родителями как средство формирования самостоятельности обучающихся







Михайлова А.Н., студентка 4 курса

ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», г. Камышлов,

специальность «Преподавание в начальных классах»,

Вилюм М.Н., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», г. Камышлов












2021 г.



Содержание



  1. Введение

  2. Основная часть

  3. Заключение

  4. Список литературы
















































Введение

Под самостоятельностью в психолого-педагогической литературе понимается способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны, то есть способность человека без посторонней помощи ставить цели, мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации.

Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь школы. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности школы на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия общеобразовательного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. [6, c. 5]

В современной школе используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор темы исследования: Интерактивные формы взаимодействия с родителями как средство формирования самостоятельности обучающихся. Рассмотрение данной проблемы связанно с тем, что в России от современного человека требуется проявление самостоятельности, которая начинает формироваться со школьной скамьи. В настоящее время наибольшее значение в развитии общества приобретает человеческий фактор. [1, c. 10]

Необходимость включения в воспитательный процесс формирования самостоятельности обучающихся описаны в следующих нормативно – правовых документах, таких как: в стандартах второго поколения, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО) и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

На основе анализа нормативных документов, психолого-педагогической, методической литературы и педагогического опыта определены следующие противоречия:

Между требованиями в НПД к личностным результатам федерального государственного образовательного стандарта относится: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе и теми теоретическими и методическими материалами (план воспитательной работы), которые направлены на развитие личностных результатов в школе.

Между теорией и практикой, портрет выпускника начальной школы во ФГОС: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Между необходимостью формирования самостоятельности у младших школьников и недостаточным количеством методических пособий, направленных на формирование самостоятельности детей младшего школьного возраста. [3, с. 3]

Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: недостаточный уровень методического обеспечения развития самостоятельности у младших школьников посредством интерактивных форм взаимодействия с родителями.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор тему исследования: «Интерактивные формы взаимодействия с родителями, направленные на формирование самостоятельности обучающихся».

Основная часть

Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, поэтому его необходимо формировать с детства. Его нужно воспитывать и заботливо выращивать, опираясь прежде всего на те области знаний и умений, которые ребенку интересны. Самостоятельность личности не выступает как изолированное качество личности, она тесно связана с независимостью, инициативностью, активностью, настойчивостью, самокритичностью и самоконтролем, уверенностью в себе.

Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах Дмитрия Ивановича Писарева, Константина Дмитриевича Ушинского, Николая Гавриловича Чернышевского и др. Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность определяется как одно из ведущих качеств личности. В качестве первопричины проявления и формирования самостоятельности определяют потребности детей, которые реализуются в деятельности, а непосредственным ее побудителем выступает интерес. [5, с. 6]

Также по мнению специалистов (Т.А. Стефановская, Ф.П. Черноусова, Н.Е. Щуркова), на сегодняшний день целесообразно рассматривать дифференцированный подход ко всем формам взаимодействия школы с родителями. Педагогам нужно стараться не навязывать всем родителям одинаковые формы взаимодействия, в основном ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы и класса. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

Работа с родителями постоянно меняется, традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Стержнем активных работ с родителями является активное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию с оппонентами, т.е. соревнуются умы и таланты. [6, с. 15]

Интерактивные формы - это такая организация процесса взаимодействия, в котором невозможно неучастие педагога в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса совместной работы. В сборник подобрали подборку, в котором представлены различные интерактивные формы.

К интерактивным формам относятся: педагогические ситуации, семейный клуб, круглый стол, деловая игра, конференция, внеурочное мероприятие.

Семейный клуб - это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения мероприятий.

Деловая игра - это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации.

Конференция (от лат. confero — собирать в одно место) - собрание, совещание групп лиц, отдельных лиц, организации для обсуждения определенных тем.

Внеклассные мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Благодаря интерактивным формам взаимодействия, родители чувствуют себя полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса и учатся отвечать за результаты воспитания и обучения ребенка наравне с педагогами. [4, с. 8]

В результате пришли к выводу, что сборник интерактивных форм взаимодействия с родителями должен состоят из следующих частей:

1. Титульный лист

2. Аннотация

3. Содержание

4. Пояснительная записка

5. Основная часть

6. Список литературы

7. Приложение


Сборник – это издание, в котором собрано несколько или много произведений одного автора или коллектива соавторов, либо разных авторов.

Сборник интерактивных форм взаимодействия с родителями, направленных на формирование самостоятельности обучающихся – это методическое пособие, предназначенное для педагогов, учителей начальных классов, с целью облегчить организацию процесса формирования самостоятельности обучающихся.

Интерактивные формы взаимодействия с родителями имеют большое значение для воспитания учащихся. При общении родителей со своими детьми у них развивается познавательный интерес, вырабатывается ответственное отношение в воспитании детей. [9, с. 12]

Целью методической разработки является подбор и систематизация интерактивных форм взаимодействия с родителями, направленные на формирование самостоятельности обучающихся.

Задачи:

1) подбор интерактивных форм взаимодействия с родителями, направленные на формирование самостоятельности обучающихся;

2) систематизация интерактивных форм взаимодействия с родителями по определенным разделам;

3) оформление сборника интерактивных форм взаимодействия с родителями, направленные на формирование самостоятельности обучающихся.

Название

Цель

«Педагогические ситуации»

Выявить уровень самостоятельности у детей

Семейный клуб «За руку с семьей»

Сформировать самостоятельность у обучающихся с помощью семейного клуба

Круглый стол «Самостоятельность ребенка»

Формирование знаний о самостоятельности обучающихся

Игровые методы «Самостоятельность ребенка – основа его безопасности»

Сформировать самостоятельность у обучающихся с помощью игровых методов

Конференции «Самостоятельность – показатель взрослости»

Формирование умений на сколько ребенок самостоятелен

Внеклассные мероприятия «Самостоятельность»

Сформировать самостоятельность у обучающихся посредством внеклассных мероприятий


Оценка качества разработанного сборника интерактивных форм взаимодействия с родителями будет осуществляться на основе метода экспертных оценок. Выбор экспертов предполагается осуществить по следующим характеристикам: должность, педагогический стаж, профессиональное образование, главные достижения в профессиональной деятельности, наличие опыта экспертной деятельности. Для более качественной и объективной оценки могут выступать несколько экспертов: классный руководитель, учитель начальных классов и руководитель методического объединения учителей начальных классов. [2, с. 3]

Заключение

Таким образом, данная методическая разработка имеет большое значение в формировании самостоятельности обучающихся. Дети и родители познакомятся с разнообразными интерактивными формами, направленные на формирование самостоятельности обучающихся. Это позволит им глубоко и прочно усвоить интерактивные формы, формирует у них практические навыки и умения. Родители активно включаются в воспитание своих детей.





Список литературы


1. Агавелян М. Г. Взаимодействие педагогов с родителями / М. Г. Агавелян Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 128 с. (дата обращения: 24.11.2021)

2. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном мире / Г. А. Антипова // 2011. — № 12. — С. 88—94. (дата обращения: 24.11.2021)

3. Антипова Е. В. Модель взаимодействия учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей / Е. В. Антипова // Вектор науки ТГУ. — 2012. — № 1(8). —С. 34—37. (дата обращения: 24.11.2021)

4. Антонова Г. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов с семьей / Г. Антонова // 2006. — № 2. — С. 66—70. (дата обращения: 24.11.2021)

5. Арнаутова Е. П. Поддержка воспитательных ресурсов семьи — стандарт работы начального общего образовательного учреждения / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. — 2015. — № 1. — С. 4—13. (дата обращения: 24.11.2021)

6. Воронов В.В. Разнообразия форм воспитательной работы / В.В. Воронов. - Воспитание школьников. - Москва, 2001. - №6. - С. 21.

7. Воронов В.В. Технология воспитания / В.В. Воронов. - М.: 2000.

8. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника / Т.П. Гаврилова // Знание - 1988. - №9.

9. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. - М.: Просвещение, 1982. - 110 с.

10. Гайворонская Н.И. Взаимодействие школы и семьи в воспитании [Текст] / Н.И. Гайворонская // Педагогическое мастерство: материалы II международная научная конференция (г. Москва, декабрь 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012.