Аннотация
Рудь Надежда Павловна
Сборник логических заданий по математике для младших школьников
Пособие «Сборник логических заданий по математике для младших школьников» содержит разнообразные виды заданий: задания на логику, закономерности, 3D-мышление, наведи порядок, математические задания, множества, взвешивание и переливание.
Задания можно использовать на каждом уроке математики в качестве дополнительного материала, во внеклассной работе, для самостоятельных занятий.
Пособие содержит логические цепочки, нетрадиционные задания и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций. Логические задачи распределены по темам. Все задания, которые включены в этот сборник позволяют разнообразить учебный процесс и сформировать у детей навыки логического мышления. Может быть использовано учителями начальной школы, работающими с детьми младшего школьного возраста, а также родителям младших школьников.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3-5 |
1. Задания на логику | 6-8 |
2. Закономерности | 9-11 |
3. 3D-мышление | 12-14 |
4. Наведи порядок | 15-17 |
5. Математические задания | 18-19 |
6. Множества | 20-21 |
7. Взвешивание | 22-24 |
8. Переливание | 25-26 |
Заключение | 27 |
Ответы на задания | 28-37 |
Список использованных источников литературы | 38 |
Введение
Логика – наука о правильном мышлении. Искусство рассуждения. Наука здравомыслия. В любой науке логика служит одним из основных инструментов.
В логических задачах нужно рассуждать, сравнивать, предполагать. К каждой логической задаче нужно подбирать свой способ решения.
Важнейшим периодом в развитии и формировании человека является обучение его в начальной школе. В это время закладываются основы умственного развития детей, создаются предпосылки для подготовки самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, который способен сопоставлять, сравнивать, выдвигать способы решения проблемы, выделять главное и делать обобщенные выводы, применять полученные знания на практике.
Необходимым условием достижения таких результатов выступает развитие у ребенка логического мышления как важнейшего фактора, обеспечивающего эффективность его дальнейшего обучения в школе, успешность в профессиональной подготовке и жизни.
Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы его ученики учились увлечённо, с интересом, на уроках математики научились не только считать, но и думать, чтобы по окончанию начальной школы у них было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление.
Достичь этого в начальном курсе математики можно путём включения заданий, связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Среди них велика роль логических задач занимательного характера. Сюда следует отнести задачи с необычной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующие значительных умственных усилий, для того, чтобы понять их условие. При решении таких задач применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в школьную программу по математике.
Учащихся необходимо учить решать такие задачи, вооружать их «инструментом», с помощью которого они с задачей справятся. К таким «инструментам» можно отнести, например, логические таблицы, графы или свойства, и т.д., облегчающие решение заданий.
Мыслить логически – одно из важных умений, которое можно развивать с помощью специальных упражнений.
Как включить детей в мыслительный процесс волнует многих взрослых.
Нужно предоставить ребёнку возможность, подобно знаменитому Шерлоку Холмсу, самому решать запутанные на первый взгляд, задачи.
И когда ребёнок, пройдя всю цепочку умозаключений, восстановит недостающие звенья в задаче и сделает свой первый логический вывод, он откроет для себя увлекательный мир логики.
Актуальность
В инструктивно-методическом письме «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2021-2022 учебном году» говорится о том, что в новом учебном году внешняя оценка учебных достижений будет переформатирована на новую модель «Мониторинг образовательных достижений, обучающихся» (МОДО), ориентированная на проверку базовых знаний обучающихся начального и основного среднего образования.
Для обучающихся 4 классов МОДО проводится в соответствии с требованиями ГОСО на определение уровня функциональной грамотности (применение знаний и навыков, аналитическое, логическое мышление).
Изучение предмета «Математика» направлено на развитие пространственного воображения, развитие математической речи, на решение учебно-познавательных и практических задач, развитие умений аргументировать, обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Содержание учебного предмета «Математика» распределено по пяти разделам, которые изучаются далее на других уровнях образования:
-
«Числа и величины».
-
«Элементы алгебры».
-
«Элементы геометрии».
-
«Множества. Элементы логики».
-
«Математическое моделирование».
Изучение данных подразделов способствует развитию у обучающихся младших классов логического мышления, навыков анализа процессов и явлений, выявления причинно-следственных связей, закономерностей и тенденций развития этих явлений. Задания данного типа встречаются в международном исследовании TIMSS.
Всё выше изложенное говорит о том, что решение логических задач младшими школьниками является актуальным и требует особого внимания.
Цель:
Разработка сборника логических заданий по математике для младших школьников.
Практическая значимость:
Собранные задания данного сборника по математике позволят повысить развитие у обучающихся младших классов логического мышления, навыков анализа процессов и явлений, выявления причинно-следственных связей, закономерностей и тенденций развития этих явлений.
Таким образом, систематическое использование на уроках математики специальных заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников, более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей действительности, активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Задания можно использовать на каждом уроке математики в качестве дополнительного материала, во внеклассной работе, для самостоятельных занятий.
Данное пособие предназначено для учителей начальных классов.
Задания на логику
Задание №1 Подбери картинку по смыслу. ⬇️ |
Задание №2 Подбери картинку по смыслу. ⬇️ |
Задание №3 Найди верный ответ. ⬇️ |
Задание №4 В коробке 3 красных шара и 1 жёлтый. Какое наименьшее количество шаров нужно взять не глядя, чтобы среди них точно оказался 1 красный шар? ⬇️ |
Задание №5 В коробке 1 зелёный, 1 фиолетовый и 2 красных шара. Какое наименьшее количество шаров нужно взять не глядя, чтобы среди них точно оказался 1 красный шар? ⬇️ |
Закономерности
Задание №1 Продолжи ряд. ⬇️ |
Задание №2 Продолжи ряд. ⬇️ |
Задание №3 Продолжи ряд. ⬇️ |
Задание №4 Продолжи ряд. ⬇️ |
Задание №5 Секрет в цифрах. Какие числа могут продолжить ряд? ⬇️ |
3D-мышление
Задание №1 С какой стороны видны все кубики? ⬇️ |
Задание №2 С какой стороны виден жёлтый кубик? Выбери все подходящие варианты. ⬇️ |
Задание №3 Из данной развёртки сложили кубик. Какая грань кубика противоположна красной грани? ⬇️ |
Задание №4 Из какой развёртки можно сложить кубик, у которого все противоположные грани окрашены в одинаковые цвета? |
Задание №5 Какое наименьшее количество монет надо передвинуть, чтобы повернуть треугольник углом вниз? ⬇️ |
Наведи порядок
Задание №1 Знак показывает, что кому принадлежит. У кого колба с синим раствором? ⬇️ |
Задание №2 В каждой строке и столбце точно есть и только один. Какая колба у Профессора? ⬇️ |
Задание №3 Стикеры квадратные, одинакового размера. В каком порядке клеили стикеры? Соедини маленькие квадраты с номером. ⬇️ |
Задание №4 На столе лежат 4 карандаша. Синий – крайний справа. Если его положить прямо между зелёным и жёлтым, то крайним справа окажется зелёный. Раскрась карандаши в ячейках в том порядке, в каком они лежат на столе. |
Задание №5 Анго, Кидд и Тью зарыли клад. Один пират зарыл клад под апельсиновым деревом, второй – под виноградом, а третий – под банановой пальмой. Ракушку использовал не Анго. Тью закопал сундук, но не под апельсином. Мешок спрятан под виноградом. Укажи знаком выбор каждого пирата. |
Математические задания
Задание №1 ⬇️ |
Задание №2 ⬇️ |
Задание №3 Монеты из копилки можно разложить по 3 штуки или по 5. Какое наименьшее количество монет может быть в копилке? ⬇️ |
Задание №4 Монеты из копилки можно разложить по 2 штуки, или по 3, или по 4. Какое наименьшее количество монет может быть в копилке? ⬇️ |
Множества
Задание №1 Фигура и красная, и треугольник. Она должна быть сразу в двух кругах. Нарисуй её в пересечение множеств. |
Задание №2 Нарисуй в пересечение множеств подходящую фигуру. ⬇️ |
Задание №3 7 человек занимаются футболом и баскетболом, 3 – и футболом, и теннисом, и баскетболом. Сколько человек занимаются футболом и баскетболом, но не занимаются теннисом? ⬇️ |
Взвешивание
Задание №1 Сколько слив уравновесят лимон? ⬇️ |
Задание №2 Из трех монет одна фальшивая, она легче остальных. Как определить фальшивую монету с помощью одного взвешивания на чашечных весах, не используя гири? |
Задание №4 Из шести монет одна фальшивая, она легче остальных. Как определить фальшивую монету с помощью двух взвешиваний на чашечных весах, не используя гири? |
Задание №5 У продавца были гири массой 1кг, 2кг и 5кг и чашечные весы. Какую массу он может взвесить с помощью этих гирь, если гири он кладет только на одну чашку весов? |
Задание №6 а) Определи массу одного яблока. б) Определи массу арбуза. |
Задание №7 Узнай, сколько весит каждый предмет. |
Задание №8 Представь, что у тебя есть четыре гири: 1кг, 3кг, 20кг и 27кг. Как нужно расположить гири на весах, чтобы с их помощью взвесить 9 кг ягод для варенья? |
Задание №9 Среди четырех одинаковых по виду монет одна монета фальшивая – она легче остальных. Как с помощью двух взвешиваний найти фальшивую монету?? |
Переливание
Задание №1 У шофера есть 4-литровая и 9-литровая канистры. Как с их помощью можно налить 6 л бензина? ⬇️ |
Задание №2 Как с помощью семилитрового бидона и трехлитровой банки отмерить 5 л воды? ⬇️ |
Задание №3 Можно ли, не применяя измерительных сосудов, отлить ровно половину количества подсолнечного масла из полной бочки? |
Задание №4 У хозяйки есть две банки – трехлитровая и пятилитровая. Как с их помощью отмерить 2 литра? 1 литр? ⬇️ |
Задание №5 Как с помощью 7-литрового ведра и 3-литровой банки налить в кастрюлю 5 л воды? ⬇️ |
Заключение
В учебно-методическом пособии «Сборник логических заданий по математике для младших школьников» содержатся систематизированные задания для развития логического мышления младших школьников, которые можно использовать на различных этапах урока математики.
Данное пособие включает в себя различные задания на составление логических цепочек, интересных задания и упражнения, которые направленны на развитие мыслительных операций у младших школьников. Логические задачи распределены по темам. Задания, которые включены в данный учебно-методический сборник позволит разнообразить учебный процесс и сформировать у детей навыки логического мышления. Пособие может быть использовано педагогами, работающими с детьми младшего школьного возраста, а также родителям младших школьников, педагогами дополнительного образования.
«Интеллектуализация» образования становится приоритетным направлением в педагогике и процессе формирования общелогических умений – одна из важнейших задач начального обучения. Систематическое использование на уроках математики заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников, что позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей действительности, активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Решая логические задания по теме «3D-мышление», учащиеся развивают пространственное мышление.
Пространственное мышление - это база, на которой строится большая часть учебной и впоследствии трудовой деятельности человека, поэтому развитие и формирование этого вида умственной активности очень важно для профессиональной успешности личности.
Особенно это стало актуальным в период современности, когда возросла роль схематичности, графических изображений, условных обозначений.
У младших школьников методы развития восприятия пространства достаточно универсальны и основываются на выполнении задач на уроках математики.
Для того, чтобы грамотно и поэтапно ввести ребенка в мир математических и геометрических законов, требуется использовать изначальный опыт ориентации в пространстве, который формируется посредством взаимодействия с различными предметами, оперирования геометрическими формами, игровой и трудовой деятельности на уроках.
В данном методическом пособии есть ответы на все задания, что облегчит работу учителя с использованием логических задач в своей практике.
ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ
Задания на логику
Задание №1
Ответ:
Задание №2
Ответ:
Задание №3
Ответ:
Задание №4
Ответ:
Вариант №1: жёлтый шар + красный шар
Вариант №2: красный шар + красный шар
Задание №5
Ответ:
Вариант №1: фиолетовый шар + зелёный шар + красный шар
Вариант №2: красный шар + красный шар + фиолетовый шар
Вариант №3: красный шар + красный шар + зелёный шар
Закономерности
Задание №1 Ответ: | Задание №2 Ответ: |
Задание №3 Ответ: | Задание №4 Ответ: |
Задание №5
Ответ:
11, 31, 60, 17 …
1+1=2 3+1=4 6+0=6 1+7=8 х+х=10
3D-мышление
Задание №1 Ответ: | Задание №2 Ответ: |
Задание №3 Ответ: | Задание №4 Ответ: |
Задание №5
Ответ:
1.
2.
3.
Наведи порядок
Задание №1 Ответ: | Задание №2 Ответ: |
Задание №3
Ответ:
1.
2.
3.
4.
5.
Задание №4
Ответ:
1.
2.
3.
4.
Задание №5
Ответ:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Математические задания
Задание №1
Ответ:
6 : 2 = 3
= 3
10 – 3·2 = 4
= 4
Задание №2
Ответ:
6 : 3 = 2
= 2
9 – 2·2 = 5 или 7 – 2 = 5
= 5
10 – 2 – 5 = 3 или 8 – 5 = 3
= 3
Задание №3 Ответ: 3 · 5 = 15 15 : 3 = 5 15 : 5 = 3 | Задание №4 Ответ: 3 · 4 = 12 12 : 2 = 6 12 : 3 = 4 12 : 4 = 3 |
Множества
Задание №1
Ответ:
Задание №2
Ответ:
Задание №3
Ответ:
7 – 3 = 4 (чел.)
Взвешивание
Задание №1
Ответ:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Задание №2
Ответ: взвесим две любые монеты, возможно два случая:
1) Они будут весить одинаково – тогда фальшивая – оставшаяся;
2) Одна будет легче другой, значит – фальшивая.
Задание №3
Ответ:
1.
2.
3.
4.
5.
Задание №4
Ответ: взвесим по три монеты на каждую чашу, возможно два случая:
1) Первая чаша будут легче второй – тогда фальшивая во второй чаше;
2) Вторая чаша будет легче первой – тогда фальшивая в первой чаше.
Затем взвешиваем по одной монете на каждой чаше, возможно три случая:
1) Первая чаша будет легче второй, значит – фальшивая;
2) Вторая чаша легче первой – вторая фальшивая;
3) Первая и вторая чаша – в равновесии, значит фальшивая – третья монета.
Задание №5
Ответ: 1 кг, 2 кг, 3 кг, 5 кг, 6 кг, 7кг, 8 кг.
Задание №6
а) 1 кг = 1000 г
1000 : 5 = 200 (г)
б) 5 – 2 = 3 (кг)
Ответ: масса одного яблока – 200 г, масса арбуза – 3 кг.
Задание №7
-
Если убрать по одной груше с каждой чаши весов, то масса останется, так же равна. Таким образом, можем сделать вывод, что одна груша весит 90 г.
-
Если уберем по одной тыкве с каждой чаши весов, то на первой у нас останется две тыквы, а во второй одна гиря массой 500.
500 : 2 = 250 г
Ответ: одна груша весит 90 г, одна тыква весит 250 г.
Задание №8
Ответ: 9 + 1 + 20 = 27 + 3
30 = 30
Задание №9
Ответ: взвесим по две монеты на каждой чаше весов, возможно два случая:
1) Первая чаша будет легче второй – тогда фальшивая одна из монет первой чаши. При помощи второго взвешивания определяем, какая из них фальшивая;
2) Первая чаша будет тяжелее второй, значит – фальшивая во второй чаше. При помощи второго взвешивания определяем, какая из них фальшивая.
Переливание
Задание №1
Ответ: | 1 шаг | 2 шаг | 3 шаг | 4 шаг | 5 шаг | 6 шаг | 7 шаг | 8 шаг |
| 0 | 4 | 0 | 4 | 0 | 1 | 1 | 4 |
| 9 | 5 | 5 | 1 | 1 | 0 | 9 | 6 |
| | | | | | | | |
Задание №2
Ответ: | 1 шаг | 2 шаг | 3 шаг | 4 шаг | 5 шаг | 6 шаг | 7 шаг | 8 шаг |
| 7 | 4 | 4 | 1 | 1 | 0 | 7 | 5 |
| 0 | 3 | 0 | 3 | 0 | 1 | 1 | 3 |
| | | | | | | | |
Задание №3
Ответ:
Да, можно. Её нужно нагибать, и когда из-под воды покажется верхний край дна – в бочке останется ровно половина подсолнечного масла или любой другой жидкости.
Задание №4
Ответ: | 1 шаг | 2 шаг | | | 1 шаг | 2 шаг | 3 шаг | 4 шаг |
| 0 | 3 | | | 3 | 0 | 3 | 1 |
| 5 | 2 | | | 0 | 3 | 3 | 5 |
| | | | | | | | |
Задание №5
Ответ: | 1 шаг | 2 шаг | 3 шаг | 4 шаг | 5 шаг | 6 шаг | 7 шаг | 8 шаг |
| 7 | 4 | 4 | 1 | 1 | 0 | 7 | 5 |
| 0 | 3 | 0 | 3 | 0 | 1 | 1 | 3 |
| | | | | | | | |
Список использованных источников литературы
1.Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2021-2022 учебном году». – Нур-Султан: НАО имени Ы.Алтынсарина, 2021. – 338 с.
2. Интернет источник: https://logiclike.com/
3. Оспанов Т.К., Курманалина Ш.К. Математика для 3 кл. общеобразоват.шк. – 4-е изд., перераб. – Алматы: Атамұра, 2014. – 114с.
4.Кучер Т.П., Акрамова А.С., Кукарина Г.И. Математика для 3 кл. общеобразоват. шк. Ч. 1. – 2-е изд. – Алматы: Атамұра, 2014. – 168с.
5.Кучер Т.П., Акрамова А.С., Кукарина Г.И. Математика для 3 кл. общеобразоват. шк. Ч. 2. – 2-е изд. – Алматы: Атамұра, 2014. – 168с.
6. Математика. Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательной школы.
Часть 1./А.Б. Акпаева, Л.А. Лебедева, М.Ж. Мынжасарова, Т.В. Лихобабенко. – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2019. – 108 с., ил.
7. Математика. Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательной школы.
Часть 2./А.Б. Акпаева, Л.А. Лебедева, М.Ж. Мынжасарова, Т.В. Лихобабенко. – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2019. – 96 с., ил.
8. Математика. Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательной школы.
Часть 3./А.Б. Акпаева, Л.А. Лебедева, М.Ж. Мынжасарова, Т.В. Лихобабенко. – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2019. – 108 с., ил.
9. Математика. Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательной школы.
Часть 4./А.Б. Акпаева, Л.А. Лебедева, М.Ж. Мынжасарова, Т.В. Лихобабенко. – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2019. – 100 с., ил.
1