Министерство образования Красноярского края
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж
№ 1 им. М. Горького»
Сборник материалов по математике для формирования самоконтроля и самооценки у обучающихся в 4 классе.
Красноярск 2023
Сборник составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для начального общего образования.
Составитель: Илюшина В.Ю., студентка 4 курса КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» отделения «Преподавание в начальных классах». Научный руководитель: Кондрашов А. М., преподаватель высшей квалификационной категории, КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького».
Сборник материалов по математике для формирования самоконтроля и самооценки у обучающихся 4 класса /В.Ю. Илюшина, А. М. Кондрашов. КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького», Красноярск, 2023, 65 с.
Аннотация
Методическая разработка представляет собой Сборник материалов по математике для формирования самоконтроля и самооценки, в который входят текстовые задачи, направленные на формирование умений решать текстовые задачи, задания, с помощью которых так же может быть повышен уровень сформированности действий самоконтроля и самооценки, и памятки для учителей, учащихся и их родителей.
В данном сборнике представлены различные задания. Они разделены по темам, в соответствии с учебником и авторской программой «Школа России» авторов М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой.
Сборник материалов может быть использован учителями начальной школы и учащимися 4 классов, обучающихся по программе «Школа России».
Содержание Введение 4
Памятки. 5
Памятка для ученика. 5
Памятка для учителя. 5
Памятка для родителей. 7
4 класс. 10
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. 10
Числа, которые больше 1000. Нумерация. Величины. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление. 17
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление. 34
Оценка умений по 4 классу. 60
Заключение 65
Список использованной литературы 66
Введение Данный сборник материалов предназначен для формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников при обучении математике. Направлен на накопление личного опыта учебно-познавательной деятельности, овладение основными компонентами практической работы: умением принимать учебную задачу, умениями определять учебные операции и их последовательность, контролем и самоконтролем, оцениванием и самооценкой.
Цель создания сборника: развить уровень сформированности действий самоконтроля и самооценки у младших школьников на уроках математики на основе решения текстовых задач.
Задания составлены в соответствии с ФГОС начального общего образования и применимы к действующим образовательным программам и УМК.
Пособие предназначено учителям начальных классов и классным руководителям для работы с учащимися по отслеживанию динамики освоения предметных умений; рекомендовано воспитателям групп продленного дня и родителям для поддержки детей в их продвижении к успеху в обучении математике.
Памятки. Памятка для ученика. 1. Не забывай проверять свои работы.
2. Проверяя или оценивая себя или других, проверяй честно, оценивай работу, а не человека.
3. Оценивая работу, придерживайся критериев.
4. Найди ошибку (свою, своих товарищей, учителя; самостоятельно, в хорошо знакомых действиях, в новых условиях).
5. Объясни ошибку.
6. Критически относись к контролю со стороны других детей и учителя (перепроверяй сам).
7. Проверяй работу товарища, если это предполагает задание, или тебя просит твой товарищ. Так ты поможешь и другу, и самому себе.
8. Прежде чем проверять работу, изучи \ составь критерии.
Памятка для учителя. Ученику необходимо научиться понимать и принимать контроль учителя.
Для этого учитель должен:
- показать учащимся, что любое обучение – органическое единство двух процессов: передача обучаемому учебного материала и контроль результатов обучения;
- ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
- сообщать учащимся, после какого объёма учебного материала контроль и цель проведения того или иного контроля;
- объяснять выставляемую оценку, исходя из критериев оценки;
- просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии;
- научить учащихся пользоваться различными видами проверки.
Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей (взаимоконтроль «ученик-ученик»).
Для этого учитель должен:
- предлагать учащимся оценить ответ товарища, сделать замечания по существу ответа, попытаться предложить другой вариант ответа или решения;
- приучать учащихся контролировать деятельность учителя;
- демонстрировать учащимся типичные ошибки;
Ученик должен научиться осуществлять наблюдения за своей учебной деятельностью, осуществлять самоанализ, самооценку, и самоконтроль.
Для этого учитель должен:
- вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные результаты, проверять правильность выполнения заданий;
- не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ, а дать ученику возможность найти свою ошибку;
-не спешить с упрёками, не обвинять учащегося в стремлении завысить свою оценку, а помочь разобраться в нормах оценки, чтобы ученик мог правильно пользоваться ими в дальнейшем;
- формировать у учащихся умение контролировать свою деятельность непосредственно в ходе выполнения задания.
Важно отслеживать самооценку учащихся, вовремя увидеть отклонения и исправить их; не навредить ребёнку при оценивании.
Для этого учитель должен:
- сосредоточиться на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;
- помочь ученику поверить в себя и свои способности;
- помочь избежать ошибок;
- поддержать при неудачах;
- проводить диагностические срезы, и знакомить с результатами срезов родителей. Родители – «союзники» в работе над самооценкой и самоконтролем учащихся.
- учитывать во время подготовки и проведения контрольных и самостоятельных работ индивидуальные психофизические особенности учащихся;
- научить учащихся спокойно относиться к критике, без агрессии, уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания;
- не предъявлять жестких требований:
1) если ученик плохо себя чувствует;
2) если ученик не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается;
3)если внутренние мотивы поступка ученика вам непонятны;
4) если вы устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам;
- не перехваливать ученика, но и не забывать поощрять, когда он этого заслуживает. Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными;
- поощрять инициативу учащихся;
- не сравнивать ученика с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра);
- анализировать вместе с учащимся его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так он будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
Памятка для родителей. Упражнения для развития самоконтроля и саморегуляции:
1. Придумать и выполнить какое-то общее дело, включающее взаимодействие, не школьные задания (приготовить обед, сделать аппликацию и т.п.).
2. Выделить заранее на неделе время, которое можно посвятить совместному отдыху (например, играть в настольные игры с четкими правилами). Таким образом, учить ребенка планировать свое время.
3. Придумывание и выполнение заданий по инструкции.
4. Придумать кроссворд на тему «Семья».
5. Нарисовать совместный рисунок «Наш дом».
6. Наблюдение за каким-то героем в фильме. Указывать, какие он совершил ошибки в поведении. (Обещал, но не сделал; соврал и т.п.)
7. «Невидимка» (Например, поход в магазин. Ребенок покупает все сам по списку, родитель при этом идет рядом, но делает вид, что его нет).
8. Поменяться местами на несколько часов. (Ребенок становится взрослым и наоборот. Задача взрослого, ставшего ребенком – показать все «прелести» непослушания).
Рекомендации для формирования адекватной самооценки:
- находите время, хотя бы несколько минут каждый день, чтобы уделить ребёнку всё своё внимание, не деля его ни с чем;
- покажите ребёнку, что вы признаёте и понимаете его чувства, даже если не согласны с ним. Объясните, что разные люди могут иметь разные чувства. Никакие человеческие чувства не бывают правильными или неправильными. Помните, признавать чувства ребёнка, даже негативные, не значит позволять ему неприемлемое поведение;
- как бы ни нравилась ситуация или какой-либо план, спросите об этом мнение ребёнка, если необходимо, предложите ему пару альтернатив. Это не только приучит ребёнка думать самостоятельно, но и понимать, что его мнение ценят, что дает ребёнку чувство контроля над ситуацией;
- показывайте детям свою бескорыстную любовь;
- хвалите ребёнка за конкретные поступки. Если ребёнок видит, что родители действительно заметили его попытки что-то сделать хорошо, он их повторит;
- помогите детям научиться решать проблемы самим, не прибегая к помощи взрослых;
- уважайте усилия детей;
- объясните ребёнку, что у всех иногда случаются неудачи. Очень важно понять, что ошибки дают человеку возможность учиться;
- помогите ребёнку почувствовать его важность, поручая ему какие-нибудь дела или обязанности, чтобы помочь семье;
- избегайте сравнения своего ребёнка с другими. Пусть он знает, что его любят таким, какой он есть;
- приоткрывайте ребёнку свой внутренний мир, делитесь с ним своими пристрастиями, знаниями и эмоциями;
- старайтесь смотреть на некоторые вещи глазами ребёнка, помните, что его понимание окружающего мира основывается на ограниченном опыте и не развитом его мышлении.
Задания по математике для формирования самоконтроля и самооценки у обучающихся в 4 классе.
4 класс. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. Выполни задания. Оцени себя по светофору после каждого задания.
1. Вычисли значение выражения.
50 – 4 • 7 =______________________ 42 – 9 • 3 =________________________
73 – 8 • 9 =_____________________ 81 – 7 • 8 =_______________________
4 8 + 24 : 4 =_____________________ 54 : 9 – 6 =________________________
Отметь знаком (галочкой или крестиком) свой выбор.
Выбери зелёный цвет, если у тебя получилось выполнить задание, не возникло никаких трудностей, и ты сможешь выполнить подобное задание в будущем.
Выбери жёлтый цвет, если у тебя в процессе выполнения задания возникали трудности или вопросы, но ты смог сам с ними справиться.
Выбери красный цвет, если у тебя не получилось справиться с заданием, и ты не понимаешь, как его выполнять.
2. Вычисли и сделай проверку, поменяв слагаемые местами.
178 + 256 + 345 =_______________________________________________
458 + 244 + 175 = _________________________________________________
579 + 177 + 125 = _________________________________________________
122 + 158 + 348 = _________________________________________________
688 + 175 + 187 = _________________________________________________
Отметь знаком (галочкой или крестиком) свой выбор.
Выбери зелёный цвет, если у тебя получилось выполнить задание, не возникло никаких трудностей, и ты сможешь выполнить подобное задание в будущем.
Выбери жёлтый цвет, если у тебя в процессе выполнения задания возникали трудности или вопросы, но ты смог сам с ними справиться.
Выбери красный цвет, если у тебя не получилось справиться с заданием, и ты не понимаешь, как его выполнять.
3. Вычисли в столбик.
784 – 458 = 984 – 125 = 514 – 224 =
458 – 159 = 845 – 758 = 552 – 526 =
Отметь знаком (галочкой или крестиком) свой выбор.
Выбери зелёный цвет, если у тебя получилось выполнить задание, не возникло никаких трудностей, и ты сможешь выполнить подобное задание в будущем.
Выбери жёлтый цвет, если у тебя в процессе выполнения задания возникали трудности или вопросы, но ты смог сам с ними справиться.
Выбери красный цвет, если у тебя не получилось справиться с заданием, и ты не понимаешь, как его выполнять.
4. Вычисли в столбик.
124 · 8 = 345 · 2 = 411 · 2 =
245 · 4 = 157 · 6 = 286 · 3 =
О тметь знаком (галочкой или крестиком) свой выбор.
Выбери зелёный цвет, если у тебя получилось выполнить задание, не возникло никаких трудностей, и ты сможешь выполнить подобное задание в будущем.
Выбери жёлтый цвет, если у тебя в процессе выполнения задания возникали трудности или вопросы, но ты смог сам с ними справиться.
Выбери красный цвет, если у тебя не получилось справиться с заданием, и ты не понимаешь, как его выполнять.
5. Вычисли, применив перестановку множителей.
4 · 175 = 2 · 458 = 5 · 144 =
3 · 298 = 6 · 123 = 7 · 142 =
Отметь знаком (галочкой или крестиком) свой выбор.
Выбери зелёный цвет, если у тебя получилось выполнить задание, не возникло никаких трудностей, и ты сможешь выполнить подобное задание в будущем.
Выбери жёлтый цвет, если у тебя в процессе выполнения задания возникали трудности или вопросы, но ты смог сам с ними справиться.
Выбери красный цвет, если у тебя не получилось справиться с заданием, и ты не понимаешь, как его выполнять.
6. Выполни деление столбиком.
246 : 6 = 594 : 6 = 144 : 2 =
224 : 8 = 196 : 7 = 360 : 5 =
Отметь знаком (галочкой или крестиком) свой выбор.
Выбери зелёный цвет, если у тебя получилось выполнить задание, не возникло никаких трудностей, и ты сможешь выполнить подобное задание в будущем.
Выбери жёлтый цвет, если у тебя в процессе выполнения задания возникали трудности или вопросы, но ты смог сам с ними справиться.
Выбери красный цвет, если у тебя не получилось справиться с заданием, и ты не понимаешь, как его выполнять.
7. Проанализируй столбчатую диаграмму. Ответь на вопросы.
1) Каких деревьев больше всего?
_________________________________________________________________
2) Каких деревьев меньше всего?
_________________________________________________________________
3) На сколько лип больше, чем рябин?
_________________________________________________________________
Отметь знаком (галочкой или крестиком) свой выбор.
Выбери зелёный цвет, если у тебя получилось выполнить задание, не возникло никаких трудностей, и ты сможешь выполнить подобное задание в будущем.
Выбери жёлтый цвет, если у тебя в процессе выполнения задания возникали трудности или вопросы, но ты смог сам с ними справиться.
Выбери красный цвет, если у тебя не получилось справиться с заданием, и ты не понимаешь, как его выполнять.
Числа, которые больше 1000. Нумерация. Величины. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление. Выполни задания. Оцени выполнение задания по десятибалльной шкале, где 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
1. Перед тобой числа. Помести их в таблицу. Для этого – разбей на классы и разряды.
256981, 425684, 782964, 145236, 745811.
II класс – класс тысяч | I класс – класс единиц |
Сотни тысяч | Десятки тысяч | Единицы тысяч | Сотни | Десятки | Единицы |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
2. Замени каждое число суммой разрядных слагаемых.
125478 = __________________________________________________
685245 = __________________________________________________
412451 = __________________________________________________
858742 = __________________________________________________
245151 = __________________________________________________
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
3. Сравни числа.
24745 87556 245784 576124 144714 368452
445121 557457 458525 128225 125853 955855
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
4. Выполни вычисления.
1) числа 50, 63, 96, 458, 265 увеличь в 100 раз;
2) числа 216000, 467000, 236000, 452000, 758000 уменьши в 100 раз;
3) числа 236500, 456900, 789100, 569740, 426950 уменьши в 10 раз.
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
5. Перед тобой числа. Помести их в таблицу. Для этого – разбей на классы и разряды.
256651264753, 69812547632, 1654230568, 964503610, 10236548.
IV класс. Миллиарды. | III класс. Миллионы. | II класс. Тысячи. | I класс. Единицы. |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
6. Вырази в новых единицах.
200 мм = ___________дм 2530 м = _________км________м
184 дм = _________м________дм 3 дм 5 мм = ____________мм
4 м 15 см = ___________см 400 мм = _________см
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
7. Вырази в новых единицах.
5 дм2=________________ мм2 3 дм2 =________________ см2
90073 см2 =________________ мм2 5 дм2 15 см2 =_____________ см2
1 м2 54 дм2 =___________________ дм2 5 м2 = ________________ см2
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
8. Определите, какая фигура имеет большую площадь, а какая - меньшую.
1) 2)
Большая - ______ Меньшая - _______
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
9. Вырази в новых единицах.
9 кг 4 г = ________________г 2 т 41 кг = ___________________кг
70 т 5 кг = ________________кг 1 м 4 дм = ____________________см
4 ц 85 000 г = _______________кг 7 т 8 кг = ______________________кг
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
10. Ответь на вопросы.
Сколько часов и минут составляют 85 мин?
__________________________________________________________________
Сколько минут составляют полчаса?
__________________________________________________________________
Сколько месяцев составляют 3 года и 1 месяц?
__________________________________________________________________
Сколько месяцев в году содержат по 30 дней?
__________________________________________________________________
Первый космонавт Ю. Гагарин облетел вокруг Земли за 108 минут. Сколько часов и сколько минут продолжался полет?
__________________________________________________________________
Сколько секунд в 2 часах?
__________________________________________________________________
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
11. Реши задачу. Выполни проверку.
Занятия в музыкальной школе длятся по 30 минут каждое, а перемены между ними – по 10 минут. В 14:00 началось первое занятие. Во сколько закончится третье занятие?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
12. Вырази в новых единицах.
135 с = ___________мин _________ с 3 века =________________ лет
400 лет =________________ века 120 мес = _______________лет
9 лет =______________________ мес 20 суток =________________ ч
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
13. Вычисли в столбик.
737246 + 54337 = 28238 + 5468 = 392476 + 1346 =
600010 – 25086 = 9652311 – 32986 = 500000 – 4536 =
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
14. Заполни таблицу.
Слагаемое | 1523 | 4253 | | 1872 |
Слагаемое | | 5224 | 1234 | |
Сумма | 2046 | | 5436 | 8256 |
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
15. Заполни таблицу.
Уменьшаемое | 3526 | | 8424 | |
Вычитаемое | | 1684 | 1288 | 964 |
Разность | 1256 | 1557 | | 4268 |
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
16. Выполни схематический чертёж к задаче. Реши её. Выполни проверку.
В куске с тканью 120 м. На костюмы отрезали 1/3 часть этой ткани. Сколько ткани осталось в куске.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
17. Составь план решения задачи. Реши задачу. Выполни проверку.
В трёх детских лагерях 1360 детей. Во втором и первом вместе 977 детей, а во втором и третьем – 815 детей. Сколько детей в каждом лагере?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
18. Вычисли.
351кг 700г + 648кг 300г = ____________________________________
7м 36см + 109м 87см =_______________________________________
6 ч 17 мин + 5 ч 27 мин =_____________________________________
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
19. Составь задачу по таблице и реши её.
Цена предмета | Количество | Стоимость |
80 | 15 | ? |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
20. Выполни умножение в столбик.
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
21. Вычисли.
1256488 · 1 = 0 · 455222 = 1 · 218036 =
244815 · 0 = 1 · 358516 = 235525 · 1 =
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
22. Вычисли в столбик.
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
23. Заполни таблицы.
a | 8 | 12 | | 21 | 38 |
b | | 7 | 4 | 6 | |
a · b | 104 | | 100 | | 266 |
a | 56 | | 138 | | 108 |
b | | 19 | 23 | 3 | |
a : b | 2 | 5 | | 17 | 4 |
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
24. Вычисли.
0 : 125033 = 120535 : 120535 =
525142 : 1 = 0 : 588348 =
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
25. Вычисли в столбик.
67172 : 7 = 72270 : 9 = 95700 : 5 =
83778 : 6 = 89296 : 8 = 66516 : 3 =
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
26. Реши задачу. Составь обратную задачу.
На складе было 32 коробки конфет, а фруктов в 3 раза больше. Сколько фруктов на складе?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
27. Сделай рисунок к задаче и реши её.
В одной коробке было 60 кг фруктов, а в другой – 30 кг. Эти фрукты расфасовали по пакетам поровну. Сколько пакетов потребовалось?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
28. Сделай схематический чертёж к задаче. Реши её.
Токарь изготовил за два дня 56 деталей. В первый день он работал 8 ч, во второй – 6 ч. За час он делал одинаковое количество деталей. Сколько деталей токарь изготовил в каждый из дней?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
29. Вычисли и выполни проверку.
83211 : 3 = 14920 : 4 = 58506 : 2 =
53024 : 4 = 34244 : 4 = 95628 : 3 =
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
30. Реши уравнения на сложение и вычитание целых чисел.
5456 - х = 2343 | х + 3217 = 7898 | у - 4325 = 346 |
9949 - y = 6957 | 1202 - y = 722 | y + 4890 = 8979 |
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
31. Запиши заданные предложения в виде числовых выражений, реши их.
1. Умножь число 675 на число 46.
2. Умножь число 688 на число 95
3. Перемножь числа 832 и 48.
Отметь знаком, на сколько баллов по этой шкале ты выполнил задание. В этой шкале 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий. 1 балл – не смог выполнить задание (не выполнил задание); 10 баллов – справился без трудностей и не допустил ни одной ошибки.
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление. Выполни задания, и после каждого выполненного задания оцени выполнение своего задания, а после обменяйся работой с соседом по парте. Оцените работы друг друга. Поставь плюсик или галочку в той колонке, которая соответвует тому, как у тебя (или у твоего одноклассника) получилось справиться с заданием.
1. Реши задачу. Составь обратную задачу.
Бабушка делала заготовки на зиму. Она засолила 27 л варенья. У неё получилось 6 одинаковых банок малинового варенья и 3 таких же банки клубничного варенья. Сколько литров варенья в одной банке? Сколько литров малинового варенья и сколько литров клубничного варенья заготовила бабушка?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
2. Реши задачу. Составь к ней схематический чертёж.
Автомобиль в первый день ехал 5 часов со скоростью 65 км/ч, а во второй день – 6 часов со скоростью 60 км/ч. Какое расстояние проехал автомобиль за 2 дня?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
3. Реши задачу. Выполни проверку.
В первый день туристы шли со скоростью 5 км/ч и были в пути 9 часов, во второй день они шли со скоростью 4 км/ч и были в пути 10 часов. Какое расстояние прошли туристы за 2 дня?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
4. Составь задачу по таблице. Реши её.
Скорость | Время | Расстояние |
5 км/ч | 3 ч | ? |
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
5. Составь задачу по схематическому чертежу. Реши её.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
6. Вычисли удобным тебе способом.
7 · (5 · 3) = ______________________________
5 · (2 · 6) = ______________________________
3 · (4 · 5) = ______________________________
1 · (7 · 8) = ______________________________
4 · (6 · 7) = ______________________________
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
7. Вычисли в столбик.
4168 · 20 = 2557 · 300 = 5458 · 40 =
5143 · 400 = 7429 · 30 = 4251 · 200 =
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
8. Вычисли.
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
9. Реши задачу. Выполни схематический чертёж. Проверь решение.
Расстояние между двумя городами 275 км. Из этих городов одновременно навстречу друг другу вышли пароход и баржа. Пароход шел со скоростью 27 км/ч. Найдите скорость баржи, если известно, что встреча его с пароходом произошла через 5 часов после выхода.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
10. Вычисли удобным тебе способом.
5 · 17 · 2 = ________________________________________
6 · 50 · 9 · 2 = ______________________________________
16 · 8 · 2 · 5 = ______________________________________
8 · 500 · 9 · 2 = _____________________________________
25 · 7 · 4 = _________________________________________
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
11. Вычисли удобным тебе способом.
450 : (5 · 10) = _____________________________________
280 : (4 · 10) = _____________________________________
120 : (3 · 10) = _____________________________________
24 : (3 · 4) = _______________________________________
36 : (3 · 4) = _______________________________________
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
12. Вычисли. Выполни проверку решения.
5976 : 10 = ______________________________________________________
1879 : 10 =______________________________________________________
50765 : 100 =____________________________________________________
657879 : 1000 =__________________________________________________
93455 : 100 =____________________________________________________
78546 : 10 =_____________________________________________________
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
13. Составь задачу по схематическому чертежу. Реши её. Составь обратную задачу.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
14. Вычисли в столбик.
44820 : 60 = 269100 : 900 = 72800 : 700 =
12700 : 50 = 248800 : 800 = 98100 : 900 =
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
15. Нарисуй чертёж к задаче. Реши её. Выполни проверку.
Машина и автобус выехали с автостанции одновременно в противоположных направлениях. Скорость автобуса в два раза меньше скорости автомобиля. Через сколько часов расстояние между ними будет 450 км, если скорость автомобиля 60 км/час?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
16. Выполни деление с остатком и проверь решение.
3274 : 10 = 1684 : 100 = 35825 : 10 =
16057 : 1000 = 615445 : 100 = 1730527 : 100 =
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
17. Вычисли удобным способом.
(6 + 4) ∙ 8 =_____________________________________________
(13 +7) ∙ 4 =_____________________________________________
(6 + 4) ∙ 8 =______________________________________________
(13 +7) ∙ 4 =______________________________________________
(7 + 6) ∙ 8 =______________________________________________
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
18. Вычисли в столбик.
62 ∙ 37 = 42 ∙ 28 = 69 ∙ 77 =
935 ∙ 24 = 367 ∙ 87 = 729 ∙ 15 =
3194 ∙ 53 = 4623 ∙ 27 = 4567 ∙ 45 =
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
19. Реши задачу. Выполни проверку при помощи составления обратной задачи.
На один склад привезли 6 одинаковых ящиков газировки. На другой склад – 9 таких же ящиков. На второй склад привезли на 27 литров газировки больше. Сколько литров газировки привезли на каждый склад?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
20. Реши задачу. Сделай схематический чертёж к задаче.
Ширина окна прямоугольной формы 4 дм, а длина в 2 раза больше. Вычисли площадь окна.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
21. Вычисли в столбик.
917 ∙ 596 = 573 ∙ 216 = 51046 ∙ 942 =
748 ∙ 793 = 10109 ∙ 360 = 64103 ∙ 305 =
34012 ∙ 624 = 3905 ∙ 309 = 46104 ∙ 507 =
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
22. Вычисли в столбик.
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
23. Выполни деление с остатком в столбик.
775 : 19 = 348 : 86 = 124 : 28 =
836 : 56 = 869 : 69 = 629 : 75 =
870 : 26 = 149 : 16 = 169 : 18 =
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
24. Вычисли в столбик.
15414 : 42 = 15444 : 26 =
12099 : 37 = 6318 : 26 =
15947 : 37 = 22008 : 42 =
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
25. Сделай краткую запись к задаче. Реши её.
У Алёши было 30000 руб. Он купил машинку, книгу и 2 пластинки. Машинка стоит 8000 руб., книга на 2000 руб. дороже машинки, а цена каждой пластинки в 4 раза меньше, чем цена машинки и книги вместе взятых. На оставшиеся деньги Алёша решил купить мороженое по цене 1500 руб. Сколько штук мороженого он может купить?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
26. Реши задачу. Выполни проверку.
Одна бригада рабочих может построить 15 км шоссейной дороги за 30 дней, а другая – за 60 дней. За сколько дней могут построить эту дорогу обе бригады, работая вместе?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
27. Заполни таблицу по данным задачи. Реши задачу и выполни проверку.
Библиотеке нужно переплести 4500 книг. Одна мастерская может переплести эти книги за 30 дней, а другая – за 45. За сколько дней могут выполнить заказ обе эти мастерские, работая одновременно?
| Количество книг, шт | Время, дней | Количество книг за 1 день, шт |
1 мастерская | | | |
2 мастерская | | | |
Вместе | | | |
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
28. Вычисли в столбик.
298298 : 149 = 86415 : 105 =
298298 : 149 = 429 260 : 845 =
396 390 : 905 = 181298 : 734 =
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
29. Вычисли в столбик. Выполни проверку.
30001 ∙ 718 = 917 ∙ 596 =
573 ∙ 216 = 51046 ∙ 942 =
748 ∙ 793 = 10109 ∙ 360 =
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
30. Реши задачу. Выполни проверку.
Двум классам поручено расчистить школьный каток, длина которого 32 м, а ширина 20 м. В одном классе 33 ученика, а в другом – 31. Сколько м2 должны расчистить ученики каждого класса, если распределить работу по числу учеников?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| Задание выполнено правильно, без ошибок. | Есть ошибки в выполнении задания. | Задание выполнено неверно. |
Моя оценка | | | |
Оценка одноклассника | | | |
Оценка умений по 4 классу. Знания, умения, навыки | Моя оценка | Оценка учителя |
на начало изучения | на конец изучения |
Могу научить других | Умею сам | У меня есть трудности | Могу научить других | Умею сам | У меня есть трудности | на начало изучения | на конец изучения |
Находить значения выражений. | | | | | | | | |
Оценивать свою работу. | | | | | | | | |
Сложение. | | | | | | | | |
Выполнять проверку сложения. | | | | | | | | |
Вычитание в столбик. | | | | | | | | |
Умножение столбиком. | | | | | | | | |
Применять перестановку множителей. | | | | | | | | |
Деление в столбик. | | | | | | | | |
Анализ диаграммы. | | | | | | | | |
Разбивать многозначные числа на классы и разряды. | | | | | | | | |
Оценивать себя по десятибалльной шкале. | | | | | | | | |
Раскладывать многозначные числа на сумму разрядных слагаемых. | | | | | | | | |
Сравнивать многозначные числа. | | | | | | | | |
Увеличивать и уменьшать числа в 10, 100 и 1000 раз. | | | | | | | | |
Переводить длину из одних единиц в другие. | | | | | | | | |
Переводить площадь из одних единиц в другие. | | | | | | | | |
Измерять площадь с помощью палетки. | | | | | | | | |
Сравнивать площади фигур. | | | | | | | | |
Переводить массу из одних единиц в другие. | | | | | | | | |
Переводить время из одних единиц в другие. | | | | | | | | |
Решение задач. | | | | | | | | |
Проверка решения задач. | | | | | | | | |
Сложение в столбик. | | | | | | | | |
Находить неизвестное слагаемое или сумму. | | | | | | | | |
Находить неизвестное делимое\делитель\частное. | | | | | | | | |
Выполнять схематический чертёж к задаче. | | | | | | | | |
Составлять план решения задачи. | | | | | | | | |
Сложение величин. | | | | | | | | |
Составлять задачу по таблице. | | | | | | | | |
Умножение на 1 и 0. | | | | | | | | |
Умножение круглых чисел в столбик. | | | | | | | | |
Находить неизвестный множитель\произведение. | | | | | | | | |
Находить неизвестное делимое\делитель\частное. | | | | | | | | |
a : 1, a : a, 0 : a. | | | | | | | | |
Составление обратной задачи. | | | | | | | | |
Рисунок к задаче. | | | | | | | | |
Проверка деления. | | | | | | | | |
Оценивать работу других. | | | | | | | | |
Составлять задачу по схематическому чертежу. | | | | | | | | |
Умножение числа на произведение. | | | | | | | | |
Умножение на круглые числа в столбик. | | | | | | | | |
Выполнять перестановку множителей. | | | | | | | | |
Умножать числа, оканчивающиеся нулями, друг на друга. | | | | | | | | |
Деление числа на произведение. | | | | | | | | |
Деление на 10, 100 и 1000 в столбик. | | | | | | | | |
Деление на 10, 100 и 1000 с остатком. | | | | | | | | |
Проверка деления с остатком. | | | | | | | | |
Умножение суммы на число. | | | | | | | | |
Умножение многозначных числе на многозначные в столбик. | | | | | | | | |
Деление многозначных чисел на многозначные с остатком в столбик. | | | | | | | | |
Деление многозначных чисел на многозначные в столбик. | | | | | | | | |
Выполнять краткую запись к задаче. | | | | | | | | |
Заполнять таблицу по данным задачи. | | | | | | | | |
Проверка умножения. | | | | | | | | |
Заключение Анализируя содержание настоящего учебного пособия, можно с уверенностью отметить, что практическое использование текстовых задач и других заданий из сборника на уроках математики может сыграть ключевую роль в формировании личности младшего школьника.
Работая с этим сборником, мы считаем, что учителя, изучившие его, найдут очень много полезной информации для развития уровня самоконтроля и самооценки у обучающихся начальных классов.
Математика – это оружие, с помощью которого человек познает и подчиняет себе окружающий мир. И чтобы понять ее и сделать в жизни что-то действительно ценное, надо любить математику, как многие великие математики, и уважительно относиться к этой важной науке.
Список использованной литературы Федеральный государственный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 41с.
Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.]. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2015. - (Школа России). - 112 с.
Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. ч. 2 /[M. И. Моро, М. A. Бантова, Г. B. Бельтюкова и др.]. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2015. - (Школа России). - 128 с.