СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник материалов семинара по физике и психологии: «Современный урок – урок взаимосвязи развития и воспитания творческой индивидуальности каждого учащегося» Психолог: Шило Г.В.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном сборнике представлены материалы семинара по физике и психологии «Современный урок – урок взаимосвязи развития и воспитания творческой индивидуальности каждого учащегося», проведенного Баймырзинская основной школой. Занятия, представленные в сборнике посвящены основным проблемам работы с детьми ЗПР, неустойчивостью внимания в начальной школе, работе с подростками.       Целью данного сборника является его использование в работе как полностью, так и частично, а также он может послужить материалом для обсуждения тех или иных вопросов работы психолога в образовательном учреждении.

  Составители сборника: учитель физики и информатики Травкина Л. Г. и школьный психолог Шило Г.В.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Сборник материалов семинара по физике и психологии: «Современный урок – урок взаимосвязи развития и воспитания творческой индивидуальности каждого учащегося» Психолог: Шило Г.В.»

















































Баймырзинская основная школа





Сборник материалов

семинара по физике и психологии: «Современный урок – урок взаимосвязи развития и воспитания творческой индивидуальности каждого учащегося»

(для психологов)

Психолог: Шило Г.В.





Баймырза

2016

























Травкина Людмила Геннадьевна

Учитель физики, информатики

Категория – 2

Методическая тема: «Критическое мышление на уроках физики»























Шило Галина Викторовна

Психолог

Категория – 2

Методическая тема: «Использование современных информационных технологий в практике работы школьного психолога»





Предисловие





В данном сборнике представлены материалы семинара по физике и психологии «Современный урок – урок взаимосвязи развития и воспитания творческой индивидуальности каждого учащегося», проведенного Баймырзинская основной школой. Занятия, представленные в сборнике посвящены основным проблемам работы с детьми ЗПР, неустойчивостью внимания в начальной школе, работе с подростками. Целью данного сборника является его использование в работе как полностью, так и частично, а также он может послужить материалом для обсуждения тех или иных вопросов работы психолога в образовательном учреждении.





Составители сборника: учитель физики и информатики Травкина Л. Г. и школьный психолог Шило Г.В.















Содержание:



  1. Предисловие.



  1. Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребенком ЗПР.





  1. Урок развития внимания, 2 класс «Развиваем внимание»



  1. Интегрированный урок физики и психологии «Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Энергия человека».





  1. Список литературы.













  1. Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребенком ЗПР.



Тема: Развитие навыков каллиграфии

Цель занятия – индивидуальная коррекция пробелов общего развития учащегося, направленная подготовка к усвоению им учебного материала.

Задачи: коррекции каллиграфии (умения видеть строку, соблюдать размеры букв, правильно их соединять).

Основные направления коррекционной работы

-Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

-развитие навыков каллиграфии;

-развитие артикуляционной моторики.

Оборудование: парта, стул, пропись для коррекции каллиграфии, бумага, цветные карандаши, дидактический материал.

Ход занятия

  1. Приветствие

Психолог: Здравствуй, Толя! Я очень рада видеть тебя! (Ребенок здоровается).

Сегодня у нас с тобой не совсем обычное занятие. У нас будут присутствовать гости, и, я предлагаю показать нашим гостям как обычно мы с тобой работаем. (Высказывание ребенка)

  1. Настрой на работу. Игра «Комплименты»

П.: Для начала, предлагаю поиграть. Игра называется «Комплименты». Ведь ты знаешь, что это такое? (Ответ ребенка, если ответ отрицательный, то необходимо объяснение).

Давай возьмемся за руки и по-очереди будем делать друг другу комплименты. И в конце подарим комплимент для наших гостей.

  1. Разогревающие упражнения для кистей рук, ладоней и пальцев
    1. Подушечки четырех пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу (пунктирное движение). Проделайте то же для другой руки.
    2. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Ребром ладони правой руки имитируйте пиление по всем направлениям тыльной стороны левой ладони (прямолинейное движение). Проделайте то же для другой руки.
    3. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Правой рукой сделайте массаж тыльной стороны ладони левой руки. Проделайте то же для правой руки.
    4. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх-вниз по ладони левой руки (прямолинейное движение). Проделайте то же для правой руки.
    5. Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. Поменяйте руки.
    6. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Согнутыми указательным и средним пальцами правой руки делайте хватательные движения на пальцах левой руки (прямолинейное движение). Проделайте то же для правой руки.
    7. Проделайте движения, как при растирании замерзших рук.
    8. Подушечку большого пальца правой руки положите на тыльную сторону массируемой фаланги пальца левой руки. Остальные четыре пальца правой руки охватывают и поддерживают палец снизу. Массируйте спиралевидными движениями. Проделайте то же для правой руки.

Психолог: Ну, как, Толя, разогрелись твои ручки? Ты готов писать? (Ответы ребенка). Тогда начинаем

  1. Упражнение "ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ"

Цели: развитие умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться в пространстве.

         Ребенок чертит сам от руки квадрат 10х10 клеток на листе в клетку (Сначала трудно прорисовывать табличку, но постепенно навык улучшается.) Затем по горизонтали надо прорисовать буквы алфавита, начиная с А (Ё не включаем), а по вертикали цифры от 1 до 10. Психолог диктует координаты, а ребенок на поле квадрата рисует крестики.

         Координаты для данной работы следующие: А8, Б6, Б8, В4, В6, В8, Г2, Г4, Г6, Г8, Д1, Д2, Д3, Д4, Д5, Д6, Д7, Д8, Д9, Е2, Е4, Е6, Е8, Ж4, Ж6, Ж8, З6, З8, И8.

"Ёлочка"

    

    

    

    

Х

    

    

    

    

    

 

 

 

Х

Х

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

Х

Х

Х

Х

Х

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


      Графический диктант выполняется по принципу игры в "Морской бой".

Психолог: что же получилось? (Елочка)

  1. Работа в прописи. Коррекция каллиграфии.

  2. Разминка. Психологическая разгрузка.

Упражнение «Язычок»

Упражнение «Собачка искупалась»

  1. Рефлексия.

Психолог: Толя, возьми, пожалуйста лист бумаги, карандаши и нарисуй свое настроение к нашему занятию. Понравилось ли оно тебе? А что в особенности понравилось, какой момент? А что не понравилось? Все ли было понятно?

Я благодарю тебя за работу. Увидимся на следующем занятии.


  1. Урок развития внимания, 2 класс «Развиваем внимание»


Задачи урока:

  1. Развитие распределения и избирательности внимания

  2. Развитие концентрации внимания

  3. Развитие самоконтроля


Вводная часть

Здравствуйте ребята! Создаем хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу!

Упражнение мозговой гимнастики «Горизонтальная восьмерка» (активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний).

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

  1. Основная часть

Задание 1. «Буквоедка»

Буквоедка очень любит буквы, но больше всего ей нравиться буква «А». Давайте её спасём. Для этого в тексте надо вычеркнуть все буквы «А» (корректура). В течение 3 минут.



Задание 2. «Птица - не птица»

Дети внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подают сигнал - хлопать.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи...

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.,

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки -
и спасибо шутке!


Задание 3. ."Выполни по образцу"

Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:

а) анализ каждого элемента узора;

б) правильное воспроизведение каждого элемента;

в) удержание последовательности в течение продолжительного времени.



Образцы узоров








Задание 4. "Многоножки"

Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.


Задание 5. "Найди слова".

На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.



Задание 6. «Найдите отличия»


3. Заключительная часть

Подведение итогов занятия.



3.Интегрированный урок физики и психологии

Тема «Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Энергия человека».

Цель урока:

1.Ввести понятие кинетической, потенциальной и полной энергии как характеристик механических систем; ввести понятие о энергии человека. Выявить сходства и различия энергии с точки зрения психологии и физики.

2. Развитие умения, применять знания в новой ситуации, объяснять явления.

3. Воспитание стремления к учению.

Тип урока: первичного усвоения материала.

Ход урока.

1.Организационный момент:

- Проверка готовности к уроку.

- Объявление темы и цели урока.


Этапы урока.

Деятельность учителя, учащихся.

Примечание.

Вступление .(2 мин)

Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие, в путешествие за новыми знаниями, в страну «Энергия».

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Притрагивайтесь к родникам-

Ничто не повториться.

За мигом миг, за часом час,

Впадайте в изумленье,

Все будет и все не так

Через одно мгновенье.

В дорогу мы возьмем багаж:

Учебник, ручку, карандаш,

Тетрадь и знаний саквояж.

Слайд 1.

Актуализация опорных знаний.(7 мин)

Сегодня на уроке мы проведем физическую разминку, разгадаем кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1.Какой греческой буквой обозначается КПД?

2. Физическая величина, показывающая работу в единицу времени.

3.Расстояние от точки опоры до линии действия силы на рычаге?

4. О какой физической величине говорят, если тело движется под действием приложенной к нему силы?

5.Твердое тело (простой механизм), которое может вращаться вокруг неподвижной опоры.

6.Физическая величина, мера взаимодействия тел.

7. Физическая величина, единица измерения которой секунда.

Мы разгадали кроссворд. По вертикали в нем выделено слово, которое и является темой сегодняшнего урока. Записали тему в тетрадь.


Слайд 2.

На столе учащихся вопросы к кроссворду. Работают самостоятельно, после проверяются на слайде ответы.

Слайд 3.

Изучение нового материала.(20 мин)

Сегодня на уроке мы должны будем ответить на вопросы:

Что такое энергия? Каких видов бывает энергия? Выяснить зависимость энергии. Получить формулы для нахождения энергии.

В повседневной жизни мы очень часто употребляем слова: «энергия», «энергичный человек», «работать с удвоенной энергией». Для машин, станков нужна энергия. Автомобили, самолёты, теплоходы, тепловозы работают, затрачивая энергию. Всему живому для жизни нужна энергия. А что же в физике понимают под энергией?

Рассмотрим опыты:

Шарик скатывается с наклонной плоскости и сдвигает резинку, лежащую на его пути. Сжатая пружина распрямляется и разрывает нить.

Обсуждение опытов. Что наблюдаете? Что происходит? О какой физической величине идет речь? После обсуждения приходим к выводу, что во всех случаях совершается работа.

Учитель делает вывод. Если тело, или группа тел может совершать работу, то они обладают энергией.

Вывод: 1 .энергия физическая величина.2. она характеризует работу.

Ученики пробуют дать определение энергии, если затрудняются, то учитель дает определение сам.

Энергия - физическая величина, которая показывает, какую работу, совершает тело (группа тел).

Энергия бывает двух видов. Делаем в тетради схему.


Работа с учебником. На странице 125 нашли определение кинетической и потенциальной энергии.

Выяснили от чего зависит энергия, записали формулы для определения энергии. Привели примеры тел, обладающих различными видами энергии.

Слайд 4







Слайд 5,6.





Демонстрация опыта, слайд 7















Слайд 8



Слайд 9







Слайд 10


Слайд 11



Слайд 12,13,14, 15

Закрепление (10 мин)

Какой из автомобилей обладает большей кинетической энергией? Почему?

Какое из тел обладает большей потенциальной энергией относительно стола? Почему?

Какой энергией обладает шар при скатывании с горы?

Какой энергией обладает прыгун при прыжке с шестом?


Задание 26 (4) Решение самостоятельно задачи с последующей проверкой

Слайд 16




Слайд 17


Слайд 18,19


Внутренняя энергия человека

Наверняка все слышали о круговороте воды в природе, но не многие знают о круговороте энергии в природе, а точнее о взаимосвязи человека, его мыслей, поступков и количестве и качестве энергии. И очень важно правильно понимать этот процесс обмена энергиями, который влияет на жизнь любого человека.

Наша жизнь – не что иное, как круговорот энергий, какая-то часть энергий постоянно расходуется и ее приходиться постоянно восполнять. Хорошо, когда есть баланс между притоком и расходом энергии, но у многих ли он есть? Если баланса нет и энергообмен нарушен, то мы имеем либо избыток энергий, либо недостаток, и то, и то отрицательно сказывается на нас.

При избытке, энергия ищет выход, это может происходить в любых формах, часто самых неожиданных – от энтузиазма до бешенства, и даже излишнего веса. Во втором случае, при недостатке энергии, организм ищет недостающую ему энергию любыми способами. Вот вам и ответ на вопрос, откуда берутся энергетические вампиры – им просто неоткуда больше взять энергию, как от вас, и они сделают все, чтобы ее получить. В скандалах, обидах, ярости, возмущениях, истериках... появляется тот необходимый всплеск энергии, которую они ловят, и восполняют недостаток своей.

Так что же делать – расходовать или накапливать энергию? Расходовать, потому что только так возможно обновлять энергию. Если вы все держите в себе, происходит застой энергий, болото – ничто никуда не уходит и не приходит. А чтобы что-то пришло, нужно освободить для этого место. Природа не терпит пустоты, она обязательно ее заполняет. Но если вы попробуете налить воды в заполненный стакан, то вода будет выливаться.

Существуют два вида энергии, которые используются человеком

• ЖИЗНЕННАЯ (физическая)

• СВОБОДНАЯ (созидающая)

Жизненная энергия – это энергия, необходимая для нормальной работы нашего физического тела и жизнедеятельности организма в целом. Без достаточного уровня жизненной энергии невозможна нормальная работа физического тела.

Свободная энергия – это энергия наших тонких тел, это наша созидательная, умственная и творческая энергия. Она придает нам импульс и желание действовать, дает заряд творческих сил и повышает наш жизненный тонус

Способы повышения энергии

Энергии эти разные и способы для повышения энергии для этих них тоже отличаются, поэтому рассматривать мы будем их по отдельности.

• ФИЗИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ

Как только у нас падет уровень физической энергии – мы обессиливаем, чувствуем себя разбитыми и усталыми. А когда он доходит до критического – мы начинаем болеть.

Поэтому начинать повышать свою энергетику нужно с приведения в порядок энергетического баланса нашего физического тела.

Для стабильного притока жизненной энергии нужны всего лишь два условия:

1. ПОЛНОЦЕННЫЙ ОТДЫХ

2. ПОЛНОЦЕННОЕ ПИТАНИЕ

• ОТДЫХ

Соблюдайте, по возможности, режим сна – ложитесь и вставайте в одно и тоже время. Помните, что значение имеет не продолжительность, а качество сна. 5-6 часов крепкого и глубокого сна намного полезнее для организма, чем 10-12 часов поверхностного «полусна».

• Не забывайте о дневном отдыхе. 40-60 минут послеобеденного сна значительно пополнят энергетические запасы вашего тела.

• ПИТАНИЕ

Пища является основным источником энергии для нашего тела. И здесь также, как и в случаем со сном, качество выходит на передний план.

Чтобы повысить энергетику при помощи пищи, нужно стараться употреблять продукты с повышенным энергетическим потенциалом.

• В первую очередь это высококачественные углеводы – злаковые каши (гречка, рис, овсянка, перловка), цельнозерновой черный хлеб, пророщенные зерна пшеницы.

• СВОБОДНАЯ ЭНЕРГИЯ

Как повысить свободную энергетику?

Здесь тоже есть два подхода или два пути.

Первый – это уменьшение оттока свободной энергии.

Сделать это можно, отказавшись от некоторых негативных проявлений нашей жизни.

Второй путь – это повышение притока свободной энергии путем ее набора.

Когда мы отказываемся от того, что отнимает у нас внутреннюю энергию и жизненные силы, тем самым мы пополняем их запас. Таким способом мы «залатываем» энергетические дыры и пробоины в наших тонких телах, не давая свободной энергии утекать вовне.

Источники энергии человека

Комплекс упражнений дыхательной разминки

1. Очищающее ха-дыхание

Станьте прямо, расставив ноги, и дышите. Во время вдоха поднимите руки вверх, задержите Дыхание в течение нескольких секунд. Надо расслабить гортань, открыть рот и сделать энергичный выдох, наклоняясь вперед, предоставив рукам возможность падать. При этом естественно издается звук «ха». Затем медленно начинайте вдох, выпрямляясь снова поднимая руки вверх. Делайте медленный выдох через нос, опуская руки вниз. Повторить упражнение 3 раза. Выдыхать воздух с облегчением, как бы освобождаясь от забот. Упражнение стимулирует кровообращение и очищает дыхательные пути. После выполнения упражнения человек чувствует себя намного бодрее.

2. Стимулирующее дыхание.

С вдохом наклониться вправо, растягивая левый бок. С выдохом вернуться в исходное положение. То же проделать влево. Шею, руки не сгибать, спину держать ровной.

3. Упражнение для активизации кровообращения

Выполняется упражнение следующим образом. Встать прямо. Сделать полный вдох, задержать дыхание. Слегка наклониться вперед, взять в руки карандаш за два конца, крепко сжимая и постепенно вкладывая всю силу в руки. Опустить карандаш и выпрямиться, медленно выдыхая воздух. Повторить несколько раз. Это упражнение можно проделывать без помощи карандаша, мысленно представляя его себе, но вкладывая всю силу в воображаемое сжимание карандаша руками.





Слайд 22-27

Закрепление (10 мин)

Решение задач

Слайд 28

Итог, выставление отметок (3 мин)

§ 35,36 задание 26 (5)

Слайд 29

Рефлексия (2 мин)

“Букет настроения”.




Приложение № 1.

Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.  Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

красный - восторженное;

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние.







Список литературы.


  1. Битянова М. Р. и др. Работа психолога в начальной школе. – М.: Генезис, 2001. – 352 с.

  2. Локалова Н. П. Уроки психологического развития в начальной школе//Начальная школа. – 1998. - №36. – с. 1 – 12.

  3. Майорова Н. П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины. – СПб.: Знание, 1998. – 216 с.

  4. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 126 с.

  5. Осипова А. А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5 – 9 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2001. – 104 с.

  6. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.

  7. http://www.therapy.by/articles/metodi_povisheniya_vnutrenney_energii_cheloveka/

  8. http://www.virtual.ks.ua/students/5948-cra-cerebro-organic.html

































































Баймырзинская основная школа





Сборник материалов

семинара по физике и психологии: «Современный урок – урок взаимосвязи развития и воспитания творческой индивидуальности каждого учащегося»

(для психологов)

Психолог: Шило Г.В.





Баймырза

2016