СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник мероприятий по патриотическому воспитанию подростков

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном сборнике размещены мои разработки внеклассных мероприятий, которые можно использовать на классных часах, уроках истории для актуализации знаний учащихся о событиях ВОв

Просмотр содержимого документа
«Сборник мероприятий по патриотическому воспитанию подростков»


Приложение №3

Сборник сценариев мероприятий, направленных на воспитание патриотических качеств подростков.




Содержание: стр.


  1. Сценарий видеоролика «Защита Брестской крепости» …………1-4


  1. Военно-патриотическая игра для отряда юных пограничников, посвященная 80-и летию Курской битве «Историческая эстафета» ……………… 4-5


  1. Игра «Последний герой» (к дню Героя России 9 января) ……….6

  1. Спортивная игра «Непокоренный город», посвящённая 80-илетию освобождения блокады Ленинграда, для учащихся 5-х классов…………………7-8


5. Военно-спортивное, историческое мероприятие, посвященное выводу

Советских войск из Афганистана «Дорогами Афгана» ………………….9-11


6. Внеклассное мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества

«А ну-ка, парни!» …………………………………………………………….12-13

7.Спортивный праздник «Супер папа!» …………………………………14-15


8.Список используемой литературы……………………………………..16




Создание видеоролика «Защита Брестской крепости»

Цель: воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, любви к Родине, гордости и уважения к Вооружённым силам России, защитникам Отечества и историческому прошлому своей страны.

Задачи:

- расширить представление детей о героическом подвиге защитников Брестской крепости.

– развитие познавательной, творческой активности детей;

- обучение создавать видеоролик и озвучивать его.

Участники: Юные пограничники.


Содержание видеоролика:

Мы, участники военно-патриотической игры «Государственная граница» посвящаем этот видеоролик тем героям, которые в самом начале войны пожертвовали своими жизнями чтобы дать своей родине, родным и любимым еще немножко времени для того, чтобы они успели покинуть дома, солдаты подготовиться к нападению, для того чтобы фашисты поняли, что с русским народом воевать не так-то просто, тем, кто боролся исключительно упорно и настойчиво, тем, кто доказал замечательную волю к сопротивлению и любовь к своей Родине».



1 кадр «Защитникам Брестской крепости посвящается»

Крепость превратилась в небольшой военный городок, где жили семьи командиров. Среди постоянно проживающего на территории мирного населения были женщины, дети и старики. За стенами крепости всего проживало около 300 семей.

Из-за запланированных на 22 июня военных учений, из крепости вышли стрелковые и артиллерийские подразделения и высший командирский состав армии. Территорию покинули 10 стрелковых батальонов, 3 артполка, дивизионы ПВО и ПТО. Остались менее половины от обычного количества людей – приблизительно 8,5 тыс. человек. Национальный состав защитников сделал бы честь любому заседанию ООН. Тут были белорусы, осетины, украинцы, узбеки, татары, калмыки, грузины, чеченцы и русские. Всего среди защитников крепости были представители тридцати национальностей. На них надвигалось 19 тыс. отлично обученных солдат, имевших за плечами немалый опыт реальных боёв в Европе.

Связи с внешним миром у красноармейцев не было. Посылаемые в эфир сообщения оставались без ответа. К полудню город был полностью занят немцами. Брестская крепость на карте Бреста оставалась единственным очагом сопротивления. Все пути отступления были отрезаны. Но вопреки ожиданиям гитлеровцев, сопротивление только нарастало. Было совершенно ясно, что попытка захватить крепость сходу провалилась. Наступление захлебнулось.

На следующий день немцы собрали захваченных в плен людей, и, прикрываясь женщинами, детьми и раненными из захваченного госпиталя, стали переходить мост. Таким образом, немцы вынуждали защитников либо пропустить их, либо собственноручно расстреливать своих родных и знакомых.

Настойчивые предложения сдаться в плен звучали из немецких громкоговорителей на всю округу. Это должно было подорвать боевой дух русских. Определённые плоды такой подход принёс. В этот день с поднятыми руками из крепости вышло около 1900 человек. Среди них было очень много женщин и детей. Но были и военнослужащие. В основном – резервисты, прибывшие на сборы.

В казематы немцы заходить боялись – раненые продолжали стрелять. Но и выйти они тоже не могли. Тогда немцы решили применить огнемёты. От жуткого жара плавились кирпич и металл. Эти потёки и сегодня можно видеть на стенах казематов.

Проходит период первого шока, и организм начинает требовать своё. Люди понимают, что всё это время ничего не ели, а продовольственные склады сгорели ещё во время самого первого артобстрела. Хуже того – обороняющимся нечего пить. При первом артиллерийском обстреле крепости из строя был выведен водопровод. Люди страдают от жажды. Крепость находилась на слиянии двух рек, но до этой воды было невозможно добраться. По берегам рек и каналов стоят немецкие пулемёты. Попытки осаждённых добраться до воды оплачиваются их жизнями.

Подвалы переполнены ранеными и семьями комсостава. Особенно тяжело приходится детям. Командиры принимают решение отправить женщин и детей в плен. С белыми флагами они выбираются на улицу и идут к выходу. В плену эти женщины пробыли недолго. Немцы просто отпускали их, и женщины уходили или в Брест, или в ближайшее село.

Именно Бресту выпала честь первым столкнуться с фашистскими захватчиками. 22 июня в 3 часа 15 минут утра началось нападение на крепость, которое просто застало врасплох жителей крепости... На тот момент в ней находилось около 7 тысяч воинов и членов их семей.

Неожиданность атаки привела к тому, что единого скоординированного сопротивления гарнизон оказать не смог и был разбит на несколько отдельных очагов.

2 кадр –Крепость до бомбежки

Мощные удары авиации, огонь артиллерии, наступление танков и пехоты, а крепость не сдается. Разрушены здания, но защитники крепости, их жены и дети спустились в подвалы. Они сражались вместе с пограничниками, ухаживали за ранеными, подносили снаряды.


3 кадр Бомбардировка

Солдаты брестской крепости держали оборону, давая возможность мирным жителям покинуть город. Находясь в полном окружении, без воды и продовольствия, при острой нехватке боеприпасов и медикаментов гарнизон мужественно сражался с врагом

4 кадр из фильма «Брестская крепость»

Самой жестокой мукой для раненых и здоровых бойцов была постоянная, сводящая с ума жажда. Противник установил в прибрежных кустах пулемёты, обстреливая все подступы к реке. И всё же ночами бойцы порой доставали воду. Стиснув зубами металлическую ручку котелка, боец подползал к реке, зачерпывал котелком воду и так же медленно и бесшумно совершал обратный путь. И когда он, бережно неся в обеих руках этот котелок, проходил по отсекам казарм, люди старались не смотреть на добытую им воду – они знали, что прежде всего воду надо залить для охлаждения пулемётов «Максим», которые без этого могут перегреться и выйти из строя. Вся же остальная вода поступала в подвалы – для детей, раненых и женщин. Чтобы облегчить мучения, бойцы брали в рот сырой песок.

Память о тех добровольцах, кто, жертвуя собой, отправлялся в опасный путь за водой, навсегда сохранила скульптурная композиция «Жажда»: усталый боец с автоматом в одной руке и с вытянутой к реке каской – в другой.

6 кадр

7 кадр фото с скульптурой «Жажда»

. Особенно тяжело было раненым. Бинты и одеколон, заменявший йод, кончились. Операции делают обыкновенным ножом, без наркоза. От простыней остались окровавленные лохмотья. Но молодые ребята, едва совладав с болью, просят оружие

Солдаты Красной Армии были не единственными, кто защищал крепость, члены семей солдат и офицеров которые жили в крепости, оказывали активную поддержку при ее обороне. Дети носили боеприпасы и продовольствие к изолированным защитным позициям, а также выходили на разведку чтобы наблюдать за вражескими передвижениями. Женщины либо брались за оружие, либо ухаживали за ранеными.

Около месяца продолжалась героическая оборона Брестской крепости. Ничто не могло сломить несгибаемую волю и мужество бессменного гарнизона: ни голод, ни жажда, ни потери. Об этом говорят надписи, оставленные защитниками. Они написаны мелом, кровью, выцарапаны на камнях и стенах: «Прощай, Родина!», «Умрём, но не сдадимся».


5 кадр фото с надписями

Большинство уцелевших защитников гарнизона попали в немецкий плен, куда еще до прекращения организованной обороны были отправлены женщины и дети. Комиссар Фомин был расстрелян немцами, капитан Зубачев умер в плену, майор Гаврилов пережил плен и был уволен в запас в ходе послевоенного сокращения армии. Оборона Брестской крепости (после войны получила звание «крепости-героя») стала символом мужества и самопожертвования советских солдат в первый, самый трагический период войны.

22 июня 1941 года в 04-15 утра по гарнизону Брестской крепости открывается огонь. Нападающая 45 пехотная дивизия нацистской Германии почти в два раза превосходила по численности гарнизон Брестской крепости, а внезапность атаки позволила сразу разделить гарнизон крепости на части, лишить провизии и уничтожить большую часть боеприпасов. По плану Третьего рейха Брестская крепость должна быть взята до полудня того же дня. В ходе штурма в первые сутки гарнизон Брестской крепости понес большие потери, в Цитадели сформировалась основная сила сопротивления, имеющая в своем арсенале минимум продовольствия, боеприпасов и самое страшное, находясь на острове, они были отрезаны от воды. В гарнизоне оставались женщины и дети, члены семей военных. Невероятное мужество и отвага советских воинов не позволила планам Гитлера свершиться так скоро. Цитадель пала 26 июня. В подвалах казарм у Тереспольских ворот группа Потапова А.Е., совместно с пограничниками под командованием Кижеватова А.М. продолжали сражаться до 29 июня. Разрозненные группы сопротивления около месяца продолжали борьбу с врагом. Согласно историческим справкам, последний защитник Брестской крепости, майор Гаврилов М.П. был взят в плен 23 июля, продержавшись более 30 дней с даты нападения. В ходе захвата Брестской крепости были убиты около 2000 военнослужащих и захвачены в плен около 7000 человек.



Военно-патриотическая игра для отряда юных пограничников, посвященная 80-илетию Курской битве «Историческая эстафета»

Цель: закрепление знаний о событиях Курской битвы, о Курской дуге.

Задачи: развивать патриотизм, формировать уважительное отношение к поколению победителей, прививать интерес участников к эпохе Великой Отечественной войны, формировать представления о Курской битве как важной вехе эпохе Великой Отечественной войны, развивать познавательный интерес, логическое мышление и творческую активность, расширять кругозор.

Предварительная работа: беседа о Курской дуге.

Оборудование: флаг РФ и флаг пограничный, музыкальная колонка, марш и гимн России. Карточки с вопросами о Курской битве.

Ход игры:

  1. Построение команд, вынос флагов, сдача рапорта

  2. Викторина.

В эстафете участвуют две команды. Команды построены в одну колонну в 100 метрах от стола с вопросами. По сигналу первые участники добегают до стола, берут карточку и отвечают на вопрос. Если ответ не верный, участник пробегает штрафной круг в 30м.и передают эстафету следующему участнику.


1.Продолжительность Курской битвы

ОТВЕТ: (50дней) Курская битва длилась 50 дней и ночей. С обеих сторон в ней участвовало более четырех миллионов человек, почти 70 тысяч орудий и минометов, более 13 тысяч танков и самоходок, 12 тысяч самолетов.

Благодаря таланту советских военачальников и беспримерному героизму солдат Третьему рейху был нанесен сокрушительный удар.


2.15 апреля 1943 г. Гитлер подписал оперативный приказ № 6. Именно он дал начало крупнейшей немецкой наступательной операции на советско-германском фронте. Каково её кодовое название? (Цитадель)

3. Кто из перечисленных летчиков прославился в ходе Курской битвы и получил звание Героя Советского Союза? (Александр Покрышкин)

4. Освобождением какого города закончилась Курская битва?( Харькова)

5. Назовите дату освобождения города Белгорода  (5 августа 1943)

6.Это оружие, которое активно применялось в Курской битве, немецкие солдаты называли «адская мясорубка», а как его называли советские воины? («Катюша»).

7Сколько длилась война от конца Курской битвы до Победы 9 мая 1945?( Курская битва - 27 дней в июле+23 дня в августе=50 дней, от салюта до Дня Победы - 130 дней в 43 году+366 в 44+128 в 45=624 дня.)

8.Сколько человек с обеих сторон было вовлечено в Курскую битву, согласно советской историографии? (Более 4 млн.)

9.Почему одна из крупнейших битв Великой Отечественной войны называется Курской? (Эта битва проходила в северной и южной части территории Курского выступа. Выступ получил название в честь города Курска, расположенного в его центральной части.)

10. Когда началась Курская битва? (5 июля 1943)

11.Когда и в честь чего прозвучал первый победный салют в Москве? (5 августа 1943 года в честь освобождения Орла и Белгорода)

12.Знаменитый танк, который включен в комплекс мемориала (Т-34)

13. Сколько человек с обеих сторон было вовлечено в Курскую битву, согласно советской историографии? (Более 4 млн.)

14.Какое оружие впервые было применено немцами в ходе Курской битвы? (самоходная мина)

15.С каким холодным оружием сравнил Гитлер Курский выступ? («Кинжал, направленный в сердце России»)

16.Назовите три ратных поля России? (Куликовское, Бородинское, Прохоровское)

17. 12 июля 1943 года в ходе Курской битвы произошло самое крупное танковое сражение. Около какой деревни оно состоялось? (Прохоровка)

18.В ходе какой битвы наступил коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, и советские войска погнали фашистов с советской земли?    ( Курская битва.)

19. Назовите летчика, сбившего в одном бою 9 самолетов противника в небе над Прохоровкой, удостоенного звания Героя Советского Союза. ( А. Горовец.)

20. Это было крупнейшее в мировой истории танковое сражение, сломившее броневой хребет гитлеровской армии и во многом определившее победоносный исход Курской битвы и всей Великой Отечественной войны. О каком сражении идет речь?

(Танковое сражение под Прохоровкой 12 июля 1943 года)

21.Укажите даты начала и конца оккупации города Курска.

( Курск был оккупирован с 3 ноября 1941 года по 8 февраля 1943 года.)

2 часть

Подведение итогов игры, награждение победителей.

3 часть «Работа над ошибками»

(разбор тех вопросов, на которые не смогли ответить)






Спортивная игра «Последний герой» (к дню Героя России 9 января)

Время проведения: 9 января в 14-00 

Длительность:60минут.

Инвентарь и оборудование: микрофон, колонки,  музыкальный центр,  таблички с названиями для участников и общее оформление зала. 
Участники праздника: юные пограничники -10 человек, ведущие 2 человека, жюри 3 человека, помощники 3 девочки.

Судейская коллегия: заместитель директора школы по воспитательной работе, учитель ОБЖ, учитель физической культуры.

Цели и задачи:

  • Воспитание у учащихся чувства патриотизма;

  • популяризация и пропаганда здорового, активного образа жизни;

  • привлечение детей   к физической культуре и спорту;

  • воспитание активности, инициативы, самостоятельности, чувства товарищества;


Ход игры:

Проводится общее построение с поднятием флага.

Объясняются правила игры.

Это игра на выбывание. Всем участникам нужно пройти несколько конкурсов. Продолжается игра до того, пока не останется один герой – победитель

«ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ»

1 конкурс: «Строевая подготовка». Участники построены в одну шеренгу и выполняют строевые команды ведущего. Жюри оценивают каждого участника, выбывает тот, кто сделал больше ошибок.

2.конкурс. «Боевая подготовка». Участники по очереди выполняют сборку-разборку автомата на время. Выбывает тот, кто выполнил с худшим результатом.

3 конкурс. «Стрельба». Участники делают один выстрел по мишени, выбывает тот, кто выстрелил хуже всех.

4 конкурс. «Политинформация». Каждый участник по очереди называет города-герои. Выбывает участник, который не смог вспомнить название города- героя.

5 конкурс «Марш-бросок». По сигналу участники бегут на противоположную сторону зала, касаются стены и бегут обратно. Выбывает последний.

6 конкурс. «Часовой». Участники встают в шеренгу, держат в вытянутой руке гантелю, выбывает тот, кто первым опустит руку.

7 конкурс. «Дозор». На стенах наклеены кружки разных цветов, участники должны сосчитать количество кружков. Выбывает тот участник, который неправильно сосчитал.

8.конкурс «Радисты» С помощью азбуки морзе расшифровать слово

9конкурс Ориентирование. С помощью компаса определить азимут до названного ориентира. Выбывает тот, кто выполнил неправильно, или последним

10конкурс. Силачи. Армреслинг.

Подведение итогов, награждение.











Спортивная игра «Непокоренный город», посвящённая 80-илетию освобождения блокады Ленинграда, для учащихся 5-х классов.


Цель игры – воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, любви к Родине, гордости и уважения к Вооружённым силам России, защитникам Отечества и историческому прошлому своей страны.


Задачи игры:

– воспитание нравственно-патриотических чувств к своей стране, Вооружённым силам России;

- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

– развитие познавательной, творческой, физической активности детей и подростков;

– популяризация здорового образа жизни.


3. Участники игры:

В патриотической игре принимают участие обучающиеся 5-х классов;

Состав команды: 10 человек (5 мальчиков + 5 девочек);


Сценарий праздника:

Команды входят в зал под «Марш прощания Славянки», строятся в две шеренги

Организатор: Команды, равняйсь, смирно! Под вынос флага РФ смирно, равнение на флаг! (флаг вносят юные пограничники) под марш

Звучит гимн РФ

Представление жюри

1.Ведущий:  Петербург — один из красивейших городов мира. Недаром его называют Северной Венецией.

2Ведущий:  Но у этого города есть и другое имя — Ленинград. Оно сохранилось в памяти народа как символ стойкости, непокорённости. История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какие проявили в годы войны жители блокадного Ленинграда. За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой.

650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

Прошу почтить память погибших ленинградцев минутой молчания.(метроном)


 Ведущий: Осенью 1941 года враги окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной. Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Еще это кольцо называют блокадой.


1 конкурс «Блокада»

Дети встают в круг, берутся за руки, поднимают руки вверх, сгибают правую ногу и так стоят до тех пор, пока кто-то из команды не опустит руки или ногу. Выигрывает команда, которая дольше простоит в таком положении.


Ведущий: Ночью необходимо было вывозить детей из города в безопасное место. Все дороги, ведущие к городу, были перерезаны. Осталась одна — по Ладожскому озеру.


2 конкурс «через Ладогу»

Первый участник везет «ватрушку» до конуса и обратно, затем садит второго участника на ватрушку и везет его до конуса, первый остается у конуса, второй возвращается к команде чтобы забрать третьего и так до тех пор, пока вся команда не окажется у конуса.

Ведущий: 

Фашистам удалось окружить город. Днём и ночью немцы бомбили и обстреливали Ленинград. Рушились дома, полыхали пожары, погибали люди. Многие здания были разрушены. На защиту Ленинграда поднялись все его жители.  В короткий срок он был превращен  в  город крепость. Ленинградцы построили 35 километров баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огневых точек, создали отряды противовоздушной обороны, на заводах и фабриках— отряды по их охране, организовали дежурства в домах, оборудовали медпункты.

Давайте вместе с вами попробуем построить крепость.

3 конкурс «Город-крепость»

Собрать в обруч кубики определенного цвета и построить из них башню. Кубики спрятаны в спортивном зале. Их необходимо найти как можно быстрее. У каждой команды кубики определенного цвета.

Ведущий: Люди трудились на заводах, заводы должны были работать. Идёт война, и солдатам нужны были гранаты, пулемёты, мины, пушки, патроны, танки. Дети трудились наравне со взрослыми, всё делали для победы нашего народа.

Дети строятся в колонну .

4конкурс «Боеприпасы»

Нужно передать мяч над головами, последний участник с мечем встает впереди колонны и снова передает мяч над головами, и так до тех пор, пока первый участник не встанет на свое место, после этого капитан несет свой флажок на гору.

Ведущий: Город в эти страшные годы защищали снайперы. Они сбивали вражеские самолеты меткими выстрелами.

5 конкурс «Снайперы»

У каждого ребенка в руке снежный комочек. Участникам необходимо попасть комочком в обруч, после того, как в обруче оказалось 10 снежков, капитан команды берет флажок и несет его на снежную гору.

Ведущий: Городская телефонная система в период блокады была сильно разрушена. Давайте с помощью следующего конкурса вспомним героев — связистов, не жалевших свои жизни для освобождения города от фашистской блокады.

6 конкурс «Азбука «Морзе»» Команде дается зашифрованное слово и азбука «Морзе». Нужно расшифровать слово.

Ведущий: Обессиленные голодом, измученные трудностями жизни в блокированном городе, ленинградцы показали, что мужество и стойкость советских людей в борьбе с врагом беспредельны. Следующим конкурсом вы покажете нам насколько вы сильны духом, вам придется помериться силой с помощью перетягивания каната.

7 конкурс «Перетягивание каната»

Ведущий: 27 января 1944 года блокада была снята. «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады – наш общий, святой праздник. В далеком уже 1944 году его со слезами радости встречали жители осажденного города и множества соседних населенных пунктов, освобожденных в результате стремительной военной операции «Январский гром». 
8 конкурс: «Снятие блокады». Составить слово из заданных букв. Команда, которая справилась первой, побеждает в конкурсе. (Слово «Победа!» Прорыв блокады Ленинграда стал важным толчком к Великой победе! Именно об этом ученик 5а класса Казанцев Тимофей расскажет стихотворение, с ним он занял первое место на школьном конкурсе чтецов, посвященном 80-и летию освобождения Ленинграда.
Организатор: -Назовите дату полного снятия блокады Ленинграда(27 января 1944)
-Как называлась операция по снятию блокады Ленинграда? (Январский гром)
Наши соревнования подошли к концу и жюри готово объявить результат.


Военно-спортивное, историческое мероприятие, посвященное выводу Советских войск из Афганистана «Дорогами Афгана»



Цели и задачи:

Цель: – воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, любви к Родине, гордости и уважения к Вооружённым силам России, защитникам Отечества и историческому прошлому своей страны.


Задачи:

  • развитие историко-патриотического и военно-патриотических направлений патриотического воспитания граждан;

  • получение участниками Игры новой информации по истории Вооруженных Сил Российской Федерации, о подвигах советских воинов во время боевых действий в Афганистане;

  • формирование у участников Игры общих интересов, навыков командной работы, развитие взаимопомощи и взаимоуважения в молодежной среде;


Участники

Игра является командным соревнованием. Состав команды – 5 человек, включая капитана команды.

В игре участвуют юноши 9-11 классов. Каждая команда должна иметь свое название, соответствующее тематике Игры.


Условия и порядок проведения Игры


Ход мероприятия

1-й ведущий

 Время все дальше и дальше отдаляет нас, живущих в ХХI столетии, от века прошлого с событиями, которые останутся в памяти последующих поколений.

Памяти всех воинов-интернационалистов, прошедших дорогами Афганистана, посвящается наш спортивный праздник.(Минута молчания).

1.Строевой смотр

В первом конкурсе участники покажут умения выполнять строевые команды командира. (Расчет по порядку, на 1-2, перестроение в две шеренги, повороты на месте, строевой шаг с песней).

2.Минное поле

(участники должны пройти по заданным ориентирам всей командой)

3. Конкурс капитанов

Сборка-разборка автомата;


4.Стрельба из электронного пистолета. Каждый участник выполняет один выстрел, команда, набравшая больше баллов, побеждает.

5. Историческая викторина

1.Какое событие отмечается 15 февраля в нашей стране?

  Официальная памятная дата в Российской Федерации, призванная почтить память воинов-интернационалистов, исполнявших интернациональный долг за пределами границ своей Родины. 15 февраля 1989 последнее подразделение 40-й армии СССР покинуло Афганистан. Именно поэтому 15 февраля мы отмечаем День воинов – интернационалистов.

2.Когда советские войска были введены в Афганистан и когда покинули его?

25 декабря 1979 г. начался ввод советских войск в ДРА по трём направлениям: Кушка — Шинданд — Кандагар, Термез — Кундуз — Кабул, Хорог — Файзабад. Десант высаживался на аэродромах Кабул, Баграм, Кандагар. 15 февраля 1989 года, последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана. 

3.Сколько месяцев длилась война в Афганистане?  Советские войска на территории Афганистана находились девять лет, один месяц и девятнадцать дней (почти 110 месяцев) — с 1979 по 1989 гг. В мае 1988-го Советский Союз начал вывод войск из страны. 15 февраля 1989 последнее подразделение 40-й армии СССР покинуло Афганистан.

4.С какой целью были введены советские войска в Афганистан?

Официальной версией ввода наших войск в Афганистан стала помощь дружественному афганскому народу и защита южных рубежей нашей Родины.

Шел 1979 год. В Афганистане победила апрельская революция, и одной дружественной страной у Советского Союза стало больше. Но победой революции не разрешились внутренние противоречия афганского народа: шла междоусобица, одни группы населения воевали с другими, чем умело пользовались разного рода противники. Афганское правительство не один раз обращалось к правительству СССР с просьбой об оказании военной помощи. И решение о вводе ограниченного контингента советских войск на территорию южного соседа было принято. Оно далось не сразу и не легко, а лишь после того, как стало очевидно, что события выходят из-под контроля и могут развернуться непредсказуемо. В Афганистане предательски был убит глава государства, а Соединенные Штаты предприняли попытку разместить новое мощное оружие вблизи южных границ нашей страны, что представляло собой большую серьезную угрозу. Только тогда это важное политическое решение относительно ввода Советских войск в Афганистан было принято в кабинетах Кремля. И наши войска, верные воинской присяге, отправились на чужую землю защищать интересы своего народа и выполнять “интернациональный долг”. В декабре 1979 года ограниченный контингент советский войск  был введен в Афганистан.

5.Не обошла стороной афганская война и жителей нашего северного края. Сколько воинов, уроженцев ХМАО-Югры или призванных военкоматами округа воевали в Афганистане?

Афган – это 500 тысяч российских солдат, прошедших через пекло боев. Из Югры было призвано 127 человек, из которых 21 погиб. Сегодня в Югре проживает около четырех тысяч участников боевых действий в Афганистане. Больше 40 из них, исполняя интернациональный долг, вернулись домой инвалидами.

У каждого из них – свой Афганистан.

 6.Кундуз, Файзабад, Баграм, Джелалабад, Кандагар – о чем идет речь?

Крупные города Афганистана где проходила дислокация войск, входивших в состав Ограниченного Контингента Советских Войск в Республике Афганистан в период 1979-1989 гг. Базирование авиации осуществлялось на семи аэродромах: Кабул, Баграм, Шинданд, Кандагар, Кундуз, Файзабад и Джелалабад. На четырех аэродромах — Кабул, Баграм, Шинданд и Кандагар — базирование было совместным с афганскими частями.

7.Кто такие шурави?Шурави́ — образ советских военнослужащих в Афганистане, тесно связанный с образом советского солдата, произошёл от афганского названия советских специалистов и служащих Советской Армии, мобилизованных для войны в Афганистане.

8.Кто такие моджахеды?

Афганские моджахеды — члены нерегулярных вооружённых формирований, мотивированных радикальной исламской идеологией, организованных в единую повстанческую силу в период гражданской войны в Афганистане в 1979—1992 годах. Набирались с 1979 года из местного населения с целью ведения вооруженной борьбы против военного присутствия СССР и афганских правительств Бабрака Кармаля и Наджибуллы. Часть афганских моджахедов после окончания войны в середине 1990-х годов пополнила ряды радикального движения «Талибан», другая — отряды «Северного Альянса».Слово «моджахед» арабского происхождения («муджахид», множественное число «муджахиддин»), буквально означает «борец за веру», одновременно являясь наименованием участника джихада или мятежника (повстанца). Советская армия и афганские власти называли их душманами («враг»), а советских солдат афганцы именовали шурави. Советские солдаты часто, в быту, употребляли для их обозначения жаргонное слово «духи» — производное от «душманы». Душманы носили ту же традиционную афганскую одежду, что и местное население, внешне ничем из него не выделяясь

9.Кто последним покинул Афганистан, когда все войска СССР были выведены с территории этого государства?Последним пересекли границу, командующий контингентом Б.В.Громов и части пограничных войск, прикрывавшие вывод 40 – ой армии.

10.Назовите художественные фильмы, посвященные войне в Афганистане. (Кандагар,9 рота,груз 300,Афганский излом)

11.В Свердловской области немало делается для увековечивания памяти событий и имен участников Афганской войны. Где в округе установлены памятники воинам- интернационалистам?

Подведние итогов игры, награждение.


Внеклассное мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества

«А ну-ка, парни!»

Цели и задачи:

  • Воспитание у учащихся чувства патриотизма;

  • популяризация и пропаганда здорового, активного образа жизни;

  • привлечение детей   к физической культуре и спорту;

  • воспитание активности, инициативы, самостоятельности, чувства товарищества;

Место проведения: спортивный зал школы.
Время проведения: 
21.03.3024  

Длительность:40 минут   

Инвентарь и оборудование: микрофон, колонки,  музыкальный центр, 2эстафетные палочки,противогазы, гимнастические маты,винтовка пневматическая, обойма с 20-ю патронами,канат,                              
Участники праздника: юные пограничники -12 человек, ведущие 2 человека, жюри 3 человека, помощники 3 девочки

Судейская коллегия: заместитель директора школы по воспитательной работе, учитель ОБЖ, учитель физической культуры.

Ход мероприятия:

Ведущий :

        - 23 февраля наша страна отмечает День защитника Отечества!

 - Мы хорошо знаем, что мирное небо над головой, покой граждан страны, ее честь и достоинство защищают воины Российской Армии: солдаты, летчики и танкисты, пограничники и матросы.

 - День защитников Отечества возник в 1918 году,  как день рождения Красной Армии.

- Особое значение День защитника Отечества приобретает после Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 г.г.

- С 1946 года праздник стал называться Днём Советской Армии и Военно-Морского Флота.

 - С  1995 года праздник называется «День защитника Отечества».

- Поздравлений заслуживают те, кто в разные годы защищал нашу Родину, и те, кто сейчас оберегает наш спокойный сон.

Чтобы защищать Отечество, надо много знать и много уметь, надо стать настоящим солдатом. Поэтому почётной обязанностью каждого гражданина России является служба в рядах Вооружённых сил. Когда юноше исполняется 18 лет, он призывается на военную службу. Все они учатся военному делу, овладевают воинским мастерством, современной боевой техникой и оружием, воспитывают в себе военно-патриотические качества.

 Сегодня  состоится не совсем обычное соревнование, а конкурс «А ну-ка, парни». Только самые сильные, быстрые, ловкие, находчивые и сообразительные могут выполнить эти веселые конкурсы. Пожелаем всем успехов в состязании. Да победит сильнейший!

Ведущий:

1 конкурс «Марш-бросок»В первом конкурсе мы определим самую быструю команду.

Задача участников: добежать до конуса и обратно, передать эстафетную палочку другому участнику.

2конкурс «Полоса препятствий»

Каждый мужчина должен уметь преодолевать препятствия и в следующем конкурсе наши участники покажут свое мастерство в этом деле .Вам нужно пробежать по гимнастической скамейке, проползти под перекладиной, перепрыгнуть препятствие, выполнить кувырок вперед и вернуться бегом обратно, чтобы передать эстафету.

3 конкурс для капитанов «Собери обойму»

Капитаном команд нужно будет на время собрать обойму от АК

4конкурс « Перенос раненного» Два мальчика из каждой команды, скрестив руки, переносят на другую сторону площадки остальных участников команды.

5 конкурс « Газы» Участники по команде «Газы» должны надеть противогаз, секундомер останавлевается на последнем участнике.

6 конкурс «Стрельба из пневматической винтовки» Каждый участник выполняет один выстрел в мешень. Побеждает команда, набравшая больше баллов

7 конкурс «Перетягивание каната».

8 конкурс «Интеллектуальный».Каждому участнику задается вопрос, за каждый правильный ответ начисляется один балл.

1. Исход битвы в нашу пользу. (победа)

2. То, чем солдат думает и из чего он ест. (котелок)

3. Большой морской начальник. (адмирал)

4. Военный корабль. (крейсер)

5. Любимая рыба моряков. (селедка)

7. Боевая машина. (танк)

8. Морской повар. (кок)

9. За нее и "помереть совсем не страшно…" (родина)

10. "Тяжело в учении…" (легко в бою)

11. "Кто с мечом на русскую землю придет…". (тот от меча и погибнет)

12. Назовите воинские звания. (рядовой, старшина, сержант, ефрейтор, прапорщик, лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал)

13. Назовите выдающихся военачальников. (Кутузов, Суворов, Жуков, Рокоссовский, Еременко, Чуйков)

14. Назовите виды стрелкового оружия. (пистолет, винтовка, автомат, пулемет, огнемет, гранатомет, УЗИ, мушкет, миномет)



Подведение итогов конкурса, награждение победителя.





Спортивный праздник «Супер папа!»


Цели и задачи:

  • Пропаганда здорового образа жизни

  • Развитие соревновательного духа команд, разнообразие досуговой деятельности

1 конкурс: «Строевая подготовка»

Конкурсанты строятся в одну шеренгу и выполняют команды ведущего, жюри оценивают правильность и точность выполнения команд. (налево, направо, кругом, шаг на месте.)

2 конкурс: «Подъем».

Ведущий: Утро солдата всегда начинается с команды «Подъем» Задача участников: по команде надеть военную форму. Побеждает тот, кто справился первым.

 3конкурс Политинформация «Наш солдат умом богат»

Каждому участнику раздаются листочки с пословицами, но беда в том, что пословицы упали и рассыпались. Вам необходимо соединить начало с концом.  Оценивается скорость и правильность выполнения.

1. Во время войны и стены имеют уши.

2.Бояться смерти — так и победителем не быть.

3. В бою вынослив тот солдат, кто силой и ловкостью богат.

4. Умелый боец - везде  молодец,

5. Маскировка – это хитрость и сноровка.

6.Военному делу учиться – всегда пригодиться.

4конкурс «Минное поле»

Ведущий: Нашим участникам нужно разминировать мины(воздушные шары), но это нужно сделать без помощи рук и ног. Можно сесть на шар или лечь. Лопнутые шары нужно собрать в коробочку и сдать жюри. Побеждает тот, кто разминируе больше «мин».

 Конкурс 5. «зачет по стрельбе»

Меткий стрелок всегда высоко ценился в армии.  Посмотрим, насколько вы меткие. Участнику необходимо «гранатами» (скомканной бумагой) попасть в мишень (ведро). Выигрывает тот, кто больше раз попадет в цель.

Конкурс 7. «Хозработа»

Представителю команды необходимо почистить картошку. Выигрывает тот, кто быстрее и качественнее с этим справится.

Конкурс 8. «Крепче за баранку держись, шофер!»

Машинки привязаны веревочкой на карандаш. Выигрывает, кто быстрее приблизит к себе машинку, наматывая веревочку на карандаш. (Звучит песня про шофера.)

Конкурс 9. «Будущие летчики»

Кто- то из вас мечтает стать летчиком. Сегодня мы предоставляем вам возможность попробовать себя в лётном деле в конкурсе - военная авиация. Команда получает по одному цветному листу бумаги (у каждой команды свой цвет). На листках записаны вопросы. По сигналу ведущего участники команды должны сделать из листа бумаги самолет и запустить его зрителям. Оценивается скорость и правильность изготовления самолетика. Зритель, поймавший самолет, зачитывает вопрос и отвечает на него. Если ответ верный, то дополнительное очко присуждается команде.

Конкурс 10. «Самый талантливый танцор» В этом конкурсе все папы танцуют матросский танец «Яблочко». Побеждает тот, кто дольше и красивее протанцует танец до конца. Ведущий: На этой веселой ноте подошла к концу наша конкурсная программа. Жюри, подсчитайте, пожалуйста, результат игры.










Военно-патриотическая игра для отряда юных пограничников, посвященная истории пограничных войск «Исторический дартс»

Цель игры: Закрепить у учащихся знания об истории пограничных войск

Задачи: развивать патриотизм, прививать интерес участников к пограничным войскам, развивать познавательный интерес, логическое мышление и творческую активность, расширять кругозор.

Оборудование: дартс, один дротик, протокол

Ход игры:

В игре участвуют две команды: 1- застава «Ленинградская»

2- застава «Южная»

Участник кидает дротик и отвечает на вопрос ведущего, если ответ правильный, то команде начисляются баллы, заработанные броском в дартс. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

1)С какого года и какого числа принято праздновать День пограничника в России? ( 28 мая в России отмечается День пограничника. В этот день в 1918 году декретом СНК учреждена пограничная охрана границы РСФСР. Тогда же было создано Главное управление пограничной охраны. В России же профессиональный праздник пограничников официально отмечают с 1994 года: в том году президент подписал указ о его учреждении. Причем дату празднования было решено оставить прежнюю — 28 мая).

2)В каком веке появились первые специализированные пограничные войска? ( Специализированные пограничные войска появились в России в период становления и укрепления Московского княжества в XIV-XV веках. Тогда их называли казаками, это были военные люди, работавшие по найму, несшие военную службу в пограничных районах. С 1512 г. охрана границ русского государства стала именоваться «пограничной службой»).

3)Какой документ, изданный при Иване IV, считается первым важнейшим в истории пограничной службы?

(В феврале 1571 года под руководством М.И. Воротынского был разработан и утвержден царем один из первых важнейших для пограничной истории документов — приговор «О станичной и сторожевой службе на государевых украинах и в степи». Царский указ, явившийся своего рода первым пограничным Уставом, по сути, определил на многие десятилетия порядок службы по охране рубежей Московского государства.)

4)Будучи еще только командиром Кубанского корпуса, этот человек в XVIII веке сделал много для обороны Российской империи на многих границах страны. О ком идет речь? (Суворов Александр Васильевич (1713-1790), будучи командиром Кубанского корпуса (с января 1778 г.), объехал весь край, составил его подобное топографическое описание, построил на реке Кубань 10 крепостей и редутов, наладил кордонную и разведывательную службу, организовал оборону Крымского полуострова, ввел систему сигнализации и оповещения между береговыми батареями и молодым Черноморским флотом. Укрепил границы в Финляндии и на Карельском перешейке, тем самым, внеся большой вклад в развитие пограничных войск.)

5) Заамурский пограничный округ был создан в 1901 г. В чем заключалась его задача?( В 1901 году на базе Охранной стражи Китайско-Восточной железной дороги был создан Заамурский пограничный округ. Его задача состояла в охране от бандитских нападений дорог, станций, перегонов, разъездов, лесорубов. В начале войны с Японией заамурцы вступили в бой с врагом, воевали в Порт-Артуре, под Ляояном и Мукденом.)

6)В каком году была создана морская пограничная охрана?( Одной из важнейших задач Советской Республики в укреплении границ, их защиты явилась организация морской пограничной охраны, которая была завершена к концу 1923 года.)

7)В какой книге о Великой Отечественной войне отражен подвиг Героя Советского Союза пограничника Андрея Кижеватова?

8)Что надевают бывшие пограничники в день профессионального праздника?

9)Какое воинское подразделение в толковом словаре Ефремовой определяется как пограничный отряд?

10)Как называется структура в пограничной службе, отвечающая за морские границы?

11)В состав чего входит пограничная служба в Российской Федерации?

12) В какое время пограничные наряды меняются на посту? (в 20-00)

13) Сколько цветов на пограничном флаге?

14)Каким цветом окрашен пограничный столб?


Подведение итогов, награждение победителей.



Список используемой литературы:

1.В горах Афганистана: О мужестве советских воинов /Сост. И.А.Пономарев.- Л.: Лениздат,1990.- 223с.

2.Аникин В.И. Брестская крепость - крепость-герой. М., 1985.

  1. Героическая оборона / Сб. воспоминаний об обороне Брестской крепости в июне -- июле 1941 г. Мн., 1966.

  2. 2. Боярский В.И. На стороже Руси стояти. Страницы истории пограничной стражи Российского государства. - М.: Граница, 1992

  3. 3. Высотенко А.В. Исторический опыт обеспечения безопасности государственной границы Российской империи Отдельным корпусом пограничной стражи. - М., 2004

  4. 4. Ежуков Е.Л. Зарождение, становление и развитие пограничной охраны России. Учебное пособие. Части I и II. - М.: Академия ПВ ФПС РФ, 1997

  5. 5. Ежуков Е.Л. Становление и развитие пограничной охраны России (XV - начале XX вв.). Научно - практическое пособие. - М., 1991

  6. Ананьев А.А. - Танки идут ромбом: Роман / А.А. Ананьев. М.: Воениздат, 1988. - 188 с.

  7. 3. Баграмян И.Х. Крах "Цитадели" //Баграмян И.Х. Так шли мы к победе. - М.: Воениздат,1988. - с. 378-424.

  8. 4. Батов П.И. С Курской дуги на Запад //Батов П.И. В походах и боях. - М.: Воениздат, 1974.- с. 276-322.

  9. 900 героических дней: Сб. документов и материалов о героической борьбе трудящихся Ленинграда в 1941-1944 гг./ Сост. Х.Х.Камалов, Р.В.Серднак, Ю.С.Токарев.-М.; Л.: Наука, 1966.-424с.: ил.





21