СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник методических материалов по предмету окружающий мир к разделу "Природные зоны России" по программе "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сборник методических материалов по предмету окружающий мир к разделу "Природные зоны России" по программе "Школа России"»

Сборник методических материалов к разделу

«Природные зоны России»

Окружающий мир 4 класс.

Составитель: студентка ОМПК группы 3НК1 Уросова Ксения Александровна

Темы раздела:

  1. Природные зоны России

  2. Зона арктических пустынь

  3. Тундра

  4. Леса России

  5. Лес и человек

  6. Зона степей

  7. Пустыни

  8. У Чёрного моря

  9. Обобщающий урок

  10. Природные зоны Омской области

Цель: знакомство с природными зонами России.



Задачи для учителя

Планируемые результаты для ученика


ДИДАКТИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

Формировать представления о природных зонах России;

Формировать представления о многообразии объектов и явлений природы;

Формировать умение устанавливать связи мира живой и неживой природы в природных зонах;

Формировать знания о влиянии человека на природу, о её национальном использовании через беседу по теме урока.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Имеет первоначальные представления о природных зонах России;

Имеет представления о многообразии объектов и явлений природы;

Устанавливает связи мира живой и неживой природы в природных зонах;

Демонстрирует знания о влиянии человека на природу, о её национальном использовании.

РАЗВИВАЮЩИЕ

Развивать умение устанавливать закономерности между объектами живой и неживой природы;

Развивать умение анализировать и создавать текстовую информацию в соответствие с учебной задачей;

Развивать уважительное отношение к собеседнику; Развивать умение соблюдать правила ведения диалога;

Развивать умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

П: устанавливают закономерности между объектами живой и неживой природы; анализируют и создают текстовую информацию в соответствие с учебной задачей;

К: проявляют уважительное отношение к собеседнику; соблюдают правила ведения диалога;

Р: планируют действия по решению учебной задачи для получения результата.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

Воспитывать экологическую культуру через беседу по теме урока.

ЛИЧНОСТНЫЕ

Демонстрируют знания о бережном отношении к природе по теме «Природные зоны России».



Краткий план-конспект урока по теме: «Природные зоны России»
























Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Задание на мотивацию

Анаграмма: ыипоредрн зоны России.

Природные зоны России.

Проблемное задание

Две карты: физическая и карта природных зон России. Это всё карты России, но что изображено на второй?

На второй карте изображено расположение природных зон на территории России.

Задание на изучение нового материала

Работа с картой природных зон России.

1. Прочитайте название карты. Что такое природная зона?




2. Сравним физическую карту и карту природных зон.





3. Рассмотрим условные обозначения.



4. Покажите и назовите природные зоны России.


Природная зона - территория, которая определяется однообразными климатическими условиями, особенностями почвы, растительности и животного мира.

На физической карте показаны разные географические объекты (реки, озера, горы и др.). А на карте природных зон показаны зоны (пустыни, степи, леса, смешанные леса и др.)

Условные обозначения на карте природных зон – это цвет, которым выделяются зоны.

Зона арктических пустынь, тундр,

лесотундра, тайги, смешанных и широколиственных лесов,

лесостепная зона, степная зона,

полупустынь и пустынь.

Задание на закрепление

1. Какая природная зона занимает самую малую территорию, а какая самую большую?



2. Найдите в какой природной зоне находится наш город Омск?

3. Через какие природные зоны проходит река Иртыш?

1. Широколиственные и смешанные леса занимают меньшую территорию, а большую занимает Тайга.

2. Омск находится в зоне лесостепей.

3.

Краткий план конспект урока по теме: «Зона арктических пустынь»


Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Задание на мотивацию

«Откуда письмо?». Нам пришло письмо из какой-то природной зоны. Предлагаю прочитать его и определить, из какой оно природной зоны.

«Солнце в этих краях никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство снега и льда. Не только океан, но и острова покрыты толстым ледяным панцирем.»

- Это зона арктических пустынь.

Проблемное задание

- Мы знаем, что птицы в основном питаются насекомыми, некоторые поедают более меньших своих собратьев, а другие питаются растениями. Как вы думаете, в зоне арктических пустынь тоже есть птицы, чем они питаются?

Затрудняются ответить.

Задание на изучение нового материала

- Для изучения новой темы, предлагаю следующий вариант работы: я зачитываю вам вопрос, а вы ищите информацию в учебнике, кто найдёт ответ на вопрос, зачитает его нам, а мы после его разберём.

1. Где располагаются зоны ледяных пустынь?

  1. На юге России

  2. В районе Африки

  3. На островах Арктики

2. Чем покрыты острова в этих краях?

  1. Толстым ледяным панцирем

  2. Зелёными насаждениями

  3. Мегаполисами

3. Что такое полярная ночь?

  1. Период, когда солнце не показывается в течение нескольких месяцев

  2. Период, когда солнце не опускается ниже линии горизонта даже ночью

  3. Период, когда солнце светит лишь 2 часа в день

4. Что растёт в зоне арктических пустынь?

  1. Берёзы

  2. Полярный мак

  3. Розы

5. Какие живые существа наиболее разнообразны в зоне арктических пустынь?

  1. Птицы

  2. Медведи

  3. Большие кошки

6. Как называют шумные скопления птиц?

  1. Птичьим судом

  2. Птичьим цирком

  3. Птичьим базаром

7. Что защищает тюленя от холода?

  1. Мягкая шерсть

  2. Толстый слой жира под кожей

  3. Красивое оперение

8. Какое морское животное похоже на тюленя, но намного крупнее и имеет клыки?

  1. Морж

  2. Дельфин

  3. Гагарка

9. Что позволяет белому медведю незаметно подбираться к добыче?

  1. Форма его лап

  2. Форма его тела

  3. Белый цвет меха

10. Как называется заповедник, созданный для защиты природы Арктики?

  1. «Арктический патруль»

  2. «Мишка на севере»

  3. «Остров Врангеля»






1. На островах Арктики





2. Толстым ледяным панцирем




3. Период, когда солнце не показывается в течение нескольких месяцев





4. Полярный мак




5. Птицы





6. Птичьим базаром




7. Толстый слой жира под кожей




8. Морж





9. Белый цвет меха





10. «Остров Врангеля»

Задание на закрепление

Когда полярный медведь ложится спать, он прикрывает нос лапой. Конечно, чёрный нос – единственное пятно, которое выдаёт белого медведя на белом снегу. Но ведь медведь спит, а не охотится! И врагов в Арктике у него нет – он ни от кого не прячется. Зачем он это делает?

Нос – это единственный орган, который выделяет тепло. Шкура белого медведя хорошо сохраняет внутреннее тепло и сама остаётся холодной. И только при дыхании с паром выделяет совсем немного тепла. Чтобы меньше охлаждаться, медведь прикрывает нос лапой – бережёт тепло.









































Краткий план конспект урока по теме: «Тундра»


Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Задание на мотивацию

Загадка-описание. Эта зона протянулась вдоль берегов северных морей, южнее зоны арктических пустынь. Она – холодная безлесная равнина. Зимы в ней долгие и суровые, а лето коротенькое и прохладное. В ней дуют сильные ветры, а зимой по многу свирепствует пурга. Какая это зона?

Затрудняются ответить.

Проблемное задание

- У вас возникло затруднение, предлагаю найти нам ответ на эту загадку, изучив сегодняшнюю тему урока.


Задание на изучение нового материала

- Чтобы изучить новую тему, предлагаю разделиться на группы по ролям. Всего будет 5 групп: климатологи, те, кто изучат климат и расскажу нам о нём, картографы, которым нужно будет сравнить физическую карту России с картой природных зон, ботаники, которые расскажут нам о растениях, зоологи, - о животных, и те, кто узнает о деятельности людей в тундре.

Делятся на группы по ролям, получают информацию, подготавливают рассказ, изучив тему.

Задание на закрепление

1. Какая зона протянулась вдоль берегов северных морей?

  1. Экваториальная зона

  2. Субтропики

  3. Тундровая зона

2. Какая зима в тундре?

  1. Короткая и тёплая

  2. Долгая и очень суровая

  3. Долгая и дождливая

3. Что происходит в тундре круглый год?

  1. Дуют холодные ветры

  2. Светит палящее солнце

  3. Идут дожди

4. Как называют слой в тундре, который никогда не оттаивает?

  1. Кратковременная грязь

  2. Многолетняя мерзлота

  3. Ледники

5. Чего в тундре много?

  1. Плодородных почв

  2. Деревьев и цветов

  3. Болот и озёр

6. Чем питаются северные олени?

  1. Ягелем

  2. Одуванчиками

  3. Листьями дуба

7. Какое дерево растёт в тундре?

  1. Дуб

  2. Баобаб

  3. Карликовая берёза

8. Когда в тундре много комаров и мошек?

  1. Летом

  2. Зимой

  3. Осенью

9. Какие птицы постоянно живут в тундре?

  1. Журавли

  2. Кулики

  3. Белые совы

10. Кто охотится на куропаток и леммингов?

  1. Дикий северный олень

  2. Птица кречет

  3. Журавли

1. Тундровая зона





2. Долгая и очень суровая




3. Дуют холодные ветры




4. Многолетняя мерзлота





5. Болот и озёр




6. Ягелем




7. Карликовая берёза




8. Летом




9. Белые совы




10. Птица кречет



Краткий план конспект урока по теме: «Леса России»


Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Задание на мотивацию

Третий лишний. Карликовая берёза, полярная ива, лиственница. Кто третий лишний?

- Третий лишний – это лиственница, потому что карликовая берёза и полярная ива относятся к природной зоне тундра.

Проблемное задание

- Знаете ли вы к какой природной зоне относится лиственница?

Затрудняются ответить.

Задание на изучение нового материала

- Распределите деревья по группам: широколиственные и хвойные.


Ель, клён, лиственница, дуб, пихта, ясень, вяз, берёза, кедровая сосна, липа, осина, сосна.


- А почему вы распределили осину и берёзу к широколиственным?


- На самом деле берёза и осина относятся к другой группе, к группе «мелколиственных».

Широколиственные: дуб, клён, липа, ясень, вяз, берёза, осина.

Хвойные: ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна.



- Потому что их нельзя отнести к хвойным, ведь у них листья, а не хвоинки.

Задание на закрепление

Всё выше и выше по сучкам высокой ели взбирается белка. Она спасается от куницы. Куница не отстаёт. Остаётся два сучка до верхушки, один… Хищница уже торжествует победу. Но белке удаётся спастись! Каким образом?

Белка распластывает лапки, расправляет хвост и бросается вниз с верхушки дерева. Пушистый хвост, как парашют, помогает белке плавно приземлиться на лужайку. Пока куница спустится с ели, белка будет уже далеко.

























Краткий план конспект урока по теме: «Лес и человек»


Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Задание на мотивацию

«Откуда письмо?».

- Нам пришло письмо! Отправитель не указан, попробуем узнать кто это, прочитав письмо?

«Дорогие друзья, мне очень нужна ваша помощь! Меня вырубают и у меня разгуливают браконьеры! А ведь я даю людям кислород, защищаю почву и водоёмы…». Узнали ли вы кто отправил нам это письмо?


- Это письмо нам отправил лес.

Проблемное задание

- Лес сказал, что защищает водоёмы и почву, знаете ли вы как он это делает?

Затрудняются ответить.

Задание на изучение нового материала

- Предлагаю с помощью схемы в учебнике познакомиться с ролью леса в природе и жизни людей.


Задание на закрепление

- Предлагаю составить памятку о правилах поведения в лесу!

  1. Пользуйтесь существующими дорожками!

  2. Не разводите костры!

  3. Не сжигайте сухую траву и листья!

  4. Не повреждайте кору деревьев!

  5. Не рвите цветы и дикорастущие растения!

  6. Не ловите насекомых и пресмыкающихся!

  7. Не уносите из леса детёнышей животных и птенцов!

  8. Не оставляйте после себя мусор!

  9. Не шумите!



Краткий план конспект урока по теме: «Зона степей»


Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Задание на мотивацию

В степной зоне часто встречаются солончаки. На этих почвах растут солелюбивые растения, обитают солелюбивые насекомые. Но вот проходит летний дождь – и почти все насекомые исчезают. Они подолгу сидят в кустах, под травинками и листочками и не
высовываются. Почему?


Насекомые в кустах прячутся. Летом солончаки сверкают белой солью, как снег. Многих его обитателей защищает от хищников светлая окраска. А после дождя солончак темнеет. Светлые насекомые на его фоне слишком заметны. Поэтому после дождя насекомые прячутся и ждут, пока солончаки подсохнут и вновь посветлеют.

Проблемное задание

- Сможете ли вы сказать, чем отличается зона степей от лесных зон?

Затрудняются ответить.

Задание на изучение нового материала

- Чтобы изучить новую тему, предлагаю разделиться на 5 групп: климатологи, те, кто изучат климат и расскажу нам о нём, картографы, которым нужно будет сравнить физическую карту России с картой природных зон, ботаники, которые расскажут нам о растениях, зоологи, - о животных, и те, кто узнает о деятельности людей в зоне степей.

Делятся на группы по ролям, получают информацию, подготавливают рассказ, изучив тему.

Задание на закрепление

- Предлагаю в закрепление исправить ошибки в тексте про зону степей.

В степной зоне очень холодное, короткое лето. Здесь часто идут дожди. Ковыль и типчак не приспособлены к степным условиям. Насекомые отсутствуют в степной зоне.



- В степной зоне очень теплое, продолжительное и засушливое лето. Дожди здесь редки. Ковыль и типчак приспособлены к степным условиям за счёт своих узких листьев, мало испаряющих влагу. Насекомые в степной зоне очень разнообразны.



Краткий план конспект урока по теме: «Пустыни»


Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Задание на мотивацию

Анаграмма. Попробуйте расшифровать слово «сптуныи» и узнать, какая тема нас сегодня ждёт.

- Тема нашего урока сегодня «Пустыни».

Проблемное задание

- Ушастый ёж, суслик, дрофа. Кто третий лишний? Объясните свой выбор.

- Ушастый ёж - третий лишним, т.к. суслик и дрофа обитатели зоны степей.

Задание на изучение нового материала

- Могут ли быть какие-либо экологические проблемы в пустыне?

- Неумеренное орошение вызывает засоление почвы…

Задание на закрепление

1. Где находятся пустыни в России?

  1. На севере России

  2. Недалеко от Москвы

  3. На берегах Каспийского моря

2. Какие бывают пустыни?

  1. Песчаные и глинистые

  2. Цветочные и песочные

  3. Сухие и мокрые

3. Как называются валы из песка?

  1. Волны

  2. Барханы

  3. Горы

4. Что такое такыр?

  1. Вал из песка

  2. Растрескавшийся глинистый участок

  3. Растение в пустыне

5. Какое лето в пустыне?

  1. Холодное

  2. Очень жаркое

  3. Дождливое

6. Назовите самое известное растение пустыни.

  1. Тушканчик

  2. Верблюжья колючка

  3. Песчанка

7. Какое растение своими корнями закрепляет пески?

  1. Корсак

  2. Джузгун

  3. Сайгак



8. Какие обитатели пустыни роют норы и живут в них группами?

  1. Сайгаки

  2. Тушканчики

  3. Песчанки

9. Выберите пресмыкающегося. 

  1. Корсак

  2. Ящурка быстрая

  3. Ушастый ёж

10. Как называется заповедник, созданный для сохранения природы полупустынь и пустынь?

  1. «Водная долина»

  2. «Долгая дорога»

  3. «Чёрные Земли»

1. На берегах Каспийского моря




2. Песчаные и глинистые




3. Барханы




4. Растрескавшийся глинистый участок



5. Очень жаркое




6. Верблюжья колючка





7. Джузгун







8. Песчанки





9. Ящурка быстрая




10. «Чёрные Земли»



Краткий план конспект урока по теме: «У Чёрного моря»


Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Задание на мотивацию

- В этой зоне умеренное жаркое лето и тёплая зима. Зимой идут дожди, а если и выпадает снег, то он быстро тает. Такие тёплые зимы здесь благодаря морю и горам. Как вы думаете, о какой зоне идёт речь?

- О субтропической зоне.

Проблемное задание

Давид подмигнул папе и с хитрым видом сказал
маме: «Спорим, город Сочи – самый северный крупный город в мире?» Мама поняла, что Давид просто не
договаривает что-то.
А вы догадались? Продолжите предложение!

- Для решения этой непростой задачки, предлагаю взглянуть на карту природных зон России.

Сочи – самый северный крупный город в мире… из числа расположенных в субтропическом климатическом поясе.

Задание на изучение нового материала

- Чтобы изучить новую тему, предлагаю разделиться на группы по ролям. Всего будет 5 групп: климатологи, те, кто изучат климат и расскажу нам о нём, картографы, которым нужно будет сравнить физическую карту России с картой природных зон, ботаники, которые расскажут нам о растениях, зоологи, - о животных, и те, кто узнает о деятельности людей в зоне субтропиков.

Делятся на группы по ролям, получают информацию, подготавливают рассказ, изучив тему.

Задание на закрепление

- Предлагаю вам составить вопросы по теме нашего урока и задать их своим одноклассникам.

- Кто в лесах зажигает свет? Какие широколиственные деревья произрастают в зоне субтропиков?...













Краткий план конспект урока по теме: «Обобщающий урок»


Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Задание на мотивацию

«Мудрость – это применение знаний». Как вы понимаете данную цитату? Попробуем на этом уроке применить полученные вами знания о природных зонах.

- Мы будем мудрее, если будем применять полученные знания.

Проблемное задание

- Сможете ли вы сейчас назвать мне четко особенности каждой природной зоны России?

Затрудняются ответить.

Задание на изучение нового материала

- Предлагаю для повторения разбиться на 6 групп, и подготовить краткие сообщения о каждой из зон.

Разбиваются на 6 групп и получают темы для краткого сообщения.

Задание на закрепление

Самостоятельная работа по теме «Природные зоны России»

1.      Северное сияние – явление, характерное для природной зоны:         

а) пустынь       

б) степей             

в) лесов            

г) ледяная зона арктических пустынь

2.  Основным занятием населения тундры является …

а) рыболовство          

б) земледелие          

в) оленеводство

3.  Места с довольно пышной растительностью в пустыне – это:

а) оазисы      

б) миражи      

в) барханы


4.  Корни растений глубоко проникают в почву в зоне:

а) степей     

б) тундры       

в) пустынь      

г) лесов

5.  Огромное количество грызунов в зоне:

а) степей     

б) Арктики    

в) лесов   

г) пустынь

6. Листья растений часто похожи на колючки в зоне:

а) Арктики  

б) лесов    

в) пустынь   

г) тундры

7. Как располагаются природные зоны России с севера на юг?

а) ледяная зона, зона лесов, зона тундры, зона пустыни, зона степей

б) ледяная зона, зона степей, зона тундры, зона пустыни, зона лесов

в) ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь

8. Как изменяется продолжительность лета от ледяной зоны к зоне лесов?

а) продолжительность лета увеличивается

б) продолжительность лета уменьшается

в) продолжительность лета от ледяной зоны к зоне лесов не меняется

9. В пустыне …

а) чаще всего осадков не бывает      

б) выпадает много осадков в виде дождя и снега

в) выпадает малое количество осадков

10. В Чёрном море у побережья обитают

а) киты, черепахи, тюлени                    

б) крокодилы, анаконды, котики  

в) медузы, крабы, морские коньки



1. – г






2. – в





3. – а






4. – в






5. – а





6. – в






7. – в








8. – в






9. – а




10. – в






Краткий план конспект урока по теме: «Природные зоны Омской области»


Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Задание на мотивацию

Анаграмма. Расшифруйте последние слова в названии темы, чтобы узнать, о чем мы поговорим сегодня. «Природные зоны оскйом лбсоати».

- Наша тема сегодня «Природные зоны Омской области».

Проблемное задание

- Помните ли вы в каких зонах располагается наша область? Найдите Омск на карте природных зон и скажите, в каких природных зонах располагается наш город?

- Наш город располагается в зоне лесостепи.

Задание на изучение нового материала

- Мы не изучали с вами лесостепи, только зону степей и лесов раздельно. Как вы представляете себе зону лесостепи?


- Лесостепи – это зона между степями и лесами, скорее всего лесостепная зона сочетает в себе признаки степей и лесов.

Задание на закрепление

- Чтобы закрепить полученные знания, предлагаю ответить на несколько вопросов по теме.

1. В какой зоне располагается?

2. Какой климат?

3. Какие деревья произрастают?

4. Какие животные характерны?




1. Лесостепи и степи.

2. Климат умеренно-континентальный с морозной зимой и жарким летом. 

3. Основные породы - кедр, ель, пихта, берёза и осина.

4. К крупным животным относятся бурый медведь, хищная рысь, косматая росомаха, лось.

Чаще распространены лисицы – красная, крестовка или сиводушка. К небольшим хищникам относятся соболь, лесной хорек, барсук. Особенно многочисленны грызуны – белка, бурундук, заяц-беляк.