СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ по специальности по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи студентам и преподавателям по организации внеаудиторной самостоятельной работы (ВСРС) по учебному предмету ОГСЭ.02 История. В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы и технология организации, виды самостоятельной работы, организация контроля и планирования самостоятельной работы студентов, критерии оценивания. Методические рекомендации составлены на основании требований ФГОС СПО и в соответствии с рабочими учебными планами по 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

Просмотр содержимого документа
«СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ по специальности по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Надымский профессиональный колледж»



УТВЕРЖДЕНА


приказом директора ГПОУ ЯНАО

«Надымский профессиональный колледж»

от 03.05.2024 г. № 39-од







СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ


ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ


по специальности по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)





















Надым, 2024

Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи студентам и преподавателям по организации внеаудиторной самостоятельной работы (ВСРС) по учебному предмету ОГСЭ.02 История. В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы и технология организации, виды самостоятельной работы, организация контроля и планирования самостоятельной работы студентов, критерии оценивания. Методические рекомендации составлены на основании требований ФГОС СПО и в соответствии с рабочими учебными планами по 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).


Организация-разработчик:

Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)


Составитель:

Малиновский Святослав Сергеевич преподаватель истории первой квалификационной категории ГПОУ ЯНАО «НПК»


РАССМОТРЕНА

на заседании УМО преподавателей

гуманитарного цикла

Протокол № 5

от «20» апреля 2024 г.

Председатель УМО:

_____________ (Е.Е. Тен)


ОДОБРЕНА

Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»

Протокол № 5

от «24» апреля 2024 г.

Председатель НМС:

_____________ (Л.А. Гильмутдинова)

СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА стр. 3

  1. ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ стр. 4

  1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ стр. 8

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 16



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Назначение данного пособия – оказание методической помощи обучающимся в выполнении самостоятельной внеаудиторной работы.

На внеаудиторную самостоятельную работу по учебному предмету ОГСЭ.02 История

Задания самостоятельной работы составлены на основании требований ФГОС СПО и в соответствии с рабочими учебными планами по 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

Для полного овладения знаниями и умениями, обучающемуся необходимо заниматься внеаудиторной самостоятельной работой в течение учебного года.

Задания самостоятельной работы определяются преподавателем и охватывают учебный материал, который не рассматривается на аудиторных занятиях.

Самостоятельная работа предусматривает работу обучающегося с учебником, учебными пособиями, электронными учебными ресурсами. Изучив теоретический материал, обучающийся должен выполнить определенные виды работы: составить тезисы, тезисный план, конспект, выполнить реферат.

В качестве видов контроля предусмотрено: учет выполненных самостоятельных работ.

В результате выполнения самостоятельных работ по учебному предмету История (включая экономику и право) обучающиеся должны:

уметь:

- Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

- Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

- Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством

знать:

- Основы социальных, политологических, культурных, экономических знаний процессов сложившиеся в ходе развития истории. Основные понятия, теории, подходы к изучению исторических процессов.




ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

При написании доклада по заданной теме составляется план, подбираются материал по теме из нескольких достоверных источников (учебники, публицистика, научная литература). В процессе работы с источниками систематизируются полученные сведения, делаются анализ, выводы и обобщения. К докладу по глобальной теме могут привлекаться несколько студентов, между которыми распределяются вопросы и выступления. Доклад может сопровождаться наглядным материалом, к.т. таблицы графики, иллюстрации, диаграммы и примеры.

Содержание доклада: введение, основная часть, заключение (во введении указываются актуальность, предмет, объект, значимость).

По окончанию доклада присутствующие могут задать докладчику вопросы, обсудить некоторые моменты сообщения. Доклады могут быть зачетной работой студента по разделу, за семестр (в отдельных случаях).

Требования к составлению доклада: соблюдение структуры; присутствие статистических данных, сопровождение их графиками, иллюстрациями; сопоставление информации из нескольких источников.

Конспект объединяет в себе план, выписки и тезисы; показывает внутреннюю логику изложения; содержит основные выводы, важные положения, факты, доказательства; отражает отношение составителя к материалу и может быть использован в работе не только самим автором, но и другим человеком.

Запомнить: при составлении конспекта необходимо избегать многословия, излишнего цитирования, стремления сохранить стилистическую особенность текста в ущерб его логике.

Виды конспектов:

1) Плановый: составляется при помощи предварительного плана; каждому его пункту соответствует определённая часть конспекта;

2) Текстуальный: составляется преимущественно из цитат, которые связаны логическими переходами;

3) Свободный: представляет собой сочетание выписок, цитат и иногда тезисов;

4) Тематический: не отражает всего содержания текста, отрабатывает лишь определённую тему, отвечает на конкретный вопрос:

- хронологический: отражает хронологическую последовательность событий на фоне показа самих событий;

  • обзорный: раскрывает конкретную тему с использованием чаще всего нескольких источников.

План — самая краткая запись, которая отражает последовательность изложения мысли; раскрывает и обобщает содержание текста; может заменить конспект и тезисы; помогает составлять записи разного рода - готовить сообщения, доклады, рефераты и т. д.; организует самоконтроль; сосредоточивает внимание; используется, чтобы восстановить в памяти хорошо знакомый текст.

Принципы составления плана:

А) готового текста:

1) членение текста на смысловые блоки;

2) определение главной мысли каждого выделенного смыслового блока;

3) формулирование пункта плана, выделяющего то существенное, что связывает его с другими частями текста в логическое целое.

Б) создаваемого текста:

1) прогнозирование структуры создаваемого текста через его причастность (введение, основная часть, заключение);

2) определение главной мысли каждой части;

3) установление круга важных вопросов в составе каждой части;

4) формулирование пунктов и подпунктов плана, составляющих в целом логическое единство

Виды плана:

А) Простой

I. …

II. …

III. …

и т. д.

Б) Сложный

I. …

1) …

2) …

II. … и т. д.

Запомнить: Пункт плана формулируется как тема, направление изложения мысли, что может быть выражено через слово или словосочетание.

Требования к составлению конспекта: конкретность, сохранение внутренней последовательности и логики; фактичность и отсутствие многословия; стилистика плана; в зависимости от вида обрабатывается одна или несколько тем.

Реферат— одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.

Таким образом, написание реферата предполагает изложение какого-либо вопроса на основе классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников.

Виды рефератов:

1) По полноте изложения:

информативные (рефераты-конспекты);

индикативные (рефераты-резюме).

2) По количеству используемых источников:

монографические;

обзорные.

3) По читательскому назначению:

общие (характеристика содержания в целом; ориентация на широкую аудиторию);

специализированные (ориентация на специалистов).

4) По составителям:

авторефераты;

рефераты, составленные специалистами.

Запомнить: Реферат не должен отражать субъективные взгляды референта на излагаемый вопрос, а также давать оценку источнику информации.

Требования к составлению реферата: конкретность, сохранение внутренней последовательности и логики; фактичность и отсутствие многословия; стилистика плана; в зависимости от вида обрабатывается одна или несколько тем; сохранение внутренней структуры, последовательности изложения и логики; фактичность и отсутствие информации не по теме; стилистика аргументированного повествования; обрабатывается одна тема.

Рецензия—это разбор и оценка статьи, документа, научного труда, хрестоматийного материала. Она носит критико-аналитический характер, отличается лаконичностью. В содержании указываются актуальность, достоинства, недостатки работы. В тактичной форме высказывается мнение рецензента по поводу пригодности рецензируемой работы для применения в конкретном виде практической деятельности. Оценка должна носить по возможности объективный характер.

Требования к составлению рецензии: конкретность, краткость в изложении своего мнения; не менее трех аргументов при оценке достоинств, недостатков, но обязательно указать сильные стороны; выделить главное и определить область применения.

Сообщение– это краткое изложение тенденций, явлений, составляющих проблемы; информационная выдача данных, каких-либо сведений (знаковых, текстовых, изобразительных, числовых). Сообщение отличается краткостью, конкретностью лаконичностью и чаще носит характер оповещения чем анализа, обобщения. При завершении раздела сообщения имеют аналитический характер и могут отражать определенные тенденции в развитии явления или в разработке проблемы.

Требования к составлению сообщения: информативность, краткость, конкретность, лаконичность, характер оповещения.

Тезисы—это кратко сформулированные основные положения доклада, статьи, книги. Они служат для повторения, сжатой формулировки и заключения, прочитанного и изученного, всегда подразумевают аргументацию, выявляют суть содержания, позволяют обобщить материал.

В тезисах кратко и логично излагается развитие темы. Каждый тезис освещает особую микротему и составляет обычно отдельный абзац. В отличие от плана, который даже в развернутой форме только называет рассматриваемые вопросы, тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.

Стремление автора тезисов к краткости обусловливает отсутствие в них примеров и цитат.

Виды тезисов:

1) Простые: чаще всего составляются из цитат;

2) Основные: формулируются самостоятельно;

3) Сложные: совмещают в себе записи двух видов.

Требования к составлению тезисов: следование выбранному виду тезисов; каждый тезис должен указывать проблему и раскрывать ее решение.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

Процесс написания: обдумывание — планирование — написание — проверка — правка (Планирование — определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы. Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Пересмотр означает редактирование текста с ориентацией на качество и эффективность).

Построение эссе — это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств. Структура: введение, основная часть, заключение.

Требования к написанию эссе: четкое изложение сути поставленной проблемы, самостоятельно проведенный анализ проблемы с помощью аналитического инструментария (классификация, обобщение, сравнение, аналогия, тождественность) в рамках дисциплины; авторская позиция в форме развернутого мнения; адекватный подбор примеров, иллюстраций для подтверждения своего мнения.

Таблица — это сжатая передача информации с выходом на причинно-следственные связи, для проведения аналогий во времени или для сравнения этих аналогий в пространстве. Включение выводов и структура таблицы зависят от схемы заданной «шапки» таблицы.

Требования к составлению таблицы: фактическая конкретность, краткость выражения мысли; зрительная осязаемость.

Схема отражает внутреннюю, внешнюю связь и обусловленность события, явления; показывает источники и направленность развития тенденций; указывает уровни расположения элементов и их соподчиненность. Ее составление возможно только после овладения информацией.

Требования к схеме: замкнута, логически последовательна по горизонтали и вертикали; стрелки правильно сориентированы на вход и выход; зрительно-осязаема.

Презентация необходима для привлечения внимания к конкретной проблеме, красочного подтверждения своих аргументов, выводов. Ее форма может быть разнообразной: от собственной зарисовки механическим способом до моделирования на электронных носителях, от макетов до реальных материальных объектов.

Требования к составлению презентации: информативность, наглядность, красочность, доступность для перевода образов в логические умозаключения.

Аналитическая записка — это высший уровень освоения материала, который подразумевает наличие навыков оперирования инструментами обобщения, сравнения, аналогии. Она направлена на осмысление воспринятого.

Требования к проведению анализа: учет всех факторов; объективность оценки наличие основных фактов; объективное оперирование фактами при рассуждении; выводы, исключающие двойное толкование; логичная последовательность изложения выводов.



ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Цель: расширить представления о развитии культуры в конце ХХ века, уметь анализировать и систематизировать информацию, представлять результаты изучения в форме доклада (сообщения).

Задание:

Подготовить сообщение о развитии одной из сфер культуры (театр, балет, живопись, музыка, литература и пр.) по схеме: официальная культура – неофициальная культура – нелегальная культура.

Содержание работы:

1) Определите источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.

2) Составьте план изложения материала.

3) Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями

Норма времени: 3 час

Формат выполненной работы: сообщение или слайд-фильм.

Критерии оценки: полнота раскрытия темы, логичность и последовательность изложения, наличие выводов, аккуратность исполнения, выполнение требований при оформлении работы, умение изложить тезисы работы в выступлении.

Контроль выполнения: проверка выполненной работы, выступление на семинарском занятии.

Рекомендуемые источники информации:

Образовательные ресурсы сети Интернет:

Как написать доклад (сообщение)

Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Этапы работы над докладом:

• Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 - 10 источников).

• Составление библиографии.

• Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.

• Разработка плана доклада.

• Написание.

• Публичное выступление с результатами исследования.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Цель: осмысление места и роли России на постсоветском пространстве; уметь фор-мулировать собственную позицию, используя для аргументации фактический мате-риал.

Задание:

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Россия – суверенное государ-ство: приобретения и потери»

Содержание работы:

1) Прочитайте § 99 учебника: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Ч.2.- М.: Изд. Центр «Академия», 2018

2) Определите другие источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.

3) Составьте план изложения материала

4) Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями

Норма времени: 2 час

Формат выполненной работы: сочинение-рассуждение

Критерии оценки: логичность, последовательность изложения, наличие аргумента-ции, выводов, аккуратность исполнения.

Контроль выполнения: проверка тетради

Рекомендуемые источники информации:

1) Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Ч.2.- М.: Изд. Центр «Академия», 2018

2) Материалы периодической печати

Этапы работы над сочинением

• Обдумывание и уяснение темы, определение ее границ, выявление ее содержания. Определив круг проблем, мы наметили основные вехи, по которым должно пойти раскрытие темы, т. е. сделали набросок плана сочинения.

• Формулировка основной мысли (идеи) сочинения

• Вы должны поставить перед собой вопрос: «Что я хочу сказать своей работой, к каким выводам я должен прийти, раскрывая тему?» Основная мысль (идея) сочинения формулируется в виде тезиса — четко, ясно, категорично.

• Подбор аргументов для доказательства основной мысли (тезиса) сочинения и расположение их в определенном порядке для обоснования тезиса

• От определения тезиса пишущий сочинение переходит к аргументам, обосно-вывающим его. Появляется рабочая запись (аргументы в определенном порядке).

• Подбор фактического и цитатного материала

Во вступительной части сочинения необходимо охарактеризовать суть проблемы, ее значимость, актуальность. В основной части раскрывается тема сочинения. Заключение придает сочинению законченный вид, оно может резюмировать, т. е. кратко повторить основные мысли в главной части. Вступительная и заключительная части могут быть предельно краткими.

Эпиграф — это изречение (или краткая цитата) перед сочинением, характеризующее основную идею произведения. Эпиграф возможен, но не обязателен в сочинении.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Цель: формирование представлений о неизбежности радикального обновления советской экономической системы; об альтернативных вариантах экономических реформ в стране; о причинах тяжелейшего кризиса, в котором оказалась экономика СССР в 1991 г.

Задание: Подготовка к семинару «Социально-экономическая ситуация в СССР на рубеже 1980-1990-х гг. в оценках политиков, ученых и обывателей».

Основные знания:

предпосылки и необходимость реформирования советской экономической системы; концепция «ускорения социально-экономического развития страны»; экономическая реформа 1987 г.; концепция регулируемого рынка; программа «500 дней».

Основные понятия:

ускорение; научно-технический прогресс; рыночная экономика; арендный подряд; кооперация; теневая экономика; демонополизация; децентрализация; разгосударствление; акционирование; техногенная катастрофа.

Проблема для дискуссии. Советская экономика в конце 80-х — начале 90-х гг.: проблема альтернатив.

Содержание подготовительной работы:

деление на группы, распределение ролей:

• группа «политиков»: оценка социально-экономической ситуации в стране ве-дущими политиками; их предложения по реформированию социально-экономической системы.

• Группа «ученых»: разработка программ экономических реформ и оценка социально-экономической ситуации в стране

• Группа «обывателей»: отношение к проводимым реформам

Норма времени: 2 час

Рекомендуемые источники информации:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Ч.2.- М.: Изд. Центр «Академия», 2018



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Цель: сформировать представление о важнейших внешнеполитических зада-чах,стоящих перед Россией после распада территории СССР, уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа и представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, выступления, уметь аргументировать свои суждения.

Задание:

Составьте перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада территории СССР.

Содержание работы.

1) Используя материал учебника, дополнительные источники информации, выделите основные направления внешней политики России после распада СССР.

2) Сформулируйте основные проблемы внешней политики России после распада СССР.

3) Составьте перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада территории СССР.

Норма времени: 3 час

Формат выполненной работы: конспект, сообщение по конспекту

Критерии оценки: правильность составления конспекта, умение выделить главное для сообщения, аргументировать свои суждения.

Контроль выполнения: проверка конспекта, сообщение на уроке



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Цель: сформировать представление о важнейших мерах по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг. и их эффективности, уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа и представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, выступления, уметь аргументировать свои суждения.

Задание:

Оцените эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг.

Содержание работы.

1) Используя материал учебника, дополнительные источники информации, пере-числите основные меры Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг

2) Дайте оценку эффективности предпринятых мер по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг.

3) Аргументируйте свои суждения.

Норма времени:2 часа

Формат выполненной работы: конспект, сообщение по конспекту

Критерии оценки: правильность составления конспекта, умение выделить главное для сообщения, аргументировать свои суждения.

Контроль выполнения: проверка конспекта, сообщение на уроке

Рекомендуемые источники информации:

1) Интернет



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Цель: сформировать преставления оботношениях России со странами НАТО; уметь формулировать собственную точку зрения, используя для аргументации фактический материал.

Задание. Напишите эссе на тему: «Россия - партнер НАТО?»

Содержание работы:

1) Прочитайте §38-39 учебника.

2) Познакомьтесь с дополнительной информацией по теме.

3) Напишите эссе, пользуясь рекомендациями.

Норма времени: 2 часа

Формат выполненной работы: эссе

Критерии оценки: полнота раскрытия темы, логичность, последовательность, аргу-ментированность, наличие выводов, аккуратность исполнения.

Контроль выполнения: проверка эссе, участие в дискуссии

Рекомендуемые источники информации:

1) Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. М.: Изд. Центр «Академия», 2018.

2) Образовательные сайты Интернет

Рекомендации по написанию эссе

• Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);

• Набросайте аргументы «за» и (или) «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против», ваше эссе может носить полемический характер);

• Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.

• Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.)

• Распределите подобранные аргументы и (или) контраргументы в последова-тельности (это будет ваш условный план)

• Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали данную тему, сразу определить свою позицию и т.д.)

• Изложите свою точку зрения в той последовательности, в которой наметили

• Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Цель: продолжить формирование представлений онациональных, религиозных, культурных традициях и их роли в жизни народов; совершенствовать умения находить необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения

Задание:

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Человек как носитель культуры своего народа»

Содержание работы:

1) Прочитайте § 41 учебника: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. М.: Изд. Центр «Академия», 2018

2) Определите другие источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.

3) Составьте план изложения материала

4) Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями

Норма времени: 3 час

Формат выполненной работы: сочинение-рассуждение

Критерии оценки: логичность, последовательность изложения, наличие аргумента-ции, выводов, аккуратность исполнения.

Контроль выполнения: проверка тетради

Рекомендуемые источники информации:

1) Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. М.: Изд. Центр «Академия», 2018

2) Материалы периодической печати

Этапы работы над сочинением

• Обдумывание и уяснение темы, определение ее границ, выявление ее содержания. Определив круг проблем, мы наметили основные вехи, по которым должно пойти раскрытие темы, т. е. сделали набросок плана сочинения.

• Формулировка основной мысли (идеи) сочинения

• Вы должны поставить перед собой вопрос: «Что я хочу сказать своей работой, к каким выводам я должен прийти, раскрывая тему?» Основная мысль (идея) сочинения формулируется в виде тезиса — четко, ясно, категорично.

• Подбор аргументов для доказательства основной мысли (тезиса) сочинения и расположение их в определенном порядке для обоснования тезиса

• От определения тезиса пишущий сочинение переходит к аргументам, обосно-вывающим его. Появляется рабочая запись (аргументы в определенном порядке).

• Подбор фактического и цитатного материала

Во вступительной части сочинения необходимо охарактеризовать суть проблемы, ее значимость, актуальность. В основной части раскрывается тема сочинения. Заключение придает сочинению законченный вид, оно может резюмировать, т. е. кратко повторить основные мысли в главной части. Вступительная и заключительная части могут быть предельно краткими.

Эпиграф — это изречение (или краткая цитата) перед сочинением, характеризующее основную идею произведения. Эпиграф возможен, но не обязателен в сочинении.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Цель: формирование представлений опутях и средствах формирования духовных ценностей общества, совершенствование умений систематизировать учебный мате-риал, делать выводы, представлять результат изучения в форме реферата.

Задание: напишите реферат на тему: «Пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России». Подготовьте краткое сообщение по теме реферата.

Содержание работы:

1) Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных источниках

2) Составить план реферата (обязательными пунктами являются: введение, анализ источников по теме, основная часть, выводы)

3) Выполнить реферат, пользуясь рекомендациями по написанию рефератов

Норма времени: 6 часов

Формат выполненной работы: Реферат

Критерии оценки: полнота раскрытия темы, выполнение рекомендаций, наличие выводов, аккуратность исполнения.

Контроль выполнения: проверка реферата, обсуждение на семинарском занятии

Как написать реферат

Слово «реферат» латинское по происхождению, означает краткое письменное изложение сущности какой-либо проблемы. Однако в современном понимании реферат – это не только пересказ прочитанного, но и анализ, обобщение и аргументированное изложение собственной точки зрения на рассматриваемую проблему.

Процесс написания реферата состоит из следующих этапов.

1. Выбор темы и постановка проблемы.

Тема реферата выбирается в соответствии с интересами студента и согласовывается с преподавателем. Учитываются имеющиеся источники и литература по теме работы, их доступность.

2. Сбор материала по выбранной теме.

После выбора темы и определения проблемы составляется список литературы, со-держащей необходимые сведения. Для этого целесообразно ознакомиться с соответствующими разделами систематических каталогов библиотек, обзорами литературы в журналах, историческими сайтами в интернете.

После отбора необходимых для работы материалов следует наметить последовательность их изучения, что позволит более точно определить примерное содержание и соответствующую структуру реферата. При работе с источниками и литературой целесообразно на отдельных карточках или в специальной тетради выписывать основные положения, примеры, выводы изученных произведений, точно указывая их авторов, названия, страницы. Необходимо отметить, что в случае возникновения сомнений в авторстве реферата преподаватель имеет право потребовать предъявить эти подготовительные материалы.

3. Составление плана.

Определение содержания реферата позволяет составить черновой вариант плана. Он состоит, как правило, из введения, двух – пяти пунктов основной части (они могут иметь подпункты) и заключения. Формулировки пунктов плана должны быть ясными, четкими, по возможности краткими.

4. Работа над текстовой частью реферата.

После составления плана рекомендуется определить содержание и логику изложения отдельных вопросов. Необходимо внимательное прочтение отобранной литературы с обязательным конспективным изложением сущности почитанного, с выпиской отдельных цитат, записью собственных мыслей, возникающих во время чтения. Обдумайте порядок изложения, формулировки пунктов плана, сверьте с первоисточниками цитаты, которые будут приведены в реферате, рассчитайте объем всего реферата в целом и его отдельных частей. Рекомендуемый объем реферата – 10-15 машинописных страниц чистого текста (т.е. без учета титульного листа, плана и списка источников и литературы). При компьютерном наборе рекомендуется использовать шрифт Times New Roman, 14 размер, полуторный интервал.

Во введении (страницы 1-2) следует обосновать выбор темы реферата, показать ее актуальность, степень разработанности, кратко сформулировать проблему исследования.

В основной части (8 – 12 страниц) необходимо изложить объективные исторические сведения по теме реферата, собственные версии и оценки. Каждый пункт основной части необходимо заканчивать кратким выводом.

В заключении (1-2 страницы) формулируются основные выводы по теме, результаты проделанный работы.

5. Оформление реферата.

На титульном листе указывается название учебного заведения, тип работы (реферат, доклад), учебный предмет («по истории»), тема работы, фамилия и инициалы исполнителя, номер учебной группы, и, наконец, внизу – место нахождения учебного заведения и год написания работы.

На втором листе дается план реферата. Введение и заключение не нумеруются.

На титульном листе и плане номера страниц не проставляются, но они учитываются, и, следовательно, введение начинается со страницы под номером 3.

Цитата, приводимая без изменения авторского текста, должна быть взята в кавычки и иметь ссылку на источник. Например:

«Цена победы для советской стороны была немалой – в боях погибли сотни солдат и офицеров»[1]. В этом случае необходимо указывать страницу, с которой взята цитата.

Также в обязательном порядке должны даваться ссылки на источники любой цифровой информации, мнения и высказывания исторических деятелей, историков. Например: «По мнению некоторых исследователей, поражения Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны целиком и полностью объясняются сталинскими репрессиями»[2]. В данном случае страница не указывается.

Завершается реферат списком использованных источников и литературы. Он должен состоять не менее чем из пяти наименований, не являющихся учебниками и учебными пособиями. Сначала указываются использованные источники (документы, мемуары и т.п.), затем – монографии и статьи в журналах, газетах и сборниках (и то, и другое – в алфавитном порядке, под номерами). Ниже приводится пример списка источников и литературы с описанием различных изданий.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Основные источники

  1. Мединский В. Р. Торкунов А. В. История. История России. 1914—1945 годы : учебник / В. Р. Мединский, А. В. Торкунов ; Минпросвещения России. - Москва : Образовательно-издательский центр "Академия", 2024. - 464с. : ил.

  2. Мединский В. Р. Чубарьян А. О. История. Всеобщая история. 1914 год - начало XXI века : учебник (в 2 частях) / В. Р. Мединский , А. О. Чубарьян ; Минпросвещения России. - Москва : Образовательно-издательский центр "Академия", 2024. - 496с. : ил.

  3. Мединский В. Р. Чубарьян А. О. История. Всеобщая история. 1914 год - начало XXI века : учебник (в 2 частях) / В. Р. Мединский , А. О. Чубарьян ; Минпросвещения России. - Москва : Образовательно-издательский центр "Академия", 2024. - 496с. : ил.

Дополнительные источники

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред.проф. об­разования. — М., 2020.

  2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учрежде­ний сред.проф. образования. — М., 2020.

  3. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2020.


Электронные ресурсы

www.gumer.info (Библиотека Гумер).

www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (Библиотека Исторического факультета МГУ).

www.plekhanovfound.ru/library (Библиотека социал-демократа).

www. bibliotekar. ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной лите­ратуры по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).

https://ru. wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия).

https://ru.wikisource.org (Викитека: свободная библиотека). www.wco.ru/icons (Виртуальный каталог икон).

www.militera.lib.ru (Военная литература: собрание текстов).

www.world-war2.chat.ru (Вторая Мировая война в русском Интернете). www.kulichki.com/~gumilev/HE1 (Древний Восток).

www. old-rus-maps. ru (Европейские гравированные географические чертежи и карты Рос­сии, изданные в XVI—XVIII столетиях).

www.biograf-book.narod.ru (Избранные биографии: биографическая литература СССР). www.magister.msk.ru/library/library.htm (Интернет-издательство «Библиотека»: электрон­ные издания произведений и биографических и критических материалов).

www. intellect-video. com/russian-history (История России и СССР: онлайн-видео). www. historicus. ru (Историк: общественно-политический журнал).

www.history.tom.ru (История России от князей до Президента). www. statehistory. ru (История государства).

www. kulichki. com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах Российской империи).

www. raremaps. ru (Коллекция старинных карт Российской империи).

www.old-maps.narod.ru (Коллекция старинных карт территорий и городов России). www. mifologia. chat. ru (Мифология народов мира).

www.krugosvet.ru (Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»).

www. liber. rsuh. ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»). www.august-1914.ru (Первая мировая война: интернет-проект). www.9may. ru (Проект-акция: «Наша Победа. День за днем»).

www.temples.ru (Проект «^рамы России»).

www.radzivil.chat.ru (Радзивилловская летопись с иллюстрациями).

www.borodulincollection.com/index.html (Раритеты фотохроники СССР: 1917—1991 гг. — коллекция Льва Бородулина).

www.rusrevolution.info (Революция и Гражданская война: интернет-проект). www.rodina.rg.ru (Родина: российский исторический иллюстрированный журнал). www.all-photo.ru/empire/index.ru.html (Российская империя в фотографиях). www.fershal.narod.ru (Российский мемуарий). www.avorhist.ru (Русь Древняя и удельная).

www.memoirs.ru (Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях). www.scepsis.ru/library/history/page1 (Скепсис: научно-просветительский журнал). www. arhivtime. ru (Следы времени: интернет-архив старинных фотографий, открыток, документов).

www. sovmusic. ru (Советская музыка).

www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio). www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).

www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ).

www.ec-dejavu.ru (Энциклопедия культур Dеjа Vu).