Пальчиковая гимнастика – шаг к образцовому письму
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Здесь на помощь приходят различные упражнения для развития мелкой моторики. Среди них можно выделить упражнения для самомассажа, пальчиковые игры
Предлагаем три комплекса упражнений самомассажа:
самомассаж тыльной стороны кистей рук
самомассаж ладоней
пальцев рук.
Упражнения
Дети действуют подушечками 4 пальцев, которые устанавливают у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперёд – назад, смещая кожу на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу.
Утюгом разгладим складки,
Будет всё у нас в порядке.
Перегладим все штанишки
Зайцу, ёжику и мишке.
Ребром ладони дети имитируют пиление по всем направлениям тыльной стороны кисти руки, кисти и предплечье располагаются на столе.
Пили, пила. Пили, пила!
Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее,
Печь истопим, всех согреем.
Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх – вниз и справа налево по ладони массируемой руки.
Дружно маме помогаем,
Тёркой свёклу натираем,
Вместе с мамой варим щи :
Ты вкуснее поищи!
Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу буравчика на ладони массируемой руки.
Папа в руки дрель берёт,
А она жужжит, поёт,
Будто мышка – непоседа
В стенке дырочку грызёт.
Движения как при растирании замёрзших пальцев
Заморозил нас морозко,
Влез под тёплый воротник,
Как воришка, осторожно,
В наши валенки проник.
ПРИМЕРЫ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР
| Зайчик: Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак. | | Человечек: Бегаем указательным и средним пальцами по столу. |
| Ёжик: Руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить | | Кошка: Соединить средний и безымянный пальцы с большим; указательный и мизинец поднять вверх. |
| Коза: Указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых безымянном и среднем. | | |
| Бабочка: Руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях - "бабочка летит". |
| Очки: Пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам. |
Речевые пальчиковые игры
Замок!
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
(Проговариваем слова четко и ритмично, чтобы движения учеников совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.)
Этот пальчик.
Предложите согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
- Этот пальчик - дедушка,
- этот пальчик - бабушка,
- этот пальчик - матушка,
- этот пальчик - батюшка,
- Ну а этот пальчик - я.
- Вот и вся моя семья.
Дом
- Молоточком я стучу,
постукивать кулачками друг о друга
- Дом построить я хочу.
соединить кончики пальцев обеих рук
- Строю я высокий дом,
поднять выпрямленные ладони вверх
- Буду жить я в доме том.
(похлопать ладонями)
Тесто
- Тесто ручками помнем
сжимаем и разжимаем пальчики
- Сладкий тортик испечем
как будто мнем тесто
- Серединку смажем джемом
круговые движения ладошками по плоскости стола
- А верхушку сладким кремом
- И кокосовую крошкой
- Мы присыплем торт немножко
сыплем "крошку" пальчиками обеих рук
- А потом заварим чай
- В гости друг - друга приглашай.
Капуста
- Мы капусту рубим, рубим
говорить ритмично, руками показывать как мы рубим капусту
- Мы морковку трем, трем
ручками показывать как мы трем морковку
- Мы капусту солим, солим
пальчики щепоткой – солим
- Мы капусту мнем, мнем
ручками "мнем" капусту
- И в баночку кладём!